КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2007 г. N 512-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
"ЕКАТЕРИНБУРГНЕФТЕПРОДУКТ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД АБЗАЦЕМ ПЕРВЫМ ПУНКТА 8 СТАТЬИ 200
И ПУНКТОМ 8 СТАТЬИ 201 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы ОАО "Екатеринбургнефтепродукт",

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ОАО "Екатеринбургнефтепродукт" просит признать не соответствующими статьям 6 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации следующие положения Налогового кодекса Российской Федерации:

абзац первый пункта 8 статьи 200 (в редакции Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ), согласно которому вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 данного Кодекса);

пункт 8 статьи 201 (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ), согласно которому налоговые вычеты, указанные в пункте 8 статьи 200 данного Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство, и реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов; форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяются Министерством финансов Российской Федерации; указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур; указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Екатеринбурга, посчитав, что ОАО "Екатеринбургнефтепродукт" неправомерно применило вычет по акцизам, поскольку представленное им в обоснование данного права свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (его копия), полученное ранее от контрагента, аннулировано, решением от 13 января 2006 года привлекло общество к ответственности за налоговое правонарушение, начислило недоимку и пеню по акцизам, а также штраф. Арбитражный суд Свердловской области 7 марта 2006 года признал решение налогового органа недействительным в части начисления штрафа за неуплату акцизов, согласившись с правомерностью начисления недоимки и пеней. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 6 мая 2006 года решение суда первой инстанции в части начисления штрафа за неуплату акцизов не изменялось. Федеральный арбитражный суд Уральского округа 10 июля 2006 года оставил Постановление апелляционной инстанции без изменения.

2. Статьи 200 и 201 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2007 года, устанавливали специальную процедуру применения вычета по акцизу, а также ограничения и условия для ее применения (наличие у контрагента действующего свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами) в целях недопущения злоупотреблений, направленных на занижение налога или уклонение от налогообложения.

В силу выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2003 года N 12-П правовой позиции, согласно которой именно связанностью налоговых органов законом объясняется избираемый законодателем вариант детального урегулирования порядка реализации некоторых прав налогоплательщиков, обязательность представления налоговому органу входящих в установленный перечень документов не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщиков. Следовательно, само по себе предоставление налогового вычета лишь при условии наличия необходимого правового статуса у контрагента налогоплательщика, подтвержденного соответствующим документом, не свидетельствует о таком ограничении конституционных прав налогоплательщика, которое не имеет обоснований в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, налогоплательщик не лишен возможности проверить наличие у хозяйствующих субъектов, с которыми он вступает в гражданско-правовые отношения, действительных свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Данная информация, будучи связанной с порядком исчисления и уплаты акцизов и имеющая непосредственное отношение к правам и обязанностям налогоплательщика, может быть им получена от налоговых органов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, самими по себе оспариваемыми заявителем законоположениями его конституционные права и свободы нарушены не были, а потому данная жалоба, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть признана допустимой и принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Екатеринбургнефтепродукт", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