ОБЗОР
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ (ДАЛЕЕ -
РОСФИНМОНИТОРИНГ) ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2018 ГОДА
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу <1>, а также Административным регламентом <2> Росфинмониторинг и его территориальные органы осуществляют контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере.
--------------------------------
<1> Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу <1>, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808.
<2> Административный регламент Росфинмониторинга исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение, утвержденный Приказом Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191.
Проверке соблюдения требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ подлежат организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - поднадзорные субъекты), указанные в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <3> (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), к которым относятся:
--------------------------------
<3> Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к данной категории осуществляется в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ, а также с учетом ст. 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства N 58 от 27.01.2014.
- лизинговые компании;
- операторы по приему платежей;
- организации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (далее - факторинг).
Законодательная база и институциональная структура надзорной деятельности в части ПОД/ФТ в Российской Федерации основаны на международных стандартах, утвержденных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Осуществляемая Росфинмониторингом надзорная деятельность основывается на концепции риск-ориентированного подхода, предусматривающего повышенное внимание к поднадзорным субъектам, имеющим высокие риски нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ.
Осуществление государственного контроля (надзора)
Контрольно-надзорная деятельность Росфинмониторинга ориентирована главным образом на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ (далее - обязательные требования) для всех субъектов Федерального закона N 115-ФЗ.
Основной целью проведения таких мероприятий является формирование единого понимания участников "антиотмывочной" системы требований законодательства о ПОД/ФТ и создание мотивации к их добросовестному поведению. В этой связи Росфинмониторингом была поставлена задача повысить внимание представителей частного сектора <4> к качеству организации и осуществления внутреннего контроля, а также выработать совместные меры, направленные на пресечение проведения сомнительных операций.
--------------------------------
<4> Под "частным сектором" понимаются юридические и физические лица, являющиеся субъектами Федерального закона N 115-ФЗ.
1. Программа проведения Росфинмониторингом профилактических мероприятий на 2018 год размещена на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) (далее - сайт Росфинмониторинга) в разделе "Организациям"/"Программа профилактики".
В рамках деятельности, направленной на предупреждение нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ, Росфинмониторингом совместно с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга регулярно проводились мероприятия по профилактике в формате семинаров, тематических конференций, опубликования информационных писем, консультаций при обращений граждан, в том числе на "горячую линию", а также направлялись письма поднадзорным субъектам о недопустимости нарушений законодательства о ПОД/ФТ и ответственности за нарушения, если возможность такого нарушения была выявлена при рассмотрении поступающей в Росфинмониторинг информации.
Большинство публичных мероприятий для частного сектора проводилось с участием представителей надзорных органов Российской Федерации.
Значительную роль в повышении профессиональной подготовки в целях ПОД/ФТ играют Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ) и Международный сетевой институт в сфере ПОД/ФТ (далее - МСИ).
В целях предупреждения нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ и повышения уровня развития финансовой грамотности и законопослушности проводится широкий спектр учебных курсов и обучающих мероприятий по тематике ПОД/ФТ (семинаров, круглых столов, тренингов), научно-практических конференций для участников национальной антиотмывочной системы (подразделения финансовой разведки, надзорные, правоохранительные органы, частный сектор) на базе МУМЦФМ и вузов МСИ.
Для повышения информированности и охвата целевой аудитории, а также возможностей самоподготовки, профессионального развития в целях ПОД/ФТ МУМЦФМ развивает дистанционные формы и новые технологии обучения (видеоконференцсвязь, видео-лекции, электронные курсы и др.).
В целях кадрового обеспечения и формирования качественного кадрового резерва национальной системы ПОД/ФТ университеты МСИ готовят современных специалистов финансовой разведки по профильным программам высшего образования, проводят научные исследования по актуальным вопросам ПОД/ФТ, повышают грамотность студенческой молодежи и широких слоев населения по вопросам ПОД/ФТ.
В 1 полугодии 2018 года "балансовые совещания", проводимые территориальными органами Росфинмониторинга для частного сектора, в том числе общественных объединений, ассоциаций, гильдий, посетило более 3 тыс. представителей (для сравнения в аналогичном периоде 2017 года - более 750 представителей).
2. В преддверии прохождения российской системы в области ПОД/ФТ четвертого раунда взаимных оценок со стороны международных экспертов ФАТФ, Росфинмониторингом проведена Национальная оценка рисков ОД/ФТ 2017 - 2018 гг. (далее - НОР), результаты которой в форме публичных отчетов размещены на сайте Росфинмониторинга в разделе "Деятельность"/"Национальная оценка рисков".
Результаты НОР будут использованы всеми участниками системы ПОД/ФТ (правоохранительными, контрольно-надзорными и иными государственными органами, а также субъектами первичного финансового мониторинга) как в практическом применении риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности, так и при выстраивании политики управления рисками, проведении оценки рисков своих клиентов, продуктов, услуг частным сектором.
3. Территориальными органами Росфинмониторинга на постоянной основе проводится разъяснительная работа непосредственно в ходе проведения проверок в целях принятия поднадзорными субъектами мер по предотвращению нарушений обязательных требований.
Предоставление проверяющими предметных разъяснений, связанных с конкретными случаями, а также оперативное реагирование проверяемых субъектов и принятие ими исчерпывающих мер по исправлению ситуации и недопущению ее впредь, показали свою эффективность в обеспечении соблюдения обязательных требований и, как следствие, повышения уровня законопослушности.
Результаты проведения мероприятий по контролю в отношении
поднадзорных субъектов
Система государственного контроля в сфере ПОД/ФТ направлена в первую очередь на профилактику и предупреждение нарушений, на изменение поведенческой модели организаций, их должностных лиц, на повышение правосознания и правовой культуры руководителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, а также определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
Росфинмониторинг на постоянной основе осуществляет дистанционный мониторинг-контроль за исполнением поднадзорными субъектами обязательных требований, с последующим комплексным анализом.
В 1 полугодии 2018 года контрольными мероприятиями были охвачены все поднадзорные Росфинмониторингу сектора.
Используемый в Росфинмониторинге метод планирования проведения проверок организаций на основе риск-ориентированного подхода, определяет выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю путем отнесения деятельности поднадзорных субъектов к определенному уровню риска (с учетом степени тяжести, частоты возникновения и возможных негативных последствий для охраняемых законом ценностей в результате несоблюдения обязательных требований).
В результате такого подхода в деятельности 100% поднадзорных субъектов, отобранных для проверок в 1 полугодии 2018 года, в ходе их проведения выявлены нарушения законодательства о ПОД/ФТ (в 1 полугодии 2017 года - 97%). В 97% из них: возбуждены дела об административных правонарушениях (далее - дело об АП) (в 1 полугодии 2017 года - 96%), в 78% - наложены административные наказания (в 1 полугодии 2017 года - 86%).
Результаты анализа более 200 материалов проверок в части наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и ИП, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в Приложении N 1. Состав наиболее часто допускаемых нарушений, выявленных проверками в 1 полугодии 2018 года фактически не изменился по сравнению с 2016 - 2017 гг.
Одним из наиболее существенных нарушений обязательных требований является нарушение порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также операций, имеющих признаки сомнительности <5>.
--------------------------------
<5> Порядок предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, определен пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, об операциях, имеющих риск ОД/ФТ - п. 2 ст. 6 и п. 3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
В этой связи Росфинмониторингом посредством профилактических мероприятий уделяется особое внимание процессу качественного формирования представляемой в уполномоченный орган информации, в том числе о подозрительных операциях.
Типичным нарушением, выявляемым в ходе проверок поднадзорных субъектов, является несвоевременная постановка на учет в Росфинмониторинге и как следствие неиспользование функционала Личного кабинета для работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень).
В целом по результатам осуществления Росфинмониторингом государственного контроля (проверок, дистанционного мониторинг-контроля, в том числе посредством обратной связи с поднадзорными субъектами через Личный кабинет с целью добровольного устранения нарушений обязательных требований, профилактических мероприятий) в 1 полугодии 2018 года увеличилось на 3,5% количество действующих Личных кабинетов и доля организаций, использующих их для работы с Перечнем в целях выявления таких лиц.
Также существенной причиной допускаемых поднадзорными субъектами нарушений обязательных требований является недостаточное знание (понимание) нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ и (или) несвоевременное ознакомлением с внесенными в них изменениями.
В этой связи Росфинмониторинг разрабатывает и внедряет различные механизмы обучения (включая самообучение) поднадзорных субъектов, в том числе с использованием Личного кабинета.
Внедренный алгоритм оценки поднадзорных субъектов с использованием интерфейса Личного кабинета, а именно, доведение до них риск-оценки на основании признаков незаконопослушности позволяет проводить не только самооценку своей деятельности в сфере ПОД/ФТ, но и оперативно устранять нарушения до проведения проверочных мероприятий, что снижает административную нагрузку.
Основными доводами обжалования постановлений об административных правонарушениях в анализируемом периоде стали следующие:
- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение);
- заявитель не согласен с составом правонарушения;
- заявитель не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ.
Судебные органы при замене штрафов на предупреждения или снижении суммы штрафов в отдельных случаях руководствовались следующим:
- применение административного наказания в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания и его соразмерности;
- принятие заявителями к моменту рассмотрения дел в суде действенных мер, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований.
Доля обжалуемых в 1 полугодии 2018 году поднадзорными субъектами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, не превышает 10% (аналогично в 1 полугодии 2017 года).
Необходимо отметить, что около 70% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга о назначении штрафов оставлены в силе, а жалобы без удовлетворения.
Развитие механизмов коммуникаций с поднадзорными субъектами
Росфинмониторингом постоянно проводится адресная разъяснительная работа в целях повышения эффективности работы всех субъектов "антиотмывочной" системы, в том числе ориентируются на выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, и принятие мер, направленных на снижение возможных рисков ОД/ФТ.
В частности, к таким профилактическим мероприятиям относится дополнительное информирование частного сектора по вопросам ПОД/ФТ, посредством размещения на официальном сайте Росфинмониторинга информационных писем и рекомендаций в разделе "Организациям"/"Информационные сообщения".
В целях повышения эффективности исполнения субъектами статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторингом обобщены проблемные вопросы, обозначенные представителями "антиотмывочной" системы, и опубликованы:
- рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, требований законодательства о ПОД/ФТ <6>;
--------------------------------
<6> Рекомендации Росфинмониторинга от 25.04.2018.
- информация о применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг или бухгалтерских услуг <7>.
--------------------------------
<7> Информационное письмо Росфинмониторинга от 19.07.2018 N 54.
Повышение охвата юридических и физических лиц системой ПОД/ФТ позволило существенно расширить круг субъектов, до которых была доведена информация о необходимости исполнения обязательных требований, что снизило риски ОД/ФТ в секторах.
Одним из инструментов обеспечения эффективной "обратной связи" с частным сектором является Совет комплаенс <8>, в том числе на базе региональных Советов Комплаенс, созданных при Межрегиональных управлениях Росфинмониторинга.
--------------------------------
<8> Совет комплаенс - Консультативный орган при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В 1 полугодии 2018 года на заседаниях Советов комплаенс рассматривались используемые в Российской Федерации схемы подозрительной деятельности, меры по нивелированию возникающих рисков ОД/ФТ, в том числе направленные на повышение качества представления в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях с акцентом на конкретные риски, а также результаты участия субъектов первичного финансового мониторинга в мероприятиях национальной оценки рисков ОД/ФТ.
Особое внимание на таких заседаниях уделялось анализу практики применения права отказа в обслуживании клиента, обжалования действий кредитных организаций, механизма "реабилитации" клиентов, получивших отказ в обслуживании.
По итогам применения указанного механизма Росфинмониторингом даны разъяснения по ряду актуальных вопросов в сфере законодательства о ПОД/ФТ <9>.
--------------------------------
<9> Информационное письмо Росфинмониторинга от 30.07.2018 N 55 "О применении отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 470-ФЗ) в части функционирования механизма "реабилитации" клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в обслуживании".
Основными задачами Росфинмониторинга на текущий год являются:
- прохождение четвертого раунда взаимных оценок со стороны международных экспертов ФАТФ;
- повышение эффективности применения риск-ориентированного подхода и развитие механизмов предупреждения правонарушений с использованием формы дистанционного контроля;
- обеспечение понимания частным сектором рисков ОД/ФТ для совершенствования внутренних подходов в управлении рисками ОД/ФТ.
В этой связи Росфинмониторинг продолжит проведение профилактических мероприятий для частного сектора, направленных на создание условий для формирования устойчивой мотивации к исполнению законодательства о ПОД/ФТ.
Приложение N 1
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ,
ВЫЯВЛЕННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК ПОДНАДЗОРНЫХ
СУБЪЕКТОВ, ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОТОРЫХ ВОЗБУЖДЕНЫ ДЕЛА
ОБ АП В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЯМИ 1, 2 СТАТЬИ 15.27 КОАП РФ
ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2018 ГОДА
N п/п
|
Поднадзорный сектор/Основные нарушения по итогам проверок (возбуждены дела об АП в соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ)
|
|||
Лизинговые компании
|
Организации (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
|
Операторы по приему платежей
|
Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов
|
|
1
|
Отсутствие ПВК/Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
|
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
2
|
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
|
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
|
3
|
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
|
Отсутствие ПВК/Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Отсутствие или несвоевременное прохождение обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников
|
Отсутствие ПВК/Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
4
|
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
|
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
|
Отсутствие ПВК/Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Отсутствие или несвоевременное прохождение обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников -
|
5
|
Отсутствие или несвоевременное прохождение обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников
|
Отсутствие СДЛ/Несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
N п/п
|
Поднадзорный сектор/Основные нарушения по итогам проверок (возбуждены дела об АП в соответствии с ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ)
|
|||
Лизинговые компании
|
Организации (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
|
Операторы по приему платежей
|
Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов
|
|
1
|
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
|
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
|
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
|
-
|
2
|
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
|
-
|
3
|
Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
|
Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
|
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
-
|
4
|
Отсутствие ПВК/Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Отсутствие СДЛ
|
Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
-
|
5
|
-
|
Отсутствие ПВК/Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников
|
-
|