См. Документы Федеральной антимонопольной службы

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ

Настоящее методическое пособие предназначено для оказания помощи предпринимателям, принимающим участие в государственных и муниципальных закупках. Разъясняет порядок подготовки и участие в государственных и муниципальных закупках, а также способы и порядок обжалования неправомерных решений государственных и муниципальных заказчиков. Приводит нормативно-правовую базу для государственных и муниципальных закупок.

1. ТЕРМИНЫ,

используемые в аукционной (конкурсной) документации

Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования потребности муниципального образования в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами.

Государственный (муниципальный) заказчик - государственные (муниципальные) органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, размещающие заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Участник размещения заказа - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или индивидуальный предприниматель, отвечающие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, претендующее на заключение государственного контракта.

Аукцион - торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта.

Конкурс - торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее выгодные условия исполнения государственного контракта.

Государственный контракт - контракт, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.

Аукционная (конкурсная) документация - документ, утверждаемый заказчиком, регламентирующий порядок проведения аукциона (конкурса), устанавливающий требования к выполняемым работам и определяющий форму и порядок заключения государственного контракта.

Заявка на участие в аукционе (конкурсе) - документ, подаваемый участником размещения заказа для участия в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.

Аукционная (единая) комиссия - комиссия, создаваемая заказчиком для размещения заказа путем проведения аукциона, осуществляющая рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Размещение заказов для государственных нужд - действия заказчиков, осуществляемые в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов, по определению исполнителей в целях заключения с ними государственных контрактов или иных гражданско-правовых контрактов на выполнение работ для государственных нужд.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основным законом о закупках является ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21 ИЮЛЯ 2005 г. N 94-ФЗ "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД", в дальнейшем - закон о закупках.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного малого бизнеса.

Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Размещение заказа может осуществляться:

- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Внимание! Размещение заказа в форме электронного аукциона может осуществляться только до 1 000 000 рублей);

- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Внимание! Размещение заказа путем запроса котировок может осуществляться только до 500 000 рублей).

- Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.

3. АЛГОРИТМ

принятия решения об участии в государственных закупках

Перед участием в государственных закупках каждый предприниматель должен оценить свои возможности. Требования к участникам торгов определены в ст. 11 закона о закупках.

Необходимо обратить внимание на следующие моменты, которые обязательно сопутствуют государственным закупкам:

1. Финансовое состояние своей компании.

2. Наличие свободных финансовых ресурсов.

3. Наличие специалистов в области государственных закупок.

4. Наличие главного бухгалтера, знающего и умеющего работать с бюджетом.

5. Возможность поставлять товар, оказывать услуги, выполнять работы на свои средства с последующей оплатой из средств бюджета.

6. Соответствие законодательству.

7. Знать, где и как можно ознакомиться с размещением информации о закупках.

8. Наличие недобросовестной конкуренции.

9. Наличие коррупции при государственном заказе.

.

1. Оценка финансового состояния заключается в анализе бухгалтерской отчетности, заключений аудиторских компаний. Необходимо понимать, что при работе с бюджетом велика вероятность подвергнуться встречной проверке со стороны контролирующих органов при проверке деятельности заказчика. Поэтому бухгалтерия должна быть в отличном состоянии. Все налоги и сборы уплачены, долгов перед бюджетом быть не должно.

2. Оценить возможность привлечения финансовых ресурсов для выполнения условий государственного контракта. Сегодня заказчики практически не выдают авансы после заключения госконтрактов и нередко прописывают в проектах госконтрактов порядок оплаты после выполнения всех условий контракта.

3. Из приведенной ниже законодательной базы можно сделать вывод - насколько непросто участвовать в торгах. Большое количество федеральных законов, постановлений правительства и других нормативных актов предполагает определенную подготовку в области закупок. В данном случае может быть два варианта решения вопроса:

первый - это поручить подготовку заявки кому-нибудь из своих сотрудников;

второй - передать эту функцию специализированной компании, у которой есть специалисты и опыт работы в этой области (аутсорсинг).

4. Нужно сразу же понимать, что придется работать с бюджетом, т.е. строго соблюдать бюджетное законодательство. Главный бухгалтер, как правило, должен иметь опыт работы в этой области, своевременно отслеживать все изменения в налогообложении.

