КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2008 г. N 297-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ФИНКЕЛЬШТЕЙНА БОРИСА МОШКОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ПУНКТА 2
СТАТЬИ 213.1 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Б.М. Финкельштейна,
установил:
1. Гражданин Б.М. Финкельштейн, получающий с 1997 года трудовую пенсию по старости, в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения от 15 февраля 2001 года, заключенным между негосударственным пенсионным фондом "Благосостояние" и работодателем - ФГУП "Свердловская железная дорога", с 1 февраля 2003 года получает также отраслевую негосударственную пенсию, с сумм которой налог на доходы физических лиц не удерживался вплоть до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 3 статьи 1 которого Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 213.1.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Б.М. Финкельштейн оспаривает конституционность абзаца второго пункта 2 статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при определении налоговой базы налога на доходы физических лиц учитываются суммы пенсий, выплачиваемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.
По мнению заявителя, названной нормой нарушается равенство лиц, которые дополнительно к трудовым пенсиям по старости получают денежные выплаты по заключенным в их пользу работодателем договорам, в зависимости от вида договора - негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования, а также допускается двойное налогообложение, что противоречит статьям 19, 39 и 57 Конституции Российской Федерации.
2. По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2004 года N 14-П, законодательное регулирование, имеющее целью обеспечить одинаковый объем правовых гарантий каждому налогоплательщику и вместе с тем позволяющее учитывать юридически значимые и объективно обусловленные различия между отдельными категориями налогоплательщиков, не может расцениваться как нарушающее конституционный принцип равенства в налоговой сфере, вытекающий из статей 6 (часть 2), 8 (часть 2), 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации. Поэтому федеральный законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия, вправе, исходя из принципа справедливости, а также с учетом экономических, социальных и иных условий, устанавливать неодинаковые требования в области налогообложения применительно к различным категориям налогоплательщиков.
В соответствии с налоговым законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", ни суммы страховых взносов, перечисляемых работодателем в пользу работников по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам добровольного пенсионного страхования, если эти суммы не превышали фиксированную сумму в расчете на одного работника, ни выплаты по указанным договорам, если такие выплаты осуществлялись при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитывались (статья 213 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ).
После 1 февраля 2005 года при определении налоговой базы по данному налогу суммы пенсий, выплачиваемые физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, стали учитываться в силу статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации, и, соответственно, данный налог в размере 13 процентов - удерживаться с выплачиваемых сумм отраслевых негосударственных пенсий. Что касается договоров добровольного пенсионного страхования, то с 1 февраля 2005 года доходы, полученные по этим договорам в виде страховых выплат, если такие выплаты осуществляются при наступлении предусмотренных законодательством Российской Федерации пенсионных оснований, по-прежнему не учитываются; вместе с тем стали учитываться суммы страховых взносов, если они вносятся за физических лиц из средств работодателей, и, соответственно, налог на доходы физических лиц стал удерживаться с сумм страховых взносов (подпункт 4 пункта 1 и пункт 3 статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 204-ФЗ).
Такие различия установлены федеральным законодателем в целях наиболее полного учета подлежащих налогообложению сумм доходов физических лиц по указанным договорам, основаны на экономических характеристиках объекта налогообложения и налоговой базы (выплаты по договору добровольного пенсионного страхования определяются исходя из размера перечисленных работодателем в пользу работника страховых взносов; размер же отраслевых негосударственных пенсий может быть не связан с суммами, перечисленными работодателем в негосударственный пенсионный фонд, а порядок его исчисления определяется работодателем) и не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства.
Данный конституционный принцип не нарушается и самой по себе нормой абзаца второго пункта 2 статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку на ее основании с лиц, в пользу которых работодателем заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения (к их числу относится и заявитель), налог на доходы физических лиц с дохода в виде отраслевой негосударственной пенсии взимается по одним и тем же правилам.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 204-ФЗ изменил ранее действовавшее правовое регулирование, в соответствии с которым суммы страховых взносов, перечисляемых из средств работодателя по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в пользу работников, увеличивали налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц в том случае, когда они превышали фиксированную сумму в расчете на одного работника.
Как следует из представленных материалов, взносы, уплаченные ФГУП "Свердловская железная дорога" в 2001 - 2002 годах в негосударственный пенсионный фонд "Благосостояние" в расчете на одного работника в год, не превышали фиксированную сумму, указанную в пункте 3 статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации, и налог на доходы физических лиц с сумм этих взносов не уплачивался. Поэтому нет оснований полагать, что с сумм выплачиваемой Б.М. Финкельштейну отраслевой негосударственной пенсии налог на доходы физических лиц удерживался дважды.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкельштейна Бориса Мошковича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