Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
генерал-полковник
В.Н.ЯЦУЦЕНКО
от 14.02.2022 г. N 2-4-71-4-11
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСНЫХ УЧЕНИЙ И ВЫДАЧЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ
ОРГАНИЗАЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по подготовке и проведению комплексных учений и выдаче заключения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 16 декабря 2020 г. N 2124 "Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов", от 31 декабря 2020 г. N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", приказами МЧС России от 22 января 2013 г. N 33 "Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", от 11 января 2021 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 5 июля 2021 г. N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", Методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (Протокол N 2 от 22 апреля 2021 г.).
1.2. Настоящие методические рекомендации предназначены для применения территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации) в целях формирования единого подхода к организации проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (далее - комплексные учения), а также к порядку подготовки и выдаче заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в ходе проведения комплексных учений.
II. Порядок подготовки к проведению комплексных учений
2.1. В целях подтверждения готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов после согласования плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - План) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном пунктом 7 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", до утверждения Плана и не реже одного раза в 3 года после утверждения Плана проводятся комплексные учения.
2.2. Для проведения комплексных учений эксплуатирующая организация не менее чем за 20 рабочих дней до планируемой даты проведения комплексных учений направляет в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в пределах которого размещен объект, уведомление о проведении комплексных учений с указанием:
а) полного и сокращенного наименования эксплуатирующей организации, фамилии, имени и отчества руководителя эксплуатирующей организации, номера контактных телефонов, электронной почты и адреса эксплуатирующей организации;
б) планируемой даты (основной и резервной), времени и места проведения комплексных учений.
2.3. К уведомлению о проведении комплексных учений прилагается план комплексных учений, составленный на основе Плана, и копия проекта Плана.
План комплексных учений включает следующую информацию:
а) о дате (включая резервную), времени и районе (месте) проведения комплексных учений;
б) о теме и целях комплексных учений;
в) об исходной обстановке (аварийном объекте, источнике загрязнения);
г) об этапах комплексных учений и их продолжительности, учебных вопросах, отрабатываемых в ходе таких этапов;
д) о составе привлекаемых на комплексные учения сил и средств для локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
е) о цели действий и задачах привлекаемых сил и средств, порядке и сроках их развертывания и свертывания на комплексных учениях (описание, схемы, планы и карты), а также о сроках выполнения силами и средствами каждого мероприятия, предусмотренного планом комплексных учений;
ж) об организации руководства комплексным учением (схемы оповещения, информационного взаимодействия и связи);
з) о мерах безопасности при подготовке и проведении комплексных учений.
2.4. Уведомление о проведении комплексных учений и план комплексных учений рассматриваются в главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня их поступления. По результатам рассмотрения уведомления о проведении комплексных учений и плана комплексных учений главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации направляет в эксплуатирующую организацию:
а) информацию о подтверждении даты, времени и места проведения комплексных учений - в случае соответствия уведомления о проведении комплексных учений и плана комплексных учений требованиям, указанным в пунктах 2.2 и 2.3 <1> настоящих методических рекомендаций;
--------------------------------
<1> Пункты 10 и 11 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2451.
б) информацию об обнаруженных несоответствиях уведомления и (или) плана комплексных учений требованиям, указанным в пунктах 2.2 и 2.3 <1> настоящих методических рекомендаций.
2.5. Эксплуатирующая организация с учетом устранения замечаний, полученных от главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, либо при невозможности проведения комплексных учений в установленные раннее даты вправе повторно направить уведомление о проведении комплексных учений и план комплексных учений в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 <1> настоящих методических рекомендаций.
Указанные уведомление и план комплексных учений повторно рассматриваются в главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.
При этом указанные уведомление и план комплексных учений считаются положительно рассмотренными в случае направления главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации в эксплуатирующую организацию информации, указанной в подпункте "а" пункта 2.4 настоящих методических рекомендаций, и при согласовании эксплуатирующей организации возможности проведения комплексных учений в установленные ранее даты.
2.6. В целях оценки готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в ходе проведения комплексных учений главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации создается комиссия по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - комиссия), в состав которой входят председатель комиссии и члены комиссии.
2.7. Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации:
2.7.1. Разрабатывает и утверждает приказ о создании, утверждении состава и организации работы комиссии в ходе проведения комплексных учений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В комиссию включаются представители:
главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект эксплуатирующей организации;
территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности за опасным производственным объектом, для которого разработан и утвержден эксплуатирующей организацией План;
Федерального агентства морского и речного транспорта (при наличии объекта эксплуатирующей организации, расположенного на внутренних водных путях);
органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации.
Председателем комиссии назначается представитель главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
2.7.2. Информирует о проведении комплексных учений территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, включенные в состав комиссии, а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации.
II. Порядок проведения комплексных учений
3.1. Комиссия прибывает на объект эксплуатирующей организации в соответствии с датой, установленной планом комплексных учений, и проводит установочное совещание по порядку проведения комплексных учений, в том числе определяет порядок смотра сил и средств, указанных в плане комплексных учений.
3.2. При проведении смотра сил и средств, указанных в плане комплексных учений, комиссия руководствуется требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 2124 "Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов" и положениями Плана.
При проведении смотра сил и средств, указанных в плане комплексных учений, комиссия также осуществляет проверку документов, подтверждающих фактическое наличие сил и средств, а именно:
перечень аварийно-спасательных служб (формирований) (собственных и привлеченных на договорной основе), участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - АСС(Ф));
копию (копии) свидетельства (свидетельств) об аттестации АСС(Ф), профессиональной и (или) нештатной, на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации" (далее - аварийно-спасательные работы);
копию (копии) паспорта (паспортов) АСС(Ф), аттестованных на право ведения вышеуказанных аварийно-спасательных работ, и содержащих сведения о зоне ответственности АСС(Ф), на территории которой расположен объект эксплуатирующей организации;
табеля оснащения АСС(Ф), а также принадлежность техники и оборудования, указанных в табеле оснащения, утвержденного учредителем АСС(Ф);
документов, подтверждающих соответствие требованиям к составу и оснащению АСС(Ф), участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 2124;
штатную и фактическую численность спасателей, наличие у них удостоверений и книжек спасателей.
Комиссия вправе запрашивать копии необходимых документов, относящихся к Плану, порядку организации и проведения комплексных учений.
3.3. Комплексные учения проводятся эксплуатирующей организацией по наихудшим сценариям развития прогнозируемой аварийной обстановки, при этом учитываются следующие факторы в соответствии с Планом:
максимальный расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов по направлению ландшафта (территории), наносящий максимально возможный ущерб людям, сооружениям и окружающей среде;
наличие в зоне разлива пострадавших и (или) погибших в количестве не менее 5 - 10 человек (условно);
осложнения при проведении аварийно-спасательных работ, связанные с возможным возгоранием разлившейся нефти и нефтепродуктов, взрывом паров нефтепродуктов, с неблагоприятными погодными условиями (сильный ветер, низкая или высокая температура окружающего воздуха, учитывая сезон проведения учений, обильные осадки).
3.4. Во время проведения комплексных учений осуществляются:
3.4.1. Оповещение об условном (учебном) разливе нефти и (или) нефтепродуктов в соответствии со схемой оповещения, указанной в проекте Плана.
По факту разлива нефти и нефтепродуктов эксплуатирующая организация незамедлительно и своевременно обязана <2> оповестить:
--------------------------------
<2> Пункт 25 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2451.
главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации через оперативно-дежурную смену центра управления в кризисных ситуациях;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территориях которых произошел разлив нефти и нефтепродуктов, через единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования;
территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект эксплуатирующей организации;
территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности за опасным производственным объектом, для которого разработан и утвержден эксплуатирующей организацией План;
администрацию бассейна внутренних водных путей (при разливе нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта);
другие организации, указанные в схеме оповещения.
Оповещение о разливе нефти и нефтепродуктов осуществляется по линии органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) с использованием электронного документооборота и должно <3> содержать следующие сведения:
--------------------------------
<3> Пункт 26 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2451.
дату, время (московское и местное) и место возникновения разлива нефти и нефтепродуктов;
вид, характеристика и масштаб разлива нефти и нефтепродуктов, а также сведения о попадании или угрозе попадания нефти или нефтепродуктов в акваторию поверхностных водных объектов - для разлива на суше (для разлива на акваторию поверхностных водных объектов - сведения о прогнозируемой скорости распространения и направления пятна разлива нефти или нефтепродуктов);
вид объекта, на котором произошел разлив нефти и нефтепродуктов, эксплуатирующая организация, являющаяся собственником объекта;
количество пострадавших, в том числе погибших в результате разлива нефти и нефтепродуктов;
обстоятельства (причины) возникновения разлива нефти и нефтепродуктов, достоверно известные на момент оповещения;
принимаемые эксплуатирующей организацией меры с указанием количества сил и средств, используемых для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
должность, фамилия, имя, отчество лица, передавшего оповещение.
3.4.2. Сбор и организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности эксплуатирующей организации (далее - КЧС и ОПБ организации).
В ходе проверки проведения данного мероприятия рассматриваются вопросы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и приказом МЧС России от 22 января 2013 г. N 33 "Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", в том числе:
наличие установочных документов КЧС и ОПБ организации (приказ о создании, положение, актуализированный состав членов КЧС и ОПБ организации и их функциональные обязанности, наличие обучения, план работы на год, протоколы и приказ руководителя организации);
последовательное введение режимов функционирования для органов управления и сил РСЧС с выполнением мероприятий;
обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации;
наличие финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных Планом, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов (банковская гарантия, договор страхования, гарантийное письмо);
и другие вопросы, связанные с защитой населения и территорий.
3.4.3. Организация взаимодействия с органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В ходе проверки проведения данного мероприятия рассматривается вопрос о порядке привлечения дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при разливе нефти и нефтепродуктов в объеме, превышающем максимально расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов и не позволяющем обеспечить его устранение на основе Плана.
3.4.4. Выдвижение сил и средств к месту условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов с мест постоянной дислокации.
В ходе проверки проведения данного мероприятия рассматриваются вопросы:
время приведения в готовность сил и средств к убытию и убытие к месту условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов (при этом должно <4> учитываться, что время локализации разлива нефти и нефтепродуктов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) осуществляется в течение 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации - в течение 6 часов);
--------------------------------
<4> Пункт 5 ж) Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2451.
соответствие состава привлекаемых сил и средств количеству, указанному в Плане.
3.4.5. Проведение разведки места условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов.
В ходе проверки проведения данного мероприятия рассматриваются вопросы:
наличие пострадавших в зоне разлива;
обозначение места разлива;
оценка приблизительной площади и объема разлившихся нефти и (или) нефтепродуктов;
оцепление места разлива.
3.4.6. Проведение мероприятий по локализации условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов.
В ходе проверки проведения данного мероприятия рассматривается вопрос выполнения практических действий по локализации разлива нефти и (или) нефтепродуктов, предусмотренных Планом (установка боновых заграждений, формирование дополнительного обвалования с учетом метеорологических условий и особенности территории и т.д.).
3.4.7. Проведение мероприятий по ликвидации разлива нефти и (или) нефтепродуктов с использованием средств по их сбору.
В ходе проверки проведения данного мероприятия рассматриваются вопросы выполнения практических действий по ликвидации разлива нефти и (или) нефтепродуктов с использованием средств по их сбору, предусмотренных Планом (сбор с поверхности грунта, откачка нефтепродуктов, использование сорбента и т.д.).
3.4.8. Организация временного хранения и транспортировки собранных нефти и (или) нефтепродуктов, нефтезагрязненных отходов, предусматривающих размещение всего объема разлившейся нефти и нефтепродуктов с учетом загрязненного грунта, конструкций зданий и сооружений, оборудования и т.п.
В ходе проверки проведения данного мероприятия проверяется наличие договоров на вывоз, хранение и утилизацию нефтезагрязненного грунта, конструкций зданий и сооружений, оборудования и т.п., предусмотренных Планом.
3.4.9. Передача донесений при ликвидации разлива нефти и (или) нефтепродуктов в соответствии с приказами МЧС России от 22 января 2013 г. N 33 "Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", от 11 января 2021 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 5 июля 2021 г. N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера".
3.4.10. Наличие свидетельства (свидетельств) об аттестации на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, у участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и спасателей, в соответствии с пунктами 2 и 4 Требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 2124.
3.5. Результаты комплексных учений признаются комиссией удовлетворительными при выполнении привлеченными к комплексным учениям силами и средствами всех мероприятий, указанных в пункте 3.4 настоящих методических рекомендаций, в сроки, предусмотренные планом комплексных учений.
3.6. Решение о признании комплексных учений удовлетворительными принимается простым большинством голосов комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии. Результаты комплексных учений признаются комиссией неудовлетворительными при наличии следующих недостатков:
а) невыполнение привлеченными к комплексным учениям силами и средствами одного из мероприятий, предусмотренных пунктом 3.4 настоящих методических рекомендаций, а также несоблюдение сроков, предусмотренных планом комплексных учений (при наличии факторов, влияющих на сроки, предусмотренные планом комплексных учений, и не зависящих от участников комплексных учений (затраченное время на их ликвидацию или ожидание прекращения их воздействия не учитываются в общее время проведения комплексных учений);
б) неисправность (отказ, поломка) технических средств, которые не были устранены (в том числе путем замены на равноценное оборудование в исправном состоянии) до окончания соответствующего мероприятия и которые не позволили проводить работы по локализации и ликвидации разливов нефти и (или) нефтепродуктов;
в) несоответствие состава сил и средств, фактически принимавших участие в комплексных учениях, составу привлекаемых на комплексных учениях сил и средств, предусмотренных планом комплексных учений.
IV. Порядок выдачи заключения
4.1. По результатам проведения комплексных учений в день их окончания комиссия готовит заключение о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в ходе проведения комплексных учений (далее - Заключение) (приложение к настоящим методическим рекомендациям).
4.2. В Заключении указываются:
полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации;
реквизиты решения главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации о создании комиссии и об утверждении состава комиссии;
дата, время начала, время окончания и место проведения комплексных учений;
перечень сил и средств, привлеченных к проведению комплексных учений;
расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с Планом;
перечень этапов комплексных учений с указанием времени и даты начала и окончания проведения мероприятий по каждому этапу;
оценка по результатам проведения комплексных учений в соответствии с пунктами 3.5 и 3.6 <5> настоящих методических рекомендаций;
--------------------------------
<5> Пункт 17 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2451.
вывод комиссии о готовности (неготовности) эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки по результатам проведения комплексных учений (в случае принятия решения комиссией о неготовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов указываются обоснования такого решения и рекомендации комиссии по устранению замечаний).
4.3. Заключение подготавливается в 2 экземплярах, подписывается председателем и членами комиссии, присутствующими при проведении комплексных учений. Один из экземпляров выдается руководителю эксплуатирующей организации. Второй экземпляр Заключения хранится в главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации в течение 3-х лет с момента его выдачи.
4.4. В случае неготовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (отрицательное Заключение), эксплуатирующая организация устраняет недостатки, указанные в Заключении, и повторно организует проведение комплексных учений в соответствии с Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2451, и настоящими методическими рекомендациями.
4.5. В случае несогласия с отрицательным Заключением эксплуатирующая организация вправе в течение 10 рабочих дней со дня его получения направить в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации мотивированные возражения на Заключение.
4.6. Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации организует рассмотрение комиссией мотивированных возражений на Заключение в течение 10 рабочих дней с даты их получения.
4.7. По результатам рассмотрения мотивированных возражений на Заключение комиссия:
4.7.1. В случае несогласия с мотивированными возражениями принимает решение об оставлении отрицательного Заключения без изменений с приложением обоснования принятия такого решения;
4.7.2. В случае согласия с мотивированными возражениями принимает решение по подготовке нового Заключения.
4.8. При работе с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения комплексных учений должностные лица обязаны соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4.9. По окончании комплексных учений главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации размещает информацию об их результатах в сети "Интранет" по адресу: ftp://10.21.62.69/ДГО/ Для ТО МЧС России/Результаты комплексных учений по ЛРН.
Приложение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ о готовности _____________________________ к действиям (наименование эксплуатирующей организации) по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов "__" __________ 20__ г. __________________ (населенный пункт) Комиссией в составе: _________________________________________________; (должность, Ф.И.О.) ______________________________________________________________________; (должность, Ф.И.О.) ______________________________________________________________________; (должность, Ф.И.О.) ______________________________________________________________________; (должность, Ф.И.О.) составлено заключение по результатам проведения комплексных учений по подтверждению готовности __________________________________________________ (наименование эксплуатирующей организации) к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Комплексные учения). Комплексные учения проведены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и приказом главного управления МЧС России по __________________________ _____________________________________. (наименование субъекта РФ) (дата, номер и наименование приказа о создании и утверждении состава комиссии) 1. Тема: "___________________________________________________________". (наименование темы в соответствии с планом Комплексных учений) 2. Цель: подтверждение готовности _____________________________________ (наименование эксплуатирующей организации) к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. 3. Комплексные учения проведены ___________________ с _________________ (число, месяц, год) (часы, минуты) до ______________ на территории __________________________________________. (часы, минуты) (адрес эксплуатирующей организации и фактическое место проведения Комплексных учений) 4. В мероприятиях по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов принимали участие:
N п/п
|
Наименование аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования
|
Количество личного состава, чел.
|
Количество техники, ед.
|
Оснащение, шт.
|
1.
|
||||
2.
|
5. Расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов: _______ 6. Порядок проведения практических мероприятий. Комплексные учения проводились в 2 этапа. В ходе первого этапа, с ______________________ до _____________________ (часы, минуты) (часы, минуты) ___________________ практически были отработаны следующие вопросы: (число, месяц, год) _____________________ организовано оповещение об условном разливе нефти (часы, минуты) (нефтепродуктов). Оповещение произведено своевременно (несвоевременно) по _______________________________, процент оповещения составил ___%. (указывается способ оповещения) ______________ проведен сбор руководящего состава и организовано заседание (часы, минуты) комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности _____________________________________________, введен (наименование эксплуатирующей организации) режим функционирования ___________________________________________. Принято (указывается режим функционирования) решение о локализации и ликвидации разлива _______________________________. (наименование нефтепродукта) Решение о локализации и ликвидации разлива нефти (нефтепродуктов) принято в соответствии (не в соответствии) с планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - План ЛРН). ______________ приведены в готовность силы и средства _________________ (часы, минуты) (наименование ____________________________________________. аварийно-спасательной службы, (формирования) _______________________________ организовано взаимодействие с комиссией (часы, минуты) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности _____________________________________________________________. (наименование муниципального образования, субъекта РФ) ______________ организовано взаимодействие с __________________________ (часы, минуты) (наименование органов ________________________________________________. функциональных и территориальной подсистем РСЧС) В ходе второго этапа, с _______________________ до ____________________ (часы, минуты) (часы, минуты) ______________________ проведены практические мероприятия по локализации и (число, месяц, год) ликвидации максимально возможного, прогнозируемого разлива нефти (нефтепродуктов) с привлечением сил и средств ____________________________. (наименование аварийно-спасательной службы (формирования) ______________ организовано выдвижение сил и средств к месту условного (часы, минуты) разлива ____________________________. (наименование нефтепродукта) ______________ силами ____________________________ проведена разведка (часы, минуты) (наименование подразделения) места условного разлива ____________________________. (наименование нефтепродукта) ______________ силами ____________________________ проведено оцепление (часы, минуты) (наименование подразделения) зоны чрезвычайной ситуации и осуществлена локализация путем ограничения распространения разлива с применением ____________________________________. (указывается способ и средства локализации разлива) ______________ силами _____________________________________ установлены (часы, минуты) (наименование подразделения) промежуточные емкости, подключено откачивающее оборудование, организован сбор __________________________________ из зоны обвалования в промежуточные (наименование нефтепродукта) емкости. ______________ силами ______________________________________ подключено (часы, минуты) (наименование подразделения) откачивающее оборудование, организована перекачка _________________________ (наименование нефтепродукта) из промежуточных емкостей в резервный бак. ______________ силами ____________________________________ очистка зоны (часы, минуты) (наименование подразделения) обвалования путем нанесения сорбента на зону разлива, сбор загрязненного грунта, сбор (откачка) разлитого ______________________________ в емкостное (наименование нефтепродукта) оборудование при помощи скиммеров. ______________ силами ____________________________________ организовано (часы, минуты) (наименование подразделения) временное хранение загрязненных сорбирующих материалов, работы по выемке нефтезагрязненного грунта, погрузка и транспортировка оставшихся нефтезагрязненных отходов до места утилизации. ______________ силами _______________________________________ проведено (часы, минуты) (наименование подразделения) отключение, демонтаж собранного для перекачки оборудования, снятие ограждения зоны чрезвычайной ситуации. ______________ __________________ по линии оперативной дежурной смены (часы, минуты) (должностное лицо) ЦУКС Главного управления МЧС России по __________________________ передана (наименование субъекта РФ) информация о ликвидации разлива нефтепродуктов. Расчетное время, локализации разлива нефтепродуктов с учетом времени перебазирования технических средств составило ____________________, а время (часы, минуты) затраченное на ликвидацию разлива нефтепродуктов _____________________, что (часы, минуты) соответствует (не соответствует) данным Плана ЛРН ________________________. (наименование эксплуатирующей организации) 7. Оценка по результатам проведения Комплексных учений: Реальность Плана ЛРН ______________________________________________________ (наименование эксплуатирующей организации) подтверждена (не подтверждена) в ходе проведенных Комплексных учений. Проведенные практические мероприятия на Комплексных учениях подтвердили (не подтвердили) достаточность имеющихся сил и средств для локализации и ликвидации максимально возможных объемов разливов нефти (нефтепродуктов) на __________________________________________. (наименование эксплуатирующей организации) 8. Принятие решения об оценке результатов проведения Комплексных учений и готовности __________________________________________________ к действиям (наименование эксплуатирующей организации) по локализации и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов): "за" - "___" чел. "против" - "___" чел. "воздержался" - "___" чел. Результаты проведения Комплексных учений признаны удовлетворительными (неудовлетворительными). 9. Вывод комиссии: ________________________________________________ к действиям по локализации (наименование эксплуатирующей организации) и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов) готова (не готова) <*>. Председатель комиссии: ___________________ ______________________________ (подпись) (должность, Ф.И.О.) Члены комиссии: _________________________ _______________________________ (подпись) (должность, Ф.И.О.) _________________________ _______________________________ (подпись) (должность, Ф.И.О.) _________________________ _______________________________ (подпись) (должность, Ф.И.О.) _________________________ _______________________________ (подпись) (должность, Ф.И.О.) С заключением ознакомлен: ___________ ___________________________________ (подпись) (руководитель организации, Ф.И.О.)
--------------------------------
<*> В случае принятия решения комиссией о неготовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов указываются обоснования такого решения и рекомендации комиссии по устранению замечаний.