См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
генерал-полковник
В.Н.ЯЦУЦЕНКО
02.12.2021 г. N МР-ВЯ-1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ, ОСНАЩЕНИЮ, ПОДГОТОВКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ НЕШТАТНЫХ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ И НЕШТАТНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

Перечень сокращений

АСР
-
аварийно-спасательные работы
АСДНР
-
аварийно-спасательные и другие неотложные работы
АСС
-
аварийно-спасательная служба
АСФ
-
аварийно-спасательное формирование
ГО
-
гражданская оборона
ГСМ
-
горюче-смазочные материалы
ГТС
-
гидротехническое сооружение
ЗС ГО
-
защитное сооружение гражданской обороны
НАСФ
-
нештатное аварийно-спасательное формирование
НФГО
-
нештатное формирование по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
ОГВ
-
орган государственной власти субъекта Российской Федерации
ОМСУ
-
орган местного самоуправления
ОПО
-
опасный производственный объект
РХБЗ
-
радиационная, химическая, биологическая защита
РСЧС
-
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ТП РСЧС
-
территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ФОИВ
-
федеральный орган исполнительной власти
ЧС
-
чрезвычайная ситуация

I. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 6 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г., регистрационный N 7383) и пунктом 7 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2015 г., регистрационный N 36034).

В целях недопущения избыточной финансовой нагрузки на организации настоящие методические рекомендации не нарушают и не ограничивают установленные законодательством полномочия организаций по определению состава, численности и оснащения НАСФ и НФГО, при этом содержат отдельные рекомендательные положения по оптимизации данной работы, а также обобщают требования нормативных правовых актов в части создания и функционирования НАСФ и НФГО.

II. Нормативные правовые основы создания НАСФ и НФГО

Правовые основы создания и деятельности НАСФ и НФГО составляют законодательные и нормативные правовые акты, указанные в таблице 1.

Таблица 1

НАСФ
НФГО
Статьи 9, 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
Статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
Пункт 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804
Статья 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне"
Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований"
Приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждения Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2008 г., регистрационный N 12740)

III. Предназначение НАСФ и НФГО

НАСФ и НФГО в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" являются силами ГО и создаются в целях, указанных в таблице 2.

Таблица 2

НАСФ создаются в целях
НФГО создаются в целях
Проведения АСР в очагах поражения и зонах ЧС <1>
Участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации ЧС <2>
Обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий в организациях, эксплуатирующих ОПО <3>

--------------------------------

<1> Пункт 2 Типового порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999.

<2> Статья 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

<3> Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Организации, не отнесенные к категориям по ГО, но продолжающие работу в военное время, по решению своих руководителей могут создавать НФГО для выполнения мероприятий по защите собственного персонала.

НАСФ подлежат аттестации в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".

К ПФГО требования по аттестации не предъявляются.

IV. Организации, создающие НАСФ и НФГО

Таблица 3

НАСФ
НФГО
Организации, имеющие мобилизационное задание (заказ) и входящие в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО ФОИВ, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО регионального и местного уровней, при этом эксплуатирующие:
ОПО I и II классов опасности;
особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
ГТС чрезвычайно высокой и высокой опасности <4>
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО <5>
Организации, определяемые решением руководителя ФОИВ, ОГВ, ОМСУ, в ведении которых они находятся <6>
Организации, определяемые решением руководителя ФОИВ, ОГВ, ОМСУ, в ведении которых они находятся <7>

--------------------------------

<4> Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

<5> Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

<6> Пункты 8, 9 Типового порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999.

<7> Пункты 6, 8 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18 декабря 2017 г. N 701.

Законодательство Российской Федерации не освобождает организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС чрезвычайно высокой и высокой опасности и отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО, от обязанности по созданию и поддержанию в готовности НФГО.

V. Рекомендации по созданию, оснащению и применению
НАСФ в организациях

5.1. Возможные подходы по созданию НАСФ в организациях и определению выполняемых ими видов АСР

Таблица 4

N п/п
Наименование НАСФ
Вид АСР
Организации, создающие НАСФ
1.
Аварийно-спасательный отряд (команда, группа, звено)
Поисково-спасательные работы
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Организации, эксплуатирующие ГТС I и II классов <8>
Газоспасательные работы
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Противофонтанные работы
Организации, эксплуатирующие ОПО бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
2.
Аварийно-спасательный отряд (команда, группа, звено) РХБЗ
Работы по ликвидации последствий радиационных аварий <9> и АСР, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. N 1051
(в условиях радиационного загрязнения, химического и биологического заражения)
Организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 1311-р
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "д" - "ж" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Газоспасательные работы
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "д" - "ж" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
3.
Пожарно-спасательная команда (группа, звено)
АСР, связанные с тушением пожаров
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС I и II классов, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО <10>
4.
Аварийно-спасательная команда механизации работ
Поисково-спасательные работы (разбор завалов)
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпункте "г" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Организации, эксплуатирующие ГТС I и II классов
5.
Аварийно-спасательное звено инженерной разведки
Поисково-спасательные работы (ведение разведки в зоне ЧС и на маршрутах движения АСФ)
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС I и II классов
6.
Аварийно-спасательное звено радиационной, химической и биологической разведки
Работы по ликвидации последствий радиационных аварий и АСР, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. N 1051
(обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному загрязнению, химическому или биологическому заражению)
Организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 1311-р.
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "д" - "ж" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
7.
Вспомогательная горноспасательная команда
Горноспасательные работы
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы <11> и организации по добыче угля (горючих сланцев) <12>
8.
Аварийно-спасательное звено речной (морской) разведки
Поисково-спасательные работы (ведение разведки на акваториях и в зонах затопления (подтопления))
Организации, эксплуатирующие ГТС I и II классов
9.
Аварийно-спасательное звено разведки на средствах железнодорожного транспорта
Поисково-спасательные работы (проведение разведки в зонах ЧС с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта)
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС I и II классов, в которых в соответствии с декларацией промышленной безопасности размеры вероятных зон действия поражающих факторов не позволяют проводить разведку без использования железнодорожного или автомобильного транспорта
Аварийно-спасательное звено разведки на автомобильном транспорте
10.
Пост радиационного и химического наблюдения (подвижный)
Работы по ликвидации последствий радиационных аварий и АСР, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. N 1051
(осуществление радиационного и химического наблюдения на маршрутах движения АСФ)
Организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 1311-р.
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "д" - "ж" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

--------------------------------

<8> Статья 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 867 "Об аварийно-спасательных работах".

<10> Пункт 16.7 приказа МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждения Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях".

<11> Статья 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

<12> Статья 16.2 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"

В зависимости от сценариев наиболее вероятных ЧС и аварий, а также данных о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для каждого сценария ЧС и аварии руководителем организации, эксплуатирующей ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС I и II классов, могут приниматься решения о дополнительном создании любого из НАСФ, указанного в столбце 1 таблицы 4, а также других НАСФ для проведения АСР в соответствии со сценариями развития ЧС.

Вспомогательные горноспасательные команды создаются в порядке, установленном приказом МЧС России от 29 ноября 2013 г. N 765 "Об утверждении порядка создания вспомогательных горноспасательных команд" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 г., регистрационный N 30896).

При наличии в организации, эксплуатирующей ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС I и II классов, собственных профессиональных АСС (АСФ), НАСФ с аналогичными задачами по ГО может не создаваться по решению руководителя организации.

5.2. Рекомендуемый состав НАСФ

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" состав и структуру АСС, АСФ, за исключением профессиональных АСС, профессиональных АСФ, выполняющих горноспасательные работы, определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Численность НАСФ целесообразно определять исходя из масштабов наиболее вероятных ЧС и аварий в организациях с учетом возможности указанных НАСФ ликвидировать ЧС локального характера собственными силами и с учетом планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1437.

Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций.

В состав НАСФ могут быть включены:

а) руководство:

звено, группа - командир - 1 чел.;

команда, отряд - командир - 1 чел., заместитель командира - 1 чел.

б) подразделение управления:

звено, группа - не создается;

команда, отряд - штаб (звено управления) - 3 чел.

в) подразделения спасателей в составе группы, команды, отряда.

Количество и состав звеньев, групп, команд и отрядов, а также численность спасателей в подразделениях определяется руководителем организации, создающей НАСФ, исходя из примерной численности личного состава структурных подразделений НАСФ <13>.

--------------------------------

<13> Приложение N 1 к Порядку создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденном приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999.

Основной состав руководителей и специалистов НАСФ, предназначенных для непосредственного выполнения АСР, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, численность которых должна составлять не менее 75 процентов от общей численности НАСФ <14>. Указанные спасатели должны быть аттестованы на право проведения тех видов АСР, на выполнение которых аттестовано НАСФ. При этом военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в состав НАСФ на период до их призыва (мобилизации).

--------------------------------

<14> Подпункт "в" пункта 12 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091.

5.3. Рекомендации по оснащению НАСФ

При разработке табелей оснащения НАСФ специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами необходимо учитывать имеющееся в организации имущество и возможности его беспрепятственного использования НАСФ при выполнении возложенных задач в установленные сроки. Дополнительно специальную технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы, не применяемые в повседневной (производственной) деятельности организации, но необходимые для проведения АСР по ликвидации прогнозируемых ЧС, целесообразно содержать в составе запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств <15>.

--------------------------------

<15> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля г. 2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".

При выборе конкретной марки и модели имущества в соответствии с наименованиями такого имущества, указанного в Примерных нормах оснащения (табелизации) НАСФ специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утвержденных приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999, целесообразно учитывать характеристики указанных марки и модели имущества и их соответствие последствиям военных конфликтов или ЧС природного и техногенного характера, а также физико-географические и иные особенности территорий и организаций.

5.4. Рекомендации по применению НАСФ

Привлечение НАСФ осуществляется для ликвидации ЧС в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС, а также для решения задач в области ГО в соответствии с планами ГО и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС по решению должностного лица, осуществляющего руководство ГО на соответствующей территории <16> в целях решения следующих задач <17>:

--------------------------------

<16> Пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

<17> Пункт 5 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999.

проведение АСР и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий ГО по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

VI. Рекомендации по созданию, оснащению
и применению НФГО в организациях

Законодательство Российской Федерации не содержит императивных норм, обязующих ФОИВ, ОГВ, ОМСУ создавать НФГО.

ФОИВ, ОГВ, ОМСУ определяют организации, обеспечивающие выполнение мероприятий по ГО, каждый на соответствующем уровне <18>.

--------------------------------

<18> Статья 7 и пункты 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Требования по созданию НФГО определены только в отношении организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО <19>.

--------------------------------

<19> Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

6.1. Возможные подходы по созданию НФГО в организациях и определению выполняемых ими мероприятий по ГО

Таблица 5

N п/п
Наименование НФГО
Выполняемые мероприятия по ГО (обеспечение выполнения мероприятий по ГО)
Примечание
1.
Команда (группа) охраны общественного порядка
Осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на территории организации
Целесообразно создавать в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, за исключением организаций, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 928-р
2.
Подвижные пункты питания, продовольственного (вещевого) снабжения
Организация питания, а также осуществление вещевого снабжения работников организации
Рекомендуется создавать в организации, имеющей производственные объекты на удалении друг от друга.
При отсутствии таких объектов, пункт питания может быть стационарный.
Целесообразно создавать на базе имеющихся объектов организации питания работников организации (столовые, буфеты и т.п.), а также за счет возложения на работников организации дополнительных обязанностей с соблюдением санитарно-гигиенических требований при хранении продуктов, приготовлении и приеме пищи, а также мытье посуды.
Вещевое снабжение рекомендуется предусматривать в части выдачи работникам организации специальной одежды и снаряжения, предусмотренные в организации для осуществления установленных видов работ, а также для обеспечения соблюдения установленных правил по охране труда
3.
Санитарная дружина
Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в организации.
Осуществление эвакуации пострадавших работников организации в лечебные учреждения
Рекомендуется создавать при наличии в организации медицинских работников, в трудовые (должностные) обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности
4.
Группа (звено) по обслуживанию ЗС ГО
Обслуживание ЗС ГО в мирное и военное время, а также поддержание в готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО в период пребывания в них укрываемых
Создается в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО и (или) использующих их для укрытия персонала <20>
5.
Станция специальной обработки транспорта, одежды
Проведение мероприятий по обеззараживанию техники, одежды, снаряжения организации
Рекомендуется создавать в организациях, расположенных или продолжающих работу в военное время в зонах возможного радиационного загрязнения или химического заражения
6.
Пункт санитарной обработки
Проведение мероприятий по санитарной обработке работников организации
Рекомендуется создавать в организациях, расположенных или продолжающих работу в военное время в зонах возможного радиационного загрязнения или химического заражения
7.
Подвижные ремонтно-восстановительные группы по ремонту автомобильной, инженерной и другой техники
Ремонт автомобильной, инженерной и другой техники
Целесообразно создавать на базе имеющихся ремонтно-восстановительных подразделений.
При отсутствии в организации автомобильной, инженерной и другой техники, данное НФГО может не создаваться
8.
Группа для перевозки населения (грузов)
Перевозка рабочих смен к местам проживания и отдыха и в организацию из этих мест.
Перевозка грузов, необходимых для обеспечения функционирования организации
Целесообразно создавать на базе имеющихся автотранспортных подразделений.
При отсутствии в организации автомобильной техники, данное НФГО может не создаваться
9.
Аварийно-технические команды по электросетям, по газовым сетям, по водопроводным сетям, по теплосетям
Проведение мероприятий, направленных на повышение надежности, а также осуществление ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации в организации
Целесообразно создавать на базе платных аварийно-восстановительных подразделений соответствующего профиля.
При отсутствии таких подразделений, рекомендуется возлагать дополнительные обязанности на работников организации с соблюдением установленных правил по охране труда
10.
Группа (звено) связи
Обеспечение использования средств связи и передачи информации в организации
Целесообразно создавать на базе штатных подразделений связи и информационных технологий
Поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организации
Целесообразно создавать в организациях, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, ГТС чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности
11.
Звено подвоза воды
Подвоз воды (питьевой и технической) в организацию или к местам проведения работ
Целесообразно создавать в организациях, на территории которых отсутствуют собственные водозаборные сооружения
12.
Эвакуационная (техническая) группа
Эвакуация поврежденной техники к местам проведения ремонта
Целесообразно создавать в организациях, в которых предусматриваются перевозки грузов, работников за пределами этих организаций
13.
Подвижная автозаправочная станция
Доставка ГСМ и заправка техники и агрегатов в районах проведения работ
Целесообразно создавать в организации, техника и агрегаты которой выполняют работы за пределами территории данной организации
14.
Санитарный пост
Оказание первой помощи пострадавшим
Целесообразно создавать в организациях, в которых отсутствуют штатные медицинские подразделения для оказания первой помощи пострадавшим до оказания специализированной медицинской помощи
15.
Звенья контроля эпидемического, фитопатологического, ветеринарного
Выполнение задач в составе сети наблюдения и лабораторного контроля
Создаются в организациях, имеющих специализированные подразделения, осуществляющие соответствующие функции наблюдения и контроля (надзора)
16.
Пост радиационного и химического наблюдения (стационарный)
Контроль радиационного фона и химического заражения в районе расположения организации
Создается организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также целесообразно создавать ОГВ, ОМСУ, попадающим в зону радиационного и химического заражения (загрязнения)

--------------------------------

<20> Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2003 г., регистрационный N 4317).

6.2. Рекомендуемый состав НФГО

Состав НФГО, а также численность специалистов в их составе целесообразно определять исходя из возлагаемых на НФГО задач, объемов выполняемых работ, а также обеспечения выполнения мероприятий планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) и обеспечения функционирования организации в военное время без привлечения (с минимальным привлечением) других подразделений.

В состав НФГО могут быть включены:

а) руководство:

звено - командир - 1 чел.;

команда, группа, дружина - командир - 1 чел., заместитель командира - 1 чел.

б) подразделения сотрудников организации в составе команды, группы, дружины.

Количество функциональных подразделений в составе команды, группы, дружины, а также численность специалистов в них определяется руководителем организации, создающей НФГО, исходя из примерной численности личного состава структурных подразделений НАСФ <21>.

--------------------------------

<21> Таблица 2 приложения N 1 к Типовому порядку создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденному приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999.

6.3. Рекомендации по оснащению НФГО

При разработке табелей оснащения НФГО специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами необходимо учитывать имеющееся в организации имущество и возможности его беспрепятственного использования НФГО при выполнении возложенных задач в установленные сроки.

Дополнительно специальную технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы, не применяемые в повседневной (производственной) деятельности организации, но необходимые для выполнения мероприятий по ГО (обеспечения выполнения мероприятий по ГО), целесообразно содержать в составе запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств <22>.

--------------------------------

<22> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".

При выборе конкретной марки и модели имущества в соответствии с наименованиями такого имущества, указанного в Примерных нормах оснащения (табелизации) НФГО специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утвержденных приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701, целесообразно учитывать характеристики указанных марки и модели имущества и их соответствие последствиям военных конфликтов, ЧС природного и техногенного характера, а также срокам и объемам выполняемых задач, возложенных на НФГО.

6.4. Рекомендации по применению НФГО

Привлечение НФГО осуществляется для решения задач в области ГО в соответствии с планами ГО и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС по решению должностного лица, осуществляющего руководство ГО на соответствующей территории <23>.

--------------------------------

<23> Пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

VII. Рекомендации по подготовке НАСФ и НФГО

Основной формой подготовки НАСФ и НФГО к ликвидации ЧС и в области ГО являются учения и тренировки. В ходе учений и тренировок целесообразно моделировать наиболее сложную обстановку, которая может сложиться в организации при возникновении ЧС. Для подготовки к ведению ГО рекомендуется последовательная отработка НАСФ и НФГО мероприятий по ГО, включенных в план гражданской обороны организации.

Одним из важнейших вопросов, отрабатываемых в ходе учений и тренировок, является организация взаимодействия и отработка совместных действий при ликвидации ЧС и выполнении мероприятий по ГО с органами управления и силами ТП РСЧС и ГО регионального и муниципального уровней.

Основными методическими документами, в соответствии с которыми в организации может быть организован процесс подготовки НАСФ и НФГО к ликвидации ЧС и в области ГО являются:

Примерная программа курсового обучения личного состава НАСФ, утвержденная МЧС России 20 ноября 2020 г. N 2-4-71-28-11;

Примерная программа курсового обучения личного состава НФГО, утвержденная МЧС России 20 ноября 2020 г. N 2-4-71-26-11.

VIII. Деятельность территориального органа МЧС России
в отношении создания, оснащения, подготовки
и применения НАСФ и НФГО

Законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и МЧС России на территориальные органы МЧС России в отношении организаций, указанных в разделе IV настоящих методических рекомендаций, возложены следующие полномочия <24>, <25>:

--------------------------------

<24> Подпункты 1, 3 пункта 1 статьи 4 приказа МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 "Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г., регистрационный N 59030).

<25> Пункт 6 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999.

контроль за исполнением законодательных, нормативных правовых и иных актов по вопросам ГО;

государственный надзор за соблюдением соответствующих требований в области ГО;

согласование состава, структуры и оснащения НАСФ.

Кроме того, на территориальные органы МЧС России в отношении организаций, указанных в разделе IV, возложены следующие функции <26>, <27>:

--------------------------------

<26> Подпункты 7, 25, 44, 65, 70 пункта 10 статьи 3 приказа МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 "Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

<27> Пункт 39 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты" населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 216 ДСП (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2020 г., регистрационный N 58257).

организация методического руководства и контроля при решении вопросов по подготовке населения в области ГО;

организация учета аттестованных АСС, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, имеющих уставные задачи по проведению АСР и тушению пожаров, действующих на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление методического руководства по вопросам создания и развития содержащихся за счет средств организаций АСФ;

участие в организации и проведении аттестации АСС и АСФ;

осуществление методического руководства созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в организациях, а также контроль в этой области;

согласование создания АСФ в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных АСС, АСФ, за исключением профессиональных АСС, профессиональных АСФ, выполняющих горноспасательные работы;

согласование планов ГО организаций, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности или первой категории по ГО.

Территориальные органы МЧС России исходя из возложенных на них полномочий и функций осуществляют:

разработку методических документов и предложений по созданию, оснащению, подготовке и применению НАСФ и НФГО с учетом региональных особенностей;

привлечение НАСФ и НФГО к учениям и тренировкам по ГО и защите от ЧС; контроль за выполнением организациями требований по созданию НАСФ и НФГО в рамках реализации полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области ГО;

информирование территориальных органов ФОИВ, ОГВ и ОМСУ о соблюдении организациями требований по созданию, оснащению, подготовке и применению НАСФ и НФГО;

другие мероприятия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.