ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

ОБЗОР
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

1. Общие положения

Обзор правоприменительной практики контрольно - надзорной деятельности за 2020 год Федеральной службы по надзору в сфере транспорта подготовлен в соответствии с требованиями статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294 - ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно - надзорной деятельности, утвержденными протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 (далее - Положение о Ространснадзоре), Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене, а также по контролю за осуществлением переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Контрольно - надзорная деятельность Ространснадзора в 2020 году осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации, в первую очередь, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Для реализации контрольно-надзорных функций приказами Министерства транспорта Российской Федерации утверждены соответствующие административные регламенты Ространснадзора.

2. Вопросы правоприменительной практики организации
и проведения государственного контроля (надзора)

В условиях ситуации в 2020 году, связанной с распространением короновирусной инфекции COVID-19, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 проводимые Ространснадзором (территориальными органами) проверки были незамедлительно приостановлены.

Впоследствии контрольно-надзорная деятельность Ространснадзора осуществлялась с особенностями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление Правительства N 438).

Руководствуясь постановлением Правительства N 438, Ространснадзором приняты локальные акты, которыми приостановлено назначение плановых (внеплановых), внеплановых (документарных, выездных) проверок, а также приостановлены назначенные проверки, за исключением внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, иных документов, имеющих разрешительный характер.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства N 438, Ространснадзор контроль за исполнением поднадзорными субъектами требований законодательства продолжился в форме рейдовых осмотров транспортных средств (Осмотры железнодорожных переездов) и субъектов транспортной инфраструктуры, внеплановых проверок, проведенных в соответствии с требованиями органов прокуратуры, контроля за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, по основаниям фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.

Кроме того, в рамках взаимодействия с органами прокуратуры территориальные органы Ространснадзора принимали участие в проверках, проводимых транспортными прокурорами, в качестве специалистов, обладающих специальными техническими знаниями.

В 2020 году Ространснадзором проведено 6981 проверок поднадзорных субъектов, из них 5389 внеплановых.

Основаниями для проведения внеплановых проверок являлись:

1. Контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок, проведено 3064 проверки.

2. Заявления (обращения) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах - 2059 проверки, в том числе: - о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновением угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 611 проверки; - о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 542 проверок; - о нарушении прав потребителей - 8 проверок.

3. Приказы (распоряжения) руководителя Ространснадзора (территориального органа), изданные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации - 127 проверок.

4. Приказы (распоряжения) руководителя Ространснадзора (территориального органа), изданные в соответствии с требованием органов прокуратуры - 85 проверки.

5. Иные основания, установленным законодательством Российской Федерации - 54 проверок.

Кроме того, Ространснадзором проведена работа по отнесению объектов контроля к категориям рисков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от июня 2021 г. N 1051 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Сведения о присвоенных категорий риска объектам контроля размещена на официальном сайте Ространснадзора.

С учетом результатов проведенной работы по категорированию, Ространснадзором сформирован, согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и размещен на официальном сайте Ространснадзора План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.

3. Вопросы правоприменительной практики соблюдения
обязательных требований

В условиях ситуации в 2020 году, связанной с распространением короновирусной инфекции COVID-19, в контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора приоритетное внимание уделялось профилактическим мероприятиям.

На официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет" размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).

В соответствии с планом-графиком Ространснадзора проведено 73 ежеквартальных обсуждения результатов правоприменительной практики (в том числе, в дистанционном формате). Осуществлялось информирование поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, направлено 17327 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и предложения подконтрольному субъекту принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований. Проводились совещания и информационные встречи с поднадзорным субъектам, осуществлялись публикации в СМИ, информирование о фактах транспортных происшествий посредством рассылки электронных писем.

На сайте Ространснадзора опубликованы материалы публичных слушаний с обобщением практики осуществления государственного контроля.

В 2020 года Ространснадзор продолжил реализацию пилотного проекта по дистанционному непрерывному мониторингу исполнения предприятиями водного транспорта обязательных требований, основной целью которого является повышение уровня безопасности на объектах инфраструктуры и транспортных средствах. Пилотный проект проводился независимо от проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Целью непрерывного мониторинга является также изучение возможности и целесообразности перехода на новый вид надзора - "непрерывный мониторинг" с отказом от проведения плановых проверок в отношении субъектов надзора в области водного транспорта.

Для целей непрерывного мониторинга информация об исполнении субъектами надзора обязательных требований, поступающая в Ространснадзор в рамках норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также представляемая субъектами надзора в рамках самодекларирования, используется для наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора, выявления предпосылок нарушения обязательных требований и установленных параметров деятельности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в целях превентивного устранения возможных нарушений.

Участие в пилотном проекте по непрерывному мониторингу имеет добровольный характер. Принять участие в проекте может любой субъект надзора, осуществляющий деятельность на морском и внутреннем водном транспорте.

Для целей непрерывного мониторинга между Ространснадзором и субъектами надзора заключается соглашение об информационном взаимодействии, в рамках которого субъект надзора представляет информацию о выполнении обязательных требований по видам деятельности, осуществляемым предприятием (далее - самодекларирование).

В 2020 году 286 организаций заключили соглашения с Ространснадзором (всего с 2019 года заключено 421 соглашение).

Самодекларирование осуществляется в электронном виде в личном кабинете субъекта надзора, созданном в Единой информационной автоматизированной системе Ространснадзора (ЕИАС Ространснадзора), посредством направления результатов самостоятельной оценки исполнения обязательных требований в автоматизированную систему управления рисками (СУР) ЕИАС Ространснадзора.

За весь период участвовали в самооценке 1839 организаций водного транспорта, что составляет 26% от общего числа поднадзорных Ространснадзору предприятий. Из них завершили тестовую самооценку, оценив свою деятельность - более 1200 организаций.

В результате с начала эксперимента число выявленных и устраненных самостоятельно компаниями нарушений составляет более 10 тысяч.

Следует отметить, что за весь период проведения пилотного проекта не зафиксировано ни одного случая транспортного происшествия с объектами контролируемых организаций, которые в ходе непрерывного мониторинга направили в Ространснадзор декларации соответствия.

Реализуемый Ространснадзором пилотный проект непрерывный мониторинг как форма дистанционного государственного контроля (надзора) в настоящее время установлен законодательством Российской Федерации.

В ходе реализации механизма "Регуляторная гильотина" с 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", главой 18 которого предусмотрены специальные режимы государственного контроля (надзора), в том числе мониторинг.

Требования к контролируемым лицам и порядок их участия в мониторинге также установлен Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта и изменений, которые вносятся в Положение о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1047.