Утверждены
протоколом заседания проектного комитета
от 13 июля 2017 г. N 47(7)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ

I. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 6.1 приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 декабря 2016 г. N 12) (далее - приоритетная программа), с учетом Методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций (письмо Минтруда России от 25 декабря 2014 г. N 18-0/10/В-8980), для использования в работе федеральными органами исполнительной власти, реализующими контрольно-надзорные функции, - участниками приоритетной программы (далее - контрольно-надзорные органы).

1. Оценка коррупционных рисков позволяет провести анализ функций, реализуемых контрольно-надзорным органом, и определить коррупциогенные факторы.

Коррупциогенные факторы
Коррупционный риск
Коррупционное правонарушение
Негативные последствия

Выявление коррупционных рисков, свойственных конкретному контрольно-надзорному органу с учетом специфики его функций, позволяет принимать адресные меры, препятствующие реализации конкретных сложившихся на практике коррупционных схем, формирование которых обусловлено рядом коррупциогенных факторов.

Основными негативными последствиями могут являться: несоблюдение обязательных требований со стороны подконтрольных лиц и организаций, что может привести к тяжким последствиям (нанесение вреда жизни и здоровью граждан, национальной безопасности и обороноспособности государства, окружающей среде и т.д.); нарушению общепринятых правил и норм конкуренции; снижению инновационной и деловой активности и др.

Результатом использования настоящих методических рекомендаций будет обеспечение в контрольно-надзорных органах единого подхода к организации работы по:

- по разработке карты коррупционных рисков и мер по их минимизации;

- подготовке и (или) уточнению перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.

2. Процедура оценки коррупционных рисков состоит из нескольких последовательных этапов. Система управления коррупционными рисками приведена в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.

3. Принципы оценки коррупционных рисков в контрольно-надзорных органах:

Законность. Оценка коррупционных рисков осуществляется в точном соответствии с законом. Правовой основой оценки коррупционных рисков в контрольно-надзорных органах являются Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 25 декабря 2006 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Полнота. Коррупционные риски могут возникать при реализации любой административной процедуры (действия). Соблюдение принципа полноты оценки коррупционных рисков позволяет значительно сократить вероятность того, что отдельные административные процедуры (действия), при реализации которых возможно возникновение коррупционного риска, будут проигнорированы, поскольку изначально они не признаны коррупционно-опасными.

Рациональное распределение ресурсов. Оценку коррупционных рисков следует проводить, учитывая возможности кадровых, финансовых и иных ресурсов контрольно-надзорного органа для ее реализации.

Всесторонность определения коррупционных рисков. Выявление коррупционных факторов и анализ вероятных способов совершения коррупционных правонарушений (коррупционных схем) позволяет разработать наиболее эффективные меры предупреждения коррупции в контрольно-надзорном органе.

Взаимосвязь результатов оценки коррупционных рисков с проводимыми антикоррупционными мероприятиями. Результаты оценки коррупционных рисков являются основой для определения перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Своевременность и регулярность оценки коррупционных рисков. Проводить оценку коррупционных рисков целесообразно на системной основе. Углубленную оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить раз в 2 - 3 года и (или) при любом существенном изменении законодательства в соответствующей сфере контрольно-надзорной деятельности, организационно-штатной структуры, выявлении коррупционных правонарушений, свидетельствующих о возникновении коррупционных рисков.

Раз в год целесообразно проводить текущую оценку коррупционных рисков, предполагающую анализ функций контрольно-надзорного органа, на предмет необходимости принятия дополнительных мер, направленных на минимизацию негативных последствий выявленных рисков.

Гласность. Контрольно-надзорный орган размещает информацию о результатах оценки коррупционных рисков на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Противодействие коррупции" с учетом требований законодательства Российской Федерации.

Для информации о проведении оценки коррупционных рисков целесообразно выделить отдельный подраздел в разделе "Противодействие коррупции".

Привлечение заинтересованных сторон. Процесс оценки коррупционных рисков предполагает участие и учет мнения всех заинтересованных сторон (институты гражданского общества, эксперты и др.).

4. Применительно к настоящим методическим рекомендациям используются следующие понятия:

коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица <1>;

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 25 декабря 2006 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

коррупциогенные факторы - условия, явление или совокупность явлений, объективные и субъективные предпосылки, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению, а также положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;

должности, замещение которых связано с коррупционными рисками, - должности федеральной государственной гражданской службы, федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым, в том числе предусматривает:

осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

управление государственным имуществом;

осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

хранение и распределение материально-технических ресурсов <2>.

--------------------------------

<2> Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557.

коррупционные риски - вероятность (возможность) проявлений коррупции и наступления неблагоприятных последствий, вызванных ими;

карта коррупционных рисков - форма представления сведений о коррупционных рисках, свойственных контрольно-надзорному органу.

контрольно-надзорные функции - осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача государственными органами и их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов <3>;

--------------------------------

<3> Указ Президента Российской Федерации 9 марта 2004 года N 314.

конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) <4>.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

личная заинтересованность - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями <5>.

--------------------------------

<5> Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

II. Определение перечня коррупционно-опасных функций
контрольно-надзорных органов

5. Определение перечня функций контрольно-надзорных органов, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - коррупционно-опасные функции), рекомендуется осуществлять посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.

6. К коррупционно-опасным функциям может быть отнесено осуществление:

постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных (административных) функций и финансово-хозяйственных функций;

функций управления и руководства контрольно-надзорными органами и их самостоятельными структурными подразделениями;

функций по контролю и надзору,

управления и распоряжения государственным имуществом,

оказания государственных услуг,

разрешительных, регистрационных функций,

подготовки и принятия решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, распределении иных ограниченных ресурсов;

государственных закупок либо хранения и распределения материально-технических ресурсов;

государственной экспертизы и выдачи заключений;

возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, проведения административного расследования;

проведения расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;

подготовки и принятия решений о возврате и зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов, об отсрочке уплаты налогов и сборов;

представления в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации.

Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения коррупционно-опасных функций в конкретном контрольно-надзорном органе.

7. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно-опасной), может быть выявлена:

в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии);

в статистических данных, в том числе в данных о состоянии преступности в Российской Федерации;

по результатам рассмотрения:

- обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по "горячей линии", "электронной приемной" и т.д.;

- уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федеральных государственных служащих (далее - должностные лица) к совершению коррупционных правонарушений;

- сообщений в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными лицами требований к служебному поведению;

- материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Российской Федерации.

Перечень источников, указанных в настоящем пункте, не является исчерпывающим.

8. Признаками, характеризующими коррупционное поведение должностного лица при осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить:

необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;

использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;

предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на государственную службу;

оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;

использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

а также сведения о:

- нарушении должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;

- искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной деятельности;

- попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

- действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным полномочиям;

- бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными обязанностями;

- получении должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за чтение лекций и иную преподавательскую деятельность, участие в творческой и научной деятельности;

- получении должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;

- совершении частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники должностных лиц;

- совершении финансово-хозяйственных операций с нарушением действующего законодательства.

9. Перечень коррупционно-опасных функций может быть утвержден руководителем контрольно-надзорного органа посредством оформления грифа "Утверждаю" либо одобрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), что также оформляется грифом "Одобрено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов".

10. Основанием для проведения заседания комиссии будет являться представление руководителя контрольно-надзорного органа или любого члена комиссии, касающееся осуществления в контрольно-надзорном органе мер по предупреждению коррупции (подпункт "в" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821).

11. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно-опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и т.д.

III. Перечень должностей федеральной государственной
службы в контрольно-надзорных органах, замещение которых
связано с коррупционными рисками

12. Должности федеральной государственной службы в контрольно-надзорных органах, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.

13. Утверждение приказом контрольно-надзорного органа перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, предусмотрено пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".

14. Утверждение данного перечня осуществляется преимущественно после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).

15. В соответствии с антикоррупционным законодательством лица, замещающие должности, включенные в указанный перечень должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Таким образом, контрольно-надзорными органами определяется круг должностных лиц, деятельность и имущественное положение которых является объектом пристального внимания, как со стороны общественности, так и со стороны сотрудников подразделений кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, что позволит осуществлять обоснованный контроль за благосостоянием и имущественным положением данных должностных лиц и их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

16. Уточнение (корректировку) перечня должностей в контрольно-надзорных органах, замещение которых связано с коррупционными рисками, предлагается осуществлять по результатам оценки коррупционных рисков не реже одного раза в год.

IV. Оценка коррупционных рисков

17. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства.

18. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.

При этом анализируется:

- что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);

- какие коррупционные схемы используются;

- выявленные коррупциогенные факторы.

19. Руководителем (уполномоченным должностным лицом) контрольно-надзорного органа принимается письменное решение о проведении оценки коррупционных рисков, в котором также указываются сроки проведения оценки, назначается заместитель руководителя контрольно-надзорного органа, ответственный за проведение оценки коррупционных рисков. Организацию работы по оценке коррупционных рисков рекомендуется поручить подразделению кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений или уполномоченному должностному лицу. В указанном решении также целесообразно закрепить обязанность всех подразделений контрольно-надзорного органа оказывать содействие в проводимой работе.

20. Для проведения оценки коррупционных рисков рекомендуется сформировать рабочую группу по оценке коррупционных рисков при комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) контрольно-надзорного органа. В ее состав рекомендуется включить представителей профильных подразделений контрольно-надзорного органа, правового подразделения, а также подразделения, ответственного за повышение эффективности функциональной деятельности контрольно-надзорного органа. В состав рабочей группы целесообразно включать членов комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) контрольно-надзорного органа.

К участию в проведении оценки коррупционных рисков также рекомендуется пригласить внешних экспертов (представителей научного сообщества, некоммерческих организаций, бизнес-сообществ и т.д.), представителей правоохранительных органов.

Рекомендуется предусмотреть возможность участия в деятельности рабочей группы на паритетных началах представителей общественных советов при контрольно-надзорных органах.

Состав рабочей группы, в том числе ее председателя рекомендуется утверждать руководителем (уполномоченным должностным лицом) контрольно-надзорного органа или решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) контрольно-надзорного органа.

На первом заседании рабочей группы целесообразно определить порядок функционирования рабочей группы, а также ответственных за выявление коррупционных рисков по функциональным направлениям контрольно-надзорного органа.

Заседание рабочей группы рекомендуется проводить не реже одного раза в полгода, а также по мере необходимости. На рассмотрение рабочей группы рекомендуется вносить, в том числе вопросы:

проведение оценки коррупционных рисков,

разработка и участие в реализации карты коррупционных рисков и мер по их минимизации;

внесение изменений в карту коррупционных рисков,

оценка эффективности реализуемых мер по минимизации выявленных коррупционных рисков.

Результаты работы рабочей группы представляются руководителю (уполномоченному должностному лицу) контрольно-надзорного органа в виде докладов или отчетов.

21. Наличие коррупциогенного фактора является признаком коррупционного риска. Перечень коррупциогенных факторов приведен в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.

Выявлению коррупциогенных факторов способствует проводимый рабочей группой анализ различного рода информации, поступающей как из внутренних, так и из внешних источников.

К внутренним источникам информации относятся следующие:

нормативные правовые акты, касающиеся функций контрольно-надзорного органа, связанных с коррупционными рисками;

регламентные акты, касающиеся организационной структуры контрольно-надзорного органа, в том числе должностных (служебных) обязанностей при осуществлении административных процедур (действий);

иные внутренние источники, к которым можно отнести, например, протоколы заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), материалы служебных проверок, результаты опроса уполномоченных должностных лиц, государственных служащих, уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения служащего к совершению коррупционных правонарушений и др.

Для анализа информации, необходимой для проведения оценки коррупционных рисков, рабочей группе рекомендуется сформировать перечень правовых актов и иных документов контрольно-надзорного органа.

К таким документам относятся документы, содержащие информацию о направлениях деятельности (функциях) и структуре контрольно-надзорного органа, полномочиях его подразделений и должностных (служебных) обязанностях служащих, например:

положение о контрольно-надзорном органе;

организационно-штатная структура и штатное расписание;

положения о подразделениях контрольно-надзорного органа;

должностные регламенты;

административные регламенты исполнения функций;

результаты анализа структуры, функционала и иные значимые документы.

К внешним источникам информации можно отнести следующие:

результаты опроса подконтрольных лиц и организаций, представителей институтов гражданского общества и иных заинтересованных лиц;

социологические исследования, в том числе проводимые по заказу контрольно-надзорного органа, направленные на выявление общественного восприятия уровня коррупции в контрольно-надзорном органе;

статистические данные о правонарушениях в сфере деятельности контрольно-надзорного органа;

обращения граждан и организаций, содержащие информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращения, поступившие на "горячую линию", "электронную приемную" и т.д.;

сообщения в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения служащими требований к служебному поведению;

материалы, представленные правоохранительными органами, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами, включая акты прокурорского реагирования, материалы уголовных дел, материалы, представляемые органами следствия и др.;

материалы, представленные постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, институтами гражданского общества и из других источников.

22. Опрос подконтрольных лиц и организаций, получателей услуг, экспертов, представителей институтов гражданского общества и иных заинтересованных лиц целесообразно проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Целью проведения такого опроса является выявление коррупционных рисков.

Задачами опроса являются:

определение сфер деятельности контрольно-надзорного органа с коррупционными рисками;

выявление причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям;

оценка реализации антикоррупционных мер;

выявление ключевых направлений повышения эффективности деятельности контрольно-надзорного органа по противодействию коррупции, учреждение возможностей возникновения и действия коррупциогенных факторов и формирование антикоррупционного общественного мнения;

прогнозирование возможного развития коррупционной обстановки.

Рабочей группой:

разрабатывается анкета для проведения опроса (пример представлен в приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям);

проводится оценка результатов опроса;

осуществляется подготовка сводного отчета о результатах проведения опроса;

осуществляется выработка на основе результатов опроса предложений по повышению эффективности деятельности в сфере противодействия коррупции.

По согласованию с руководителем (уполномоченным должностным лицом) контрольно-надзорного органа анкету целесообразно разместить на официальном сайте контрольно-надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в подразделе, посвященном вопросам противодействия коррупции. На главной странице целесообразно разместить отдельную гиперссылку на данную анкету.

Также анкету целесообразно направить экспертам, представителям институтов гражданского общества и бизнес-сообществ.

23. Результатами проведенного анализа внутренних и внешних источников информации будет являться выявленный коррупционный риск, краткое описание коррупционной схемы, коррупциогенные факторы, а также перечень должностных лиц, которые могли бы участвовать в реализации каждой коррупционной схемы. Соответствующая информация представляется руководителю (уполномоченному должностному лицу) контрольно-надзорного органа.

V. Разработка мер по минимизации выявленных
коррупционных рисков

24. Этап разработки мер по минимизации коррупционных рисков - подготовка предложений по минимизации всех или наиболее существенных из выявленных коррупционных рисков.

Система управления коррупционными рисками предполагает проведение систематической работы по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации таких рисков.

Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, которые можно подразделить на следующие виды:

правовые;

организационные;

профилактические.

При подготовке предложений по минимизации коррупционных рисков целесообразно учесть мероприятия, предусмотренные паспортом приоритетной программы, а также паспортами приоритетных проектов, разработанными Минэкономразвития России, Минкомсвязью России, Минтрудом России и Минюстом России, к таким мероприятиям можно отнести следующие:

использование проверочных листов <6>;

--------------------------------

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. N 177.

актуализация и оптимизация обязательных требований;

установление исчерпывающих перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;

обеспечение доступности и понятности информации о подконтрольных объектах;

использование механизма профилактики нарушений обязательных требований;

использование информационно-коммуникационных технологий и другие мероприятия, снижающие усмотрение должностных лиц при принятии управленческих решений, а также повышающие эффективность контроля за их деятельностью.

В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, предлагается применять следующие меры:

выявление возможности возникновения конфликта интересов между подконтрольным лицом (организацией) и служащими, проводимая уполномоченным должностным лицом или подразделением по профилактике коррупционных правонарушений контрольно-надзорного органа (в частности, с использованием информационно-коммуникационных технологий);

обеспечение прозрачности, открытости деятельности контрольно-надзорного органа;

перераспределение функций между подразделениями внутри контрольно-надзорного органа;

введение или расширение форм взаимодействия граждан (юридических лиц) и служащих, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", система электронного обмена информацией);

совершенствование механизма отбора служащих для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;

оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (юридические лица) обязаны предоставить для реализации права;

сокращение сроков принятия управленческих решений;

установление регламентации способа и сроков совершения действий служащим при осуществлении коррупционно-опасной функции;

установление дополнительных форм отчетности служащих о результатах принятых решений;

использование средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей юридических лиц;

сокращение ситуаций единоличного принятия решений;

проведение разъяснительной и иной профилактической работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций;

обеспечение повседневного контроля за соблюдением служащими этических норм поведения.

Для каждого выявленного коррупционного риска должны быть определены соответствующие меры по их минимизации. При этом необходимо оценить объем финансовых затрат на реализацию этих мер, а также потребность в кадровых и иных ресурсах, необходимых для проведения соответствующих мероприятий.

При определении мер по минимизации коррупционных рисков целесообразно руководствоваться следующим:

каждую меру необходимо сформулировать конкретно, служащие, вовлеченные в процесс ее реализации, должны понимать ее цели и содержание, конечный результат и ее связь с минимизацией конкретного коррупционного риска;

для каждой меры должен быть установлен срок или периодичность ее реализации;

для каждой меры должен быть определен ответственный за ее реализацию;

на стадии планирования мер по минимизации коррупционных рисков должны быть проработаны механизмы мониторинга реализации этих мер и оценки их эффективности;

реализация каждой меры должна быть подтверждена документально.

25. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно-опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.

Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции в связи со следующим:

значительно уменьшается риск отклонения должностного лица при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;

снижается степень усмотрения должностных лиц при принятии управленческих решений;

создаются условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;

обеспечивается единообразное осуществление функций должностными лицами контрольно-надзорных органов;

создается гласная, открытая модель реализации коррупционно-опасной функции.

При этом дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами позволит обеспечить взаимный контроль.

26. В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, предлагается применять следующие меры:

перераспределение функций между структурными подразделениями внутри контрольно-надзорного органа;

введение или расширение форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", система электронного обмена информацией);

исключение необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями;

сокращение количества должностных лиц, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;

оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права;

сокращение сроков принятия управленческих решений;

установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий должностным лицом при осуществлении коррупционно-опасной функции;

установление дополнительных форм отчетности должностных лиц о результатах принятых решений.

27. В целях недопущения совершения должностными лицами коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящих методических рекомендациях, целесообразно осуществлять на постоянной основе посредством:

организации внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей, введения системы внутреннего информирования. При этом проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"), контроля за соответствием расходов доходам (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"), так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности должностных лиц в СМИ;

использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;

проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.

28. В целях минимизации коррупционных рисков организуется мониторинг исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее - мониторинг), являются:

своевременная фиксация отклонения действий должностных лиц от установленных норм, правил служебного поведения;

выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;

подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности должностных лиц;

корректировка перечня коррупционно-опасных функций и перечня должностей в контрольно-надзорных органах, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности должностных лиц.

Сбор указанной информации может осуществляться в том числе путем проведения опросов на официальном сайте контрольно-надзорных органов в сети Интернет, а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи от лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с должностными лицами.

При проведении мониторинга формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками, а также обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями федерального государственного органа, иными государственными органами и организациями.

Результатами проведения мониторинга являются:

подготовка материалов о несоблюдении должностными лицами при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности должностных лиц, а также по внесению изменений в перечень коррупционно-опасных функций и перечень должностей в контрольно-надзорных органах, замещение которых связано с коррупционными рисками;

ежегодные доклады руководству контрольно-надзорного органа о результатах проведения мониторинга.

29. Меры по минимизации выявленных коррупционных рисков после их утверждения целесообразно включить в план противодействия коррупции контрольно-надзорного органа.

30. Результаты работы по разработке мер по минимизации выявленных коррупционных рисков представляются руководителю (уполномоченному должностному лицу) контрольно-надзорного органа.

VI. Карта коррупционных рисков

31. По результатам оценки коррупционных рисков составляется общий перечень выявленных коррупционных рисков и мер по их минимизации. Соответствующая информация включается в форму карты коррупционных рисков и мер по их минимизации (далее - карта коррупционных рисков) в соответствии с приложением N 4 к настоящим методическим рекомендациям.

32. В качестве пояснительных документов к карте коррупционных рисков рекомендуется приложить отчет об оценке коррупционных рисков, содержащий детальную информацию об использованных способах сбора информации, расчете основных показателей, обосновании предлагаемых мер по минимизации выявленных коррупционных рисков, а также формализованные описания коррупционных рисков в каждой административной процедуре (действии).

33. Проект карты коррупционных рисков должен пройти всестороннюю экспертную оценку. В случае если отраженные в проекте карты коррупционных рисков функции контрольно-надзорного органа реализуются его территориальными органами, то к рассмотрению проекта карты коррупционных рисков необходимо привлечь представителей территориальных органов.

34. К рассмотрению проекта карты коррупционных рисков целесообразно привлекать представителей заинтересованных институтов гражданского общества, в частности, представителей общественных объединений и организаций, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, и профильных экспертов по основному функциональному направлению деятельности контрольно-надзорного органа.

35. В соответствии с пунктом 6 приоритетного проекта "Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности", утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 21 февраля 2017 г. N 13(2), проект карты коррупционных рисков необходимо рассмотреть на заседании общественного совета контрольно-надзорного органа, а также направить в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации, общероссийские общественные объединения предпринимателей, в частности, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" и Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия".

36. По результатам проведения экспертной оценки проект карты коррупционных рисков дорабатывается с учетом представленных замечаний.

37. Информация о результатах проведения экспертной оценки представляется руководителю (уполномоченному должностному лицу) контрольно-надзорного органа.

38. Форма карты коррупционных рисков предполагает выделение отдельных функций, при реализации которых существуют коррупционные риски.

39. Утверждение карты коррупционных рисков, как правило, осуществляется руководителем (уполномоченным должностным лицом) контрольно-надзорного органа посредством оформления грифа "Утверждаю".

40. Уточнение (корректировка) карты коррупционных рисков и перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, предлагается осуществлять не реже одного раза в год. Комплексная оценка коррупционных рисков проводится на регулярной основе: один раз в 2 - 3 года и (или) при любом существенном изменении законодательства, организационно-штатных мероприятиях, выявлении коррупционных правонарушений, иных факторов, влияющих на возможность возникновения коррупционных рисков.

VII. Мониторинг реализации мер по минимизации
коррупционных рисков

41. Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков является элементом системы управления такими рисками и проводится рабочей группой в целях оценки эффективности реализуемых мер по минимизации выявленных коррупционных рисков.

42. Мониторинг целесообразно проводить не реже одного раза в полгода, а также по мере необходимости.

43. Доклад о результатах мониторинга целесообразно представлять руководителю (уполномоченному должностному лицу) контрольно-надзорного органа.

44. Результаты проведенного мониторинга могут являться основанием для повторного проведения оценки коррупционных рисков или для внесения изменений в карту коррупционных рисков.

VIII. Заключительные положения

45. Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций контрольно-надзорных органов, корректировкой перечней должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, представляется целесообразным рассматривать на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) не реже одного раза в год.

46. Реализация настоящих методических рекомендаций осуществляется подразделениями кадровых служб контрольно-надзорных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) в рамках исполнения функций, возложенных на них Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".

Приложение 1

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫМИ РИСКАМИ

┌─────────────────────┐   ┌───────────────────────┐   ┌───────────────────────┐
│       Этап I        │   │         Этап II       │   │                       │
│Руководителем принято│   │Создание рабочей группы│   │        Этап III       │
│решение о проведении ├──>│  по разработке карт   ├──>│Выявление коррупционных├────────────────────────────────────────────────────────────┐
│оценки коррупционных │   │ коррупционных рисков  │   │         рисков        │                                                            │
│       рисков        │   │                       │   │                       │                                                            │
└─────────────────────┘   └───────────────────────┘   └───────────────────────┘                                                            │
          /\                         /\                          /\    /\                                                                  │
          │                          │                           │      │                                                                  │
          │                 ┌────────┴──────────┐                │      │                                                                  │
          │                 │    Привлечение    │         ┌──────┘      └─────────┐                                                        │
          │                 │ внешних экспертов │         │                       │                                                        │
          │                 └───────────────────┘         │                       │                                                        │
          │                                               │                       │                                                        │
          │           ┌───────────────┐       ┌───────────┴──────────┐ ┌──────────┴───────────┐                                            │
┌─────────┴──────────┐│  Нормативные  ├──┐    │                      │ │  Внешние источники   │                                            │
│      Этап VII      ││ правовые акты │  │    │                      │ │информации (обращения │                                            │
│Мониторинг и оценка │└───────────────┘  │    │                      │ │   граждан и письма   │                                            │
│ реализации мер по  │                   │    │ Внутренние источники │ │     организаций,     │                                            │
│     минимизации    │┌───────────────┐  │    │информации (протоколы │ │     информация,      │                                            │
│коррупционных рисков││Организационная├──┼───>│ заседания комиссий,  │ │   представленная в   │                                            │
└────────────────────┘│   структура   │  │    │опрос должностных лиц,│ │ СМИ, статистические  │                                            │
          /\          └───────────────┘  │    │   государственных    │ │   данные, судебная   │                                            │
          │                              │    │ служащих и др. лиц,  │ │ практика, информация │                                            │
          │           ┌───────────────┐  │    │ уведомления о фактах │ │от политических партий│                                            │
          │           │Иные внутренние│  │    │  склонения и проч.)  │ │ и правоохранительных │                                            │
          │           │   источники   ├──┘    │                      │ │    органов, опрос    │                                            │
          │           │  информации   │       │                      │ │  предпринимателей и  │                                            │
          │           └───────────────┘       │                      │ │  экспертов и проч.)  │                                            │
          │                                   └──────────────────────┘ └──────────────────────┘                                            │
          │  ┌───────────────────────┐                ┌─────────────────────────┐             ┌────────────────────────────────────┐       │
          │  │        Этап VI        │                │         Этап V          │             │               Этап IV              │       │
          │  │Утверждение результатов│                │Оформление и согласование│             │    Разработка мер по минимизации   │       │
          └──┤     оценки (карт      │<───────────────┤результатов оценки (карт │<────────────┤коррупционных рисков, включая оценку│<──────┘
             │ коррупционных рисков) │                │  коррупционных рисков)  │             │ временных, финансовых и иных затрат│
             └───────────────────────┘                └─────────────────────────┘             └────────────────────────────────────┘
                  /\         /\                                     /\ /\                                       /\
                  │          │                                      │   │                                       │
          ┌───────┘          └───────┐                       ┌──────┘   └───────┐               ┌───────────────┼─────────────────┐
┌─────────┴─────────┐   ┌────────────┴────────────┐   ┌──────┴──────┐   ┌───────┴──────┐   ┌────┴─────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴────────┐
│    Утверждение    │   │ Одобрение на заседании  │   │   Этап V.I  │   │   Этап V.II  │   │ Правовые │ │               │ │                │
│   руководителем   │   │комиссии по соблюдению   │   │Общественное │   │Оформление мер│   │(например,│ │Организационные│ │Профилактические│
└───────────────────┘   │ требований к служебному │   │  обсуждение │   │по минимизации│   │ внесение │ │   (оснащение  │ │(разъяснительная│
                        │       поведению и       │   │проектов карт│   │коррупционных │   │изменений │ │фото-, аудио- и│ │     работа)    │
                        │урегулированию конфликта │   │коррупционных│   │    рисков    │   │  в акты) │ │ видеотехникой)│ │                │
                        │интересов (аттестационной│   │    рисков   │   │              │   │          │ │               │ │                │
                        │        комиссии)        │   └─────────────┘   └──────────────┘   └──────────┘ └───────────────┘ └────────────────┘
                        └─────────────────────────┘                            /\
                                                                               │
                                                               ┌───────────────┼────────────────┐
                                                       ┌───────┴───────┐ ┌─────┴───────┐ ┌──────┴──────┐
                                                       │               │ │Ответственное│ │             │
                                                       │     Сроки     │ │ структурное │ │   Ресурсы,  │
                                                       │   реализации  │ │подразделение│ │требуемые для│
                                                       │(периодичность)│ │(должностное │ │ реализации  │
                                                       │               │ │     лицо)   │ │             │
                                                       └───────────────┘ └─────────────┘ └─────────────┘

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ

Среди основных коррупциогенных факторов при осуществлении контрольно-надзорной деятельности можно выделить следующие:

- отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий, возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций (отсутствие четких оснований и критериев принятия решений);

- возможность реализации потенциальной коррупционной схемы без значительных усилий, в том числе:

- узкий круг служащих (работников), участие которых необходимо для реализации коррупционной схемы;

- многочисленные зафиксированные факты реализации коррупционной схемы;

- отсутствие или неэффективность механизмов внутреннего контроля, в том числе:

- наличие "слепых зон" - отсутствие контроля за отдельными административными процедурами (действиями) либо их этапами, важными для реализации потенциальной коррупционной схемы;

- отсутствие порядка совершения контрольно-надзорным органом (его должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

- отсутствия условий открытости и прозрачности административных процедур (действий);

- объективные трудности осуществления контроля, например, необходимость обработки в рамках контроля больших объемов быстро меняющейся информации;

- отсутствие обратной связи для рассмотрения жалоб на действия служащего (работника) и (или) высокая интенсивность контактов;

- возможность возникновения конфликта интересов у служащего:

- прямая или косвенная связь (конфликт интересов) с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в отношении которого осуществляется контроль (надзор);

- осуществление контроля (надзора) за юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в котором работают родственники служащего, иные лица, связанные имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;

- прямое или косвенное участие в деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя);

- отсутствие надлежащего внешнего аудита за деятельностью служащего и контрольно-надзорного органа в целом;

- непрофессионализм служащих;

- неиспользование при надзоре принципа "четыре глаза", в соответствии с которым контроль (надзор) следует осуществлять двум лицам;

- отсутствие ротации служащих, замещающих должности, связанные с коррупционными рисками;

- обширный объем действий (процедур), требующих единоличного принятия решения должностным лицом;

- отсутствие или недостаточная ответственность должностных лиц за совершение правонарушения, в том числе коррупционного;

- отсутствие закрепленной процедуры (правил) проведения собственного контрольно-надзорных мероприятий (принятия подконтрольным субъектом служащих, а именно, кто и как встречает, где и как питаются служащие и т.п.);

- возможность выборочного изменения предмета (объема) контроля (надзора). <1>

--------------------------------

<1> Данный перечень не является исчерпывающим.

Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера <2>.

--------------------------------

<2> Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (ред. от 18.07.2015) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов").

Приложение 3

Пример анкеты
для размещения на официальном сайте
контрольно-надзорного органа

1. Наличие коррупции в <наименование контрольно-надзорного органа>

нет;

да;

2. Изменение уровня коррупции за прошедший год в <наименование контрольно-надзорного органа>?

увеличился;

уменьшился;

прежний;

3. Как Вы оцениваете эффективность антикоррупционных мер <наименование контрольно-надзорного органа>?

высокая;

средняя;

низкая;

4. Какие коррупционные риски существуют в <наименование контрольно-надзорного органа>?

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

5. Какие причины коррупции, на Ваш взгляд, существуют в <наименование контрольно-надзорного органа>?

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

6. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для снижения уровня коррупции в <наименование контрольно-надзорного органа>?

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

7. Ваши предложения, замечания, комментарии

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Приложение 4

ФОРМА КАРТЫ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ И МЕР ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ

Карта коррупционных рисков и мер по их минимизации

___________________________________________________________
(наименование контрольно-надзорного органа)

N
Административная процедура (действие)
Коррупционный риск и краткое описание возможной коррупционной схемы
Наименование должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками
Меры по минимизации
ФИО, должность ответственного лица
Срок реализации мер
Реализуемые
Предлагаемые
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Приложение 5

ПРИМЕРЫ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР (ДЕЙСТВИЙ), ПРИ КОТОРЫХ ВОЗМОЖЕН
КОРРУПЦИОННЫЙ РИСК <3>

N
Административная процедура (действие)
Коррупционный риск и краткое описание возможной коррупционной схемы
Наименование подразделения и должности, замещение которых связано с коррупционными рисками
Предлагаемые меры по минимизации
Осуществление контроля по соблюдению организациями установленных требований в сфере регулирования
1.
Формирование проекта ежегодного плана проведения плановых проверок
Невключение в ежегодный план проверки или исключение из ежегодного плана проверки организации (индивидуального предпринимателя), аффилированной с контрольно-надзорным органом или выплачивающей ее служащим незаконное вознаграждение за непроведение проверок
Руководитель контрольно-надзорного управления;
служащие контрольно-надзорного управления, участвующие в формировании плана проверочной деятельности;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками)
2.
Согласование проекта ежегодного плана проведения плановых проверок
Исключение из ежегодного плана проверки организации (индивидуального предпринимателя), аффилированной с контрольно-надзорным органом или выплачивающей ее служащим незаконное вознаграждение за непроведение проверок
Руководитель контрольно-надзорного управления;
служащие контрольно-надзорного управления, участвующие в формировании плана проверочной деятельности;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками)
3.
Согласование проверки с органом прокуратуры
Направление в прокуратуру документов, заведомо составленных с нарушениями с целью получения отказа прокуратуры в согласовании;
затягивание срока согласования и соответственно начала проверки (в том числе в целях предупреждения подконтрольного субъекта)
Руководитель контрольно-надзорного управления;
служащие контрольно-надзорного управления, участвующие в формировании плана проверочной деятельности;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Введение дополнительного контроля за данной процедурой посредством включения дополнительного согласующего звена (например, правовой отдел)
4.
Утверждение ежегодного плана проведения плановых проверок
Исключение из согласованного ежегодного плана проверки организации (индивидуального предпринимателя), аффилированной с контрольно-надзорным органом или выплачивающей ее служащим незаконное вознаграждение за непроведение проверок
Руководитель контрольно-надзорного управления;
служащие контрольно-надзорного управления, участвующие в формировании плана проверочной деятельности;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками)
5.
Подготовка и утверждение приказа о проведении проверки
Намеренное сокращение или увеличение перечня мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки
Руководитель контрольно-надзорного управления;
служащие контрольно-надзорного управления;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Введение дополнительного контроля за данной процедурой посредством включения дополнительного согласующего звена (например, правовой отдел)
6.
Направление уведомления о проведении проверки
Нарушение сроков направления уведомления о проведении плановой проверки, что может привести к недействительности проверки
Руководитель контрольно-надзорного управления;
служащие контрольно-надзорного управления;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Усиленный контроль за данной процедурой, Проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками), использование информационно-коммуникационных технологий
7.
Возникновение основания проведения внеплановой проверки
Умышленное игнорирование оснований проведения внеплановых проверок; или административное давление посредством проведения внеплановых проверок
Руководитель контрольно-надзорного управления;
служащие контрольно-надзорного управления, участвующие в формировании плана проверочной деятельности;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками)
8.
Проведение проверки
Игнорирование нарушений подконтрольного субъекта служащим;
служащий или его руководитель аффилирован с проверяемой организацией (индивидуальным предпринимателем) или получает от нее (него) незаконное вознаграждение;
приписывание фактов нарушений обязательных требований, преувеличение значимости выявленных нарушений с целью получения незаконного вознаграждения
Служащие контрольно-надзорного управления, непосредственно участвующие в проведении проверок;
руководитель контрольно-надзорного управления;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Размещение на сайте государственного (муниципального) органа информации о том, как сообщить о случае вымогательства незаконного вознаграждения со стороны проверяющего служащего;
ограничение возможности неоднократного проведения проверок в отношении подконтрольного субъекта одним и тем же служащим; оснащение инспекторского состава техническими средствами фото-, видео- и аудиозаписи при проведении выездных проверок, а также создание условий для приобщения к материалам проверки фото-, видео- и аудиозаписей, предоставленных подконтрольным субъектом;
проверка уполномоченным подразделением государственного (муниципального) органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками).
Сговор с организацией (индивидуальным предпринимателем) во избежание проверки в связи с наличием действий (бездействий) подконтрольного субъекта, препятствующих проведению проверки
Служащие контрольно-надзорного управления, непосредственно участвующие в проведении проверок
Проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками)
Неуказание фактов выявленных нарушений при составлении акта проверки в отношении подконтрольного субъекта, в том числе с дальнейшей возможностью обжалования в суде
Служащие контрольно-надзорного управления, непосредственно участвующие в проведении проверок;
руководитель контрольно-надзорного управления;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Реализация принципа "четыре глаза";
доведение до подконтрольных субъектов информации об обязательных требованиях;
организация работы по приему и рассмотрению соответствующей информации вышестоящим контрольно-надзорным органом или правоохранительным органом
Необоснованное навязывание платных товаров, работ и (или) услуг (в том числе консалтинговых);
участие в проведении проверки лиц, не указанных в акте о проверке; превышение сроков проведения проверки;
проведение проверки по вопросам, не относящимся к ведению контрольно-надзорного органа;
требование документов, материалов, не относящихся к проведению проверки
Служащие контрольно-надзорного управления, непосредственно участвующие в проведении проверок;
руководитель контрольно-надзорного управления;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Реализация принципа "четыре глаза";
доведение до подконтрольных субъектов информации об обязательных требованиях;
организация работы по приему и рассмотрению соответствующей информации вышестоящим контрольно-надзорным органом или правоохранительным органом
9.
Привлечение к административной ответственности
Выдавливание с рынка подконтрольных субъектов посредством административной ответственности
Служащие контрольно-надзорного управления, непосредственно участвующие в проведении проверок;
руководитель контрольно-надзорного управления;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Установление четких оснований и критериев принятия решения; устранение административного усмотрения при принятии решений;
внедрение системы предупреждений для отдельных категорий подконтрольных субъектов при первичном выявлении нарушений обязательных требований
Вымогательство при определении меры административной ответственности
Служащие контрольно-надзорного управления, непосредственно участвующие в проведении проверок;
руководитель контрольно-надзорного управления;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Установление четких оснований и критериев принятия решения; устранение административного усмотрения при принятии решений;
внедрение системы предупреждений для отдельных категорий подконтрольных субъектов при первичном выявлении нарушений обязательных требований
Предоставление длительных сроков для устранения выявленных нарушений обязательных требований в отношении организации (индивидуального предпринимателя), аффилированной с контрольно-надзорным органом или выплачивающей ее служащим незаконное вознаграждение за непроведение проверок
Служащие контрольно-надзорного управления, непосредственно участвующие в проведении проверок;
руководитель контрольно-надзорного управления;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Установление четких оснований и критериев принятия решения; устранение административного усмотрения при принятии решений;
проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками)
Ненаправление акта проверки для ознакомления в целях последующей отмены результатов проверки
Служащие контрольно-надзорного управления, непосредственно участвующие в проведении проверок;
руководитель контрольно-надзорного управления;
заместитель руководителя, курирующий вопросы контрольно-надзорной деятельности;
руководитель
Установление четких оснований и критериев принятия решения; проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками)
10.
Определение предмета и цены закупки
В одной закупке объединяются разнородные товары, работы, услуги таким образом, чтобы ограничить конкуренцию и привлечь к исполнению заказа конкретного поставщика, аффилированного с заказчиком или выплачивающего ему незаконное вознаграждение
Руководитель департамента имущественных отношений;
служащие департамента имущественных отношений, формирующих документы о закупке
Оценка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа целесообразности объединения в одной закупке разных товаров, работ, услуг для закупок, в состав которых входит более одного товара, работы, услуги;
проверка уполномоченным подразделением государственного (муниципального) органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками); информирование отдела по противодействию коррупционным правонарушениям о поступивших жалобах на ограничение конкуренции.
Характеристики товара, работы или услуги определены таким образом, что он (она) может быть приобретен только у одного поставщика; поставщик аффилирован с заказчиком или выплачивает ему незаконное вознаграждение
Руководитель департамента имущественных отношений;
служащие департамента имущественных отношений, формирующих документы о закупке
Информирование отдела по противодействию коррупционным правонарушениям о поступивших жалобах на ограничение конкуренции;
проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками)
Срок поставки товара, оказания услуг, выполнения работ заведомо недостаточен для добросовестного поставщика; поставщик аффилирован с заказчиком или выплачивает ему незаконное вознаграждение
Руководитель департамента имущественных отношений;
служащие департамента имущественных отношений, формирующих документы о закупке
Информирование отдела по противодействию коррупционным правонарушениям о поступивших жалобах на ограничение конкуренции;
проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками)
11.
Публикация информации о закупке
При обязательной публикации информации в электронной системе используются неправильные классификаторы или наименование закупки, не отражающее ее содержание. При таком ограничении конкуренции к исполнению заказа привлекается поставщик, аффилированный с заказчиком или выплачивающий ему незаконное вознаграждение
Руководитель департамента имущественных отношений;
служащие департамента имущественных отношений, формирующих документы о закупке
Информирование отдела по противодействию коррупционным правонарушениям о поступивших жалобах на ограничение конкуренции;
проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками).
Опубликованные документы закупки невозможно или сложно открыть, прочитать, скопировать. К исполнению заказа привлекается поставщик, аффилированный с заказчиком или выплачивающий ему незаконное вознаграждение
Руководитель департамента имущественных отношений.
Служащие департамента имущественных отношений, формирующих документы о закупке
Информирование отдела по противодействию коррупционным правонарушениям о поступивших жалобах на ограничение конкуренции;
проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками)
12.
Представление интересов контрольно-надзорного органа в других органах (в том числе судебных) и организациях (включая неправительственные и зарубежные).
Возможность поступления предложения за определенное вознаграждение отказаться, например, от исковых требований, признать исковые требования, заключить мирное соглашение или иные действия, нарушающие интересы государства, общества.
Руководитель соответствующего департамента.
Служащие соответствующего департамента, представляющие интересы контрольно-надзорного органа
Минимизация степени усмотрения при принятии решений должностными лицами посредством установления четких оснований и критериев принятия решений;
обеспечение возможности принятия решения коллегиально
13.
Доступ к информации, полученной при выполнении служебных (должностных) обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению
Предложение от заинтересованных лиц за определенное вознаграждение предоставить доступ к информации, которая не подлежит официальному распространению
Служащие контрольно-надзорного органа
Установление запрета на использование съемных машинных носителей информации (флэш-накопители, внешние накопители на жестких дисках и иные устройства); ограничение доступа в служебное время в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"
14.
Проведение проверок подконтрольных лиц (организаций)
При проведении проверки рекомендация подконтрольному лицу (организации) приобрести товар (услугу) у определенного юридического лица (индивидуального предпринимателя)
Служащие контрольно-надзорного органа
При формировании проекта ежегодного плана проведения плановых проверок проверка уполномоченным подразделением контрольно-надзорного органа наличия возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и служащими контрольно-надзорного органа (работниками)

--------------------------------

<3> Пример не содержит полного перечня рисков, возникающих в рамках исполнения функции, и содержит предлагаемые к принятию меры по минимизации выявленных коррупционных рисков.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области