ОБЗОР
НЕДОСТАТКОВ И НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ
КАЗНАЧЕЙСТВОМ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ
В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВО 2 ПОЛУГОДИИ 2022 ГОДА

В ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации во 2 полугодии 2022 года Федеральным казначейством, территориальными органами Федерального казначейства выявлены следующие недостатки и нарушения положений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и условий государственных (муниципальных) контрактов (далее - контракты).

1. Недостатки и нарушения при доведении бюджетных
данных при организации исполнения бюджета субъекта
Российской Федерации по расходам в части средств,
предоставленных из федерального бюджета бюджету
субъекта Российской Федерации

1.1. Системные нарушения:

1.1.1. Нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 162, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок исполнения бюджета по расходам.

В 2021 - 2022 годах получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации приняты бюджетные обязательства сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств путем заключения контрактов (договоров).

1.1.2. Нарушение пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 8 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.02.2018 N 26н (далее - Общие требования N 26н) (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет.

Получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации в 2021 - 2022 годах утверждены показатели бюджетной сметы меньше доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

1.1.3. Нарушение пунктов 1, 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), устанавливающих порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (муниципальных образований).

В 2021 - 2022 годах получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации, получателями средств бюджетов муниципальных образований сформированы Сведения о принятом бюджетном обязательстве, возникшие на основании контрактов, с нарушением сроков от 2 до 47 дней.

1.1.4. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В 2021 году главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации не обеспечено выполнение бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, выразившееся в недоведении лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования до подведомственных учреждений.

1.1.5. Нарушение пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Общих требований N 26н (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет.

В 2021 году получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации допущены нарушения порядка внесения изменении в бюджетную смету, выразившиеся в невнесении (несвоевременном внесении) изменений в бюджетную смету на 2021 год.

1.2. Систематические нарушения:

1.2.1. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 158, пунктов 1, 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок составления и ведения бюджетной росписи.

В 2021 главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации допущены нарушения порядка внесения изменений в показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств, выразившиеся в невнесении (несвоевременном внесении) изменений в бюджетную роспись на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

1.2.2. Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 130, абзаца первого пункта 3 статьи 132, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "з" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила N 999), условий соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, как получателем средств бюджета, размещались в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчеты о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставлен межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, с нарушением сроков, предусмотренных соглашениями о предоставлении межбюджетных трансфертов, от 3 до 7 дней.

1.2.3. Нарушение пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 14 Общих требований N 26н, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, регулирующих порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет.

Главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации утверждены изменения показателей бюджетной сметы на 2021 финансовый год по лимитам бюджетных обязательств без указания даты утверждения изменений показателей бюджетной сметы (предусмотренной формой по ОКУД 0501013).

2. Недостатки и нарушения при предоставлении и использовании
межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального
бюджета бюджету субъекта Российской Федерации

2.1. Системные нарушения:

2.1.1. Нарушение абзаца первого пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, регулирующих порядок завершения операций по исполнению бюджета, порядка предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, соглашений о предоставлении субсидий бюджетным учреждениям.

В 2021 - 2022 годах получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетными учреждениями остатки межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, возвращены в федеральный бюджет с нарушением установленного срока (в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года).

2.2. Иные нарушения:

2.2.1. Нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 130, абзаца третьего пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "б(1)" пункта 10 Правил N 999, условий соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, как получателем бюджетных средств, нарушены обязательства по достижению значений показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета, выразившиеся в недостижении показателя "Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году".

3. Недостатки и нарушения при использовании (возврате)
бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации

3.1. Системные нарушения:

3.1.1. Нарушение абзаца шестого пункта 1 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца восемнадцатого пункта 8 Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1190 (далее - Правила N 1190).

В 2021 - 2022 годах получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации, получателями средств бюджета муниципальных образований не обеспечено включение в государственные и муниципальные контракты условий о проведении строительного контроля в отношении объектов капитального строительства, создаваемых и реконструируемых за счет средств предоставляемого субъекту Российской Федерации бюджетного кредита, полученного из федерального бюджета.

