КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 марта 2007 г. N 328-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ
К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА СОВЕТСКОГО РАЙОННОГО СУДА
ГОРОДА РЯЗАНИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ
ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 46 И ПУНКТА "В" ЧАСТИ ПЕРВОЙ
СТАТЬИ 49 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕНСИОННОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ
И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Советского районного суда города Рязани,
установил:
1. Советский районный суд города Рязани в своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации просит проверить конституционность следующих положений Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей":
части первой статьи 46 (в редакции Федерального закона от 12 июня 2002 года N 68-ФЗ), согласно которой минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные данным Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии;
пункта "в" части первой статьи 49 (введен Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ), предусматривающего, что назначенные в соответствии с этим Законом пенсии, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Как следует из представленных материалов, в производстве Советского районного суда города Рязани находится дело по иску гражданина В.Н. Трофимова к военному комиссариату Рязанской области о взыскании недополученных сумм пенсии за выслугу лет, назначенной ему по нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с учетом увеличения как инвалиду III группы вследствие военной травмы на 150 процентов минимальной пенсии по старости. С 1 января 2002 года и до 2005 года указанная надбавка к пенсии, исчисленная исходя из 185 руб. 32 коп., индексировалась в порядке, предусмотренном статьей 17 вступившего в силу с 1 января 2002 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации (увеличения) базовой части трудовых пенсий. В дальнейшем, несмотря на осуществлявшуюся индексацию указанной части трудовых пенсий, индексация установленной к военной пенсии надбавки не производилась.
Придя к выводу о том, что подлежащие применению в данном деле положения части первой статьи 46 и пункта "в" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, Советский районный суд города Рязани приостановил производство по делу и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке их конституционности.
По мнению заявителя, оспариваемые им нормы, не предусматривая четкий механизм увеличения военных пенсий с учетом индексации минимального размера пенсии по старости и отсылая к Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не содержит понятия "минимальная пенсия по старости" и устанавливает в статье 17 специальные правила индексации для каждой из трех частей - базовой, страховой и накопительной, из которых может состоять трудовая пенсия, создают тем самым препятствия для соответствующего пересмотра военных пенсий и ставят их получателей при реализации конституционных пенсионных прав в неравное положение с пенсионерами по старости.
2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления и увеличения их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Право на пенсию реализуется военнослужащими - исходя из специфики военной службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих, - в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определены условия назначения пенсий, порядок их исчисления, индексации и выплаты, отличающиеся от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий. При этом минимальные размеры пенсий, назначаемых военнослужащим, надбавки к пенсиям и повышения пенсий федеральный законодатель соотнес с установленным частью первой статьи 17 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" минимальным размером пенсии по старости, с учетом роста которого подлежали пересмотру в соответствующей части и военные пенсии.
С 1 января 2002 года Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исключившего из правового регулирования пенсионных отношений категорию "минимальный размер пенсии по старости" и установившего в рамках новой пенсионной системы трудовую пенсию по старости, состоящую из базовой, страховой и накопительной частей. Вместе с тем в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" была введена надбавка в размере минимального размера пенсии по старости, зафиксированного на уровне, сложившемся по состоянию на 31 декабря 2001 года (185 руб. 32 коп.), и предусмотрено предписание индексировать эту сумму в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года "О внесении изменений в статьи 16, 17, 24, 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
Само по себе подобное правовое регулирование не вступает в какое-либо противоречие с конституционными предписаниями. Разрешение же фактически поставленного заявителем вопроса об определении порядка повышения указанного в оспариваемых положениях минимального размера пенсии по старости - при том что статья 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" дифференцирует правила индексации размеров базовой (пункт 6), страховой (пункт 7) и накопительной (пункт 9) частей трудовой пенсии - находится в ведении Правительства Российской Федерации, которое в соответствии с частью второй статьи 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" наделено полномочием определять порядок пересмотра назначаемых по нормам этого Закона пенсий по каждому из перечисленных в части первой той же статьи оснований.
Реализуя данное полномочие, Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 января 2007 года N 28 "О порядке пересмотра надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу" установило, что индексация размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", применяемого при исчислении размеров надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и членов их семей, осуществляется в соответствии с коэффициентом и периодичностью индексации базовой части трудовой пенсии, определяемыми Правительством Российской Федерации (пункт 1); федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, предписано обеспечить надлежащий пересмотр надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий (пункт 2); действие данного Постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 августа 2005 года (пункт 4).
3. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем нормы. Поскольку в данном случае такая неопределенность отсутствует, запрос Советского районного суда города Рязани не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Рязани, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