См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

Одобрено
Рабочей группой Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации по разработке
и реализации проекта по внедрению
академической мобильности и апробации
механизмов финансового обеспечения
(Протокол 26.05.2023 18-пр/36)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Возможность реализации образовательных программ в сетевой форме установлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также, при необходимости с использованием ресурсов иных организаций <1>.

--------------------------------

<1> Абзац первый пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации".

В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе <2>.

--------------------------------

<2> Абзац второй пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации".

Организация сетевой формы реализации образовательных программ направлена на решение ряда целей и задач, стоящих перед современной системой образования, таких как:

- повышение качества образования с учетом возможности использования как инновационного оборудования и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения организаций - участников сетевого взаимодействия, так и высококвалифицированного кадрового состава;

- развитие личностных качеств и компетенций обучающихся, способности адаптироваться к образовательной и профессиональной среде;

- создание новых образовательных программ, нацеленных на подготовку специалистов, способных к профессиональной деятельности на стыке различных направлений науки и техники (например, инженерная медицина);

- активизация обмена передовым опытом подготовки кадров между образовательными организациями, создание условий для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавательских кадров для использования в процессе обучения современной материально-технической и методологической базы.

Сетевое взаимодействие между организациями осуществляется на основе договора о сетевой форме реализации образовательных программ (далее - договор о сетевой форме). Договор о сетевой форме должен учитывать требования законодательства об образовании, в том числе положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ, касающиеся реализации образовательных программ в сетевой форме.

Примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (далее - Порядок) утверждены приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (далее - Приказ).

Условия финансового обеспечения сетевого взаимодействия между базовой организацией и одной или несколькими организациями-участниками определяются в соответствии с пунктом 15 Порядка и указываются в разделе 3 "Финансовое обеспечение реализации Образовательной программы" (далее - раздел 3) примерной формы договора о сетевой форме, являющейся приложением N 2 к Приказу.

В случае применения иных способов финансового обеспечения реализации части образовательной программы в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 допускается корректировка примерной формы договора о сетевой форме с учетом особенности финансового обеспечения.

Финансирование сетевого взаимодействия может осуществляться за счет:

- средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

- средств субсидии на иные цели;

- средств, полученных от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения), в том числе: грантов в форме субсидии; средств юридических и физических лиц; добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и (или) физических лиц, иных источников финансирования.

Понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, установлены пунктом 4 Порядка.

II. ВИДЫ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Совместная реализация образовательной программы

Данный вид сетевой формы предполагает:

- взаимодействие нескольких образовательных организаций в части разработки, утверждения и (или) реализации образовательной программы, (все участники договора о сетевой форме действуют совместно, т.е. осуществляют совместную деятельность, совместные действия без образования юридического лица), при этом обучающиеся по сетевой образовательной программе являются обучающимися базовой организации, а в период реализации части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике - также обучающимися указанной организации.

На период реализации части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике обучающиеся не отчисляются из базовой организации.

2.2. Реализация образовательной программы с участием организаций, обладающих ресурсами

Реализация данного вида сетевой формы предполагает участие организаций, в том числе не осуществляющих образовательную деятельность (например, научные организации, исследовательские институты и центры, не имеющие образовательную лицензию на осуществление образовательной деятельности, промышленные партнеры, организации культуры и иные организации). При предоставлении ресурсов организацией должно быть обеспечено сопровождение образовательного процесса (например, предоставление спортивной инфраструктуры с участием инструкторов), исключающее иные формы предоставления ресурсов (аренда, безвозмездное пользование).

Кроме того, данный вид сетевой формы предполагает включение базовой-организацией в свою образовательную программу отдельных учебных предметов, курса, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности) организации-участника, путем его приобретения в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).

III. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Совместная реализация образовательной программы

3.1.1. Финансовое обеспечение сетевой формы реализации образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджета бюджетной системы Российской Федерации может осуществляться в следующих формах.

1. Возмещение затрат за реализацию части сетевой образовательной программы в соответствии с перечнем затрат организации-участника на реализацию части образовательной программы, приведенным в приложении N 1 к примерной форме договора о сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденной Приказом.

В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 12-11-17/53528 отношения, возникающие в связи с реализацией сетевой формы между организациями, регулируются договором о сетевой форме, предметом которого является совместное выполнение несколькими организациями сформированного образовательной организации, в которую поступил обучающийся, государственного задания на реализацию образовательных программ, не являются предметом регулирования Федерального закона N 44-ФЗ и Федерального закона N 223-ФЗ.

В этой связи при заключении договоров о сетевой форме применяются положения законодательства Российской Федерации, регламентирующие организацию оказания государственных (муниципальных) услуг и позволяющие рассматривать соисполнителей, обеспечивающих реализацию образовательных программ в сетевой форме, в рамках распределенных контрольных цифр приема.

Организации самостоятельны в определении затрат на реализацию части образовательной программы сетевой форме.

Объем средств, подлежащих возмещению в рамках договора о сетевой форме, может определяться по одной из следующих формул:

1) ,

где:

Nji - нормативные затраты на оказание государственной услуги по реализации j-ой образовательной программы, установленной государственным заданием в организации-участнике в i-м финансовом году;

Sji - среднегодовой контингент обучающихся (далее - СГК) по j-ой образовательной программе в i-м финансовом году.

Базовым вариантом предлагается руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".

При этом виде сетевой программы расчет СГК производится в соответствии методикой формирования государственного задания на оказание образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Минобрнауки России от 28 октября 2021 г. N 989 (далее - Методика).

В случае реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки в сетевой форме вместо СГК в формуле используется количество человеко-часов, реализуемых организацией-участником.

2) ,

где:

Eji - затраты организации-участника на реализацию образовательной программы одного обучающегося по j-ой образовательной программе в i-м финансовом году;

Sji - количество обучающихся (слушателей), направляемых на обучение в организацию-участник по j-ой образовательной программе в i-м финансовом году.

Указанный в настоящем пункте порядок расчета целесообразно применять в случае, если реализация части сетевой образовательной программы имеет высокую стоимость, обусловленную использованием дорогого оборудования, расходных материалов, повышенными расходами на оплату труда преподавателей и другое.

3)

где:

Zpji - количество зачетных единиц, передаваемых в организацию-участник по j-ой образовательной программе в i-м финансовом году, на одного обучающегося;

Zji - общее количество зачетных единиц, необходимых для освоения j-ой образовательной программы и (или) ее части в i-м финансовом году, на одного обучающегося;

Aji - нормативные затраты на оказание услуги организацией-участником по j-ой образовательной программе в i-м финансовом году;

Sji - количество обучающихся, направляемых на обучение в организацию-участник по j-ой образовательной программе в i-м финансовом году.

Применение указанного подхода целесообразно при относительно равномерном соотношении каждой зачетной единицы и средней стоимости зачетной единицы по образовательной программе в базовой организации и организации-участнике.

4) иные способы расчета.

2. Перераспределение государственного задания

В отдельных случаях на основании решения (-ий) учредителя (-ей) базовая организация и организация-участник реализуют образовательную программу в сетевой форме через финансовый механизм распределения государственного задания.

Реализация данных образовательных программ осуществляется путем перераспределения на основании Методики.

Расчет финансового обеспечения на реализацию образовательных программ в сетевой форме производится на основании данных о количестве зачетных единиц, переданных в другие образовательные, научные либо иные организации или учреждения, по образовательным программам, реализуемым с использованием сетевой формы в текущем финансовом году, в разрезе курсов, уровней образования, форм обучения, направлений подготовки.

Согласно Методике при расчете значений СГК - показателя, характеризующего объем государственных услуг по реализации образовательных программ высшего и (или) среднего профессионального образования для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по указанным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, учитывается реализация части образовательной программы в сетевой форме путем включения в формулу расчета коэффициента, характеризующего сетевую форму обучения по соответствующим направлениям подготовки/специальностям, отражающего соотношение между количеством зачетных единиц, переданных в другую образовательную, научную или иную организацию или учреждение, к общему количеству зачетных единиц по соответствующем направлениям подготовки.

На основании рассчитанного СГК учредитель имеет возможность доводить до базовой организации и организации-участника финансовое обеспечение на выполнение соответствующих государственных заданий на оказание государственных услуг.

3.1.2. Финансовое обеспечение сетевой формы реализации образовательных программ, финансируемых за счет средств физических или юридических лиц, может осуществляться:

- путем заключения договора между базовой организацией и организацией - участником образовательной программы. Оплата за обучение обучающегося при освоении им образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, производится путем перечисления денежных средств на лицевой счет каждой из организаций по реквизитам, указанным в договоре (-ах) об оказании платных образовательных услуг базовой организации и организации - участника;

- путем возмещения затрат;

- без взаимных финансовых обязательств (безвозмездно).

3.1.4. Бухгалтерский учет по осуществлению образовательной деятельности в рамках реализации образовательных программ в сетевой форме ведется с использованием федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Совместная деятельность" (далее - СГС), который применяется в отношении объектов, возникающих в результате ведения совместной деятельности без образования нового юридического лица в форме соглашения о совместно осуществляемых операциях, направленных на достижение целей, не связанных с извлечением прибыли.

Базовая организация и организация-участник отражают используемые в совместной деятельности активы на тех же счетах, что и до заключения соглашения. Активы, обязательства, доходы и расходы по совместно осуществляемым операциям учитываются в относящейся к нему части обособленно по соответствующим синтетическим счетам. Порядок отражения таких операций закрепляется в учетной политике организации. Организация-участник может быть любой организационно-правовой формы.

3.2. Реализация образовательной программы с участием организаций, обладающих ресурсами

Финансовое обеспечение сетевой формы реализации образовательных программ с участием организаций, обладающих ресурсами, может осуществляться за счет любого источника финансирования, указанного в абзаце 13 раздела I настоящих методических рекомендации в следующих формах:

3.2.1. Участие организаций осуществляющих образовательную деятельность в реализации образовательной программы может осуществляться путем заключения договора возмездного оказания услуг. При этом в целях исполнения договора будет проводиться закупка части образовательной программы, реализуемой организацией-участником. Оплата за услуги, оказанные организацией - участником в части реализации образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, производится в соответствии с условиями договора возмездного оказания услуг.

В целях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, направленных на обеспечение реализации части образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, образовательные организации руководствуются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Бюджетные учреждения при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ.

В случае применения способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) образовательные организации вправе руководствоваться пунктами 4 и 5 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

На основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствующем году с соблюдением требований, указанных Федеральным законом N 223-ФЗ, и положением о закупке:

1) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями (после получения заключения от Минобрнауки России), получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках, предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Автономные учреждения при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) руководствуются нормами Федерального закона N 223-ФЗ и Федерального закона N 44-ФЗ.

При этом при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона N 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке утверждается:

1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;

4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета), общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или, при отсутствии коллегиального исполнительного органа, общим собранием акционеров общества;

5) общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества;

6) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение;

7) наблюдательным советом публично-правовой компании в случае, если заказчиком выступает публично-правовая компания.

В соответствии с частью 2.1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, утверждено Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд бюджетных учреждений, автономных учреждений, унитарных предприятий, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 30 марта 2022 г. N 275, с изменениями, внесенными приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 9 сентября 2022 г. N 877, от 24 апреля 2023 г. N 447) (далее - Типовое положение).

Типовое положение и внесение изменений в него обязательны для применения подведомственными Минобрнауки России бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, положения о закупке которых утверждены в соответствии с типовым положением о закупке.

Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) руководствуются положениями гражданского законодательства.

Решение о выборе способа закупки принимается базовой организацией самостоятельно.

Базовая организация включает в конкурсную документацию основные требования к реализации образовательной программы в сетевой форме:

- наименование образовательной программы;

- наименование, планируемых к реализации дисциплин/модулей в организации - участнике;

- количество обучающихся по образовательной программе в сетевой форме в организации-участнике;

- требования к профессорско-преподавательскому составу, которые будут реализовывать образовательную программу в сетевой форме;

- требования к материально-технической базе организации - участника;

- иные требования, относящиеся к реализации образовательной программы в сетевой форме.

По итогам конкурсного отбора Базовая организация:

- определяет организацию (ии) - участника (ов);

- осуществляет финансирование части сетевой образовательной программы в соответствии с условиями, установленными конкурсной документацией;

- обеспечивает финансирование части сетевой образовательной программы как заранее, так и по факту выполненных работ.

3.2.2. Базовая организация может заключать договор о сетевой форме с организацией - участником, обладающей ресурсами.

В этом случае Базовая организация погашает обязательства перед организацией - участником путем:

возмещения затрат;

закупки отдельных компонентов.

В целях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, направленных на обеспечение реализации части образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, образовательные организации руководствуются соответствующим законодательством Российской Федерации, учитывая рекомендации, изложенные в подпункте 3.2.1 настоящих методических рекомендаций, за исключением требований к профессорско-преподавательскому составу.

3.3. Порядок налогообложения при совместной реализации образовательной программы и при реализации образовательной программы с участием организаций обладающих ресурсами

3.3.1. Налог на прибыль

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) имущество, безвозмездно полученное государственными (муниципальными) образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности, а также в виде имущества, безвозмездно полученного некоммерческими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В отношении организаций иной организационно - правовой формы доходы будут признаваться как внереализационный доход в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Для Базовой организации перечисление денежных средств на безвозмездной основе из средств от приносящей доход деятельности влечет за собой налоговые последствия. Данные расходы в соответствии с пунктом 16 статьи 270 НК РФ не учитываются для целей налогообложения.

В случае применения механизма возмещение затрат организации участнику по договору реализации образовательной программы в сетевой форме из средств приносящей доход деятельности:

Налогообложение у организации-участника:

При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего поверенному в связи с исполнением обязательств по иному договору, путем возмещения затрат, произведенных поверенным за доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров (пункт 9 части 1 статьи 251 НК РФ).

При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного поверенным в связи с исполнением обязательств по иному договору, в счет оплаты затрат, произведенных поверенным за доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов поверенного в соответствии с условиями заключенных (пункт 9 статьи 270 НК РФ).

Налогообложение у базовой организации

при определении налоговой базы включается в расход возмещение затрат на основании отчета о выполнении работ.

Согласно пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

3.3.2. Налог на добавленную стоимость

При совместной реализации образовательной программы услуги организации-участника не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

При реализации образовательной программы с участием организаций, обладающих ресурсами, услуги организации-участника (организации, обладающей ресурсами) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, в том числе в случае передачи права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказания услуг организацией-участником на безвозмездной основе.