См. Документы Министерства обороны Российской Федерации
Утверждены
Статс-секретарем -
заместителем Министра обороны
Российской Федерации
8 ноября 2021 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ РАССМОТРЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ
ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", приказов Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 10 января 2015 г. N 1 "Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации" и методических рекомендаций "Обеспечение повышения результативности и эффективности работы федеральных органов исполнительной власти с обращениями граждан и организаций по фактам коррупции", одобренных 5 сентября 2012 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
Методические рекомендации определяют порядок регистрации, учета, рассмотрения и контроля должностными лицами органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации <1> обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях <2>.
--------------------------------
<1> Далее в тексте настоящих Методических рекомендаций, если не оговорено особо, будут именоваться: органы военного управления, воинские части, организации - ОВУ, Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации - ГВПУ ВС, Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации - ГУК МО, Управление Министерства обороны Российской Федерации по работе с обращениями граждан (общественная приемная Министра обороны Российской Федерации) - УРОГ МО, отдел (профилактики коррупционных и иных правонарушений) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации - ОПКиП, система автоматизированной обработки обращений граждан - САООГ, профилактика коррупционных и иных правонарушений - ПКиП.
<2> К обращениям о возможных коррупционных правонарушениях следует относить обращения, в которых приводятся конкретные факты злоупотребления служебным положением, дачи взятки, получения взятки, злоупотребления полномочиями (незаконного изъятия денежных средств командирами (начальниками), вымогательства денежных средств за совершение действий и оказание услуг), коммерческого подкупа либо иного незаконного использования физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе эти же деяния, совершенные от имени или в интересах юридического лица.
N п/п
|
Основные мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ОБРАЩЕНИЙ О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
|
|||
1
|
Обращения граждан, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее - обращения), регистрируются:
в книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) по форме, установленной Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, и в САООГ.
При отсутствии САООГ - в книге учета обращений (предложений, заявлений или жалоб) в форме электронных документов согласно рекомендуемому образцу (Приложение N 1 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 555)
|
В течение 3 дней с момента поступления обращения
|
УРОГ МО,
ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ
|
2
|
Отделом (профилактики коррупционных и иных правонарушений) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений, должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ведется учет обращений в Журнале учета обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях (в электронной форме или на бумажном носителе) (Приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям)
|
ОПКиП,
подразделения по ПКиП ОВУ,
должностные лица, ответственные за ПКиП в ОВУ
|
|
3
|
Обращения о возможных коррупционных правонарушениях, поступившие в УРОГ МО, направляются в установленном порядке по САООГ (с поручением по установленному образцу, Приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям) одновременно:
в ГВПУ ВС, для рассмотрения и направления ответа заявителю;
в ОВУ, для проведения проверочных мероприятий, подготовки проекта ответа заявителю и согласования его с ОПКиП;
в ГУК МО (через ОПКиП), для согласования проекта ответа и контроля правильности проведения проверочных мероприятий по возможным фактам коррупции
|
При
поступлении
в УРОГ МО
|
УРОГ МО,
ГВПУ ВС,
ОВУ, ОПКиП
|
4
|
Обращения, поступившие непосредственно в адрес ОВУ, направляются в установленном порядке в органы военно-политической работы ОВУ (должностному лицу ОВУ, ответственному за военно-политическую работу) (далее - исполнитель), для рассмотрения и подготовки ответа заявителю и в подразделение по ПКиП ОВУ (должностному лицу, ответственному за ПКиП) для учета, контроля правильности проведения проверочных мероприятий по возможным фактам коррупции и согласования проекта ответа с поручением по установленному образцу (Приложение N 2.1 к настоящим Методическим рекомендациям)
|
При поступлении в ОВУ регистрируются в течение 3 дней с момента поступления обращения, общий срок рассмотрения - 30 дней
|
Руководитель ОВУ,
подразделения по ПКиП ОВУ,
должностные лица, ответственные за ПКиП в ОВУ
|
5
|
Обращение не направляется для рассмотрения в ОВУ или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого является предметом обращения
|
УРОГ МО,
ГВПУ ВС,
руководители ОВУ
|
|
6
|
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения
|
В течение 7 дней со дня регистрации
|
УРОГ МО,
руководители ОВУ
|
ОТВЕТЫ НА ОБРАЩЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
|
|||
7
|
Обращения подлежат обязательному рассмотрению в установленный срок.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем в обязательном порядке уведомляется заявитель. Запрос на продление срока рассмотрения обращения осуществляется исполнителем и подтверждается (отклоняется) контролером УРОГ МО через САООГ (при поступлении обращения через УРОГ МО)
|
В течение 30 дней со дня регистрации.
О продлении срока сообщается в течение 3 календарных дней с момента принятия решения
|
ГВПУ ВС,
заместитель руководителя ОВУ по ВПР,
(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)
|
8
|
Исполнитель обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости запрашивает у заявителя дополнительные документы и материалы.
По решению руководителя (уполномоченного должностного лица) по указанным в обращении фактам коррупции проводятся проверки и разбирательства <3>
|
В течение
30 дней со дня регистрации
|
ГВПУ ВС,
руководитель ОВУ,
заместитель руководителя ОВУ по ВПР,
(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)
|
9
|
Материалы разбирательства (проверки) должны содержать информацию о результатах проведенных мероприятий, принятых мерах, в том числе о применении мер ответственности к должностным лицам, вывод о подтверждении (частичном подтверждении) или опровержении фактов коррупции
|
Заместитель руководителя ОВУ по ВПР,
должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР),
ОПКиП, подразделения по ПКиП ОВУ,
должностные лица, ответственные за ПКиП в ОВУ
|
|
10
|
При необходимости получения дополнительной информации исполнитель может направить запрос в воинскую часть или должностному лицу. В соответствии с направленным запросом воинская часть или должностное лицо предоставляет исполнителю соответствующие документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения и подготовки ответа заявителю
|
В течение 15 календарных дней с момента получения запроса
|
ГВПУ ВС,
руководители ОВУ,
заместитель руководителя ОВУ по ВПР, (должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)
|
11
|
В случае подтверждения фактов коррупции материалы рассмотрения обращения направляются в органы прокуратуры.
При возникновении соответствующих оснований, в отношении должностных лиц могут проводиться проверочные мероприятия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065.
В случае, если изложенные в обращении факты нуждаются в проверке посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, то в процессе рассмотрения обращения направляется запрос в военные правоохранительные органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности
|
В 3-дневный срок с момента подтверждения фактов коррупции
|
ГВПУ ВС,
руководители ОВУ
|
12
|
Ответ заявителю по существу вопросов, поставленных в обращении, должен содержать информацию о проведенных мероприятиях, принятых мерах и о подтверждении (частичном подтверждении) или опровержении фактов коррупции.
Проект ответа заявителю с приложением материалов разбирательства (проверки):
по обращениям, поступившим через УРОГ МО, направляется по САООГ в ГУК МО (через ОПКиП) для согласования.
По обращениям, поступившим непосредственно в адрес ОВУ, воинских частей, организаций направляется исполнителем на согласование в подразделения по ПКиП (должностному лицу, ответственному за ПКиП) ОВУ.
|
Не позднее 10 дней до окончания срока рассмотрения обращения
|
ГВПУ ВС,
руководители ОВУ,
заместитель руководителя ОВУ по ВПР, (должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР),
ОПКиП,
подразделения по ПКиП (должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ
|
После согласования ответ на обращение подписывается руководителем ОВУ или уполномоченным лицом, которому обращение было направлено для рассмотрения, и направляется заявителю
|
Не позднее 3 дней после согласования проекта ответа заявителю
|
||
13
|
Копия ответа заявителю на обращение, поступившее из УРОГ МО, направляется исполнителем в ГУК МО (через ОПКиП) по САООГ.
Копия ответа заявителю на обращение, поступившее непосредственно в адрес ОВУ, направляется исполнителем в подразделение по ПКиП (должностному лицу, ответственному за ПКиП) ОВУ
|
Не позднее 5 дней после рассмотрения обращения
|
ГВПУ ВС,
заместитель руководителя ОВУ по ВПР,
(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)
|
14
|
Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении
|
ГВПУ ВС,
заместитель руководителя ОВУ по ВПР,
(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)
|
|
15
|
В случае, если ответ на обращение, поступившее из УРОГ МО, не дается <4>, материалы разбирательства (проверки) направляются исполнителем на согласование в ОПКиП. В УРОГ МО направляется письмо (через САООГ) о снятии обращения с контроля с указанием причины ненаправления ответа заявителю.
В случае, если ответ на обращение, поступившее в ОВУ, не дается, материалы разбирательства (проверки) направляются на согласование в подразделение по ПКиП (должностным лицам, ответственным за ПКиП) ОВУ.
Уведомление (через САООГ) о снятии обращения с контроля с указанием причины ненаправления ответа заявителю направляется ответственному за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ
|
Не позднее
10 дней до окончания срока рассмотрения обращения
|
ГВПУ ВС,
заместитель руководителя ОВУ по ВПР,
(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)
|
16
|
Для снятия обращения с контроля в УРОГ МО исполнитель прикрепляет к электронной карте обращения в САООГ копию ответа заявителю, проект ответа, согласованный с ГУК МО (через ОПКиП), а также материалы разбирательства (проверки).
Для снятия с контроля обращений, поступивших непосредственно в адрес ОВУ, исполнитель направляет ответственному за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ копию ответа (с приложением копии проекта ответа заявителю, согласованного с подразделением по ПКиП (должностным лицам, ответственным за ПКиП) ОВУ)
|
30 дней со дня регистрации
|
ГВПУ ВС,
заместитель руководителя ОВУ по ВПР,
(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)
|
КОНТРОЛЬ, ОТЧЕТНОСТЬ, АНАЛИЗ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
|
|||
17
|
Контроль за рассмотрением обращений по установленным срокам исполнения осуществляется УРОГ МО.
Контроль за рассмотрением обращений, поступившим непосредственно в адрес ОВУ, осуществляет ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ
|
30 дней со дня регистрации
|
УРОГ МО, ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ
|
18
|
Контроль за правильностью проведения проверочных мероприятий должностными лицами ОВУ, воинских частей, организаций по возможным фактам коррупции осуществляется ГУК МО (через ОПКиП)
По обращениям, поступившим непосредственно в адрес ОВУ, воинских частей организаций, контроль осуществляется группами по ПКиП (должностными лицами, ответственными за ПКиП) ОВУ
|
В ходе согласования проекта ответа и проверки материалов разбирательства
|
ОПКиП,
подразделения по ПКиП,
(должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ
|
19
|
По результатам рассмотрения обращений граждан составляется статистический отчет об итогах рассмотрения обращений граждан, в том числе по обращениям о возможных коррупционных правонарушениях
|
Ежемесячно
|
Ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ
|
20
|
Статистические отчеты представляются каждым ОВУ по подчиненности
|
Не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным
|
Руководители ОВУ
|
21
|
Подразделения кадровых служб по ПКиП, либо должностные лица, ответственные за ПКиП в ОВУ, ведут реестр государственных служащих и работников, в отношении которых были зарегистрированы обращения о возможных коррупционных правонарушениях и результатах их рассмотрения для принятия решения об их дальнейшем служебном предназначении (Приложение N 3 к настоящим Методическим рекомендациям)
|
Постоянно
|
ОПКиП,
подразделения по ПКиП,
(должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ
|
22
|
Информация из реестров представляется в ГУК МО (через ОПКиП) для обобщения (накопительным итогом) в электронной форме
|
Ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом
|
Руководители ОВУ,
подразделения по ПКиП,
(должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ
|
23
|
Информация из Журнала учета обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях представляется в ГУК МО (через ОПКиП) для обобщения, учета и анализа в электронной форме
|
Один раз в полугодие, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом
|
Руководители ОВУ,
подразделения по ПКиП,
(должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ
|
24
|
Анализ рассмотрения поступивших обращений по возможным фактам коррупционных правонарушений проводится ОПКиП
|
Один раз в полугодие
|
ОПКиП
|
25
|
Информация о количестве обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях, поступивших в ОВУ через УРОГ МО для рассмотрения и требующих согласования проекта ответа с ГУК МО, направляется в УРОГ МО для сверки
|
Ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным
|
ОПКиП,
УРОГ МО
|
--------------------------------
<3> При проведении проверок (разбирательств) руководствоваться в работе следует Методическими рекомендациями по порядку проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденными статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации 29 декабря 2011 г.
<4> В соответствии со ст. 189 "Регламента Министерства обороны Российской Федерации" (приложение N 1 приказа Министра обороны РФ от 10 января 2015 г. N 1 "Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации") ответ по существу на поступившее в Министерство обороны обращение не дается:
если в нем не указана фамилия автора или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
если текст письменного обращения не поддается прочтению и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение;
содержащее нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, при этом автору сообщается о недопустимости злоупотребления правом;
содержащее вопрос, на который неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми в Министерство обороны обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. Если соответствующим должностным лицом в соответствии с законодательством принято решение о прекращении переписки по данному вопросу, о данном решении уведомляется автор обращения;
если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну. В этом случае автору обращения сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям (п. 1)
Рекомендуемый образец
ЖУРНАЛ учета обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях ___________________________________________________________ (наименование органа военного управления, воинской части) Начат "__" _____________ 20__ г. Окончен "__" ___________ 20__ г. На "___" листах
N п/п
|
Входящий номер, дата регистрации
|
N и дата поступившего обращения
|
Сведения о Заявителе
|
Тема обращения
|
Кому и когда направлено на рассмотрение, исходящий N, Ф.И.О. исполнителя
|
Срок выполнения
|
Отметка о выполнении
|
Примечание
|
|||||
Ф.И.О.
|
Воинское звание, замещаемая должность
|
Контактные данные
|
Исх. N, дата выполнения
|
Результат рассмотрения
|
Куда направлено
|
Принятые меры
|
|||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|||
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям (п. 3)
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
(ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ
МИНИСТРА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
____________________________________________________________
|
|||||
ОБРАЗЕЦ
|
Контроль
|
||||
00.00.2021 г.
|
|||||
Генерал-майору
В.С. МИСКОВЦУ
|
|||||
Направляется обращение о возможных
коррупционных правонарушениях для рассмотрения и направления ответа заявителю
|
|||||
Генерал-полковнику
А.А. ЖУРАВЛЕВУ
|
|||||
Для проведения проверочных мероприятий,
подготовки проекта ответа заявителю и согласования
его с ОПКиП
|
|||||
Генерал-полковнику
В.П. ГОРЕМЫКИНУ
Для согласования проекта ответа и контроля правильности проведения проверочных мероприятий
по возможным фактам коррупции
|
|||||
С уважением,
начальник Управления
|
|||||
Н. Белоусова
|
|||||
" "
|
2021 г.
|
||||
N УГ-0000
|
Приложение N 2.1
к Методическим рекомендациям (п. 4)
ОТДЕЛ
(ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ МО РФ)
ЮЖНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА
________________________________________________________________
|
|||
ОБРАЗЕЦ
|
Контроль
|
||
00.00.2021 г.
|
|||
Полковнику
В.П. ПИПКО
|
|||
Для рассмотрения,
подготовки проекта ответа, согласования его
с группой (по профилактике коррупционных и иных правонарушений) и направления ответа заявителю
|
|||
Генерал-майору
Д.Ю. БЕСКРОВНОВУ
(через группу (по профилактике коррупционных
и иных правонарушений) УК ЮВО)
|
|||
Для учета, контроля правильности проведения проверочных мероприятий по возможным фактам коррупции и согласования проекта ответа
|
|||
С уважением,
начальник Отдела
|
|||
В. Половинкина
|
|||
" " ___________ 2021 г.
к вх. N____________
|
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям (п. 21)
Рекомендуемый образец
РЕЕСТР государственных служащих и работников, в отношении которых были зарегистрированы обращения о возможных коррупционных правонарушениях ___________________________________________________________ (наименование органа военного управления, воинской части) Начат "__" _____________ 20__ г. Окончен "__" ___________ 20__ г. На "___" листах
N п/п
|
Номер и дата поступившего обращения
|
В отношении кого обращение, Ф.И.О., воинское звание
|
Место службы (работы), занимаемая должность
|
Ф.И.О. заявителя, тема обращения
|
Кому направлено на рассмотрение, Ф.И.О. исполнителя, должность
|
Результаты рассмотрения
|
Принятые меры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|