См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Утверждаю
Заместитель Министра -
главный государственный инспектор
Российской Федерации
по пожарному надзору
генерал-лейтенант
внутренней службы
А.М.СУПРУНОВСКИЙ
18.05.2021 N 2-4-87-7-29

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ
НАДЗОРА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ

Введение

Методические рекомендации по осуществлению подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам территориальных органов МЧС России надзора за пользованием маломерными судами (далее - методические рекомендации) подготовлены в соответствии с Правилами государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 820 <1>, и в связи с признанием утратившим силу приказа МЧС России от 18.10.2012 N 607 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок" <2> в целях организации деятельности Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по надзору за пользованием маломерными судами.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 39, ст. 4976.

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1034 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4907; 2020, N 52 (Часть I), ст. 8860).

Настоящие методические рекомендации применяются до вступления в силу нормативного правового акта МЧС России, регламентирующего порядок осуществления надзора за пользованием маломерными судами.

Мероприятия по надзору за маломерными судами осуществляются посредством проведения на водных объектах рейдов и патрулирований, а также наблюдений с береговых и плавучих постов (далее - мероприятия по надзору), под которыми в настоящих методических подразумевается:

патрулирование - систематическое обследование водных объектов или их участков путем передвижения (выдвижения) должностных лиц органов государственной инспекции по маломерным судам, в назначенных районах или на определенных маршрутах с целью предупреждения, своевременного выявления и пресечения нарушений требований к пользованию маломерными судами, а также обеспечения безопасности массовых и иных специальных мероприятий на водных объектах. Патрулирование проводится в период времени, не превышающий календарные сутки.

Патрулирование может проводиться в форме установки плавучих или береговых постов в местах интенсивного движения судов путем размещения государственного инспектора по маломерным судам на судне (плавучем средстве) либо в специально оборудованном на берегу месте (транспортном средстве).

рейд - надзорное мероприятие, осуществляемое путем выдвижения государственных инспекторов по маломерным судам в назначенные районы, находящиеся за пределами зон патрулирования инспекторского подразделения государственной инспекции по маломерным судам (далее - ГИМС), либо передвижение патрульной группы по определенному маршруту в период времени, превышающий календарные сутки.

I. Планирование и учет мероприятий по надзору

1. Надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, осуществляется на плановой основе.

Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации издает приказ, устанавливающий зоны деятельности (ответственности) инспекторских подразделений ГИМС, осуществляющих надзор за маломерными судами.

Начальник центра ГИМС Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - Центр ГИМС) подготавливает, а главный государственный инспектор субъекта Российской Федерации утверждает:

- годовой план по надзору за маломерными судами;

- план по надзору за маломерными судами на месяц;

- еженедельный план по надзору за маломерными судами.

Подготовка и утверждение указанных планов осуществляется заблаговременно до наступления соответствующего периода.

В главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, где штатным расписанием Центры ГИМС не предусмотрены, планирование мероприятий по надзору осуществляется в рамках годовых планов по надзору за маломерными судами.

2. В годовой план по надзору за маломерными судами включается общий перечень мероприятий, в том числе профилактических, проводимых ГИМС с участием правоохранительных, природоохранных и других заинтересованных органов, и организаций. При необходимости осуществляется согласование плана с организациями-соисполнителями.

Сроки проведения мероприятий указываются с точностью до декады.

3. В план по надзору за маломерными судами на месяц включаются следующие сведения:

- наименование инспекторских подразделений ГИМС, осуществляющих надзор;

- силы и средства, привлекаемые к осуществлению надзора;

- наименование соисполнителей (при наличии), их силы и средства (при наличии);

- место проведения мероприятий (наименование административно-территориальной единицы, наименование водного объекта или его участка);

- наименование надзорного мероприятия (патрулирование, рейд, пост).

Сроки проведения мероприятий указываются с точностью до одной недели либо указывается конкретная дата.

4. В еженедельный план по надзору за маломерными судами включают:

- дату и время проведения надзорного мероприятия;

- наименование надзорного мероприятия (патрулирование, рейд, пост);

- наименование инспекторского подразделения ГИМС, осуществляющего надзор;

- фамилию и инициалы должностных лиц ГИМС, участвующих в надзорном мероприятии;

- наименование и номер судна или транспортного средства, используемого в надзорном мероприятии;

- место проведения мероприятий, маршрут (наименование административно-территориальной единицы, наименование водных объектов или их участков).

Сведения из утвержденного еженедельного плана своевременно направляются в инспекторские подразделения для реализации.

5. На основании утвержденного еженедельного плана руководителем инспекторского подразделения ГИМС оформляется наряд-задание, которое выдается на каждое судно, транспортное средство или патрульную группу. Рекомендуемый образец наряд-задания содержится в приложении к методическим рекомендациям.

6. При организации рейда начальником Центра ГИМС оформляется и направляется в инспекторское подразделение ГИМС наряд-задание на рейд.

7. После завершения надзорных мероприятий их результаты отмечаются в наряд-заданиях, которые обобщаются в Центре ГИМС, а информация о них направляется в Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России в соответствии с порядком предоставления срочных донесений.

Заполненные и подписанные руководителем инспекторского подразделения ГИМС наряд-задания хранятся в течение трех лет в инспекторском подразделении ГИМС.

II. Рекомендуемый порядок проведения мероприятий по надзору

8. На каждое судно, транспортное средство или патрульную группу, назначенные для надзорного мероприятия, выдается наряд-задание, которое старшим (ответственным) должностным лицом хранится на судне, транспортном средстве или в патрульной группе до окончания мероприятия.

9. Мероприятие по надзору за пользованием маломерными судами проводится с привлечением лиц, участие которых предусмотрено наряд-заданием, и только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) в нем указано (указаны).

Перед началом мероприятия ответственным должностным лицом ГИМС рекомендуется провести инструктаж по соблюдению участниками мер безопасности, о чем делается отметка в наряд-задании.

10. При осуществлении мероприятий по надзору должностными лицами ГИМС проводится:

разъяснительная и профилактическая работа среди населения в целях предупреждения аварий и происшествий с маломерными судами и снижения травматизма людей на водных объектах;

выявление нарушений требований правовых актов, устанавливающих правила движения и регламентирующих порядок пользования маломерными судами;

осуществление производства по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

11. Для участия в мероприятиях по надзору применяются служебные суда ГИМС, соответствующие схеме окраски, принятой в МЧС России, с нанесенной символикой ГИМС МЧС России, которые могут показывать ночью и днем синий круговой проблесковый огонь.

12. Проведение мероприятий по надзору осуществляется должностным лицом ГИМС в форменной одежде, при наличии нагрудного знака, служебного удостоверения, судовых и судоводительских документов, а также в достаточном количестве бланков необходимых процессуальных документов.

13. Решение об остановке, осмотре или задержании маломерного судна принимает старший патрульной группы (экипажа). Основанием для остановки маломерного судна может быть выявление признаков нарушения судоводителем установленных требований, которые объявляются судоводителю с указанием нормативного акта, их содержащего, либо необходимость проверки судовых и судоводительских документов.

О необходимости остановки маломерного судна судоводителя оповещают посредством подачи сигнала: повторяющееся горизонтальное движение флага-отмашки красного или белого цвета в сторону судна и (или) командой голосом: "маломерному судну бортовой номер (название) застопорить ход (остановиться, лечь в дрейф, подойти к борту)". С целью привлечения внимания судоводителя могут дополнительно подаваться сигналы судовой сиреной, прожектором, фарой-искателем.

При наличии на служебном судне ГИМС и останавливаемом судне судовых радиостанций сигнал об остановке может быть продублирован на соответствующем канале судовой радиосвязи.

14. Остановка маломерного судна и подход к его борту служебного судна ГИМС, как правило, производится вне судового хода, в безопасном месте с соблюдением мер предосторожности. В случае непогоды - у берега или причального сооружения в защищенном от ветра и волнения месте. Ответственность за безопасность маневрирования при остановке маломерного судна несет старший патрульной группы (экипажа). Проверка судовых документов и, при необходимости, осмотр маломерного судна рекомендуется осуществлять после швартовки у борта служебного судна ГИМС, причального сооружения либо берега.

15. После остановки маломерного судна и его швартовки государственный инспектор:

представляется судоводителю либо лицу, управляющему маломерным судном, с указанием своей должности и фамилии;

по требованию судоводителя или лица, управляющего маломерным судном, предъявляет служебное удостоверение;

требует от судоводителя предъявления удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, и документа на право пользования маломерным судном (при отсутствии на борту собственника маломерного судна или судовладельца);

объявляет основание для остановки.

16. Должностным лицом ГИМС общение с судоводителем, лицом, управляющим маломерным судном, либо лицами, находящимися на борту маломерного судна, осуществляется в вежливой, тактичной форме, с обращением к ним на "Вы", проявлением спокойствия и выдержки, изложением своих требований и замечаний в убедительной и понятной форме, исключающей возможность ошибочного или двоякого их понимания.

Должностным лицам ГИМС в ходе общения рекомендуется избегать:

любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

оскорбительных выражений или реплик;

действий, провоцирующих противоправное поведение.

Если должностному лицу ГИМС оказывается противодействие или угрожает опасность, то в целях исключения конфликтной ситуации, рекомендуется обращаться за содействием к органам полиции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", либо к другим правоохранительным органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

17. Срок взаимодействия должностных лиц ГИМС с проверяемыми лицами, исходя из конкретной обстановки, обеспечивается минимально необходимым, включая время, требуемое для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Не допускается необоснованное задержание движения проверяемого маломерного судна.

18. С документами граждан при проверке обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок.

Можно принимать документы, передаваемые для проверки, находящиеся в прозрачной обложке, защищающей от воздействия воды.

19. Судовой билет или удостоверение на право управления маломерным судном, имеющие признаки подделки, либо выведенные из обращения, изымаются с составлением протокола и вручением его копии гражданам или должностным лицам, у которых они изымаются.

Изъятые у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, направляются в органы внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

20. В случае выявления факта совершения административного правонарушения предпринимаются действия по его оформлению и в случаях, предусмотренных КоАП РФ, принимаются соответствующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (отстранение судоводителя от управления судном; освидетельствование судоводителя на состояние алкогольного опьянения; направление судоводителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание маломерного судна).

21. В случае управления маломерным судном лицом, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения (наличие у лица одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке) <3>, а также при управлении маломерным судном лицом, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном либо судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им маломерным судном в отсутствие владельца лицо отстраняется от управления маломерным судном.

--------------------------------

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3280; 2016, N 38, ст. 5553).

Об отстранении лица от управления маломерным судном составляется протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

22. После отстранения лица от управления маломерным судном, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, такое лицо освидетельствуется на состояние алкогольного опьянения.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется государственным инспектором в присутствии двух понятых с использованием технического средства измерения, обеспечивающего запись результатов исследования на бумажном носителе.

В случае невозможности привлечения понятых фиксация процесса освидетельствования на состояние алкогольного опьянения может быть произведена с применением средств видеозаписи.

Освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения осуществляется непосредственно на месте его отстранения от управления маломерным судном. Перед проведением освидетельствования на состояние алкогольного опьянения должностным лицом ГИМС информируется освидетельствуемое лицо о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.

При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения должностное лицо ГИМС проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения. Наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения определяется на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом его допустимой погрешности.

23. В случае выявления наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе (0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха) в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, который подписывается государственным инспектором, освидетельствованным лицом и понятыми. При несогласии освидетельствованного с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в акте освидетельствования делается соответствующая запись, после чего лицо направляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. При отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования не составляется.

Акт оформляется по форме, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 676 "Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2008 г., регистрационный N 12143).

Распечатку теста выдоха с записью результатов освидетельствования и подписью освидетельствованного лица и понятых приобщают к акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Копия указанного акта выдается лицу, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

24. Основаниями для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения являются:

отказ лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

несогласие лица с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Направление лица, управляющего маломерным судном, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляется должностным лицом ГИМС непосредственно после выявления соответствующих оснований.

О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол по форме, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 676 "Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2008 г., регистрационный N 12143).

Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения оформляется с учетом возможности его подписания должностным лицом ГИМС, понятым и лицом, направленным на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В случае отказа лица от подписания протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения либо нахождения его в состоянии, исключающем возможность подписания указанного протокола, в нем делается соответствующая запись.

В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения также фиксируется факт отказа лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или несогласия с его результатами.

К протоколу о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения приобщается бумажный носитель с записью отрицательных результатов освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения.

В случае вынесения на основании результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения заключения о том, что состояние опьянения не установлено, лицо препровождается к месту отстранения от управления маломерным судном либо к месту нахождения его маломерного судна.

Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в котором отражены результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения, прилагается к протоколу о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

25. При положительном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, а также по основаниям, указанным в пунктах 21 и 24 настоящих методических рекомендаций, маломерное судно может быть задержано.

Задержание маломерного судна и помещение его на специализированную стоянку осуществляется при невозможности устранения на месте причины задержания.

26. Маломерное судно не задерживается в случаях предоставления удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым маломерным судном в отсутствие владельца; предоставления для управления маломерным судном иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления маломерным судном до начала перемещения задерживаемого маломерного судна на специализированную стоянку.

27. В соответствии с частью 10 статьи 27.13 Ко АП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляется в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

В случаях, когда не требуется отстранение судоводителя от управления маломерным судном, задержанное маломерное судно до помещения его на специализированную стоянку управляется судоводителем этого маломерного судна.

28. Выявление нарушений скоростного режима осуществляется только с применением технического средства измерения скорости при наличии свидетельства о метрологической поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.

Результаты замера скорости, полученные с применением технического средства, и наименование (марка, модель) средства измерения указываются в протоколе об административном правонарушении.

29. При выявлении транспортных средств, числящихся похищенными, должностным лицом ГИМС принимаются меры по информированию об этом органов внутренних дел.

III. Оформление результатов и принятие мер по результатам
мероприятий по надзору на водных объектах

30. Процессуальные документы административного производства оформляются в соответствии с требованиями КоАП РФ и заполняются чернилами черного, синего или фиолетового цвета от руки либо с использованием печатающего устройства. Текст процессуального документа, выполненный от руки, оформляется разборчивым почерком.

31. По результатам мероприятий по надзору за пользованием маломерными судами после их завершения старшим патрульной группы в срок не более 2 рабочих дней составляется отчет, к которому прикладываются документы, подтверждающие результаты, и указываются в нем меры, принятые по результатам мероприятий по надзору за пользованием маломерными судами.

Отчетные документы обобщаются и хранятся в соответствии с утвержденной номенклатурой дел подразделения ГИМС.

32. При выявлении нарушений требований правил пользования маломерными судами в случаях, предусмотренных КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении.

В случае, если при совершении судоводителем административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении, о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа. Копию постановления по делу об административном правонарушении вручают под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено.

В случае, если судоводитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении <4>.

--------------------------------

<4> Статья 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1).

33. О задержании маломерного судна делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол. Копию протокола о задержании маломерного судна вручают лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

34. Регистрация дел об административных правонарушениях, возбужденных и (или) рассмотренных должностными лицами ГИМС, а также сведения об их движении оформляются в журнале учета дел об административных правонарушениях.

35. Организация регистрации и учета мероприятий по надзору осуществляется территориальным органом МЧС России, издавшим приказ (распоряжение) о проведении мероприятия по надзору.