Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
С.И.ВОРОНОВ
21 октября 2014 г. N 2-4-87-27-7
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации разработаны с целью методического сопровождения деятельности территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) по организации обеспечения безопасности международных спортивно-массовых мероприятий, в пределах компетенции МЧС России, и носят рекомендательный характер.
При разработке данных методических рекомендаций учитывался опыт подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады в г. Казани и XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
Методические рекомендации содержат перечень мероприятий, которые необходимо выполнить территориальному органу МЧС России в период подготовки и проведения международного спортивно-массового мероприятия.
Мероприятия МЧС России, направленные на подготовку
к проведению международных спортивно-массовых мероприятий
МЧС России обеспечивает комплексную безопасность участников и гостей международных спортивно-массовых мероприятий.
В целях обеспечения безопасности при подготовке и проведении международных спортивно-массовых мероприятий, в части касающейся, территориальному органу МЧС России необходимо выполнить следующие мероприятия:
1. Разработать и утвердить план реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период подготовки и проведения международного спортивно-массового мероприятия (Приложение 1).
2. Приказом о подготовке территориального органа МЧС России к обеспечению безопасности проведения международного спортивно-массового мероприятия (далее - мероприятия):
создать оперативный штаб;
создать рабочую группу по выполнению плана реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период подготовки и проведения мероприятия;
утвердить должностные регламенты членов оперативного штаба и рабочей группы;
закрепить ответственных должностных лиц за объектами мероприятия;
утвердить расчет сил и средств, привлекаемых к обеспечению безопасности.
3. Разработать и утвердить:
план мероприятий по обеспечению безопасности на объектах проведения тестовых соревнований;
график разработки и корректировки документов предварительного планирования;
график проведения командно-штабных и тактико-специальных учений;
планы действий при возникновении чрезвычайных ситуаций во время проведения мероприятия;
план мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов (далее - ПОО) от угроз техногенного, природного характера и террористических актов;
планы мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
4. Подготовить предложения в федеральные органы исполнительной власти по приостановлению функционирования ПОО на время проведения мероприятий, снижение до необходимого минимума созданных на ПОО запасов радиоактивных, пожароопасных и взрывоопасных, опасных химических и биологических веществ.
5. Предусмотреть привлечение для обеспечения РХБ безопасности во время проведения мероприятий подразделений РХБ защиты.
6. Для доведения до населения информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, приемах и способах защиты предусмотреть использование общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) и системы защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ).
7. Включить в состав организационных комитетов субъектов Российской Федерации представителей территориальных органов МЧС России.
8. Включить в состав рабочих групп субъектов Российской Федерации по проведению комиссионных инспекционных проверок комплексной готовности объектов проведения мероприятий представителей управления надзорной деятельности территориального органа МЧС России.
9. Подготовить и представить в подразделения Центрального аппарата МЧС России обоснованные предложения по ремонту, реконструкции и строительству объектов МЧС России, оснащению снаряжением, техникой, средствами связи, обеспечению горюче-смазочными материалами сил и средств, организации питания личного состава.
10. Организовать выдачу технических заданий, исходных данных и требований для разработки мероприятий ИТМ ГО и ЧС в составе проектной документации на объекты строительства международных спортивно-массовых мероприятий, а также согласование СТУ на создание СМИС, включая СМИК.
11. Совершенствовать подготовку операторов системы "112", организовать работу по привлечению в состав дежурной смены центров обработки вызовов специалистов со знанием иностранных языков.
12. Предусмотреть строительство вертолетных площадок вблизи футбольных стадионов и медицинских учреждений, способных принимать вертолеты среднего и легкого класса для проведения санитарно-авиационной эвакуации пострадавших.
13. Направить предложения в Региональный центр МЧС России и Управление авиации и авиационно-спасательных технологий по созданию системы управления авиации в городах - участниках проведения международных спортивно-массовых мероприятий.
14. Разработать порядок взаимодействия между МЧС России, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, органами единой системы организации воздушного движения и Минздравом России по вопросам проведения санитарно-авиационной эвакуации пострадавших.
15. Организовать взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами управления функциональных подсистем, организациями и волонтерами по вопросам обеспечения безопасности при проведении международного спортивно-массового мероприятия.
16. Создать персональную автоматизированную базу данных для получения аккредитации на личный состав, привлекаемый для обеспечения безопасности международных спортивно-массовых мероприятий.
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ Начальник Главного управления МЧС России по _______________ _________________ /_________/ (подпись) (Ф.И.О.) "__" ________________ 20__ г. ПЛАН реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период подготовки и проведения __________________________________________ (наименование мероприятия)
N п/п
|
Наименование мероприятий
|
Исполнитель (Ф.И.О., звание, должность)
|
Сроки выполнения
|
Отметка о выполнении
|
I. Организационные мероприятия
|
||||
1.
|
Разработка документов предварительного планирования (оперативных планов и карточек тушения пожаров) на вновь строящиеся объекты
|
по отдельному утвержденному плану
|
||
2.
|
Корректировка документов предварительного планирования (оперативных планов и карточек тушения пожаров) с проведением пожарно-тактических занятий на каждый объект проведения международного спортивно-массового мероприятия
|
по отдельному утвержденному плану
|
||
3.
|
Подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации по обеспечению безопасности населения по вопросам гражданской обороны и защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период подготовки и проведения международного спортивно-массового мероприятия
|
в период подготовки к проведению мероприятия
|
||
4.
|
Подготовка и согласование перечня объектов, на которые необходимо разрабатывать мероприятия ИТМ ГО и ЧС в составе проектной документации и специальные технические условия (СТУ) на создание структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС), включая подсистему мониторинга конструкций (СМИК), а также требования по созданию 3D-моделей инженерных коммуникаций объектов
|
совместно с ВНИИ ГО ЧС
|
||
5.
|
Доведение до проектировщиков перечня объектов, на которые необходимо разрабатывать мероприятия ИТМ ГО и ЧС в составе проектной документации и СТУ на создание СМИС, включая СМИК, а также требования по созданию 3D-моделей инженерных коммуникаций объектов
|
|||
6.
|
Выдача технических заданий, исходных данных и требований для разработки мероприятий ИТМ ГО и ЧС в составе проектной документации на объекты строительства, а также согласование СТУ на создание СМИС, включая СМИК
|
совместно с ВНИИ ГО ЧС
|
по запросам проектных организаций
|
|
7.
|
Оказание методической помощи в разработке мероприятий ИТМ ГО и ЧС в составе проектной документации на объекты строительства, а также согласование СТУ на создание СМИС, включая СМИК
|
совместно с ВНИИ ГО ЧС
|
по запросам проектных организаций
|
|
8.
|
Подготовка и отправка предложений в органы государственного строительного надзора о проведении совместных обследований зданий, сооружений и территории строительства объектов проведения международного спортивно-массового мероприятия
|
|||
9.
|
Подготовка предложений в Соглашение о взаимодействии по обеспечению безопасности между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором проводится международное спортивно-массовое мероприятие
|
в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации
|
||
10.
|
Разработка и направление в РЦ и заинтересованные подразделения ЦА проекта плана реагирования органов управления и сил МЧС России в период проведения в субъекте Российской Федерации международного спортивно-массового мероприятия, в том числе:
- определение перечня пунктов управления МЧС России, взаимодействующих ФОИВ и администраций субъектов Российской Федерации, задействованных в схеме управления;
- распределение должностных лиц МЧС России по пунктам управления (в том числе взаимодействующим);
- определение мест размещения Руководства МЧС России, оперативных штабов на период проведения и мероприятий, связанных с его подготовкой (учения);
- определение мест временной дислокации сил МЧС России на период подготовки и проведения мероприятий
|
не позднее 1 месяца до даты реализации п. 2 раздела II
|
||
11.
|
Подготовка и направление в РЦ, НЦУКС обоснованных требований (виды связи, даты и время начала и окончания предоставления) по обеспечению связи должностным лицам МЧС России на пунктах управления (в том числе временно размещаемых на взаимодействующих ПУ и в местах временной дислокации сил МЧС России)
|
не позднее 7 дней до даты реализации п. 2 раздела II
|
||
12.
|
Подготовка и направление в РЦ, НЦУКС обоснованных требований по подключению пунктов управления МЧС России с информационными системами взаимодействующих органов исполнительной власти и администраций субъектов Российской Федерации (дата и время начала и окончания обеспечения взаимодействия)
|
не позднее 7 дней до даты реализации п. 2 раздела II
|
||
13.
|
Подготовка и направление в РЦ, УИТС, УА предложений в проект плана связи на период подготовки и проведения международного спортивно-массового мероприятия
|
не позднее 2 мес. до даты проведения первого мероприятия по п. 5 раздела II
|
||
14.
|
Уточнение в РЦ, УИТС, УА плана связи и распоряжения по связи на период проведения международного спортивно-массового мероприятия
|
не позднее 1 мес. до начала мероприятий
|
||
II. Организационно-практические мероприятия
|
||||
1.
|
Создание страхового фонда документации на все объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты) и объекты систем жизнеобеспечения населения, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в котором проводится международное спортивно-массовое мероприятие
|
до начала проведения мероприятий
|
||
2.
|
Разработка и направление в РЦ, ФЭД, ДТП, ДПСФ, УБВО проекта сметы расходов (финансового плана) по обеспечению мероприятий МЧС России, связанных с подготовкой и проведением международного спортивно-массового мероприятия
|
1 месяц со вступления в силу нормативного правового акта
|
||
3.
|
Развитие инфраструктуры пожарно-спасательных сил, подразделений ГИМС и авиации МЧС России в субъекте Российской Федерации, в котором проводится международное спортивно-массовое мероприятие
|
в период подготовки
|
||
4.
|
Организация (уточнение) системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в период подготовки и проведения международного спортивно-массового мероприятия
|
в период подготовки проектной документации на объектах
|
||
5.
|
Проведение командно-штабных и тактико-специальных учений по ликвидации последствий ЧС природного, техногенного и террористического характера на объектах международного спортивно-массового мероприятия
|
по отдельному утвержденному плану
|
||
6.
|
Разработка (корректировка) типовых алгоритмов межведомственного взаимодействия сил и средств в случае природных ЧС и ЧС на потенциально опасных, уникальных и технически сложных объектах
|
до ввода в эксплуатацию объектов
|
||
7.
|
Разработка (корректировка) типовых алгоритмов действий службы 112 в случае возникновения природных и техногенных ЧС, в том числе вызванных и террористическими актами
|
до ввода в эксплуатацию объектов
|
||
8.
|
Разработка (корректировка) типовых алгоритмов действий дежурных служб потенциально опасных, уникальных и технически сложных объектов в случае ЧС техногенного или природного характера
|
до ввода в эксплуатацию объектов
|
||
9.
|
Согласование (уточнение) паспорта безопасности и мероприятий ИТМ ГО и ЧС в составе проектной документации генерального плана
|
до ввода в эксплуатацию объектов
|
||
10.
|
Разработка Паспортов объектов с массовым пребыванием людей
|
до ввода в эксплуатацию объектов
|
||
12.
|
Проведение PR-кампании по информационному сопровождению работы, проводимой МЧС России, направленной на обеспечение безопасности участников и гостей соревнований, а также проведение массовых PR-акций - флешмобов с привлечением волонтеров, представителей молодежных общественных движений, направленных на популяризацию безопасности жизнедеятельности
|
в период подготовки
|
||
13.
|
Оказание соответствующей научно-методической и консультационной помощи при проектировании и строительстве объектов, задействованных в проведении соревнований.
Обеспечение пожарной безопасности территорий и объектов на период проведения соревнований
|
совместно с ВНИИ ГО ЧС, ВНИИПО
|
в период подготовки и проведения
|
|
14.
|
Обеспечение пожарной безопасности объектов инфраструктуры (транспортные коммуникации, пассажирские и грузовые терминалы, сооружения путепроводов) на период проведения соревнований
|
в период проведения
|
||
15.
|
Подготовка и направление в проектные организации обоснованных предложений по организации строительства вертолетных площадок в пределах границ объектов проведения соревнований либо в непосредственной близости от них
|
в период подготовки
|
||
III. Мероприятия по кадровому обеспечению
|
||||
1.
|
Определение группировки сил и средств МЧС России в субъекте Российской Федерации с проведением расчетов и обоснованием необходимости увеличения штатной численности, финансового и материально-технического оснащения, с определением мест дислокации планируемых к формированию подразделений МЧС России с привязкой к объектам соревнований
|
в период подготовки
|
||
2.
|
Разработка временных штатных расчетов группировки сил МЧС России, привлекаемых к обеспечению пожарной безопасности, вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории субъекта Российской Федерации
|
в период подготовки
|
||
3.
|
Проверка готовности пожарно-спасательных сил, подразделений ГИМС и авиации МЧС России, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, в котором проводится международное спортивно-массовое мероприятие (профессиональная подготовка личного состава, коэффициент технической готовности, степень износа техники и т.д.)
|
по отдельному утвержденному плану
|
||
4.
|
Создание, подготовка и аттестация общественных поисково-спасательных подразделений, добровольных пожарных дружин, расширение деятельности студенческих спасательных отрядов на территории субъекта Российской Федерации
|
по отдельному утвержденному плану
|
||
IV. Мероприятия по материально-техническому обеспечению
|
||||
1.
|
Развитие системы ОКСИОН субъекта Российской Федерации, в т.ч. за счет субъекта РФ
|
в ходе подготовки
|
||
2.
|
Доукомплектование подразделений территориального органа средствами автоматизации и связи, необходимыми для выполнения задач по предназначению
|
в ходе подготовки
|
||
3.
|
Доукомплектование подразделений территориального органа программно-техническим комплексом СМИС/СМИК, необходимым для выполнения задач по предназначению
|
совместно с ВНИИ ГО ЧС
|
в ходе подготовки
|
|
4.
|
Проведение работ по созданию систем автоматизированного мониторинга за состоянием уникальных и технически сложных объектов и систем жизнеобеспечения с передачей в автоматическом режиме необходимой информации по установленной форме в органы повседневного управления РСЧС
|
совместно с ВНИИ ГО ЧС
|
в ходе проектирования и строительства объектов
|
|
5.
|
Создание и внедрение системы вызова оперативных экстренных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований
|
в ходе подготовки
|
||
6.
|
Развитие материально-технической базы пожарно-спасательных сил, подразделений ГИМС и авиации МЧС России, расположенных на территории субъекта Российской Федерации
|
по отдельному утвержденному плану
|
||
7.
|
Оснащение специалистов психологической службы пожарно-спасательных формирований в целях повышения эффективности мероприятий по психологическому сопровождению личного состава
|
по отдельному плану
|
||
V. Мероприятия по научно-методическому обеспечению
|
||||
1.
|
Разработка мероприятий по защите населения и участников соревнований в случае возникновения ЧС природного и техногенного характера в районе его проведения
|
совместно с ВНИИ ГО ЧС
|
в ходе подготовки
|
|
3.
|
Оказание методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении оповещения населения и участников проведения соревнований в случае ЧС в районе его проведения
|
в ходе подготовки
|
||
4.
|
Разработка методических рекомендаций населению и участникам соревнований по действиям в случае возникновения происшествий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в районе его проведения
|
совместно с ВНИИ ГО ЧС
|
в ходе подготовки
|
|
5.
|
Обоснование оснащения дежурных смен спасателей, привлекаемых к обслуживанию и обеспечению безопасности
|
|||
VI. Мероприятия по информационно-аналитическому обеспечению
|
||||
1.
|
Методическое сопровождение разработки типовой информационно-управляющей системы эвакуации с объектов международного спортивно-массового мероприятия
|
совместно с ВНИИ ГО ЧС
|
в ходе подготовки
|
|
2.
|
Контроль за разработкой информационно-управляющей системы эвакуации с объектов международного спортивно-массового мероприятия
|
в ходе подготовки
|
_______________________ _________________ _____________________ (должность) (подпись) (Ф.И.О.)