3.1.2. Нарушение абзаца шестого пункта 1 статьи 93.3, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзацев тринадцатого, четырнадцатого пункта 8 Правил N 1190, условий соглашений о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации в 2022 году допущены нарушения, выразившиеся в:

непредставлении (несвоевременном представлении) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) ежеквартальных отчетов о реализации инфраструктурных проектов;

предоставлении ежеквартальных отчетов, содержащих недостоверные данные;

направлении отчетов, подписанных не высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации).

3.2. Иные нарушения

3.2.1. Нарушение абзаца восемнадцатого пункта 8 Правил N 1190, условий соглашения о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации в 2022 году за счет бюджетного кредита, полученного из федерального бюджета, на реализацию инфраструктурного проекта оплачены услуги по осуществлению строительного контроля, не предусмотренного условиями соглашения о предоставлении бюджетного кредита на реализацию инфраструктурного проекта.

4. Недостатки и нарушения при использовании средств
государственной корпорации - Фонда содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), направленных
на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда
и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации
и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения
капитального ремонта многоквартирных домов, переселения
граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации
системы коммунальной инфраструктуры

4.1. Системные нарушения:

4.1.1. Нарушение части 3 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", условий соглашений о реализации регионального проекта на территории субъекта Российской Федерации, условий договора о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В 2021 - 2022 годах субъектами Российской Федерации не обеспечена достоверность и полнота годового отчета о ходе реализации программы субъекта по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а именно данные отчета носят недостоверный характер в части количества и площади земельных участков, на которых располагались аварийные дома, в неотражении снесенных аварийных домов, а также незаполнении (заполнении не в полном объеме) отдельных граф отчета по указанным в форме построенным жилым помещениям в рамках реализации программы.

5. Недостатки и нарушения при использовании региональными
операторами средств, полученных в качестве государственной
поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта,
а также средств, полученных от собственников помещений
в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального
ремонта на счете (счетах) региональных операторов

5.1. Системные нарушения:

5.1.1. Нарушение части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 238 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615.

Региональными операторами в 2021 году не размещены (размещены несвоевременно) документы о приемке выполненной работы, оказанной услуги по договорам позже установленного срока в единой информационной системе в сфере закупок.

5.1.2. Нарушение части 4 статьи 179, статьи 184 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих деятельность региональных операторов на территории субъектов Российской Федерации.

Региональными операторами допущено расходование средств при осуществлении ремонта многоквартирных домов, собственники которых не могут обеспечить возврат рассрочки по оплате работ (услуг) по капитальному ремонту, предоставленной собственниками иных многоквартирных домов, ввиду того, что размер взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых указанными собственниками, не может обеспечить возврат данной задолженности до конца реализации региональной программы капитального ремонта.

5.2. Систематические нарушения:

5.2.1. Нарушение части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона субъекта Российской Федерации о региональном операторе.

Региональным оператором в 2021 году средства, полученные от собственников помещений в одних многоквартирных домах и расположенные в рамках одного муниципального образования, использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории других муниципальных районов и (или) городских округов.

5.2.2. Нарушение части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональным оператором в 2021 году начислены взносы на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, признанным в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, по которым имеется задолженность за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.

5.2.3. Нарушение части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, регулирующих порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Региональным оператором произведена оплата стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту по договорам в размере, превышающем предельную стоимость таких работ.

5.2.4. Нарушение пункта 5 части 2 статьи 182, части 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональным оператором оплачены работы (услуги) по капитальному ремонту многоквартирных домов по актам о приемке рабочей комиссией работ (услуг), не согласованным с органами местного самоуправления.

5.2.5. Нарушение части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденных краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории субъекта Российской Федерации.

Региональным оператором допущено невыполнение краткосрочного плана 2021 года в части осуществления капитального ремонта, замены лифтового оборудования и ремонта крыш некоторых многоквартирных домов.

6. Недостатки и нарушения при ведении
бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной
(бухгалтерской) отчетности в части средств, контроль
за расходованием которых относится к полномочиям
Федерального казначейства

6.1. Системные нарушения:

6.1.1. Нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), пунктов 17, 68 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - Федеральный стандарт N 256н), пунктов 20, 166, 170 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, пункта 48 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).

Получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации допущено отражение по данным бюджетного учета на счетах стоимости основных средств при отсутствии первичных учетных документов, что привело к искажению бюджетной отчетности в части завышения по состоянию на 01.01.2022 показателей отчетности.

6.1.2. Нарушение пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ.

В 2021 2 22 годах Региональным оператором, получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации допущено расходование средств, выразившееся в принятии к учету и оплате первичных документов (актов приемки выполненных работ форма КС-2), содержащих фактически не выполненные объемы работ.

6.1.3. Нарушение пунктов 1, 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 150 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н.

Главными распорядителями и получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации допущены нарушения, выразившиеся в несоблюдении методологии применения плана счетов бюджетного учета и порядка отражения операций.

6.1.4. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 141, 335 Инструкции N 157н) (в редакции, действующей на дату совершения нарушения).

Получателями средств бюджетов муниципальных образований в 2021 - 2022 годах не учитывались помещения аварийного жилищного фонда на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении", что привело к отражению недостоверной информации об имуществе, а именно: Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах по состоянию на 01.01.2021 и на 01.01.2022 отражена недостоверная информация.

6.2. Систематические нарушения:

6.2.1. Нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 16, 18, 30 Федерального стандарта N 256н, пунктов 3, 11 Инструкции N 157н, положений учетной политики бюджетного учреждения.

В 2021 году бюджетным учреждением допускалось несвоевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета данных, содержащихся в первичных учетных документах, а именно: стоимость фактически израсходованных и поставленных материальных ценностей (оказанных услуг).

6.2.2. Нарушение части 1 статьи 13, части 1 статьи 14 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 46, 48 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н.

В 2021 - 2022 годах муниципальным учреждением допущены грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности, выразившиеся в неотражении, а также отражении недостоверных (искаженных) данных в Отчете об обязательствах учреждения принятых обязательств по договорам, что повлекло за собой искажение бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.01.2021 и по состоянию на 01.01.2022.

6.2.3. Нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 29 Федерального стандарта N 256н.

Получателем средств бюджета муниципального образования в 2021 году допущено нарушение, выразившееся в несвоевременном списании со счета нематериальных активов, переданных в собственность граждан, что привело к отражению недостоверной информации об имуществе к Балансу главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по состоянию на 01.01.2022.

6.2.4. Нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, раздела "Забалансовые счета" Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н.

Региональным оператором допущено нарушение порядка учета нефинансовых активов на забалансовом счете 008 "Обеспечение обязательств и платежей полученные", а именно не учтены банковские гарантии по договорам, заключенным в 2021 году.

7. Иные нарушения

7.1. Системные нарушения:

7.1.1. Нарушение пункта 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Заказчиком допущена приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товаров, работ, услуг либо результатов выполненных работ условиям контракта.

7.1.2. Нарушение части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Заказчиками не соблюдались требования о применении к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) мер ответственности в случае нарушения ими условий контрактов.

7.1.3. Нарушение пункта 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 574.

Главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации допущены нарушения (риски) при планировании (прогнозировании) поступлений доходов в бюджет, выразившиеся в неутверждении (утверждении не по форме) методики прогнозирования главным администратором доходов бюджета поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации.

7.1.4. Нарушение пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), пункта 121 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), условий договоров со страховыми медицинскими организациями на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Бюджетными учреждениями в 2020 - 2021 годах предъявлены к оплате страховым медицинским организациями фактически не оказанные медицинские услуги.

7.2. Систематические нарушения:

7.2.1. Нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Заказчиком допущено нарушение условий контракта в части принятия и оплаты материалов, работ, не соответствующих проектно-сметной документации.

7.2.2. Нарушение части 6 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктов 121, 122 Правил N 108н.

В 2020 - 2021 годах бюджетным учреждением неправомерно предъявлены к оплате страховым медицинским организациям за счет средств обязательного медицинского страхования проведенные медицинские услуги, фактически оплаченные застрахованными лицами по договорам о предоставлении платных медицинских услуг.

7.2.3. Нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ.

В 2020 - 2021 годах бюджетным учреждением средства на оплату расходов по оказанию медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования неправомерно направлены на оплату штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации.