КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2001 г. N 248-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе судьи - секретаря Ю.М. Данилова, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Сахалинского областного суда,
установил:
1. В производстве Сахалинского областного суда находится дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Сахалинской области от 12 июля 1999 года "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области на регистрацию актов гражданского состояния", как не соответствующего пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. "Об актах гражданского состояния", согласно которому государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании данного Федерального закона.
В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Сахалинский областной суд утверждает, что отношения по государственной регистрации актов гражданского состояния являются прежде всего предметом регулирования гражданского законодательства, отнесенного Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации; вместе с тем институт регистрации актов гражданского состояния может регулироваться семейным либо административным законодательством, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, по мнению заявителя, имеется неопределенность в вопросе о соответствии названной нормы статьям 11 (часть 3), 71 (пункт "о"), 72 (пункт "к" части 1), 77 и 78 Конституции Российской Федерации.
2. Гражданское законодательство, которым регулируется институт актов гражданского состояния, находится в ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Именно в гражданском законодательстве содержатся общеустанавливающие нормы об осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния, о порядке регистрации этих актов, порядке изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формах актовых книг и свидетельств, о порядке и сроках хранения актовых книг на основании закона об актах гражданского состояния (пункт 4 статьи 47 ГК Российской Федерации), а также исчерпывающий перечень актов гражданского состояния - рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина, которые требуют обязательной регистрации (пункт 1 статьи 47 ГК Российской Федерации).
Тем самым обеспечивается общефедеральное единство в регулировании указанных отношений. Координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 954 "Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации" (в редакции от 8 июня 2000 года N 1080) возложена на Министерство юстиции Российской Федерации.
Административное и административно - процессуальное законодательство, согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Административным законодательством регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, в том числе в процессе создания и организации деятельности таких регистрационных органов, как органы государственной регистрации актов гражданского состояния. Следовательно, организация и деятельность органов записи актов гражданского состояния (системы этих органов) регламентируется федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 24 июня 1999 года "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что по вопросам, отнесенным статьей 72 (часть 1) Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти (пункт 1 статьи 12). Таким законом и является Федеральный закон "Об актах гражданского состояния".
Таким образом, утверждение Сахалинского областного суда о том, что пункт 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" не соответствует положениям статей 11, 71, 72, 77 и 78 Конституции Российской Федерации, лишено правовых оснований. Вопрос же о соотношении федерального закона и закона субъекта Российской Федерации не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Сахалинского областного суда в связи с тем, что разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Судья - секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
Судья
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.О.ЛУЧИН