КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 октября 2014 г. N 2310-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "МИЛЛИ ФИРКА" НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОДПУНКТОМ "А" ПУНКТА 1
СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О ПРИНЯТИИ
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ОБРАЗОВАНИИ
В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ - РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы общественной организации "Милли Фирка",

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации общественная организация "Милли Фирка" оспаривает конституционность подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 27 мая 2014 года N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", изложившего часть 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в новой редакции, согласно которой выборы в Государственный Совет Республики Крым - парламент Республики Крым и Законодательное Собрание города Севастополя проводятся во второе воскресенье сентября 2014 года; Глава Республики Крым и губернатор города Севастополя избираются соответственно депутатами Государственного Совета Республики Крым и депутатами Законодательного Собрания города Севастополя нового созыва не позднее декабря 2014 года.

По мнению заявителя, приведенные законоположения, закрепляющие проведение выборов на один год раньше, чем это изначально предусматривалось Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", противоречат статьям 30, 32 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "г") Конституции Российской Федерации, поскольку участники избирательного процесса не имели достаточно времени для того, чтобы подготовиться к проведению выборов на территории указанных новых субъектов Российской Федерации, в частности по вопросам оформления гражданства Российской Федерации или получения паспорта гражданина Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Согласно статье 7 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в первоначальной редакции выборы в органы государственной власти Республики Крым и в органы государственной власти города федерального значения Севастополя должны были проводиться во второе воскресенье сентября 2015 года (часть 1); до избрания органов государственной власти Республики Крым и органов государственной власти города федерального значения Севастополя их полномочия должны осуществлять соответственно Государственный Совет Республики Крым - парламент Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя (часть 2).

Данные нормы воспроизводят статью 8 подписанного 18 марта 2014 года в городе Москве Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Конституционный Суд Российской Федерации, оценивая конституционность его положений, в Постановлении от 19 марта 2014 года N 6-П пришел к выводу о том, что решение о проведении выборов в указанные сроки согласуется с установленными для переходного периода статьей 6 Договора сроками, обеспечивает необходимую преемственность в организации и осуществлении государственной власти на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и, будучи направленным на защиту народовластия, соответствует Конституции Российской Федерации.

Из этого, однако, не следует, что изменение законодателем предусмотренных Договором сроков автоматически приведет к нарушению Конституции Российской Федерации и игнорированию правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в указанном Постановлении. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, наличие переходного периода само по себе является необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Его конкретное содержание в Договоре не определяется - за некоторыми исключениями, подлежащими конституционно-правовой оценке применительно к другим его статьям, - и должно получить нормативное развитие в федеральном конституционном законе о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и в уточняющем и конкретизирующем его положения отраслевом законодательстве, с тем чтобы обеспечить баланс потребностей интеграции новых субъектов в Российскую Федерацию, с одной стороны, и иных конституционных ценностей - с другой.

В настоящее время Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов сохранил свое значение в качестве составной части сложного юридического факта (основания) образования новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Данное обстоятельство прямо предусмотрено в части 2 статьи 1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно которой основаниями принятия в Российскую Федерацию Республики Крым являются результаты общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации, Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, предложения Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь, и данный Федеральный конституционный закон. Поэтому указанный Договор в системе юридических оснований (сложного юридического факта) образования новых субъектов Российской Федерации занимает особое место, что не позволяет без каких-либо оговорок распространять на него нормы статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

2.2. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" должны быть урегулированы вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации. По отдельным вопросам с учетом их социальной, экономической, политической и правовой составляющей, а также предполагаемой динамики интеграции данный Федеральный конституционный закон устанавливает и более короткие сроки.

Согласно части 1 статьи 4 данного Федерального конституционного закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. Тем самым Российская Федерация установила устойчивую правовую связь между собой как государством и жителями Республики Крым и города федерального значения Севастополя (гражданами Украины и лицами без гражданства) со всеми вытекающими для Российской Федерации обязательствами в отношении данных лиц путем одностороннего признания их статуса как граждан Российской Федерации по истечении одного месяца, начиная с 18 марта 2014 года. При этом гражданство Российской Федерации не приобрели только те лица, которые до 18 апреля 2014 года заявили о своем желании сохранить свой прежний статус.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Это означает, что гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, должны были быть выданы паспорта граждан Российской Федерации до 18 июня 2014 года (почти за три месяца до дня голосования на выборах в Государственный Совет Республики Крым - парламент Республики Крым и Законодательное Собрание города Севастополя).

Таким образом, нет оснований для вывода о наличии каких-либо связанных с оформлением гражданства Российской Федерации или получением паспорта гражданина Российской Федерации препятствий для участия жителей Республики Крым и города федерального значения Севастополя в выборах 14 сентября 2014 года.

2.3. Федеральный законодатель, действуя в пределах своей дискреции, в целях обеспечения наиболее адекватного в новых политических и экономических условиях представительства в органах государственной власти жителей Республики Крым и города федерального значения Севастополя оптимизировал сроки формирования высших органов государственной власти данных субъектов Российской Федерации посредством принятия оспариваемого законоположения. При этом он исходил из выраженной в совместном обращении Государственного Совета Республики Крым и Законодательного Собрания города Севастополя к Президенту Российской Федерации от 11 апреля 2014 года (которые просили Президента Российской Федерации поддержать их инициативу о проведении выборов в Государственный Совет Республики Крым и Законодательное Собрание города Севастополя во второе воскресенье сентября 2014 года) готовности органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя издать - учитывая оперативность и масштабность принимаемых Российской Федерацией мер по интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации - необходимые правовые акты для их скорейшей интеграции в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Готовность к скорейшей интеграции подтверждается также принятыми еще до вступления в силу Федерального конституционного закона от 27 мая 2014 года N 7-ФКЗ Конституцией Республики Крым (11 апреля 2014 года), Уставом города Севастополя (14 апреля 2014 года), законами Республики Крым от 15 мая 2014 года N 2-ЗРК "О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым" и от 15 мая 2014 года N 3-ЗРК "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым", Законом города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти данных субъектов Российской Федерации.

Это означает, что в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе были созданы все необходимые нормативно-правовые условия для организации и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти данных субъектов Российской Федерации во второе воскресенье сентября 2014 года.

Изменяя сроки формирования высших органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, законодатель учел также правила назначения и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и условия для соблюдения гарантий избирательных прав.

Так, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 июня 2014 года N 2225-6/14 "О назначении выборов депутатов Государственного Совета Республики Крым первого созыва" и постановлением Законодательного Собрания города Севастополя от 10 июня 2014 года N 70 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" выборы были назначены на 14 сентября 2014 года - в полном соответствии с требованиями пунктов 5 и 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые на основании федерального конституционного закона, федерального закона, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье сентября, не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

При этом до назначения выборов в данных субъектах Российской Федерации были сформированы Избирательная комиссия Республики Крым и Севастопольская городская избирательная комиссия (постановления Государственного Совета Республики Крым от 4 апреля 2014 года N 1924-6/14 "О формировании Избирательной комиссии Республики Крым" и от 7 мая 2014 года N 2097-6/14 "О назначении членов Избирательной комиссии Республики Крым с правом решающего голоса от Государственного Совета Республики Крым", Указ Главы Республики Крым от 7 мая 2014 года N 20 "О назначении членов Избирательной комиссии Республики Крым с правом решающего голоса от Совета министров Республики Крым"; постановления Законодательного Собрания города Севастополя от 11 апреля 2014 года N 2 "О формировании Севастопольской городской избирательной комиссии", от 13 мая 2014 года N 26 "О назначении членов Севастопольской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса" и др.).

Кроме того, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Крым "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым" Государственный Совет Республики Крым состоит из 75 депутатов: 25 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, а 50 депутатов - по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за республиканские списки кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Крым, выдвинутые избирательными объединениями, а согласно статье 3 Закона города Севастополя "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" Законодательное Собрание города Севастополя состоит из 24 депутатов: 8 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, а 16 депутатов - по городскому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за городские списки кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя, выдвинутые избирательными объединениями. При этом одномандатные избирательные округа, согласно части 1 статьи 8 Закона Республики Крым "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым", образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории Республики Крым в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который, в свою очередь, предусматривает, что регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".

Схему одномандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, дается перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа и число избирателей в каждом избирательном округе, определяет Избирательная комиссия Республики Крым: согласно части 2 статьи 82 Закона Республики Крым "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым" первая после вступления в силу данного Закона Республики Крым схема одномандатных избирательных округов должна была быть определена ею не позднее 1 июня 2014 года. Аналогичные нормы по учету избирателей для формирования схемы избирательных округов содержатся и в Законе города Севастополя "О выборах депутатов Законодательного собрания города Севастополя".

Из этого следует, что еще до назначения соответствующих выборов в целях формирования их инфраструктуры (избирательных округов, избирательных участков и т.д.) избирательные органы вновь образованных субъектов Российской Федерации обладали сведениями об учете избирателей в Республике Крым и городе Севастополе. Кроме того, по смыслу Закона Республики Крым "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым" и Закона города Севастополя "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя", вновь образованные субъекты Российской Федерации до назначения соответствующих выборов были интегрированы в систему организации выборов в Российской Федерации, что подтверждается практикой проведения соответствующих выборов.

Таким образом, перенос сроков формирования высших органов государственной власти Республики Крым и города Севастополя с сентября 2015 года на сентябрь 2014 года был обоснован наличием - к моменту принятия оспариваемой нормы - избирательного законодательства данных субъектов Российской Федерации, избирательных органов, организующих выборы, и интеграцией избирательных систем данных регионов в систему организации и проведения выборов в Российской Федерации, являющихся наряду с референдумом высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3, Конституции Российской Федерации).

3. Согласно статьям 36, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", конкретизирующим статью 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, гражданин, объединение граждан вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемые законоположения были применены в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, если ими затрагиваются конституционные права и свободы граждан и если имеется неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти законоположения Конституции Российской Федерации. Несоблюдение данных условий в силу статьи 43 названного Федерального конституционного закона является основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению.

Поскольку данная жалоба указанным требованиям не отвечает, она не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общественной организации "Милли Фирка", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области