5. Государственный заказ был и остается очень коррумпированным. Нужно понимать, что, может быть, ваше участие в данных торгах нежелательно для заказчика. Но это не значит, что в них не надо принимать участие. Сегодня все больше государственных заказчиков проводят торги в соответствии с законом о размещении заказов. Организован контроль со стороны государства за размещением заказов. При нарушении законных прав и интересов участников размещения заказов закон о размещении заказов позволяет обжаловать незаконные действия заказчиков в досудебном порядке. Контролирующим органом в области государственных закупок является Федеральная антимонопольная служба и РОСОБОРОНЗАКАЗ. Необходимо юридически грамотно использовать положения закона о закупках для защиты своих интересов.

6. При участии в государственных закупках велика вероятность столкнуться с недобросовестной конкуренцией, которая может выразиться в сговоре другого участника размещения заказа с заказчиком. Подготовка заявки на участие в торгах, соблюдение всех требований закона о размещении заказов позволяет выигрывать такие торги.

7. Для участия в госзакупках в обязательном порядке необходим оборотный капитал. Его величина зависит от начальной цены государственного контракта. Чем больше цена, тем больше вам понадобится финансовых ресурсов. В затраты необходимо учитывать:

- средства на подготовку заявки;

- средства на обеспечение заявки (5% от начальной цены государственного контракта);

- средства на выполнение условий контракта (в случае оплаты поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг заказчиком только после выполнения условий контракта).

До 1 января 2009 г. федеральные государственные заказчики выполнили все свои обязательства перед поставщиками.

8. Необходимо знать требования законодательства к своей компании.

9. Информация о закупках размещается на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru и на официальных сайтах субъектов Федерации. Информацию об этих сайтах тоже можно получить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Информация о муниципальных заказах содержится на официальных сайтах муниципальных образований.

Приняв решение об участии в закупках, руководителю необходимо организовать отбор интересующей информации по торгам. Нужно поручить сотруднику фирмы подобрать необходимую информацию по торгам. Для этого руководитель должен определить критерии подбора. К таким критериям относятся:

- вид поставляемых товаров;

- вид выполняемых работ;

- вид оказываемых услуг;

- начальная и конечная цена госконтракта;

- место выполнения госконтракта;

- порядок оплаты;

- наличие аванса;

- период оказания услуг.

4. АЛГОРИТМ

действий сотрудников для подготовки руководителю

предложений по участию в торгах

Алгоритм оценки документации по торгам и принятия решения:

- генеральный директор (коммерческий директор) оценивает:

- кто является заказчиком;

- средства какого бюджета используются для финансирования данной закупки;

- место поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;

- сроки поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;

- начальную цену;

- наличие аванса;

- порядок оплаты;

- ответственность сторон;

- даты окончания срока подачи заявок;

- дату проведения процедуры вскрытия конвертов или аукциона.

Данная информация изложена в Информационной карте Документации.

- Главный бухгалтер оценивает:

- средства какого бюджета используются для финансирования данной закупки;

- место проведения закупки;

- сроки проведения закупки;

- порядок оплаты;

- начальную цену;

- наличие аванса.

- Главный инженер оценивает:

- место поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;

- сроки поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;

- изучает техническое задание;

- готовит предложение по выполнению условий контракта.

- Сметчик или другой специалист по ценообразованию готовит предложение по цене.

- Юрист или другой специалист предварительно изучают документацию по торгам на предмет ее соответствия закону о закупках и др. актам.

2) Генеральный директор при положительной оценке условий исполнения государственного контракта дает команду остальным специалистам готовить предложения по своим разделам. В течение 3 - 5 дней информация от этих специалистов должна поступить к генеральному директору. Необходимо помнить, что срок с момента опубликования извещения до проведения вскрытия конвертов при участии в конкурсе составляет 30 дней, а до окончания подачи заявок на аукцион - 20 календарных дней.

3) Генеральный директор после оценки предложений специалистов принимает решение об участии в торгах.

При решении генерального директора участвовать в торгах все специалисты начинают готовить свои разделы документации. Затем по мере их готовности передавать ответственному за подготовку заявки.

При решении передать функции по подготовке и представлению интересов участника консалтинговой компании необходимо с ней заключить договор. В договоре прописать все условия оказания помощи при участии в закупках, назначить ответственного за взаимодействие со спецкомпанией. Взять на контроль соблюдение сроков подготовки заявки.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Необходимо категорически отказаться от участия в коррупционных схемах. Не вступать в переговоры с заказчиком до подписания государственного контракта. Это запрещено законом о размещении заказов.

Не секрет, что порой должностные лица со стороны заказчика хотят видеть или создать преференции "своей" фирме.

На государственных заказчиков поступает много жалоб в ФАС России. Больше половины из них признаются обоснованными.

Самым важным этапом участия в закупках является правильная подготовка заявки!

5. АЛГОРИТМ подготовки заявки

Требования к участникам размещения государственного и муниципального заказа определены в ст. 11 закона о закупках и включают в себя:

4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

2. При размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также следующие требования к участникам размещения заказа:

2) отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

2.1. В случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа) (часть 2.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ).

4. Кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Условия допуска к участию в торгах определены в ст. 12 закона о закупках.

Особенности участия субъектов малого предпринимательства определены в ст. 15 закона о закупках.

После принятия решения об участии в государственных закупках наступает самый ответственный момент - подготовка заявки.

Для этого необходимо:

Внимательно изучить документацию по торгам. Содержание конкурсной или аукционной документации определено ст. 22, ст. 34 Закона о размещении заказа.

Провести анализ конкурсной (аукционной документации) на ее соответствие требованиям нормативно-правовых актов о государственных и муниципальных закупках.

В случае выявления нарушений законодательства, вопросов по техническому заданию или оценки заявок участников размещения заказа необходимо запросить у заказчика по установленной форме, указанной в документации, разъяснения. Порядок запроса и ответа на разъяснение определен в ст. 24 Закона о размещении заказа.

Готовить заявку строго в соответствии с требованиями конкурсной (аукционной) документации. Необходимо помнить, что нельзя вносить никаких изменений в текстовую часть или при заполнении таблиц. Это может быть причиной отклонения заявки на основании п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказа (несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе).

Включать в состав заявки только документы, определенные ч. 3 ст. 25 и ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказа.

Внимание! Лишние документы не будут учитываться заказчиком при оценки вашей заявки, но могут послужить причиной ее отклонения.

Заявка должна быть прошита в соответствии с требованиями ч. 3.3 ст. 25 Закона о размещении заказа.

7. В заявке на участие в конкурсе декларируется соответствие участника размещения заказа требованиям, предусмотренным в пунктах 2 - 4 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказа.

Внимание! Обязательно задекларировать требования, предусмотренные в пунктах 2 - 4 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказа, даже если это не указано в конкурсной (аукционной документации).

Своевременно перечислить обеспечение заявки на участие в торгах (если оно требуется). В составе заявки должно быть платежное поручение с отметкой банка (синяя печать) о приеме к исполнению.

8. Своевременно подать заявку государственному заказчику на участие в торгах.

Внимание! При участии в конкурсах участник имеет право подать заявку непосредственно на заседании комиссии по вскрытию конвертов. Конкурсная комиссия обязана объявить присутствующим при вскрытии таких конвертов и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе участникам размещения заказа о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурс. При подаче заявки желательно заранее уточнить у заказчика порядок прохода в помещения, где принимают заявки (во многих госорганах установлена система пропускного прохода, где заранее необходимо заказывать пропуск). Кроме этого, желательно при подаче заявки иметь возможность вести видеозапись либо взять с собой еще одного человека. Указанные действия позволят обжаловать действия заказчика в случае физического противодействия подаче заявки, представив на рассмотрение жалобы соответствующие доказательства (ч. 2 ст. 26 Закона о размещении заказа).

9. Обязательно вести аудио- или видеозапись процедуры вскрытия конвертов или проведения аукциона. Это поможет Вам подготовить жалобу в случае нарушения ваших прав и интересов заказчиком при проведении торгов. Заказчик не имеет право вам запрещать аудио-, видеосъемку, это разрешено ч. 9 ст. 26 и ч. 9 ст. 37 Закона о размещении заказа.

10. Все процедуры торгов должны оформляться протоколами, которые размещаются на официальном сайте на следующий день после подписания членами комиссии.

11. Государственный заказчик обязан направить всем участникам размещения заказа уведомление о признании участником торгов или об отказе в допуске участия в торгах. Сроки определены Законом о размещении заказа.

6. АЛГОРИТМ

подписания государственного контракта

В случае признания вас победителем торгов заказчик обязан вам передать в течение трех дней проект государственного контракта. Он обязан включить в этот контракт условия его выполнения, предложенные в вашей заявке.

Внимание! Государственный контракт должен полностью соответствовать проекту государственного контракта, находящегося в составе конкурсной (аукционной) документации. Внесение изменений недопустимо.

Государственный контракт должен быть подписан сторонами не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после опубликования протокола оценки и сопоставления заявок или протокола аукциона.

Отказ от заключения государственного контракта влечет включение в Реестр недобросовестных поставщиков и запрет участвовать в государственных и муниципальных закупках в течение 2-х лет.

