КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2010 г. N 450-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА МИКУЛЫ ВЛАДИМИРА СТЕПАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 15
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.С. Микулы,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.С. Микула оспаривает конституционность положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ), согласно которым:
военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития, при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях (абзац третий);
на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются в числе прочих офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей (абзацы четвертый и шестой);
военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона; военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (абзац двенадцатый).
Как следует из представленных материалов, решением жилищной комиссии Объединенного Арктического авиационного отряда за В.С. Микулой было признано право на получение жилого помещения на общих основаниях по договору социального найма по месту прохождения военной службы.
Решением Воркутинского гарнизонного военного суда ему было отказано в признании незаконным и подлежащим отмене решения командира войсковой части 2542 об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства и предоставлении ему жилого помещения в городе Саратове, а также в утверждении и направлении по подчиненности в Управление авиации ФСБ Российской Федерации документов о включении в список очередников на получение жилого помещения в городе Саратове. Суд со ссылкой на статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указал, что порядок реализации прав военнослужащих на получение жилья по избранному месту жительства не распространяется на военнослужащих, уволенных в запас в связи с невыполнением ими условий контракта, в том числе на заявителя, несмотря на наличие у него календарной выслуги на момент увольнения 21 год 11 месяцев. Суд кассационной инстанции оставил жалобу В.С. Микулы без удовлетворения. При этом отказ в применении положения о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства В.С. Микуле как военнослужащему, имеющему выслугу более 20 лет, суд мотивировал тем, что данное положение распространяется на военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (положение абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
По мнению заявителя, оспариваемые положения, как предусматривающие различные в зависимости от срока заключения контракта (до или после 1 января 1998 года) гарантии военнослужащим на получение жилья и выбор места жительства, нарушают его право на получение жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, право на жилище, право на свободный выбор места жительства, равенство перед законом и тем самым противоречат статьям 19 (часть 2), 27, 40 и 55 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.С. Микулой материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", вопреки утверждению заявителя, не регулируют вопросы предоставления жилья по избранному месту жительства в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма при увольнении с военной службы лиц, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, обеспеченных на период ее прохождения служебными жилыми помещениями и имеющих выслугу 20 лет и более, и сами по себе его конституционные права и свободы не нарушают; их защита может быть осуществлена на основе других положений данного Федерального закона.
Доводы, приведенные заявителем в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что нарушение своих конституционных прав он связывает не с содержанием оспариваемых законоположений, а с принятыми на их основании военным командованием и судом правоприменительными решениями, с которыми он выражает несогласие. Между тем проверка законности и обоснованности таких решений, в том числе в части сроков пользования служебными жилыми помещениями в период прохождения заявителем военной службы, оснований увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части без предоставления жилья в собственность или по договору социального найма, а также в части отказа в признании заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Микулы Владимира Степановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН