Утверждаю

Заместитель Руководителя Росимущества

В.Е.БОБРОВСКАЯ

11 апреля 2014 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА, АРЕСТОВАННОГО

ВО ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ИЛИ АКТОВ ОРГАНОВ, КОТОРЫМ

ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ ОБ ОБРАЩЕНИИ

ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО

Настоящие методические рекомендации (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с:

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";

Законом Российской Федерации от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге", Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)";

постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации";

постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 N 66 "О правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

Порядком взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденного совместным приказом от 25.07.2008 N 347/149.

Настоящие Методические рекомендации направлены на организацию работы Росимущества и территориальных управлений Росимущества по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

I. Используемые сокращения

1.1. В настоящих методических рекомендациях используются следующие сокращения:

ФССП России - Федеральная служба судебных приставов (территориальные органы ФССП России).

Торги - комплекс мероприятий по реализации имущества должников осуществляемый путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Организатор торгов - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и территориальные управления Росимущества, а также привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - специализированные организации) для осуществления функций по организации и проведению торгов.

День проведения торгов - день, в течение которого проводятся торги и подводятся итоги торгов.

Предмет торгов - выставляемое на торги недвижимое имущество должника, ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественные права, заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность).

Начальная цена продажи имущества - указанная в постановлении судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию рыночная стоимость выставленного на торги имущества, установленная в соответствии со статьей 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве (ДАЛЕЕ - ФЗ N 229-ФЗ).

Заявитель - лицо, подающее организатору торгов заявку на участие в торгах (далее по тексту может именоваться - "заявка") и прилагаемые к ней документы, перечень которых предусмотрен извещением о проведении торгов.

Претендент - лицо, чья заявка на участие в торгах принята и зарегистрирована организатором торгов в журнале приема и регистрации заявок.

Участник торгов - претендент, допущенный комиссией по проведению торгов к участию в торгах.

Реализация арестованного имущества без проведения торгов - возмездное отчуждение арестованного имущества путем заключения без проведения торгов договора купли-продажи имущества.

Продавец - Росимущество и территориальные управления Росимущества, а также привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - специализированные организации) для осуществления функций по организации розничной продажи арестованным имуществом в порядке и в случаях, установленных законодательством;

II. Общие положения по организации проведения торгов

2.1. Методические рекомендации разработаны в целях повышения качества и эффективности исполнения мероприятий по реализации имущества должников Росимуществом и территориальными управлениями Росимущества.

2.2. Методические рекомендации направлены на создание комфортных условий для участников отношений, возникающих при продаже арестованного имущества должников, устанавливают последовательность действий организатора торгов при продаже такого имущества.

2.3. организация торгов осуществляется на основании поступивших в Росимущество (территориальные управления Росимущества) от ФССП России постановлений судебных приставов-исполнителей о передаче арестованного имущества на реализацию.

2.4. Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества (документов, характеризующих имущество) для реализации по акту приема-передачи.

III. Распределение уведомлений о готовности к реализации

(назначение реализатора)

3.1. Реализация арестованного имущества осуществляется самостоятельно Росимуществом (его Территориальными органами), либо специализированной организацией, привлекаемой в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".

3.2. Поручение на реализацию арестованного имущества специализированной организации выдается по результату распределения на случайной основе уведомлений, поступивших от ФССП России, между специализированными организациями, заключившими с Росимуществом государственные контракты (далее - контракт) в целях оказания услуг по реализации арестованного имущества на территории того субъекта Российской Федерации, где находится арестованное имущество.

3.2.1. Под случайной основой понимается следующий порядок распределения арестованного имущества:

а) специализированным организациям, с которыми Росимущество заключило соответствующие контракты на территории определенного субъекта Российской Федерации, присваивается номера (1, 2, 3 и т.д.), согласно очередности по алфавиту (в указанный перечень не включаются организации, контракт с которыми расторгнут или приостановлен по основаниям, предусмотренными законодательством Российской Федерации и контрактом, заключенным с ними) на дату распределения уведомлений;

б) уведомления, содержащие реквизиты арестованного имущества, стоимостью более 50 000 рублей, подлежащего реализации без проведения торгов, поступившие от одного территориального органа ФССП России, перемешиваются случайным образом с последующей сквозной нумерацией и распределяются между специализированными организациями по числовой аналогии (первой организации достается первое уведомление, второй - второе и т.д.);

в) в случае, если количество уведомлений превышает количество специализированных организаций, участвующих в распределении на дату принятия решения, распределение данных уведомлений начинается сначала, т.е. с первой организации и в дальнейшем, согласно очередности;

г) распределение уведомлений осуществляется в вышеуказанном порядке, пока не будут распределены все поступившие на рассмотрение Комиссии уведомления;

д) уведомления, содержащие наименования арестованного имущества, подлежащего реализации путем проведения торгов, поступившие от одного территориального органа ФССП России, перемешиваются случайным образом с последующей сквозной нумерацией и распределяются между специализированными организациями, аналогично порядку, указанному в абз. "б", "в", "г" и "д" настоящего пункта.

е) при распределении уведомлений должно быть вслух (для целей аудиофиксации) произнесено наименование лица, которому передается имущество на реализацию, регистрационный номер уведомления (регистрационный номер имущества, если Уведомление содержит более одного объекта прав), а также наименование имущества, передаваемого на реализацию, достаточное для его идентификации.

ж) имущество, принадлежащее одному должнику и указанное в одном постановлении судебного пристава-исполнителя, подлежит распределению одной специализированной организации без дробления, передаваемого арестованного имущества на лоты.

3.3. До 31.12.2014 раздел 3 настоящих Методических рекомендаций применяется Росимуществом и территориальными управлениями в части, не противоречащей контрактам со специализированными организациями со сроком действия до 31.12.2014, заключенным, а также подлежащим заключению по итогам конкурсных процедур до даты утверждения настоящих Методических рекомендаций.

С даты утверждения настоящих Методических рекомендаций Росимущество и территориальные управления обеспечивают заключение контрактов со специализированными организациями с учетом раздела 3 настоящих Методических рекомендаций, если иное прямо не установлено решениями центрального аппарата Росимущества, оформленными соответствующим приказом (распоряжением Росимущества).

IV. Обязанности организатора торгов

4.1. Росимущество (территориальное управление Росимущества) в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (его заверенной копии) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается Росимущество) принимает решение о порядке осуществления функций организатора торгов - самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России.

4.2. Судебный пристав-исполнитель обязан передать Росимуществу, территориальному управлению Росимущества (специализированной организации), а Росимущество, территориальное управление Росимущества (специализированная организация) обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача Росимуществу, территориальному управлению Росимущества (специализированной организации) имущества должника (в случае невозможности передачи в натуре - правоустанавливающие и подтверждающие право документы) для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.

К акту приема-передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 89 ФЗ N 229-ФЗ. К акту приема-передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.

Имущество считается переданным со дня подписания акта приема-передачи..

4.3. Организатор торгов осуществляет процесс подготовки к проведению торгов, в том числе:

- назначает дату, время и место проведения торгов;

- определяет порядок и место приема заявок на участие в торгах, дату, а также время начала и время окончания приема заявок и прилагаемых к ним;

- организует подготовку и публикацию извещения о проведении торгов;

- формирует комиссию по проведению торгов и обеспечивает ее деятельность;

- определяет требования о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка;

- определяет величину повышения начальной цены договора ("шаг аукциона");

Указанные решения Организатор торгов принимает, исключительно руководствуясь действующим законодательством и положениями заключенного с ним государственного контракта (в случае реализации арестованного имущества через специализированную организацию).

4.4. Организатор торгов в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещает информацию о реализуемом имуществе на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в печатных средствах массовой информации, распространяемых, в том числе по месту нахождения имущества (территории субъекта Российской Федерации), в том числе указанных в контракте со специализированной организацией (при наличии такого указания в контракте).

4.5. Организатор торгов в течение 7 (семи) рабочих дней после опубликования извещения письменно представляет территориальному органу ФССП России и Росимуществу, территориальному управлению Росимущества (в случае реализации арестованного имущества через специализированную организацию) ссылку на соответствующие сайты информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и печатные издания средств массовой информации, в которых опубликовано извещение.

4.6. Организатор торгов осуществляет процесс подготовки и проведению торгов, в том числе:

- производит прием заявок и их регистрацию в журнале приема и регистрации заявок (с присвоением каждой заявке номера и указанием даты и времени подачи заявки), а также обеспечивает хранение зарегистрированных заявок;

- предоставляет заявителям и претендентам возможность ознакомления с предметом торгов и документацией, характеризующей предмет торгов и его правовой статус, а также с правилами проведения торгов;

- заключает с претендентами договоры о задатке по форме, утвержденной организатором торгов (в случае если информационное сообщение не предусматривает оферту на заключение договора о задатке);

- передает в комиссию по проведению торгов по окончании срока приема заявок зарегистрированные заявки с прилагаемыми к ним документами;

- представляет в комиссию по проведению торгов выписки со счета, подтверждающие поступление задатков;

- уведомляет претендентов об отказе в допуске к участию в торгах;

- подписывает с победителем торгов протокол о результатах торгов, имеющий силу договора, составленный по утвержденной организатором торгов форме;

- совершает иные действия, предусмотренные настоящими рекомендациями, а также положениями государственных контрактов (в случае реализации арестованного имущества через специализированную организацию).

4.7. В случае признания первых торгов несостоявшимися, организатор торгов не позднее одного дня с даты наступления указанного события уведомляет об этом судебного пристава-исполнителя. В случае, если организатором торгов выступает специализированная организация, то одновременно с уведомлением судебного пристава-исполнителя организатор торгов направляет соответствующее уведомление в Росимущество, территориальное управление Росимущества.

4.8. В случаях, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель в день поступления уведомления согласно пункту 4.7 Методических рекомендаций выносит постановление о снижении цены арестованного имущества на пятнадцать процентов, копию которого незамедлительно передает в Росимущество, территориальное управление Росимущества. Указанное постановление судебного пристава-исполнителя направляется Росимуществом, территориальным управлением Росимущества в специализированную организацию.

Постановление о снижении цены на пятнадцать процентов является основанием для дальнейшей реализации арестованного имущества.

4.9. Проведение вторичных (повторных) торгов осуществляется согласно главам VI - X настоящих Методических рекомендаций.

Начальная стоимость имущества, выставляемого на таких торгах, указывается в постановлении судебного пристава-исполнителя о снижении цены на пятнадцать процентов.

V. Полномочия комиссии по проведению торгов

5.1. Для проведения торгов организатором торгов создается комиссия по проведению торгов в количестве не менее трех человек (далее - комиссия) из числа штатных сотрудников Росимущества (территориального управления Росимущества) или специализированной организации разрабатывается регламент комиссии, утверждаемые организатором торгов соответствующим приказом (распоряжением).

Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах торгов (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в торгах, состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники торгов и лица, подавшие заявки на участие в торгах. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц организатор торгов, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их иными физическими лицами.

5.2. Комиссия осуществляет следующие функции:

- подводит итоги приема и регистрации заявок и принимает решение о допуске претендентов к участию в торгах;

- принимает решение об определении победителя торгов;

- принимает решение об объявлении торгов несостоявшимися, - принимает иные решения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими методические рекомендациями.

5.3. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, при равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос.

Заседания комиссии являются правомочными, если на них присутствуют не менее 2/3 членов комиссии.

В случае, когда присутствие члена комиссии на заседании невозможно по уважительным причинам (болезнь, командировка и т.п.), производится его замена с внесением организатором торгов соответствующего изменения в состав комиссии.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами комиссии, принявшими участие в заседании. При подписании протоколов мнения членов комиссии выражаются словами "за" или "против".

VI. Извещение о проведении торгов

6.1. Более чем за 30 (тридцать) дней до даты проведения торгов и не менее чем за 20 дней до окончания приема заявок для участия в торгах (в отношении заложенного недвижимого имущества - не менее чем за 25 (двадцать пять) дней до даты проведения торгов и не менее чем за 15 дней до окончания приема заявок для участия в торгах, а в отношении повторных торгов и не менее чем за 20 (двадцать) дней до даты проведения торгов и не менее чем за 10 дней до окончания приема заявок для участия в торгах) должно быть осуществлено размещение информационного извещения об имуществе, реализуемом на торгах, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru., собственном сайте организатора торгов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также - публикация в печатных СМИ, распространяемых на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится реализуемое имущество и будут проводиться торги. Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Не позднее дня, следующего за днем опубликования извещения о предстоящих торгах по продаже заложенного имущества в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, размещение на официальном сайте www.torgi.gov.ru информации, которая должна быть указана в извещении в соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" или статьей 28.2 Закона Российской Федерации "О залоге", а также информации о наименовании и номере периодического издания, в котором опубликовано извещение о предстоящих торгах, и дате опубликования указанного извещения.

6.2. Извещение о проведении торгов должно содержать следующие сведения:

- наименование (полное наименование согласно учредительным документам), адрес (полный адрес согласно учредительным документам), номер контактного телефона организатора торгов;

- месторасположение, описание и технические характеристики имущества;

- начальная (минимальная) цена предмета аукциона (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены предмета аукциона (цены лота) за единицу площади имущества, которое передает по результатам аукциона;

- срок, время, место и порядок предоставления документации об аукционе, срок и время приема заявок на участие в аукционе, наличие права на подачу заявок по предварительной записи, электронный адрес официального сайта торгов, на котором размещена документация об аукционе;

- сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, реквизитах счета, порядке возвращения задатка, а также указание на то, что такое сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме;

- сведения о величине шага торгов;

- сведения о порядке оформления допуска (пропусков) в здания (помещения) организатора торгов при наличии пропускной системы в целях создания условий для подачи заявок;

- иная информация, предусмотренная Гражданским кодексом Российской Федерации, а также положениями заключенных государственных контрактов (в случае реализации арестованного имущества через специализированную организацию).

В случае внесения в извещение о предстоящих торгах изменений и их опубликования в установленном порядке, размещение информации об указанных изменениях на официальном сайте www.torgi.gov.ru, собственном сайте Организатора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о торгах, не позднее дня, следующего за днем опубликования указанных изменений.

VII. Порядок приема заявок на участие в торгах. Допуск

претендентов к участию в торгах

7.1. Организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах в установленный извещением срок.

Общая продолжительность срока приема заявок должна быть не менее 6 часов в день.

Подведение итогов приема заявок на участие в торгах осуществляется комиссией по проведению торгов не ранее чем на следующий день после даты окончания приема заявок.

7.2. При приеме заявок организатор торгов проверяет соответствие заявки на участие в торгах установленной форме и соответствие приложенных к ней документов, установленному в извещении перечню документов, которые должны быть приложены к заявке.

7.3. В случае подачи заявки с прилагаемыми к ней документами представителем заявителя организатор торгов должен проверить документ, удостоверяющий право представителя действовать от имени заявителя.

При приеме заявок на участие в торгах организатор торгов не вправе принимать от одного лица более одной заявки на участие в торгах, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений или конкурса - более одного предложения.

7.4. В случае принятия заявки организатор торгов присваивает ей в журнале приема и регистрации заявок регистрационный номер. Присвоенный заявке номер, а также дата и время подачи заявки проставляются на остающемся у заявителя экземпляре описи.

7.5. Организатор торгов отказывает заявителю в приеме и регистрации заявки на участие в торгах в следующих случаях:

- заявка подана по истечении срока приема заявок, указанного в извещении, за исключением случаев, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы, а также документально подтвержденных случаев препятствования заявителю в своевременной подаче заявки в результате действий (бездействия) организатора торгов;

- не представлено подтверждение об уплате задатка в срок, указанный в извещении о проведении торгов;

- представлены не все документы, перечисленные в извещении либо представлены документы, несоответствующие требованиям действующего законодательства.

Данный перечень оснований для отказа заявителю в приеме заявки на участие в торгах является исчерпывающим.

Отметка об отказе в приеме документов с указанием причины отказа делается на описи представленных заявителем документов сотрудником организатора торгов, непосредственно осуществляющим прием документов.

Не принятая организатором торгов заявка с приложенными к ней документами возвращается заявителю в день ее подачи вместе с описью документов, содержащей отметку об отказе с указанием причины отказа путем вручения их заявителю или его уполномоченному представителю под расписку.

Отказ в приеме документов не препятствует заинтересованному лицу вновь обратиться с соответствующей заявкой к организатору торгов в порядке и сроки, определенные информационным сообщением о проведении торгов.

7.6. Организатор торгов принимает меры по обеспечению сохранности зарегистрированных заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальности сведений о претендентах и содержания представленных ими документов.

7.7. В случае, если до момента приобретения претендентом статуса участника торгов от него будет получено письменное уведомление об отзыве зарегистрированной заявки, организатор торгов регистрирует в журнале приема и регистрации заявок отзыв такой заявки и возвращает внесенный претендентом задаток в порядке, установленном настоящими рекомендациями.

7.8. При составлении извещения о проведении торгов организатор торгов должен определить размер задатка, вносимого заявителем для участия в торгах, сроки его внесения.

Размер задатка определяется в соответствии с нормами, установленными федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами в отношении продажи на торгах отдельных категорий имущества. При этом размер задатка не может быть менее 50 процентов от минимальной начальной цены продажи имущества, за исключением случаев реализации заложенного имущества. В этих случаях размер задатка не может превышать 5 процентов от минимальной начальной цены продажи заложенного имущества.

Дата окончания срока внесения задатка не может быть установлена позднее даты окончания срока приема заявок.

7.9. Документом, подтверждающим внесение претендентом задатка, является выписка со счета, указанного в информационном сообщении.

Указанная выписка должна быть представлена организатором торгов в комиссию по проведению торгов до начала подведения итогов приема и регистрации заявок.

7.10. Заявки и документы претендентов рассматриваются комиссией по проведению торгов.

7.11. Решение комиссии о допуске и об отказе в допуске претендентов к участию в торгах оформляется единым протоколом окончания приема и регистрации заявок, в котором указываются:

все зарегистрированные заявки с указанием имен (наименований) претендентов;

все отозванные заявки;

имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов;

имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах с указанием оснований такого отказа.

7.12. Претендент приобретает статус участника торгов с момента оформления комиссией по проведению торгов протокола окончания приема и регистрации заявок.

7.13. Претенденты, не допущенные к участию в торгах, уведомляются об этом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления (в день подведения итогов приема заявок) либо путем направления такого уведомления по почте (заказным письмом) в срок не более 3 календарных дней со дня подписания протокола окончания приема и регистрации заявок.

В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в указанный протокол вносится информация о признании торгов несостоявшимися.

7.14. Организатор торгов обязан вернуть задаток заявителю, не допущенному к участию в торгах, в течение пяти рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок.

7.15. В случае если принято решение об отказе в допуске к участию в торгах всех заявителей или о признании только одного заявителя участником торгов, торги признаются несостоявшимися. В случае если документацией об аукционе предусмотрено два и более лота, торги признаются несостоявшимися только в отношении того лота, решение об отказе в допуске к участию в котором принято относительно всех заявителей, или решение о допуске к участию в котором и признании участником торгов принято относительно одного заявителя.

VIII. Порядок проведения торгов

8.1. В торгах могут участвовать только заявители, признанные участниками торгов.

8.2. Торги проводятся организатором торгов в присутствии членов комиссии и участников торгов (их представителей), а также должностных лиц территориального органа ФССП России при предварительном уведомлении Организатора торгов.

8.3. Торги проводятся путем повышения начальной (минимальной) цены предмета торгов (цены лота), указанной в извещении о проведении торгов на "шаг торгов".

Аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов аукционной комиссии большинством голосов.

8.4. Перед началом торгов комиссия регистрирует явившихся на аукцион участников торгов (их представителей). В случае проведения торгов по каждому лоту регистрируют явившихся на торги участников, подавших заявки в отношении такого лота. При регистрации участникам торгов (их представителям) выдаются пронумерованные карточки (далее - карточки).

Торги начинаются с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены продажи арестованного имущества, а также величины шага торгов.

Участник торгов после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены предмета торгов (цены лота) и цены предмета торгов, увеличенной в соответствии с "шагом торгов" в порядке, установленном протоколом об определении размера задатка, шага торгов и назначении даты торгов, поднимает карточку в случае, если он согласен приобрести предмет торгов (лот) по объявленной цене.

Аукционист объявляет номер карточки участника торгов, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены предмета торгов (цены лота) и цены предмета торгов, увеличенной в соответствии с "шагом торгов", а также новую цену предмета торгов, увлеченную в соответствии с "шагом торгов" в порядке, установленном протоколом об определении размера задатка, шага торгов и назначении даты торгов, в соответствии с которым повышается цена.

Если после троекратного объявления аукционистом начальной цены продажи ни один из участников торгов не поднял карточку, торги признаются несостоявшимися.

Организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если:

1) заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;

2) на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов;

3) из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества;

4) лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме.

Решение комиссии об объявлении торгов несостоявшимися оформляется протоколом.

Победителем торгов признается участник, номер карточки которого и заявленное им предложение по цене были названы аукционистом последними.

Предложение по цене приобретения лота, заявленное победителем торгов, заносится в протокол подведения итогов торгов.

Протокол подведения итогов торгов с момента его утверждения организатором торгов приобретает юридическую силу и является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи.

Протокол подведения итогов торгов выдается Победителю или его уполномоченному представителю под расписку либо высылается ему по почте (заказным письмом).

В день проведения торгов Победитель торгов подписывает протокол подведения итогов торгов. При уклонении (отказе) победителя торгов от заключения в установленный срок договора купли-продажи или оплаты имущества задаток ему не возвращается, и он утрачивает право на заключение указанного договора.

Оплата приобретенного имущества производится Победителем торгов на расчетный счет Организатора торгов с учетом налога на добавленную стоимость (при наличии такого) и за вычетом суммы задатка в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента заключения договора купли-продажи.

Договор купли-продажи и протокол подведения итогов торгов являются основаниями для внесения необходимых записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации перехода права собственности на Объекты.

8.5. Организатор торгов приостанавливает подготовку и проведение торгов немедленно после получения от уполномоченного государственного органа, передавшего имущество для реализации, постановления об отложении исполнительных действий или уведомления о приостановлении исполнительного производства по решению суда и возобновляет торги по получении соответствующего постановления государственного органа или уведомления государственного органа о возобновлении судом исполнительного производства.

О приостановлении и возобновлении подготовки или проведения торгов комиссией, в день получения от государственного органа соответствующего документа, оформляется протокол о приостановлении или возобновлении подготовки и проведения торгов, который не позднее следующего дня размещается на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru.

О приостановлении и возобновлении подготовки или проведения торгов организатор торгов обязан письменно уведомлять в соответствующих случаях претендентов или зарегистрированных участников торгов. Уведомление о приостановлении подготовки или проведения торгов должно содержать информацию о сроках приостановления.

Течение всех неистекших сроков приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства.

Со дня возобновления исполнительного производства течение сроков продолжается.

Организатор торгов снимает имущество с торгов (отменяет торги) немедленно после получения от территориального органа ФССП России, передавшего имущество для реализации, постановления о прекращении исполнительного производства.

На основании полученного от территориального органа ФССП России соответствующего документа, в день поступления такого документа организатору торгов, комиссия принимает решение о снятии имущества с торгов (об отмене торгов), которое оформляется протоколом об отмене торгов.

Об отмене торгов организатор торгов обязан письменно уведомлять в соответствующих случаях претендентов или зарегистрированных участников торгов.

8.6. Информация о результатах торгов не позднее следующего дня размещается на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru.

8.7. Не допускается взимание с участников торгов платы за участие в торгах, в том числе расходы организатора торгов при проведении торгов.

IX. Оформление результатов торгов. Оплата имущества

9.1. Оформление результатов торгов по продаже арестованного имущества.

Итоги торгов подводятся комиссией, которая в день проведения торгов принимает решение об определении победителя торгов. Указанное решение комиссии оформляется протоколом об определении победителя торгов, который составляется в 3 экземплярах, имеющих равную юридическую силу, первый из которых передается лицу, выигравшему торги, или его представителю, второй - территориальному органу ФССП России, передавшему имущество для реализации, третий остается у организатора торгов.

В день проведения торгов на основании оформленного решения комиссии об определении победителя торгов организатор торгов и победитель торгов подписывают протокол о результатах торгов.

Не ранее чем через десять дней со дня подписания протокола о результатах торгов с победителем торгов заключается договор купли-продажи.

В случае если арестованное имущество является предметом залога, то в течение 5 дней с момента внесения покупной цены лицом, выигравшим публичные торги, организатор публичных торгов заключает с ним договор купли-продажи.

9.2. Если победитель торгов в установленный срок не подпишет протокол о результатах торгов, то он утрачивает внесенный им задаток. В этом случае комиссия по проведению торгов на следующий день после истечения срока подписания протокола о результатах торгов принимает решение об аннулировании результатов торгов.

9.3. Протокол о результатах торгов по продаже арестованного имущества должен содержать:

день, час и место проведения торгов;

сведения о предмете торгов;

местонахождение имущества, проданного на торгах;

имя (наименование) победителя;

цену проданного имущества;

размер внесенного задатка;

сумму денежных средств, которая подлежит внесению в качестве оплаты проданного имущества с учетом задатка;

срок оплаты приобретаемого на торгах имущества;

банковские реквизиты победителя торгов, организатора торгов, а также соответствующий счет, на который должны быть перечислены денежные средства за проданное на торгах имущество;

порядок передачи имущества, с указанием условия, что проданное на торгах имущество передается только после полной его оплаты;

условие о том, что подписанный протокол о результатах торгов расторгается в случае уклонения победителя торгов от оплаты в установленный срок приобретаемого на торгах имущества и что при этом победитель торгов теряет право на получение имущества, на заключение договора купли-продажи и утрачивает внесенный им задаток;

обязанность победителя торгов по осуществлению за счет собственных сил и средств государственной или иной регистрации перехода прав собственности на приобретенное имущество;

обязанность о заключении договора купли-продажи;

иные необходимые сведения.

Протокол о результатах торгов по продаже арестованного имущества составляется в 4 экземплярах, имеющих равную юридическую силу, 2 экземпляра из которых передается лицу, выигравшему торги, или его представителю, 1 экземпляр - государственному органу, передавшему имущество для реализации, 1 экземпляр остается у организатора торгов.

9.4 Оплата имущества в рассрочку не допускается.

9.5. Внесенный победителем торгов задаток засчитывается в счет оплаты продаваемого на торгах имущества.

9.6. Передача имущества победителю торгов и оформление права собственности на него осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также протоколом о результатах торгов, договором купли-продажи, после полной оплаты имущества.

9.7. Организатор торгов в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества, на свой депозитный счет перечисляет на депозитный счет структурного подразделения территориального органа ФССП России, передавшего имущество для реализации.

X. Возврат и удержание задатков

10.1. Претенденту, не допущенному к участию в торгах, сумма внесенного им задатка возвращается в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня оформления комиссией по проведению торгов протокола окончания приема и регистрации заявок на участие в торгах.

10.2. Участникам торгов, не ставшим победителями торгов, суммы внесенных ими задатков возвращаются в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня проведения торгов.

10.3. В случае признания торгов несостоявшимися суммы внесенных задатков возвращаются в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты принятия комиссией по проведению торгов решения об объявлении торгов несостоявшимися.

10.4. При отмене торгов, в том числе в случаях, предусмотренных настоящими методическими рекомендациями, задатки возвращаются всем зарегистрированным участникам торгов в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня оформления комиссией протокола об отмене торгов.

10.5. Внесенный задаток не возвращается победителю торгов в случае, если он:

а) не подпишет в установленный срок протокол о результатах торгов;

б) не оплатит продаваемое на торгах имущество в срок, установленный подписанным протоколом о результатах торгов, либо заключенным договором купли-продажи имущества.

Указанный задаток подлежит перечислению в федеральный бюджет в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента установления факта отказа от подписания протокола о результатах торгов победителем или внесения протокола о признании торгов несостоявшимися по основаниям, предусмотренным законодательством, перечислить на соответствующий счет Росимущества.

XI. Реализация арестованного имущества

без проведения торгов

11.1. Предметом реализации арестованного имущества без проведения торгов может выступать имущество, не являющееся недвижимым имуществом должника, ценными бумагами (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественным правом, заложенным имуществом, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметом, имеющим историческую или художественную ценность, а также вещью, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность).

11.2. Право на реализацию арестованного имущества без проведения торгов указывается в поручении Росимущества, территориального управления Росимущества, направляемому специализированной организации (в случае привлечения специализированной организации).

При осуществлении реализации арестованного имущества без проведения торгов Продавец имущества обязан обеспечить соблюдение правил, установленных статьями 492 - 505 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами принятых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов, в том числе определяющих особенности продажи отдельных видов Имущества и правила организации работы предприятий торговли.

11.3. Договор купли-продажи имущества является публичным договором. Продавец имущества не вправе отказаться от заключения договора при наличии соответствующего имущества. Цена выставленного на продажу имущества, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех потребителей.

11.4. К отношениям по договору купли-продажи с участием покупателей - граждан, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяется Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") и иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с ним, в том числе Правила продажи товаров по образцам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 918, и Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55.

Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 г. N 569, применяются в части, регулирующей отношения между Продавцом имущества и покупателем - гражданином, имеющим намерение приобрести либо приобретающим Имущество исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

11.5. Продавец имущества обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию об имуществе, выставленном на продажу, соответствующую установленным Законом "О защите прав потребителей", иными нормативными правовыми актами и обычно предъявляемым в торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

При организации и проведении продажи арестованного имущества без проведения торгов Продавец имущества должен в наглядной и доступной форме в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (дополнительно на специальном стенде, доске объявления и т.д.) довести до сведения покупателей информацию о том, что имущество реализуется принудительно по постановлению передавшего его для реализации судебного пристава-исполнителя.

До сведения покупателей также доводится информация о недостатках имущества, выявленных при его принятии от судебного пристава-исполнителя либо в период, предшествующий выставлению имущества на продажу после его приятия к реализации.

О недостатках имущества, выявленных после его принятия к реализации, в течение одного дня с момента их обнаружения уведомляется судебный пристав-исполнитель, передавший имущество для реализации.

11.6. Договор купли-продажи имущества считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи Продавцом имущества покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату имущества. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

11.7. Имущество передается Покупателю после его полной оплаты.

Продавец имущества не вправе осуществлять прямую продажу на основании договоров розничной купли-продажи имущества в кредит, в том числе с условием оплаты покупателем имущества в рассрочку.

11.8. Продавец в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества, на свой депозитный счет перечисляет на депозитный счет структурного подразделения территориального органа ФССП России, передавшего имущество для реализации.

XII. Возврат нереализованного имущества

12.1. Если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Росимущество, территориальные управления Росимущества (специализированные организации) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов) возвращает имущество судебному приставу-исполнителю по акту приема-передачи.

12.2. Если исполнительное производство, в рамках которого арестованное имущество передано на реализацию, приостановлено, исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения отложены либо предоставлена отсрочка или рассрочка, ФССП России направляет в Росимущество, территориальные управления Росимущества (специализированные организации) копию соответствующего постановления или определения.

Росимущество, территориальные управления Росимущества (специализированные организации) немедленно после получения от ФССП России соответствующего постановления или определения приостанавливает процедуру реализации арестованного имущества.

12.3. При возникновении оснований для окончания исполнительного производства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также если срок приостановления исполнительного производства либо отложения исполнительных действий, либо предоставления отсрочки или рассрочки исполнительных документов превышает срок реализации арестованного имущества, судебный пристав-исполнитель отзывает арестованное имущество с реализации путем вынесения постановления об отзыве арестованного имущества с реализации и незамедлительно направляет его копии в территориальный орган ФССП России и Росимущество, территориальное управление Росимущества (специализированные организации).

Постановление судебного пристава-исполнителя об отзыве арестованного имущества с реализации является основанием для прекращения действий по реализации арестованного имущества. В связи с этим Росимущество, территориальное управление Росимущества (специализированные организации) в течение трех рабочих дней со дня получения копии постановления об отзыве арестованного имущества с реализации обязано передать арестованное имущество (документы на имущество) судебному приставу-исполнителю, а судебный пристав-исполнитель обязан принять арестованное имущество (документы на имущество) по акту приема-передачи.

XIII. Признание торгов недействительными

13.1. Торги могут быть признаны недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

XIV. Заключительные положения

14.2. Центральный аппарат Росимущества и территориальные управления Росимущества руководствуются настоящими Методическими рекомендациями при организации торгов по реализации арестованного имущества, а также заключении и исполнении контрактов со специализированными организациями, осуществлении контроля за действиями специализированных организаций по выполнению поручений Росимущества, территориальных управлений Росимущества по реализации арестованного имущества.

14.3. При рассмотрении жалоб (обращений) граждан и организаций, иных заинтересованных лиц на действия (бездействия) Росимущества, территориальных управлений Росимущества, специализированных организаций при реализации арестованного имущества Росимущество, территориальные управления Росимущества руководствуются действующим законодательством, в том числе приказом ФССП России от 11.07.2012 N 318 (ред. от 15.08.2013) "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства", а также Информационным письмом Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 об Обзоре практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства.