Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
генерал-полковник
В.Н.ЯЦУЦЕНКО
02.12.2021 г. N МР-ВЯ-1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ, ОСНАЩЕНИЮ, ПОДГОТОВКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ НЕШТАТНЫХ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ И НЕШТАТНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
Перечень сокращений
АСР
|
-
|
аварийно-спасательные работы
|
АСДНР
|
-
|
аварийно-спасательные и другие неотложные работы
|
АСС
|
-
|
аварийно-спасательная служба
|
АСФ
|
-
|
аварийно-спасательное формирование
|
ГО
|
-
|
гражданская оборона
|
ГСМ
|
-
|
горюче-смазочные материалы
|
ГТС
|
-
|
гидротехническое сооружение
|
ЗС ГО
|
-
|
защитное сооружение гражданской обороны
|
НАСФ
|
-
|
нештатное аварийно-спасательное формирование
|
НФГО
|
-
|
нештатное формирование по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
|
ОГВ
|
-
|
орган государственной власти субъекта Российской Федерации
|
ОМСУ
|
-
|
орган местного самоуправления
|
ОПО
|
-
|
опасный производственный объект
|
РХБЗ
|
-
|
радиационная, химическая, биологическая защита
|
РСЧС
|
-
|
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
|
ТП РСЧС
|
-
|
территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
|
ФОИВ
|
-
|
федеральный орган исполнительной власти
|
ЧС
|
-
|
чрезвычайная ситуация
|
I. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 6 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г., регистрационный N 7383) и пунктом 7 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2015 г., регистрационный N 36034).
В целях недопущения избыточной финансовой нагрузки на организации настоящие методические рекомендации не нарушают и не ограничивают установленные законодательством полномочия организаций по определению состава, численности и оснащения НАСФ и НФГО, при этом содержат отдельные рекомендательные положения по оптимизации данной работы, а также обобщают требования нормативных правовых актов в части создания и функционирования НАСФ и НФГО.
II. Нормативные правовые основы создания НАСФ и НФГО
Правовые основы создания и деятельности НАСФ и НФГО составляют законодательные и нормативные правовые акты, указанные в таблице 1.
Таблица 1
НАСФ
|
НФГО
|
Статьи 9, 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
|
|
Статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
|
Пункт 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804
|
Статья 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
|
Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне"
|
Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований"
|
|
Приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждения Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2008 г., регистрационный N 12740)
|
III. Предназначение НАСФ и НФГО
НАСФ и НФГО в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" являются силами ГО и создаются в целях, указанных в таблице 2.
Таблица 2
НАСФ создаются в целях
|
НФГО создаются в целях
|
Проведения АСР в очагах поражения и зонах ЧС <1>
|
Участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации ЧС <2>
|
Обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий в организациях, эксплуатирующих ОПО <3>
|
--------------------------------
<1> Пункт 2 Типового порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999.
<2> Статья 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
<3> Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Организации, не отнесенные к категориям по ГО, но продолжающие работу в военное время, по решению своих руководителей могут создавать НФГО для выполнения мероприятий по защите собственного персонала.
НАСФ подлежат аттестации в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
К ПФГО требования по аттестации не предъявляются.
IV. Организации, создающие НАСФ и НФГО
Таблица 3
НАСФ
|
НФГО
|
Организации, имеющие мобилизационное задание (заказ) и входящие в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО ФОИВ, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО регионального и местного уровней, при этом эксплуатирующие:
ОПО I и II классов опасности;
особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
ГТС чрезвычайно высокой и высокой опасности <4>
|
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО <5>
|
Организации, определяемые решением руководителя ФОИВ, ОГВ, ОМСУ, в ведении которых они находятся <6>
|
Организации, определяемые решением руководителя ФОИВ, ОГВ, ОМСУ, в ведении которых они находятся <7>
|
--------------------------------
<4> Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
<5> Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
<6> Пункты 8, 9 Типового порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999.
<7> Пункты 6, 8 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18 декабря 2017 г. N 701.
Законодательство Российской Федерации не освобождает организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС чрезвычайно высокой и высокой опасности и отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО, от обязанности по созданию и поддержанию в готовности НФГО.
