См. Документы Федерального казначейства
Утверждаю
Руководитель
Федерального казначейства
Р.Е.АРТЮХИН
5 марта 2024 г.
ОБЗОР
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ
МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ АУДИТОРСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ
ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ,
ЗА 2023 ГОД
I. Общая характеристика контроля (надзора) в сфере
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма и финансированию
распространения оружия массового уничтожения в отношении
аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги
общественно значимым организациям
Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ и ФРОМУ) в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляется Федеральным казначейством и его территориальными органами в соответствии с пунктом 2 статьи 9.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), пунктом 1 Положения "О Федеральном казначействе", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703.
Контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ осуществляется в соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219 (далее - Положение о контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ).
Предметом контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ является соблюдение аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора).
Объектом контроля является деятельность аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Федеральное казначейство осуществляет контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ посредством:
а) проведения следующих профилактических мероприятий:
- анкетирование (опрос) контролируемого лица;
- обобщение правоприменительной практики и доведение ее результатов до сведения контролируемых лиц;
- доведение до контролируемого лица информации о требованиях законодательства, актуальных рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны контролируемого лица при осуществлении им внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
б) проведения следующих контрольных мероприятий:
- информирование контролируемого лица;
- проведение проверок соблюдения контролируемым лицом требований законодательства.
Контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ в отношении аудиторских организаций осуществляется с применением риск-ориентированного подхода, который предусматривает выбор контрольных и профилактических мероприятий в зависимости от присвоенного аудиторской организации уровня риска нарушения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Параметрами присвоения уровня риска являются значение индикатора риска, который присваивается деятельности аудиторской организации Росфинмониторингом, общественная значимость организаций, которым аудиторская организация оказывала услуги по проведению обязательного аудита отчетности, и наличие негативных событий, имевшихся в деятельности аудиторской организации.
Для целей применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ деятельность аудиторских организаций подлежит отнесению Федеральным казначейством к одному из следующих уровней риска несоблюдения требований законодательства:
высокий;
повышенный;
умеренный;
низкий.
Выбор контрольных мероприятий, осуществляемых Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, осуществляется на основании присвоенного аудиторской организации уровня риска несоблюдения требований законодательства:
для высокого уровня риска - плановая (внеплановая) проверка в виде документарной или выездной проверки;
для повышенного уровня риска - плановая проверка в виде документарной или выездной проверки;
для умеренного уровня риска - информирование;
для низкого уровня риска - контрольные мероприятия не проводятся.
О присвоенных аудиторским организациям рисках Федеральное казначейство информирует Саморегулируемую организацию аудиторов Ассоциацию "Содружество" для целей выбора контрольных мероприятий.
В целях реализации Положения о контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ приказами Федерального казначейства утверждены Порядок проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, а также разработана (приказ от 25 октября 2022 г. N 28н) Модель оценки рисков несоблюдения аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (приказ от 13 июля 2023 г. N 13н).
Обзор правоприменительной практики подготовлен в соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ в рамках проведения профилактических мероприятий с целью повышения уровня осведомленности аудиторских организаций о целях и задачах контроля (надзора), осуществляемого Федеральным казначейством в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, механизмах его осуществления, а также предупреждения нарушений аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
II. Результаты проведения профилактических мероприятий
Система контроля (надзора) Федерального казначейства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, ориентирована на профилактику и предупреждение нарушений указанными аудиторскими организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, и определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
В достижении эффективного результата профилактических мероприятий, направленных на предотвращение нарушений аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, особое значение имеет информационное взаимодействие, имеющее своей целью повышение уровня правовой грамотности и законопослушности.
В течение 2023 года совместно с Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциация "Содружество" и с участием представителей Федеральной службы по финансовому мониторингу проводились мероприятия по вопросам контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также обучающие мероприятия для аудиторских организаций, в том числе:
- 21 февраля 2023 года Федеральным казначейством на базе Управления Федерального казначейства по Новосибирской области проведено совещание на тему: "Актуальные вопросы осуществления надзора за аудиторской деятельностью" с участием представителей Росфинмониторинга и аудиторского сообщества, в ходе которого рассмотрены в том числе вопросы, посвященные ПОД/ФТ и ФРОМУ;
- 17 марта 2023 года на базе Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу совместно с представителями Росфинмониторинга состоялось совещание, посвященное вопросам организации и осуществления контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга организовано и проведено 31 мая 2023 года обучающее мероприятие для представителей аудиторских организаций по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Информация, содержащая признаки нарушений законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, полученная Федеральным казначейством, служит преимущественно основанием для проведения профилактических мероприятий.
В течение 2023 года Федеральным казначейством проводился анализ использования аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, личных кабинетов на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга), в ходе которого установлены отдельные факты неиспользования его функционала, что может свидетельствовать о несоблюдении указанными аудиторскими организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ. По итогам проведенного анализа в адрес 65 аудиторских организаций направлены письма о необходимости использования перечней и решений, доводимых Росфинмониторингом до аудиторских организаций посредством личного кабинета на сайте Росфинмониторинга, при проведении идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев.
В целях реализации профилактических мероприятий приказом Федерального казначейства от 18 декабря 2023 г. N 495 утверждена Программа проведения Федеральным казначейством профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ на 2024 год.
III. Правоприменительная практика осуществления контроля
(надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ
Анализ материалов проверок внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, проведенных в 2023 году Федеральным казначейством, показал, что наиболее серьезными нарушениями и недостатками в деятельности аудиторских организаций в части исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ являются:
- несоответствие Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ (далее - ПВК) требованиям законодательства Российской Федерации;
- несоблюдение требований ПВК, ненадлежащее выполнение процедур, предусмотренных ПВК, в том числе в части идентификации клиентов, представителей клиентов и бенефициарных владельцев;
- несоблюдение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ по назначению специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК, соответствующего квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по уведомлению Федеральной службы по финансовому мониторингу о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.
Результаты деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов по контролю (надзору) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения за 4 квартал 2023 года размещены на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Федерального казначейства).
Выявленные в ходе проверок нарушения допускались аудиторскими организациями в связи с несвоевременным ознакомлением с изменениями, внесенными в нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, недостаточным знанием требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также с несвоевременным прохождением специальным должностным лицом обучения по вопросам ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Федеральное казначейство уделяет повышенное внимание соблюдению порядка выявления и фиксирования операций, соответствующих критериям и признакам необычных сделок, и информированию Росфинмониторинга о подозрительных операциях (сведения по коду 6001) при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.
В целях повышения информированности аудиторских организаций о требованиях законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, актуальных рисках ОД/ФТ, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны аудиторских организаций при осуществлении ими внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ, на официальном сайте Федерального казначейства размещены:
- документы, регламентирующие осуществление контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ:
- перечень нормативных правовых актов и текстов нормативных правовых актов, содержащих требования, проверка соблюдения которых осуществляется в ходе контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;
- рекомендации аудиторским организациям в целях предотвращения совершения нарушений требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;
- результаты обобщения правоприменительной практики осуществления контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;
- информационные письма Росфинмониторинга.
На официальном сайте Федерального казначейства и Личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга размещен Отчет о секторальной оценке рисков отмывания (легализации) денежных средств и финансирования терроризма с использованием аудиторов, подготовленный Федеральным казначейством и утвержденный протоколом заседания Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ и ФРОМУ от 23 ноября 2023 г. N 3-МВК. Оценки и данные, приведенные в указанном отчете, предназначены для понимания аудиторскими организациями угроз и уязвимостей сектора, а также степени подверженности представителей сектора рискам ОД/ФТ.