Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации по делам
гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
генерал-полковник
внутренней службы
А.П.ЧУПРИЯН
от 1 июля 2013 г. N 2-4-87-15-14
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ
ОБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
Термины и определения
Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Снегодождевой паводок - фаза водного режима реки (озера, водохранилища и др. водоемов) в осенне-зимний период времени, характеризующаяся сравнительно кратковременными и непериодическими поднятиями уровня воды в период ледостава на акватории или при промерзлости грунта, вызванная усиленным таянием снега или обилием дождей при положительных значениях температур.
Сгонно-нагонные явления - спады и подъемы уровня воды у берегов водоема (моря, озера, водохранилища), вызванные течениями, образующимися под действием ветра. Воздух, движущийся над водной поверхностью, вследствие трения увлекает за собой частицы воды. Движение частиц поверхности передается в глубину. В результате приходит в движение слой воды толщиной в несколько десятков метров. У берега, к которому устремляется поток воды, уровень повышается, а у противоположного - понижается.
Зажорное явление - скопление рыхлого льда (шуга, небольшие льдинки) в русле реки, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды выше по течению. Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. Необходимым условием образования является возникновение в русле внутриводного льда и его вовлечение под кромку ледяного покрова. Образованию зажоров способствуют различные русловые препятствия: острова, отмели, валуны, крутые повороты и сужения русла, участки в нижних бьефах гидроэлектростанций.
Наледеобразования на водных объектах - неблагоприятные гидрометеорологические явления, состоящие из нескольких циклически повторяющихся процессов: прорыва воды на поверхность, ее растекания и послойного замерзания, характерные для районов с максимальным промерзанием водоемов в осенне-зимний период на территориях с резко континентальным климатом.
Отрыв припая прибрежного льда в территориальном море - отрыв льда с людьми, техникой от берега, в условиях взлома припая при усилении отрывных ветров. Припай - вид неподвижного льда в морях, океанах и их заливах вдоль берегов.
Отрыв прибрежного льда во внутренних водах - отрыв льда с людьми, техникой от берега на озерах, крупных водохранилищах, крупных реках.
Ледовая переправа - это переправа (дорога, путь), проложенная по ледяному покрову рек, озер, морей и других водных преград (водных объектов), используемая для передвижения автотранспорта или гужевого транспорта, а также передвижения людей в целях обеспечения жизнедеятельности населения и работы предприятий и организаций.
Зимник - автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре, преимущественно по замерзшему льду рек и озер.
I. Общие положения
План обеспечения безопасности на водных объектах в зимний период разрабатывается в целях снижения рисков возникновения ЧС на водных объектах в зимний период, а также для информационной поддержки работы оперативных дежурных смен единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
План обеспечения безопасности на водных объектах в зимний период (далее - План) разрабатывается на карте с пояснительной запиской.
План раскрывает объем, сроки и порядок выполнения мероприятий РСЧС по предупреждению и снижению последствий ЧС на водных объектах в зимний период, при угрозе их возникновения, а также по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при их возникновении, а также определяет привлекаемые для этого силы и средства.
План разрабатывается в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов МЧС России и других министерств и ведомств Российской Федерации.
Практическая разработка Плана заключается в детальном прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе или возникновении ЧС на водных объектах в зимний период и выработке решения по ликвидации последствий.
Электронный вид Плана закладывается в оперативно-дежурную смену Национального центра, ЦУКС территориальных органов МЧС России. Также План предоставляется федеральным органам исполнительной власти по запросу с их стороны.
Внесение изменений по корректировке задач и мероприятий согласно Плану может осуществляться в ходе учений, тренировок, а также при ликвидации ЧС.
Разработка разделов Плана осуществляется структурными подразделениями МЧС России по направлениям деятельности:
ДГЗ - организация и координация совместной работы подразделений центрального аппарата, организаций и учреждений МЧС России, вопросы планирования и проведения превентивных мероприятий, формирование Плана;
УГИМС, ДПСС - планирование применения сил РСЧС по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период (на карте, с пояснительной запиской);
ДТВ - планирование материально-технического обеспечения (на карте, с пояснительной запиской);
УА - планирование применения авиации по смягчению рисков на водных объектах в зимний период на территории Российской Федерации (на карте, с пояснительной запиской);
УЗИ - организация специальной связи и контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности спасательных работ;
УИТС - организация связи;
ВЦМП "Антистихия" - прогноз ледовой обстановки;
НЦУКС - планирование проведения космической съемки водных объектов на территории Российской Федерации в зимний период (на карте).
Разделы по видам обеспечения утверждаются руководителями структурных подразделений центрального аппарата по направлениям деятельности и до 15 ноября представляются в Департамент гражданской защиты через Национальный центр управления в кризисных ситуациях в электронном и печатном виде.
Департамент гражданской защиты формирует План и 20 ноября представляет на утверждение Министру МЧС России.
Отнесение сведений, содержащихся в Плане, к информации ограниченного доступа производится в порядке, установленном требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.
По вопросам организации контроля за обстановкой на водных объектах в зимний период, вопросам привлечения сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС на водных объектах в зимний период использовать следующие нормативные правовые акты:
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 07.05.2013);
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 23.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 725 (ред. от 08.12.2008) "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти";
Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 501 (ред. от 05.04.2010) "Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.08.2005 N 6938).
II. Карта Плана обеспечения безопасности на водных
объектах в зимний период
Карта (масштаб карты должен обеспечивать отображение всех планируемых мероприятий на территории Российской Федерации) должна отвечать требованиям наглядности, полноты (достоверности).
Наглядность карты обеспечивается ясным и четким отображением обстановки с выделением ее главных элементов, что достигается правильным применением условных знаков, правильным расположением служебных и пояснительных надписей, четким изображением фактического положения сил и средств ликвидации паводка и предполагаемого характера их действий.
Полнота нанесенной обстановки на карту определяется объемом сведений, необходимых для управления силами и средствами ликвидации ЧС. Точность (достоверность) нанесенной обстановки на карту достигается ее соответствием действительному положению различных формирований сил и средств ликвидации ЧС на местности и реальным последствиям воздействия источников ЧС.
Гриф карты определяют в установленном порядке.
При оформлении карты необходимо выполнять следующие требования:
Промежуток между буквами (цифрами) в слове равен толщине буквы (цифры).
Все надписи располагать параллельно нижнему (верхнему) обрезу карты; буквы и цифры писать без связок, сообразуя их размер с масштабом карты; надписи могут быть сделаны на свободном месте карты со стрелкой к условному знаку.
Карты в готовом виде должны иметь прямоугольную форму (размер 1800 x 2200 мм), окаймлены по периметру багетом. При этом координатная сетка должна быть сохранена.
Отработанные карты в сложенном виде должны иметь размеры, равные стандартному листу А4.
В правом верхнем углу на оборотной стороне карты наклеивается титульный лист с необходимыми реквизитами.
На карту наносится (Приложение N 1):
прогноз рисков чрезвычайных ситуаций;
наименование и границы федеральных округов;
органы управления, силы и средства МЧС России и взаимодействующих органов РСЧС (в т.ч. ГМ СКЦ, ОБВУ);
наименование и бассейны основных рек с указанием толщины льда (по среднемноголетним наблюдениям);
места базирования судов на воздушной подушке;
места размещения ледокольного флота;
гидропосты измерения толщины ледового покрова;
аэродромы (наименование);
зонирование территории по этапам становления льда на водных объектах с указанием начала и конца этапов;
районы (участки) космического мониторинга;
станции приема космической информации;
районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним;
районы возможного отрыва припая прибрежного льда в территориальном море;
районы возможного отрыва прибрежного льда во внутренних водах;
участки снегодождевых паводков;
участки нагонно-сгонных явлений;
участки зажорных явлений;
участки наледеобразования;
зимники, в т.ч. по проходящим водным объектам;
ледовые переправы;
места массового выхода людей на лед;
Северный морской путь;
гидроэлектростанции представляющую угрозу в зимний период;
участки рек, на которых проходит навигация в зимний период;
районы размещения морских буровых платформ;
другие вопросы организации мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период, исходя из особенностей территории.
Кроме того, на карте Плана в табличной форме отражается следующая информация:
сведения по рискам возникновения ЧС на водных объектах в зимний период;
организация гидрологического мониторинга;
расчет сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
резерв материальных средств.
Карта Плана подписывается Директором департамента гражданской защиты, согласовывается с заместителем Министра МЧС России, и утверждается Министром МЧС России.
III. Пояснительная записка к Плану обеспечения безопасности
на водных объектах в зимний период на территории
Российской Федерации
3.1. Требования к пояснительной записке
Пояснительная записка к Плану разрабатывается в программном продукте Microsoft Word 2010 или более ранней версии. Формат страниц - А3, альбомный. Шрифт Times New Roman, размер - 16. Особое внимание обращается на единообразное оформление приложений (таблиц) к пояснительной записке (в заголовках: шрифт - Times New Roman, размер - 14, жирный; в таблицах: шрифт - Times New Roman, размер - 12, нежирный).
3.2. Структура и содержание пояснительной записки
1 раздел. Прогноз ледовой обстановки
Прогноз развития обстановки в зимний период на территории федерального округа проводится на основе долгосрочных прогнозов Росгидромета и ВЦМП "Антистихия". Данный раздел включает в себя:
1. Общие положения.
В данном подразделе рассматриваются классификация водных объектов на территории Российской Федерации, технические сооружения и места пользования на водоемах в зимний период, а также этапы ледообразования на реках.
2. Основные источники рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах в зимний период.
2.1. Опасные метеорологические явления.
К опасным метеорологическим явлениям, которые оказывают влияние на увеличение рисков чрезвычайных ситуаций, на водных объектах в зимний период относятся: комплекс неблагоприятных метеорологических явлений (сильные осадки, метель (пурга), сильный ветер, налипание мокрого снега и сложные гололедно-изморозевые явления); отрицательные и положительные аномалии температуры воздуха, сильные шторма на акваториях внутренних морей.
2.2. Опасные гидрологические явления.
К опасным гидрологическим явлениям, которые оказывают влияние на возникновение рисков чрезвычайных ситуаций, на водных объектах в зимний период относятся снегодождевые паводки, нагонно-сгонные явления, зажорные явления, наледеобразование, отрыв припая прибрежного льда.
2.3. Нарушение условий функционирования ледовых переправ и зимников, наплавных (зимних) мостов, морских буровых платформ, мест пользования на водоемах и т.д.
К возможным происшествиям при нарушении условий функционирования технических сооружений (ледовые переправы, зимники и др.), мест пользования на водоемах (места массового выхода людей на лед, места подводной рыбалки и др.) в зимний период относятся провалы техники и людей под лед, разрушение ледовых переправ и зимников в результате ЧС, срыв завоза грузов, который производится по ледовым переправам и зимникам, аварии на морских буровых платформах.
2.4. Аварии на грузовых и пассажирских судах, судах флота рыбной промышленности, аварии, связанные с эксплуатацией маломерных судов в зимний период.
Аварии на грузовых и пассажирских судах на водных объектах в зимний период могут привести к нарушению судоходства на участках внутренних водных путей, где происходит круглогодичная навигация и навигация, осуществляемая в условиях ледового режима, к нарушению судоходства по Северному морскому пути.