V. Рекомендации по созданию, оснащению и применению
НАСФ в организациях
5.1. Возможные подходы по созданию НАСФ в организациях и определению выполняемых ими видов АСР
Таблица 4
N п/п
|
Наименование НАСФ
|
Вид АСР
|
Организации, создающие НАСФ
|
1.
|
Аварийно-спасательный отряд (команда, группа, звено)
|
Поисково-спасательные работы
|
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Организации, эксплуатирующие ГТС I и II классов <8>
|
Газоспасательные работы
|
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
|
||
Противофонтанные работы
|
Организации, эксплуатирующие ОПО бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
|
||
2.
|
Аварийно-спасательный отряд (команда, группа, звено) РХБЗ
|
Работы по ликвидации последствий радиационных аварий <9> и АСР, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. N 1051
(в условиях радиационного загрязнения, химического и биологического заражения)
|
Организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 1311-р
|
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "д" - "ж" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
|
|||
Газоспасательные работы
|
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "д" - "ж" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
|
||
3.
|
Пожарно-спасательная команда (группа, звено)
|
АСР, связанные с тушением пожаров
|
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
|
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС I и II классов, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО <10>
|
|||
4.
|
Аварийно-спасательная команда механизации работ
|
Поисково-спасательные работы (разбор завалов)
|
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпункте "г" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Организации, эксплуатирующие ГТС I и II классов
|
5.
|
Аварийно-спасательное звено инженерной разведки
|
Поисково-спасательные работы (ведение разведки в зоне ЧС и на маршрутах движения АСФ)
|
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС I и II классов
|
6.
|
Аварийно-спасательное звено радиационной, химической и биологической разведки
|
Работы по ликвидации последствий радиационных аварий и АСР, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. N 1051
(обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному загрязнению, химическому или биологическому заражению)
|
Организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 1311-р.
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "д" - "ж" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
|
7.
|
Вспомогательная горноспасательная команда
|
Горноспасательные работы
|
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы <11> и организации по добыче угля (горючих сланцев) <12>
|
8.
|
Аварийно-спасательное звено речной (морской) разведки
|
Поисково-спасательные работы (ведение разведки на акваториях и в зонах затопления (подтопления))
|
Организации, эксплуатирующие ГТС I и II классов
|
9.
|
Аварийно-спасательное звено разведки на средствах железнодорожного транспорта
|
Поисково-спасательные работы (проведение разведки в зонах ЧС с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта)
|
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС I и II классов, в которых в соответствии с декларацией промышленной безопасности размеры вероятных зон действия поражающих факторов не позволяют проводить разведку без использования железнодорожного или автомобильного транспорта
|
Аварийно-спасательное звено разведки на автомобильном транспорте
|
|||
10.
|
Пост радиационного и химического наблюдения (подвижный)
|
Работы по ликвидации последствий радиационных аварий и АСР, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. N 1051
(осуществление радиационного и химического наблюдения на маршрутах движения АСФ)
|
Организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 1311-р.
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в подпунктах "д" - "ж" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
|
--------------------------------
<8> Статья 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 867 "Об аварийно-спасательных работах".
<10> Пункт 16.7 приказа МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждения Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях".
<11> Статья 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
<12> Статья 16.2 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
В зависимости от сценариев наиболее вероятных ЧС и аварий, а также данных о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для каждого сценария ЧС и аварии руководителем организации, эксплуатирующей ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС I и II классов, могут приниматься решения о дополнительном создании любого из НАСФ, указанного в столбце 1 таблицы 4, а также других НАСФ для проведения АСР в соответствии со сценариями развития ЧС.
Вспомогательные горноспасательные команды создаются в порядке, установленном приказом МЧС России от 29 ноября 2013 г. N 765 "Об утверждении порядка создания вспомогательных горноспасательных команд" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 г., регистрационный N 30896).
При наличии в организации, эксплуатирующей ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС I и II классов, собственных профессиональных АСС (АСФ), НАСФ с аналогичными задачами по ГО может не создаваться по решению руководителя организации.
5.2. Рекомендуемый состав НАСФ
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" состав и структуру АСС, АСФ, за исключением профессиональных АСС, профессиональных АСФ, выполняющих горноспасательные работы, определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Численность НАСФ целесообразно определять исходя из масштабов наиболее вероятных ЧС и аварий в организациях с учетом возможности указанных НАСФ ликвидировать ЧС локального характера собственными силами и с учетом планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1437.
Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций.
В состав НАСФ могут быть включены:
а) руководство:
звено, группа - командир - 1 чел.;
команда, отряд - командир - 1 чел., заместитель командира - 1 чел.
б) подразделение управления:
звено, группа - не создается;
команда, отряд - штаб (звено управления) - 3 чел.
в) подразделения спасателей в составе группы, команды, отряда.
Количество и состав звеньев, групп, команд и отрядов, а также численность спасателей в подразделениях определяется руководителем организации, создающей НАСФ, исходя из примерной численности личного состава структурных подразделений НАСФ <13>.
--------------------------------
<13> Приложение N 1 к Порядку создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденном приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999.
Основной состав руководителей и специалистов НАСФ, предназначенных для непосредственного выполнения АСР, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, численность которых должна составлять не менее 75 процентов от общей численности НАСФ <14>. Указанные спасатели должны быть аттестованы на право проведения тех видов АСР, на выполнение которых аттестовано НАСФ. При этом военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в состав НАСФ на период до их призыва (мобилизации).
--------------------------------
<14> Подпункт "в" пункта 12 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091.
5.3. Рекомендации по оснащению НАСФ
При разработке табелей оснащения НАСФ специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами необходимо учитывать имеющееся в организации имущество и возможности его беспрепятственного использования НАСФ при выполнении возложенных задач в установленные сроки. Дополнительно специальную технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы, не применяемые в повседневной (производственной) деятельности организации, но необходимые для проведения АСР по ликвидации прогнозируемых ЧС, целесообразно содержать в составе запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств <15>.
--------------------------------
<15> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля г. 2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
При выборе конкретной марки и модели имущества в соответствии с наименованиями такого имущества, указанного в Примерных нормах оснащения (табелизации) НАСФ специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утвержденных приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999, целесообразно учитывать характеристики указанных марки и модели имущества и их соответствие последствиям военных конфликтов или ЧС природного и техногенного характера, а также физико-географические и иные особенности территорий и организаций.
5.4. Рекомендации по применению НАСФ
Привлечение НАСФ осуществляется для ликвидации ЧС в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС, а также для решения задач в области ГО в соответствии с планами ГО и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС по решению должностного лица, осуществляющего руководство ГО на соответствующей территории <16> в целях решения следующих задач <17>:
--------------------------------
<16> Пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
<17> Пункт 5 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999.
проведение АСР и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
обеспечение мероприятий ГО по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.
VI. Рекомендации по созданию, оснащению
и применению НФГО в организациях
Законодательство Российской Федерации не содержит императивных норм, обязующих ФОИВ, ОГВ, ОМСУ создавать НФГО.
ФОИВ, ОГВ, ОМСУ определяют организации, обеспечивающие выполнение мероприятий по ГО, каждый на соответствующем уровне <18>.
--------------------------------
<18> Статья 7 и пункты 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Требования по созданию НФГО определены только в отношении организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО <19>.
--------------------------------
<19> Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
6.1. Возможные подходы по созданию НФГО в организациях и определению выполняемых ими мероприятий по ГО
Таблица 5
N п/п
|
Наименование НФГО
|
Выполняемые мероприятия по ГО (обеспечение выполнения мероприятий по ГО)
|
Примечание
|
1.
|
Команда (группа) охраны общественного порядка
|
Осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на территории организации
|
Целесообразно создавать в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, за исключением организаций, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 928-р
|
2.
|
Подвижные пункты питания, продовольственного (вещевого) снабжения
|
Организация питания, а также осуществление вещевого снабжения работников организации
|
Рекомендуется создавать в организации, имеющей производственные объекты на удалении друг от друга.
При отсутствии таких объектов, пункт питания может быть стационарный.
Целесообразно создавать на базе имеющихся объектов организации питания работников организации (столовые, буфеты и т.п.), а также за счет возложения на работников организации дополнительных обязанностей с соблюдением санитарно-гигиенических требований при хранении продуктов, приготовлении и приеме пищи, а также мытье посуды.
Вещевое снабжение рекомендуется предусматривать в части выдачи работникам организации специальной одежды и снаряжения, предусмотренные в организации для осуществления установленных видов работ, а также для обеспечения соблюдения установленных правил по охране труда
|
3.
|
Санитарная дружина
|
Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в организации.
