КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2005 г. N 309-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА БРИККЕРА ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 82 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА
НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И ЗАКОНОМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "О СОВМЕЩЕНИИ ВЫБОРОВ,
ПРОДЛЕНИИ ИЛИ СОКРАЩЕНИИ СРОКОВ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина В.М. Бриккера вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В жалобе гражданина В.М. Бриккера оспаривается конституционность положений статьи 82 Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 12 августа 2004 года), допускающих продление или сокращение не более чем на один год сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах различных органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации и предусматривающих проведение до 1 ноября 2005 года выборов в органы местного самоуправления, сроки полномочий которых продлены или сокращены, а также конституционность Закона Нижегородской области от 11 октября 2004 года "О совмещении выборов, продлении или сокращении сроков полномочий органов местного самоуправления в Нижегородской области", которым в соответствии с названным Федеральным законом продлены до 16 октября 2005 года истекающие до этой даты сроки полномочий глав и представительных органов муниципальных образований и сокращены сроки полномочий глав и представительных органов муниципальных образований, истекающие в период с 16 октября 2005 года до 15 октября 2006 года, - до 16 октября 2005 года.

По мнению заявителя, избранного главой местного самоуправления - мэром города Дзержинска Нижегородской области на срок до 29 сентября 2006 года, оспариваемые законоположения ограничивают его конституционное право участвовать в управлении делами государства, поскольку сокращают на одиннадцать месяцев установленный Уставом муниципального образования срок полномочий, на который он избран, а также нарушают избирательные права его и других граждан, их право участвовать в свободных периодических выборах в представительный орган местного самоуправления, поскольку продлевают на семь месяцев установленный Уставом муниципального образования срок полномочий, на который избраны депутаты Городской Думы города Дзержинска, что противоречит статьям 3, 12, 18, 19 (часть 1), 32 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 131 и 132 Конституции Российской Федерации.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, решением Нижегородского областного суда от 7 декабря 2004 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2005 года, отказано в удовлетворении заявления администрации города Дзержинска в лице его мэра В.М. Бриккера о признании недействующим с момента принятия и не подлежащим применению Закона Нижегородской области от 11 октября 2004 года "О совмещении выборов, продлении или сокращении сроков полномочий органов местного самоуправления в Нижегородской области".

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что данная жалоба не соответствует требованиям названного Закона.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 12; статья 72, пункт "н" части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", заменившим Федеральный закон от 28 августа 1995 года с таким же названием, установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления. Данный Федеральный закон направлен на проведение муниципальной реформы, в связи с чем предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внес существенные изменения в принципы территориальной организации местного самоуправления, в систему функций и полномочий органов местного самоуправления. Изменение границ и преобразование муниципальных образований в соответствии с его требованиями влечет за собой проведение выборов в органы местного самоуправления вновь образованных многочисленных муниципальных образований. В связи с реформированием местного самоуправления Федеральным законом от 12 августа 2004 года были внесены изменения в статью 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым допускается не более чем на один год продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации; на выборах в органы местного самоуправления одного и того же муниципального образования; на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такое регулирование не направлено на ограничение самостоятельности местного самоуправления, права граждан на осуществление местного самоуправления, права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Совмещение муниципальных выборов посредством продления или сокращения сроков полномочий органов местного самоуправления и проведение их не позднее 1 ноября 2005 года имеет целью синхронизировать переход системы местного самоуправления в обновленный правовой статус и представляет собой временную меру, рассчитанную только на переходный период муниципальной реформы для организации местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и проведения выборов в органы местного самоуправления в переходный период с учетом местных условий. Это временное регулирование не изменяет положений уставов муниципальных образований о сроках полномочий органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, не препятствует реализации гражданами права участвовать в управлении делами государства и избирательных прав и не может быть признано противоречащим Конституции Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бриккера Владимира Михайловича, поскольку она не соответствует требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