В соответствии с прогнозом делаются выводы. В выводах указываются:
возможная обстановка на водных объектах в зимний период на территории Российской Федерации;
организация мониторинга водных объектов (на каких водных объектах и по каким показателям);
количество планируемых зарегистрированных ледовых переправ - расчет проводится в единицах (шт.), сведения о количестве уточняются в Управлении ГИМС МЧС России;
количество мест массового выхода людей на лед - расчет проводится в единицах (шт.), сведения о количестве уточняются в Управлении ГИМС МЧС России;
количество зимников, проходящих по водным объектам, - расчет проводится в единицах (шт.), сведения о количестве уточняются в Управлении ГИМС МЧС России;
количество участков снегодождевых паводков - расчет проводится в единицах (шт.) по географическим местам, где прогнозируются снегодождевые паводки;
количество участков нагонно-сгонных явлений - количество муниципальных районов (городских округов), для территории которых характерны данные явления;
количество участков зажорных явлений - расчет проводится в единицах (шт.) по географическим местам, где зарегистрированы зажорные явления;
количество участков наледеобразования - расчет проводится в единицах (шт.) по географическим местам, где зарегистрированы участки наледеобразования;
количество участков, подверженных отрыву припая прибрежного льда в территориальном море Российской Федерации, - количество муниципальных районов (городских округов), для территории которых характерно данное явление;
количество участков, подверженных отрыву прибрежного льда во внутренних водах (крупные водохранилища, озера, крупные реки), - количество муниципальных районов (городских округов), для территории которых характерно данное явление.
Кроме того проводится прогноз возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на плавучих нефтяных платформах, незамерзающих водохранилищах. Отражаются вопросы обеспечения безопасности в местах зимнего туризма.
Выводы из прогноза оформляются на карте, а также в табличном виде (Приложение N 2).
В примечании указываются другие необходимые данные, не вошедшие в таблицу.
2 раздел. Организация планирования и проведение превентивных
мероприятий по предупреждению ЧС на водных объектах
на территории Российской Федерации
В данном разделе перечисляется состав мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на водных объектах в зимний период на территории Российской Федерации. Список возможных превентивных мероприятий формируется в соответствии с перечнем рисков возникновения ЧС, прогнозируемых на водных объектах Российской Федерации с октября по апрель месяц, характерных для каждого ФО.
Примерный перечень рисков возникновения источников ЧС на водных объектах в зимний период включает в себя:
снегодождевые паводки;
нагонно-сгонные явления;
зажорные явления;
наледеобразование;
отрыв припая прибрежного льда в территориальном море;
отрыв прибрежного льда во внутренних водах;
провалы людей и техники под лед водоемов;
опасность ЧС, обусловленных разрушением санкционированных ледовых переправ;
опасность возникновения ЧС на зимниках;
опасность возникновения ЧС в местах массового выхода людей на лед;
риск сильных ветров и штормов;
нарушение судоходства по Северному морскому пути;
нарушение судоходства на участках зимней навигации;
ЧС на морских буровых нефтяных платформах;
другие риски в зависимости от особенностей территории.
По каждому источнику возникновения ЧС отдельно расписываются превентивные мероприятия, например при нагонно-сгонных явлениях: строительство защитных дамб, повышение отметок затопляемых территорий, регулирование стока водохранилищами, перенос населенных пунктов и хозяйственных объектов в незатапливаемые зоны и другие меры.
При планировании мероприятий учитывается прогноз опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлений.
Планирование мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период проводится с привлечением территориальных и функциональных подсистем РСЧС: Минприроды, Минсельхоза, Минтранса, Минобороны, Росводоресурсов и других заинтересованных органов.
Кроме проведения практических работ состав мероприятий должен включать в себя:
организацию работы по разработке и утверждению организационно-планирующих документов;
создание межведомственной рабочей группы с включением представителей федеральных органов управления функциональных подсистем РСЧС и взаимодействующих организаций, осуществляющих проведение мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период;
порядок ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Порядок ликвидации возможных ЧС должен обеспечивать полное и эффективное использование возможности сил и средств РСЧС, наращивания усилий в ходе ликвидации возможной ЧС, ликвидацию ЧС в максимально короткие сроки.
Одним из приоритетных направлений проведения превентивных мероприятий в целях обеспечения безопасности на водных объектах в зимний период является организация космического мониторинга. Данный вопрос включает в себя:
задачи космического мониторинга;
возможности космического мониторинга;
порядок проведения космического мониторинга и анализ полученных сведений;
порядок взаимодействия.
3 раздел. Состав группировки сил РСЧС
Состав сил и средств РСЧС, привлекаемый для обеспечения безопасности на водных объектах в зимний период на территории Российской Федерации, определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794. К силам и средствам относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах в зимний период.
Расчет сил и средств проводится исходя из прогнозируемых рисков возникновения ЧС на водных объектах в зимний период на территории Российской Федерации.
Расчет сил и средств РСЧС включает в себя два раздела:
а) силы и средства функциональных подсистем РСЧС - подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций, входящих в состав функциональных подсистем РСЧС и выполняющих задачи по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период.
б) силы и средства территориальной подсистемы РСЧС - подразделения территориальных подсистем РСЧС, выполняющие задачи по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период, в том числе численность оперативных дежурных смен органов исполнительной власти повседневного управления.
В пояснительной записке к Плану кратко расписывается состав группировки сил и средств по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период на территории Российской Федерации:
общий состав сил и средств от РФ (количество л/с, автомобильной техники, специальной техники (в т.ч. снегоходов), инженерной техники, авиатехники, плавсредств (в т.ч. судов на воздушной подушке));
состав сил и средств от МЧС России (количество л/с, автомобильной техники, специальной техники (в т.ч. снегоходов), инженерной техники, авиатехники, плавсредств (в т.ч. судов на воздушной подушке));
состав сил и средств от функциональных подсистем РСЧС (количество л/с, автомобильной техники, специальной техники (в т.ч. снегоходов), инженерной техники, авиатехники, плавсредств (в т.ч. судов на воздушной подушке));
состав сил и средств от территориальных подсистем РСЧС (количество л/с, автомобильной техники, специальной техники (в т.ч. снегоходов), инженерной техники, авиатехники, плавсредств (в т.ч. судов на воздушной подушке)).
Также указывается количество стационарных гидропостов, задействованных для обеспечения контроля за гидрологической обстановкой на территории РФ, а также количество задействованных ледоколов.
Далее по аналогии с общей группировкой сил и средств по Российской Федерации раскрываются группировки по каждому федеральному округу.
Обобщенные результаты расчета сил и средств для обеспечения безопасности на водных объектах в зимний период на территории Российской Федерации заносятся в таблицу (Приложение N 3).
Данная таблица состоит из 2-х разделов: функциональные подсистемы РСЧС и территориальные подсистемы РСЧС.
Первый раздел "Функциональные подсистемы РСЧС" в свою очередь также состоит из 2-х частей. В первой части указывается группировка сил и средств функциональных подсистем РСЧС по всем федеральным округам и силы и средства частей центрального подчинения МЧС России. Во второй части 1-го раздела таблицы указываются те же силы и средства функциональных подсистем РСЧС, но уже по министерствам: МЧС, МО, МВД, Минздрав, Минприроды и другие министерства. Соответственно сумма всех строк первой части должна быть равна сумме всех строк второй части 1-го раздела таблицы. Общий состав группировки сил и средств функциональных подсистем РСЧС указывается в строке "Всего по ФП РСЧС", при этом указанные в этой строке значения должны совпадать с суммой всех строк и 1-й и соответственно 2-й части 1-го раздела таблицы.
Во втором разделе таблицы ("Территориальные подсистемы РСЧС") указывается группировка сил и средств территориальных подсистем РСЧС по всем федеральным округам. Итоговые значения по территориальным подсистемам РСЧС по Российской Федерации указываются в строке "Всего по ТП РСЧС", при этом указанные в этой строке значения должны быть равны сумме всех строк 2-го раздела таблицы.
Общая группировка сил и средств по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период на территории Российской Федерации указывается в строке "Итого по ФП и ТП РСЧС".
4 раздел. Организация материально-технического обеспечения
Разрабатывается План материально-технического обеспечения мероприятий на водных объектах на территории Российской Федерации в зимний период на карте.
На карту наносятся:
границы и наименование федеральных округов;
места дислокации органов управления, сил и средств материально-технического обеспечения МЧС России и взаимодействующих подсистем РСЧС;
склады с материальными средствами;
аэродромы;
основные железнодорожные, автомобильные магистрали и железнодорожные станции;
расчет материально-технических средств СВФ, организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России;
расчет материально-технических средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
пункты ремонта автомобильной, инженерной, специальной техники.
5 раздел. Организация управления и взаимодействия
5.1. Порядок организации управления.
Управление силами и средствами, предназначенными для проведения мероприятий по смягчению рисков и реагирования на ЧС на водных объектах в зимний период на территории Российской Федерации, организуется в общей системе управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации.
Координация деятельности органов управления и сил РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах в зимний период осуществляется Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, региональными оперативными группами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Организация межведомственного взаимодействия возлагается на органы повседневного управления РСЧС.
Координация, организация межведомственного взаимодействия на весь зимний период возлагается на органы повседневного управления РСЧС:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Органы управления территориальных подсистем и их звенья, органы управления функциональных подсистем РСЧС федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, находящихся в сфере их деятельности, организуют непосредственное обеспечение и несут ответственность за полноту и качество обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации на водных объектах в зимний период.
5.2. Порядок организации взаимодействия.
Взаимодействие органов управления и сил РСЧС организуется в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанными органами управления РСЧС всех уровней и согласованными в установленном порядке всеми заинтересованными сторонами.
Взаимодействие органов управления и сил РСЧС организуют:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, и Правительственная комиссия с ведомственными комиссиями по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
на муниципальном и объектовом уровнях - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований и комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с органами управления функциональных подсистем муниципального и объектового уровней.
Силы и средства РСЧС, участвующие в ликвидации чрезвычайной ситуации по планам взаимодействия, поступают в оперативное подчинение руководителя работ по ликвидации ЧС.
Взаимодействие по видам обеспечения организуется и поддерживается в целях наиболее полного удовлетворения потребностей задействованных сил и средств РСЧС и пострадавшего населения необходимыми материальными, техническими средствами и другими ресурсами.
6 раздел. Организация связи
В разделе "Организация связи" разрабатываются следующие документы:
1) Распоряжение по связи
В распоряжении по связи указываются:
места развертывания узлов связи пунктов управления;
порядок обеспечения связи с ФКУ НЦУКС, с ЦУКС повседневного ПУ, с ППУ РЦ;
связь взаимодействия между главными управлениями МЧС России по субъектам РФ, связь взаимодействия с оперативными группами;
порядок обеспечения радио и проводной связи;
порядок обеспечения безопасности связи;
порядок организации управления системой связи субъекта;
время готовности связи;
порядок обеспечения правительственной связи (по согласованию с территориальным органом Службы специальной связи и информации ФСО России, в случае привлечения их сил и средств);
порядок обеспечения закрытой связи с ФКУ НЦУКС, с ЦУКС повседневного ПУ ГУ и РЦ (с применением специального сотового телефона М-500 (М-633С) "1".
--------------------------------
"1" Данный вид связи организовывается во всех региональных центрах и в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также в ГУ МЧС России по г. Москве.
2) Схема организации связи
На схеме организации связи указываются:
узлы связи пунктов управления своего органа управления и пунктов управления подчиненных и взаимодействующих органов управления Ф и ТП РСЧС;
направления связи с обозначением линий, систем, каналов связи;
очередность и сроки установления каждой связи.
Схема организации связи разрабатывается на основании распоряжения по связи и подписывается начальником связи.
3) Справочные данные
В справочных данных указываются:
номера телефонов (факс, АТА) узлов связи пунктов управления своего органа управления и пунктов управления подчиненных и взаимодействующих органов управления Ф и ТП РСЧС, оперативного штаба, оперативной группы, подвижного пункта управления, оперативных служб;
радиоданные;
схема построения систем оповещения;
таблица позывных должностных лиц и узлов связи;
схема вызова;
должность, Ф.И.О., номера телефонов руководителей органов управления, оперативных штабов, оперативных групп;
должность, Ф.И.О., номера телефонов правительственной связи (в случае привлечения сил и средств территориальных органов Службы специальной связи и информации ФСО России) руководителей органов управления, оперативных штабов, оперативных групп, а также номера телефонов закрытой связи МЧС России соответствующих руководителей.
4) Расчет сил и средств связи:
В расчете сил и средств связи указывается личный состав, средства связи, автомобильная техника, в т.ч силы и средства ППУ, ОГ, а также силы и средства территориального органа Службы специальной связи и информации ФСО России (в случае их привлечения).
Приложение N 1
ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
┌──────┬────────────────────────────────────────┬─────────┬─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────┐ │ \/ 2 см │ │ \/ 2 см │ │ УТВЕРЖДАЮ 24 пт │ \/ 2,5 см СОГЛАСОВАНО 2 см│ │ МИНИСТР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ \/ 5,5 см ПЛАН ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "───┤ │ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, мероприятий по обеспечению безопасности ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, │ │ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ на водных объектах на территории ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ │ │2 см ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ Российской Федерации ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ │ ├───" в зимний период 72 пт │ │ В.А.ПУЧКОВ 20 пт ┌─────────────────────────────────────┐ генерал-полковник П.А.ПОПОВ │ │ │ПРОГНОЗ РИСКОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:│ │ │ "__" _______ 2012 г. │ /\ │ "__" _______ 2012 г. │ │ │ │ 18 пт │ │ │ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛЬДА НА ВОДНЫХ │ │ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: │ │ ОБЪЕКТАХ НА ТЕРРИТОРИИ │ │ │ │ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 пт │ │ 1. │ │ │ │ 2. │ │ 1-й этап │ │ 3. │ │ 2-й этап │ │ │ │ 3-й этап └─────────────────────────────────────┘ │ │ │ │ На План наносится: │ │ │ │ 1. Наименование и границы федеральных округов. │ │ 2. Органы управления, силы и средства МЧС России и взаимодействующих органов РСЧС (в т.ч. ГМ СКЦ, ОБВУ). │ │ 3. Наименование и бассейны основных рек с указанием толщины льда (по среднемноголетним наблюдениям). │ │ 4. Места базирования судов на воздушной подушке. │ │ 5. Места размещения ледокольного флота. │ │ 6. Гидропосты измерения толщины ледового покрова. │ │ 7. Аэродромы (наименование). │ │ 8. Зонирование территории по этапам становления льда на водных объектах с указанием начала и конца этапов. │ │ 9. Районы (участки) космического мониторинга. │ │ 10. Станции приема космической информации. │ │ 11. Районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним. │ │ 12. Районы возможного отрыва припая прибрежного льда в территориальном море. │ │ 13. Районы возможного отрыва прибрежного льда во внутренних водах. │ │ 14. Участки снегодождевых паводков. │ │ 15. Участки нагонно-сгонных явлений. │ │ 16. Участки зажорных явлений. │ │ 17. Участки наледеобразования. │ │ 18. Зимники, в т.ч. по проходящим водным объектам. │ │ 19. Ледовые переправы. │ │ 20. Места массового выхода людей на лед. │ │ 21. Северный морской путь. │ │ 22. Гидроэлектростанции, представляющие угрозу в зимний период. │ │ 23. Участки рек, на которых проходит навигация в зимний период. │ │ 24. Районы размещения морских буровых платформ. │ │ 25. Другие вопросы организации мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период, исходя из │ │ особенностей территории. │ │ 26. Кроме того, на карте Плана в табличной форме отражается следующая информация: │ │ 27. Сведения по рискам возникновения ЧС на водных объектах в зимний период. │ │ 28. Организация гидрологического мониторинга. │ │ 29. Расчет сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС. │ │ 30. Резерв материальных средств. │ │ │ │ /\ ┌────────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────┐ ┌────────────────────┐ │ │ │ │ Сведения по рискам │ │ Организация │ │ Расчет сил и средств │ │Резервы материальных│ │ │23 см │ возникновения ЧС на водных │ │гидрологического мониторинга│ │ функциональных и │ │ ресурсов │ │ │ │ │объектах в зимний период 18 пт│ │ │ │ территориальных подсистем │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ РСЧС │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ └───────────────────────────┘ └────────────────────┘ │ │ │ │ │ │ │ Условные обозначения │ ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ 18 пт │ │ │ └────────────────────────────────────────────────┘ генерал-майор С.Л.ДИДЕНКО │ └────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение N 1.1
Сведения
по рискам возникновения ЧС на водных объектах в зимний
период на территории Российской Федерации
N п/п |
ФО |
Количество участков снегодождевых паводков |
Количество участков нагонносгонных явлений |
Количество участков зажорных явлений |
Количество участков наледеобразования |
Количество участков, подверженных отрыву припая прибрежного льда в территориальном море |
Количество участков, подверженных отрыву прибрежных льдин во внутренних водах |
Количество ледовых переправ |
Количество зимников |
Количество участков массового выхода людей на лед |
1. |
ДФО |
|||||||||
2. |
СФО |
|||||||||
3. |
УФО |
|||||||||
4. |
ПФО |
|||||||||
5. |
ЮФО |
|||||||||
6. |
СКФО |
|||||||||
7. |
СЗФО |
|||||||||
8. |
ЦФО |
|||||||||
9. |
г. Москва |
|||||||||
ВСЕГО, ПО РФ: |
Приложение N 1.2
Организация гидрологического мониторинга
N п/п |
Федеральные округа |
Гидрологические посты |
|
Количество (ед.) |
Укомплектованность (%) |
||
1. |
ДФО |
||
2. |
СФО |
||
3. |
УФО |
||
4. |
ПФО |
||
5. |
ЮФО |
||
6. |
СКФО |
||
7. |
СЗФО |
||
8. |
ЦФО |
||
9. |
г. Москва |
||
ВСЕГО: |
Приложение N 1.3
Расчет сил и средств функциональных и территориальных
подсистем на территории Российской Федерации
N п/п |
Функциональные и территориальные подсистемы |
Личный состав |
Техника (ед.) |
Авиатехника |
Плав. средства/ в том числе суда на возд. подушке |
|||
Всего |
Автомобильная |
Специальная/ в том числе снегоходы |
Инженерная |
|||||
Функциональные подсистемы РСЧС |
||||||||
1. |
ДФО |
|||||||
2. |
СФО |
|||||||
3. |
УФО |
|||||||
4. |
ПФО |
|||||||
5. |
ЮФО |
|||||||
6. |
СКФО |
|||||||
7. |
СЗФО |
|||||||
8. |
ЦФО |
|||||||
9. |
г. Москва |
|||||||
10. |
СВФ, ПСФ центрального подчинения МЧС России |
|||||||
Всего по ФП РСЧС |
||||||||
в том числе: |
||||||||
1. |
МЧС России |
|||||||
2. |
Министерство обороны |
|||||||
3. |
МВД РФ |
|||||||
4. |
Минздрав |
|||||||
5. |
Министерство природы |
|||||||
6. |
Другие министерства |
|||||||
Территориальные подсистемы РСЧС |
||||||||
1. |
ДФО |
|||||||
2. |
СФО |
|||||||
3. |
УФО |
|||||||
4. |
ПФО |
|||||||
5. |
ЮФО |
|||||||
6. |
СКФО |
|||||||
7. |
СЗФО |
|||||||
8. |
ЦФО |
|||||||
9. |
г. Москва |
|||||||
Всего по ТП РСЧС |
||||||||
Итого по ФП и ТП РСЧС |
Примечание: Расчет сил и средств производится по федеральному округу.
Приложение 1.4
Резервы финансовых и материальных ресурсов
N п/п |
Региональный центр |
Всего (млн. руб.) |
Резервы субъектов РФ (млн. руб.) |
Резервы ОМСУ (млн. руб.) |
Резервы организаций, ОЭ (млн. руб.) |
||||||||
Финансовые |
Материальные |
Финансовые |
Материальные |
Финансовые |
Материальные |
Финансовые |
Материальные |
||||||
Вещевое имущество |
Продовольствие и продовольственное имущество |
Средства связи и оповещения |
Строительные материалы |
Другие |
|||||||||
1 |
Дальне-восточный |
||||||||||||
2 |
Сибирский |
||||||||||||
3 |
Уральский |
||||||||||||
4 |
Приволжский |
||||||||||||
5 |
Северо-Кавказский |
||||||||||||
4 |
Южный |
||||||||||||
7 |
Северо-Западный |
||||||||||||
8 |
Центральный |