Внимание! Многие коммерческие структуры используют Реестр недобросовестных поставщиков для оценки своих партнеров. Информация о недобросовестных поставщиках размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и имеет свободный доступ.

7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ

защиты прав и законных интересов участников

размещения заказов

При подготовке жалобы на действия заказчика необходимо проанализировать совершенные им нарушения закона о размещении заказов.

Для ознакомления с основными нарушениями, допускаемыми заказчиками, и практикой рассмотрения дел ФАС России участники могут воспользоваться информацией, размещенной на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в разделе "Контроль над размещением госзаказов".

1. Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, определенным законом о размещении заказов, действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона и не позднее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, проведенного в соответствии с ч. 3 ст. 40 настоящего Федерального закона, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

3. По истечении указанного срока обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

4. В жалобе необходимо указать все данные, которые определены в ч. 1 ст. 58 Закона о размещении заказов, а именно:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;

3) указание на размещаемый заказ;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, доводы жалобы. В доводах своей жалобы необходимо указать, какие конкретно нормы закона заказчиком были нарушены;

5) к жалобе необходимо приложить все документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.

Внимание! Закон о размещении заказов позволяет обжаловать действие заказчиков в досудебном порядке. Срок рассмотрения жалобы в Федеральной антимонопольной службе составляет 5 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи жалобы. Уполномоченным органом по контролю за размещением государственных и муниципальных заказов Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" определена Федеральная антимонопольная служба.

Жалоба на действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии возвращается участнику размещения заказа в случае, если:

- жалоба не содержит сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 58 настоящего Федерального закона (см. ч. 4 данного раздела);

- жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

- жалоба подана по истечении срока, указанного в ч. 2 ст. 57 настоящего Федерального закона (обжалование действий (бездействия) заказчика, конкурсной, аукционной или комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней, котировочной комиссии и не позднее семи дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок);

- жалоба подана с нарушением требований, предусмотренных ч. 4 или 5 ст. 57 настоящего Федерального закона.

Решение о возвращении жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии должно быть принято в срок не позднее чем через два рабочих дня со дня поступления такой жалобы.

Органы, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 57 настоящего Федерального закона, в день принятия решения о возвращении жалобы обязаны сообщить в письменной форме участнику размещения заказа, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

8. РЕЕСТР

недобросовестных поставщиков

Ведение реестра недобросовестных поставщиков поручено Федеральной антимонопольной службе России (уполномоченный орган).

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.

Информация о недобросовестных поставщиках находится на официальном сайте в открытом доступе и с ней может ознакомиться любой желающий.

В случае уклонения победителя торгов от заключения государственного контракта заказчик обязан передать документы в Федеральную антимонопольную службу не позднее трех дней с момента подписания государственного контракта с участником, занявшим второе место.

В течение 10 дней Федеральная антимонопольная служба должна рассмотреть представленные заказчиком материалы.

После рассмотрения документов Федеральная антимонопольная служба в течение трех дней размещает сведения, определенные ч. 3 ст. 19 закона о закупках, в реестре недобросовестных поставщиков.

В случае отсутствия необходимых документов, определенных законом о закупках, уполномоченный орган в течение трех дней возвращает материалы заказчику, при этом сведения о недобросовестных поставщиках в реестр не включаются.

Реестровая запись, содержащая сведения о недобросовестном поставщике, исключается из реестра уполномоченным органом по истечении 2-х лет после ее внесения.

Внимание! Практически все заказчики на основании ч. 2 ст. 11 закона о закупках включают требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков к участникам размещения заказа.

Внесение о компании сведений в реестр недобросовестных поставщиков практически означает для нее запрет на участие в государственных и муниципальных закупках на 2 года.

9. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ база

Законодательство о размещении заказов

- Федеральные законы, регулирующие сферу размещения заказов для государственных и муниципальных нужд:

- Конституция Российской Федерации

- Бюджетный кодекс Российской Федерации

- Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I

- Гражданский кодекс Российской Федерации, часть II

- Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

- Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"

- Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе"

- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

- Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты РФ"

- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты РФ"

- Федеральный закон от 1 декабря 2008 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

- Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

- Указы Президента Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращении бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд"

- Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 577 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам кадрового обеспечения в сфере размещения заказов"

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 369

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд"

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 631

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 642

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2006 г. N 807

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 841 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 189"

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. N 147

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 292

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2007 г. N 491

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г. N 647

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г. N 648 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 642"

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 978

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 94

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2006 г. N 117

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства"

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 229-р

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р "О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона"