Утверждаю
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
О.ГОЛОДЕЦ
7 февраля 2018 г. N 987п-П8

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБЩЕГО
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ НА 2018 - 2020 ГОДЫ

N п/п
Мероприятие
Сроки исполнения
Ответственные
Ожидаемые результаты
1.
Совершенствование нормативно-правового регулирования и методического обеспечения
ежегодно
Минобрнауки России
2018 год - приказ Минобрнауки России об определении условий организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, в организациях здравоохранения и обучающихся на дому;
2019 год - примерные адаптированные образовательные программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (5 - 9 классы);
2019 год - перечень типовых линеек учебников и учебно-методических пособий, издаваемых рельефно-точечным шрифтом Брайля для слепых обучающихся;
2018 - 2020 годы - учебно-методические комплекты для обучения обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья;
2018 - 2020 годы - учебно-методические комплексы для реализации специальной индивидуальной программы развития;
2018 - 2020 годы - методические рекомендации (по перечню, утвержденному Минобрнауки России)
2.
Реализация мер по повышению квалификации специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, руководителей и педагогических работников, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов образовательных организаций
ежегодно
Минобрнауки России
Обеспечение повышения квалификации:
2018 год - не менее 4000 чел.
2019 год - не менее 4000 чел.
2020 год - не менее 5000 чел.
2018 - 2020 годы - проведение конкурсов, съездов, фестивалей, иных мероприятий (по графику Минобрнауки России);
2018 год - модуль программы повышения квалификации педагогических работников по вопросам оказания первой помощи детям-инвалидам
3.
Обеспечение условий (развитие инфраструктуры), в том числе для поэтапного введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ежегодно
Минобрнауки России
2019 год - приказ Минобрнауки России об определении требований к оснащению центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий;
2018 год - создание федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения;
2018 год - создание федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2018 год - создание федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с нарушениями слуха и речи;
2019 год - создание федерального центра по работе с обучающимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, проявившими выдающиеся способности
4.
Обеспечение доступности обучающих, методических, информационных материалов по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья
ежегодно
Минобрнауки России
Размещение адаптированных электронных ресурсов на открытом информационно-образовательном портале "Российская электронная школа":
2019 год - для 1 - 7 классов,
2020 год - для 8 - 11 классов;
2019 год - создание информационного портала по вопросам образования обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья
5.
Мониторинг положения дел в сфере соблюдения прав обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на образование
ежегодно
Минобрнауки России,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации
аналитические материалы на сайте Минобрнауки России
6.
Проведение выездных и документарных проверок по вопросам соблюдения прав обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на образование, в том числе обеспечения доступности объектов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и предоставляемых образовательных услуг
ежегодно
Минобрнауки России,
Рособрнадзор,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации
акты по результатам проверок, предписания об устранении нарушений
7.
Подготовка ежегодного доклада об исполнении плана
ежегодно, начиная с I квартала 2019 г.
Минобрнауки России
доклад в Правительство Российской Федерации

Задачи по развитию системы образования обучающихся
с инвалидностью и ОВЗ на период 2018 - 2020 годов

Обеспечить:

особые образовательные потребности детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при получении общего и дополнительного образования;

100% детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1,5 до 7 лет местами в детских садах, при условии регистрации родителей (законных представителей) в электронной очереди в дошкольных образовательных организациях;

получение детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья качественного общего образования с использованием новых подходов, технологий, методик, форм организации обучения, независимо от состояния здоровья и места проживания обучающихся;

введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью;

охват обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья профориентационной работой;

увеличение охвата детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования;

возможность получения психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; организационно-методической помощи образовательными организациями, обучающими лиц указанной категории (развитие сети центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с учетом местных особенностей и социально-экономического развития региона);

оптимальные условия для предоставления ранней коррекционно-развивающей помощи детям с проблемами в развитии и с риском их возникновения за счет создания структурных подразделений на базе детских садов, отдельных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, а также ППМС-центров;

увеличение численности педагогических работников и специалистов, владеющих специальными методиками и технологиями работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;

использование сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, в целях улучшения доступности и качества образования детей-инвалидов и предоставляемых им государственных услуг в сфере образования с учетом возраста, места проживания и ограничений жизнедеятельности;

совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, в том числе уточнение их полномочий, нормирование деятельности специалистов;

развитие современных методик и технологий работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в общем и дополнительном образовании, в том числе с использованием информационно-коммуникационных и дистанционных технологий;

сбалансированность развития региональных сетей инклюзивных образовательных организаций и отдельных классов (групп), организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Создать:

при руководителях высших органов исполнительной власти регионов координационно-совещательные органы по вопросам развития образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;

региональные ресурсные центры, координирующие и обеспечивающие межведомственное взаимодействие по вопросам развития образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;

условия для реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, развития вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, лекотеки, ресурсные группы, группы "Особый ребенок");

условия для инклюзивного дополнительного образования и отдыха лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и расширение спектра бесплатных дополнительных образовательных программ;

условия для внедрения здоровьесберегающих технологий при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ и организации образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях;

сеть федеральных ресурсных центров по работе с детьми с нарушениями зрения, слуха (в том числе с обучающимися, перенесшими операцию кохлеарной имплантации), речи и опорно-двигательного аппарата;

нормативно-методическую базу для участия в коррекционно-развивающей работе социально-ориентированных некоммерческих организаций;

условия для развития науки в области физиологии, психологии, социологии, педагогики современного ребенка с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, проведения социально-экономических исследований образования указанной категории обучающихся;

условия для занятий адаптивными видами физической культуры и спорта в образовательных организациях.

Планируемые к 2021 году результаты:

100% детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1,5 до 7 лет будут обеспечены местами в детских садах, при условии регистрации родителей (законных представителей) в электронной очереди в дошкольных образовательных организациях;

в не менее 20% детских садов будут созданы места для детей с инвалидностью с учетом особых образовательных потребностей, в том числе в рамках вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, лекотеки, ресурсные группы, группы "Особый ребенок");

во всех дошкольных образовательных организациях, где обучаются дети с инвалидностью и ОВЗ, будут созданы материально-технические и кадровые условия для реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования;

во всех субъектах РФ на базе детских садов, отдельных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, ППМС-центров будут созданы структурные подразделения для реализации программ ранней коррекционно-развивающей помощи детям с проблемами в развитии и с риском их возникновения;

все дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в 1 - 4 классах будут получать начальное общее образование в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ;

дети-инвалиды, обучающиеся на дому, будут получать качественное образование, соответствующее требованиям ФГОС начального и общего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

все обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья будут охвачены профориентационной работой;

не менее 50% детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 18 лет будут заниматься по программам дополнительного образования детей;

в каждом субъекте РФ будет функционировать региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям;

будут функционировать 5 федеральных ресурсных центров по оказанию комплексной помощи детям с РАС, с нарушениями зрения, слуха (в том числе с обучающимися, перенесшими операцию кохлеарной имплантации), речи и опорно-двигательного аппарата;

в каждом субъекте РФ в не менее 1 организации летнего отдыха будут созданы условия для инклюзивного дополнительного образования и отдыха лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.