МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СМОТРА-КОНКУРСА НА ЗВАНИЕ "ЛУЧШИЙ ОРГАН
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
Методические рекомендации по проведению смотра-конкурса на звание "Лучший орган местного самоуправления муниципального образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения" (далее - смотр-конкурс) разработаны в целях организации работы территориальных органов МЧС России по данному направлению деятельности и носят рекомендательный характер.
1. Целью смотра-конкурса является стимулирование к повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований и определение лучших из них в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
2. Конкурс проводится в период с 1 августа по 1 ноября в два этапа:
1 этап - с 1 августа по 30 сентября - определяются победители в субъектах Российской Федерации;
2 этап - с 1 октября по 1 ноября - определяются победители в федеральных округах.
Работа по организации проведения смотра-конкурса проводится:
на уровне субъекта Российской Федерации проводится главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - главное управление) во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
на уровне федерального округа - региональным центром МЧС России (далее - региональный центр).
3. Участие органов местного самоуправления муниципальных образований в конкурсе является добровольным.
В конкурсе могут принимать участие органы местного самоуправления следующих муниципальных образований:
сельские поселения;
городские поселения;
муниципальные районы;
городские округа.
4. Для организации проведения конкурса в каждом территориальном органе МЧС России создается комиссия по определению лучших органов местного самоуправления муниципальных образований в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее - комиссия).
В федеральном округе приказом начальника регионального центра о проведении смотра-конкурса утверждаются состав комиссии, а также положение о проведении 2 этапа смотра-конкурса.
В состав комиссии регионального центра включаются специалисты в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В субъекте Российской Федерации приказом начальника главного управления о проведении смотра-конкурса утверждается состав комиссии. Положение о проведении 1 этапа смотра-конкурса в субъекте Российской Федерации утверждается правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В состав комиссии главного управления включаются специалисты в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
5. Комиссия вправе в установленном порядке запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы о работе органов местного самоуправления муниципальных образований, участвующих в конкурсе (далее - участники конкурса). Члены комиссии могут осуществлять дополнительные проверки представленных на конкурс документов и оценивать деятельность участников конкурса в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах с составлением соответствующих актов.
6. Комиссия рассматривает представленные на конкурс документы и соответствующие акты в ходе заседаний.
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов комиссии.
Решение комиссии принимается путем открытого голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем комиссии. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим.
7. Органы местного самоуправления муниципальных образований, изъявившие намерение участвовать в конкурсе, подают заявки в произвольной форме на участие в конкурсе на имя соответствующего начальника главного управления.
На 1 этапе конкурса определяются двенадцать лучших органов местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации (занявших 1, 2, 3 места среди городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений).
Комиссия главного управления на основе анализа сведений об участниках конкурса, в том числе с учетом практической деятельности органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также результатов плановых проверок и учебно-тренировочных мероприятий, проводимых территориальными органами МЧС России, составляет оценочные листы на каждого участника конкурса по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Комиссией главного управления оценивается деятельность в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения органов местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, участвующих в конкурсе, на основании сведений, документов и материалов о работе органов местного самоуправления муниципальных образований, представленных в комиссию.
Комиссия обобщает представленные материалы, выставляет оценки (баллы) за каждый показатель и суммирует баллы по всем показателям для каждого органа местного самоуправления муниципального образования.
Оценка деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований производится на основании Федеральных законов от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", с учетом порядка оценки деятельности по проверяемым вопросам, установленного Инструкцией по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной приказом МЧС России от 03.03.2005 N 125, и Инструкцией по проверке и оценке состояния гражданской обороны, утвержденной приказом МЧС России от 01.03.2004 N 97 ДСП. Оценочные показатели деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований приведены в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.
За практическую деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществленную в текущем году, комиссия главного управления вправе дополнительно добавлять по 3 балла, если силы и средства муниципального образования справились с поставленными перед ними задачами, а также снижать по 3 балла, если силы и средства муниципального образования не справились с поставленными перед ними задачами.
Комиссия главного управления определяет победителей 1 этапа конкурса по наибольшему количеству набранных баллов и представляет до 1 октября на четыре лучших органа местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации (занявших первые места среди муниципальных районов, городских округов, городских поселений и сельских поселений) - победителей 1 этапа конкурса оценочные листы о деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения органов местного самоуправления муниципальных образований в комиссию соответствующего регионального центра.
8. На 2 этапе конкурса комиссия соответствующего регионального центра обобщает данные, представленные комиссиями главных управлений, и определяет лучшие органы местного самоуправления муниципальных образований, занявшие 1, 2, 3 места в соответствующем федеральном округе среди:
муниципальных районов;
городских округов;
городских поселений;
сельских поселений.
Председатель комиссии регионального центра может расширить перечень номинаций, определив лучшие органы местного самоуправления муниципальных образований, занявшие 1, 2, 3 места в соответствующем федеральном округе, например, среди:
городских округов - центров субъектов Российской Федерации с населением до 500 тыс. человек;
городских округов - центров субъектов Российской Федерации с населением от 500 тыс. человек до 1 млн. человек;
городских округов - центров субъектов Российской Федерации с населением более 1 млн. человек.
В случае равенства баллов участников конкурса комиссия регионального центра может в установленном порядке дополнительно запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы о работе органов местного самоуправления муниципальных образований, участвующих в конкурсе.
9. Решение комиссии регионального центра об определении победителей конкурса утверждается приказом начальника регионального центра о результатах проведения смотра-конкурса на звание "Лучший орган местного самоуправления муниципального образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения".
В указанном приказе предусматривается награждение победителей конкурса ценными подарками, приобретаемыми за счет финансовых средств МЧС России в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год, и Почетной грамотой МЧС России.
Приложение N 1
Рекомендуемый образец
Оценочный лист _______________________________________________________ (наименование органа местного самоуправления муниципального образования)
N п/п |
Показатели |
Оценка (в баллах) |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
... |
... |
|
ИТОГО (сумма баллов): |
Приложение N 2
ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1. Для городских округов, городских и сельских поселений
N п/п |
Показатели |
Вид оценки показателей |
1. |
Организация работы по разработке и выполнению положений законодательных и иных нормативных правовых актов, организационно-планирующих и методических документов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Организация работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время и в чрезвычайных ситуациях |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Готовность систем управления, связи, оповещения и информирования населения к бесперебойному функционированию в чрезвычайных ситуациях и при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Организация функционирования единой дежурно-диспетчерской службы (для городского округа) |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Готовность сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предназначению. Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований |
"готов к выполнению задач" "ограниченно готов к выполнению задач" "не готов к выполнению задач" |
1. |
Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Подготовка и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и при чрезвычайных ситуациях |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Организация и осуществление мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, территорий от чрезвычайных ситуаций и от современных средств поражения |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Создание и поддержание в состоянии готовности объектов гражданской обороны |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Разработка расписания выездов подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городского округа |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Организация обучения населения мерам пожарной безопасности и осуществление пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Обеспечение связи и оповещения населения о пожарах |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
1. |
Результаты плановой проверки муниципального образования |
"готов к выполнению задач" "ограниченно готов к выполнению задач" "не готов к выполнению задач" |
2. Для муниципальных районов
N п/п |
Показатели |
Вид оценки показателей |
1. |
Организация работы по разработке и выполнению положений законодательных и иных нормативных правовых актов, организационно-планирующих и методических документов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
2. |
Организация работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время и в чрезвычайных ситуациях |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
3. |
Готовность систем управления, связи, оповещения и информирования населения к бесперебойному функционированию в чрезвычайных ситуациях и при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
4. |
Организация функционирования единой дежурно-диспетчерской службы |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
5. |
Готовность сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предназначению |
"готов к выполнению задач" "ограниченно готов к выполнению задач" "не готов к выполнению задач" |
6. |
Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
7. |
Подготовка и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и при чрезвычайных ситуациях |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
8. |
Организация и осуществление мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, территорий от чрезвычайных ситуаций и от современных средств поражения |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
9. |
Создание и поддержание в состоянии готовности объектов гражданской обороны |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
10. |
Создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
11. |
Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
12. |
Результаты плановой проверки муниципального образования |
"готов к выполнению задач" "ограниченно готов к выполнению задач" "не готов к выполнению задач" |
13. |
Разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
14. |
Разработка расписания выездов подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального района |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
15. |
Организация обучения населения мерам пожарной безопасности и осуществление пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
16. |
Социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
17. |
Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности |
"соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" |
Оценка каждого показателя проводится по трехбалльной системе:
"соответствует предъявляемым требованиям" - 3 балла;
"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" - 1 балл;
"не соответствует предъявляемым требованиям" - 0 баллов;
"готов к выполнению задач" - 3 балла;
"ограниченно готов к выполнению задач" - 1 балл;
"не готов к выполнению задач" - 0 баллов.