Осуществление эвакуации пострадавших работников организации в лечебные учреждения
|
Рекомендуется создавать при наличии в организации медицинских работников, в трудовые (должностные) обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности
|
4.
|
Группа (звено) по обслуживанию ЗС ГО
|
Обслуживание ЗС ГО в мирное и военное время, а также поддержание в готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО в период пребывания в них укрываемых
|
Создается в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО и (или) использующих их для укрытия персонала <20>
|
5.
|
Станция специальной обработки транспорта, одежды
|
Проведение мероприятий по обеззараживанию техники, одежды, снаряжения организации
|
Рекомендуется создавать в организациях, расположенных или продолжающих работу в военное время в зонах возможного радиационного загрязнения или химического заражения
|
6.
|
Пункт санитарной обработки
|
Проведение мероприятий по санитарной обработке работников организации
|
Рекомендуется создавать в организациях, расположенных или продолжающих работу в военное время в зонах возможного радиационного загрязнения или химического заражения
|
7.
|
Подвижные ремонтно-восстановительные группы по ремонту автомобильной, инженерной и другой техники
|
Ремонт автомобильной, инженерной и другой техники
|
Целесообразно создавать на базе имеющихся ремонтно-восстановительных подразделений.
При отсутствии в организации автомобильной, инженерной и другой техники, данное НФГО может не создаваться
|
8.
|
Группа для перевозки населения (грузов)
|
Перевозка рабочих смен к местам проживания и отдыха и в организацию из этих мест.
Перевозка грузов, необходимых для обеспечения функционирования организации
|
Целесообразно создавать на базе имеющихся автотранспортных подразделений.
При отсутствии в организации автомобильной техники, данное НФГО может не создаваться
|
9.
|
Аварийно-технические команды по электросетям, по газовым сетям, по водопроводным сетям, по теплосетям
|
Проведение мероприятий, направленных на повышение надежности, а также осуществление ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации в организации
|
Целесообразно создавать на базе платных аварийно-восстановительных подразделений соответствующего профиля.
При отсутствии таких подразделений, рекомендуется возлагать дополнительные обязанности на работников организации с соблюдением установленных правил по охране труда
|
10.
|
Группа (звено) связи
|
Обеспечение использования средств связи и передачи информации в организации
|
Целесообразно создавать на базе штатных подразделений связи и информационных технологий
|
Поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организации
|
Целесообразно создавать в организациях, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, ГТС чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности
|
||
11.
|
Звено подвоза воды
|
Подвоз воды (питьевой и технической) в организацию или к местам проведения работ
|
Целесообразно создавать в организациях, на территории которых отсутствуют собственные водозаборные сооружения
|
12.
|
Эвакуационная (техническая) группа
|
Эвакуация поврежденной техники к местам проведения ремонта
|
Целесообразно создавать в организациях, в которых предусматриваются перевозки грузов, работников за пределами этих организаций
|
13.
|
Подвижная автозаправочная станция
|
Доставка ГСМ и заправка техники и агрегатов в районах проведения работ
|
Целесообразно создавать в организации, техника и агрегаты которой выполняют работы за пределами территории данной организации
|
14.
|
Санитарный пост
|
Оказание первой помощи пострадавшим
|
Целесообразно создавать в организациях, в которых отсутствуют штатные медицинские подразделения для оказания первой помощи пострадавшим до оказания специализированной медицинской помощи
|
15.
|
Звенья контроля эпидемического, фитопатологического, ветеринарного
|
Выполнение задач в составе сети наблюдения и лабораторного контроля
|
Создаются в организациях, имеющих специализированные подразделения, осуществляющие соответствующие функции наблюдения и контроля (надзора)
|
16.
|
Пост радиационного и химического наблюдения (стационарный)
|
Контроль радиационного фона и химического заражения в районе расположения организации
|
Создается организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также целесообразно создавать ОГВ, ОМСУ, попадающим в зону радиационного и химического заражения (загрязнения)
|
--------------------------------
<20> Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2003 г., регистрационный N 4317).
6.2. Рекомендуемый состав НФГО
Состав НФГО, а также численность специалистов в их составе целесообразно определять исходя из возлагаемых на НФГО задач, объемов выполняемых работ, а также обеспечения выполнения мероприятий планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) и обеспечения функционирования организации в военное время без привлечения (с минимальным привлечением) других подразделений.
В состав НФГО могут быть включены:
а) руководство:
звено - командир - 1 чел.;
команда, группа, дружина - командир - 1 чел., заместитель командира - 1 чел.
б) подразделения сотрудников организации в составе команды, группы, дружины.
Количество функциональных подразделений в составе команды, группы, дружины, а также численность специалистов в них определяется руководителем организации, создающей НФГО, исходя из примерной численности личного состава структурных подразделений НАСФ <21>.
--------------------------------
<21> Таблица 2 приложения N 1 к Типовому порядку создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденному приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999.
6.3. Рекомендации по оснащению НФГО
При разработке табелей оснащения НФГО специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами необходимо учитывать имеющееся в организации имущество и возможности его беспрепятственного использования НФГО при выполнении возложенных задач в установленные сроки.
Дополнительно специальную технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы, не применяемые в повседневной (производственной) деятельности организации, но необходимые для выполнения мероприятий по ГО (обеспечения выполнения мероприятий по ГО), целесообразно содержать в составе запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств <22>.
--------------------------------
<22> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
При выборе конкретной марки и модели имущества в соответствии с наименованиями такого имущества, указанного в Примерных нормах оснащения (табелизации) НФГО специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утвержденных приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701, целесообразно учитывать характеристики указанных марки и модели имущества и их соответствие последствиям военных конфликтов, ЧС природного и техногенного характера, а также срокам и объемам выполняемых задач, возложенных на НФГО.
6.4. Рекомендации по применению НФГО
Привлечение НФГО осуществляется для решения задач в области ГО в соответствии с планами ГО и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС по решению должностного лица, осуществляющего руководство ГО на соответствующей территории <23>.
--------------------------------
<23> Пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
VII. Рекомендации по подготовке НАСФ и НФГО
Основной формой подготовки НАСФ и НФГО к ликвидации ЧС и в области ГО являются учения и тренировки. В ходе учений и тренировок целесообразно моделировать наиболее сложную обстановку, которая может сложиться в организации при возникновении ЧС. Для подготовки к ведению ГО рекомендуется последовательная отработка НАСФ и НФГО мероприятий по ГО, включенных в план гражданской обороны организации.
Одним из важнейших вопросов, отрабатываемых в ходе учений и тренировок, является организация взаимодействия и отработка совместных действий при ликвидации ЧС и выполнении мероприятий по ГО с органами управления и силами ТП РСЧС и ГО регионального и муниципального уровней.
Основными методическими документами, в соответствии с которыми в организации может быть организован процесс подготовки НАСФ и НФГО к ликвидации ЧС и в области ГО являются:
Примерная программа курсового обучения личного состава НАСФ, утвержденная МЧС России 20 ноября 2020 г. N 2-4-71-28-11;
Примерная программа курсового обучения личного состава НФГО, утвержденная МЧС России 20 ноября 2020 г. N 2-4-71-26-11.
VIII. Деятельность территориального органа МЧС России
в отношении создания, оснащения, подготовки
и применения НАСФ и НФГО
Законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и МЧС России на территориальные органы МЧС России в отношении организаций, указанных в разделе IV настоящих методических рекомендаций, возложены следующие полномочия <24>, <25>:
--------------------------------
<24> Подпункты 1, 3 пункта 1 статьи 4 приказа МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 "Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г., регистрационный N 59030).
<25> Пункт 6 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999.
контроль за исполнением законодательных, нормативных правовых и иных актов по вопросам ГО;
государственный надзор за соблюдением соответствующих требований в области ГО;
согласование состава, структуры и оснащения НАСФ.
Кроме того, на территориальные органы МЧС России в отношении организаций, указанных в разделе IV, возложены следующие функции <26>, <27>:
--------------------------------
<26> Подпункты 7, 25, 44, 65, 70 пункта 10 статьи 3 приказа МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 "Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
<27> Пункт 39 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты" населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 216 ДСП (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2020 г., регистрационный N 58257).
организация методического руководства и контроля при решении вопросов по подготовке населения в области ГО;
организация учета аттестованных АСС, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, имеющих уставные задачи по проведению АСР и тушению пожаров, действующих на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление методического руководства по вопросам создания и развития содержащихся за счет средств организаций АСФ;
участие в организации и проведении аттестации АСС и АСФ;
осуществление методического руководства созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в организациях, а также контроль в этой области;
согласование создания АСФ в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных АСС, АСФ, за исключением профессиональных АСС, профессиональных АСФ, выполняющих горноспасательные работы;
согласование планов ГО организаций, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности или первой категории по ГО.
Территориальные органы МЧС России исходя из возложенных на них полномочий и функций осуществляют:
разработку методических документов и предложений по созданию, оснащению, подготовке и применению НАСФ и НФГО с учетом региональных особенностей;
привлечение НАСФ и НФГО к учениям и тренировкам по ГО и защите от ЧС; контроль за выполнением организациями требований по созданию НАСФ и НФГО в рамках реализации полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области ГО;
информирование территориальных органов ФОИВ, ОГВ и ОМСУ о соблюдении организациями требований по созданию, оснащению, подготовке и применению НАСФ и НФГО;
другие мероприятия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.