КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2009 г. N 937-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА
С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛУКБЕЛОЙЛ" НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЕМ ПУНКТА 2 СТАТЬИ
342 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию общества с ограниченной ответственностью "ЛукБелОйл" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В Конституционный Суд Российской Федерации поступила жалоба ООО "ЛукБелОйл" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саратова вынесла решения от 2 июня 2004 года, от 30 ноября 2006 года, от 15 февраля 2007 года, от 31 января 2007 года, от 4 июня 2007 года, от 12 февраля 2007 года, от 4 декабря 2006 года и от 22 августа 2007 года, которыми налогоплательщику доначислен налог на добычу полезных ископаемых, а также начислены пени и штрафы. В обоснование данных решений налоговый орган указал, что применять коэффициент 0,7 налогоплательщики вправе при наличии одновременно двух условий - осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых либо полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Поскольку ООО "ЛукБелОйл", не являясь плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по состоянию на 1 июля 2001 года, доказательств освобождения от уплаты вышеназванных отчислений не представило, налоговый орган пришел к выводу о несоблюдении налогоплательщиком условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющих применить коэффициент 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.

Решениями Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2004 года, от 14 февраля 2007 года, от 28 июня 2007 года, 16 октября 2007 года, 15 ноября 2007 года, 14 декабря 2007 года, 28 февраля 2008 года и 9 января 2008 года, оставленными без изменения судами вышестоящих инстанций, отказано в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными перечисленных решений налогового органа в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых. При этом арбитражные суды, руководствуясь положениями статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (в редакции, действовавшей в период до вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ), сделали вывод об отсутствии у общества правовых оснований для применения коэффициента 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в спорные периоды. Определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 августа 2008 года, от 22 августа 2008 года, от 27 августа 2008 года и от 29 августа 2008 года заявителю отказано в передаче дел в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "ЛукБелОйл" утверждает, что условия применения понижающего коэффициента при расчете налога на добычу полезных ископаемых, содержащиеся в пункте 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, являются неясными. Закрепляя данные условия не как альтернативные, а как подлежащие применению в совокупности, законодатель, по мнению заявителя, нарушил основополагающие принципы налогообложения: равного налогового бремени, справедливости налогообложения, определенности налоговой нормы, экономической обоснованности налога.

В связи с этим заявитель просит признать оспариваемое законоположение противоречащим Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 8, 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные ООО "ЛукБелОйл" материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (Определение от 15 мая 2007 года N 372-О-П); федеральный законодатель, осуществляя налоговое регулирование и устанавливая общие принципы налогообложения и сборов, связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной степенью усмотрения при введении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога (определения от 23 июня 2005 года N 272-О, от 16 мая 2007 года N 420-О-О, N 421-О-О и N 422-О-О, от 17 июня 2008 года N 498-О-О и от 15 января 2009 года N 246-О-О).

Положение пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом названных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и с учетом его истолкования Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановления от 19 июня 2006 года N 14842/05 и от 17 июля 2007 года N 3803/07), как предусматривающего возможность применения к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых понижающего коэффициента при наличии одновременно двух условий, а именно: осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы либо полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, не может рассматриваться как неопределенное, неясное или противоречивое, нарушающее конституционные права и свободы заявителя.

Проверка правильности толкования и применения норм права налоговыми органами и арбитражными судами, требующая исследования и оценки фактических обстоятельств, - прерогатива вышестоящих инстанций арбитражных судов; судебный же надзор за деятельностью арбитражных судов, за единообразием в толковании и применении законодательных норм возложен статьей 127 Конституции Российской Федерации на Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", разрешение такого рода вопросов не входит.

Фактически же, как следует из жалобы ООО "ЛукБелОйл", требования заявителя сводятся к изменению действующего порядка применения понижающего коэффициента налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых. Между тем разрешение данного вопроса относится к полномочиям законодателя, который, обладая в рамках Конституции Российской Федерации свободой усмотрения в выборе предпочтительного механизма налогового регулирования, вправе предусмотреть и иной порядок уменьшения налоговой ставки.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЛукБелОйл", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН