Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
В.Н.ЯЦУЦЕНКО
29.12.2021 г. N 2-4-71-12-11
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОМЕНКЛАТУРЫ И ОБЪЕМОВ СОЗДАВАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАПАСОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ,
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ, МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ СРЕДСТВ,
НАКАПЛИВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", в целях обеспечения единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) рекомендует федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям руководствоваться методическими рекомендациями при разработке своих нормативных актов, определяющих номенклатуру и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы).
Правовыми основами организации создания запасов являются федеральные законы от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года", постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2008 г., регистрационный N 12740).
2. Основные термины и определения
Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие основные термины и определения:
безопасный район - территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуируемого населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей;
зона возможного химического и биологического заражения - территория, в пределах которой в результате повреждения или разрушения емкостей (технологического оборудования) с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях или количествах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей;
зона возможного радиоактивного загрязнения - зона возможных сильных разрушений объектов использования атомной энергии и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для атомных станций установленной мощностью до 4 ГВт включительно и шириной 40 км для атомных станций установленной мощностью более 4 ГВт; граница проектной застройки и примыкающая к ней санитарно-защитная зона ядерных установок (за исключением атомных станций), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
зона возможного катастрофического затопления - территория, которая в результате повреждения или разрушения гидротехнических сооружений или в результате стихийного бедствия может быть покрыта водой с глубиной затопления более 1,5 м, и в пределах которой возможны гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждение или разрушение зданий (сооружений), других материальных ценностей, а также ущерб окружающей среде;
зона пожаров - территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, материальным и культурным ценностям, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;
медицинские средства индивидуальной защиты - средства, предназначенные для профилактики и оказания медицинской помощи населению и спасателям, пострадавшим (оказавшимся в зоне) от поражающих факторов радиационного, химического или биологического (бактериологического) характера;
нормы минимально необходимой достаточности - минимальные нормы, содержащиеся (указанные) в нормативно-технических документах, государственных стандартах, документах, содержащих санитарно-эпидемиологические нормы и правила (ГОСТ, СНиП, СанПиН, СП и др.) создаваемых запасов для обеспечения пострадавшего населения и выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах;
организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;
первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения - совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени мероприятий по созданию и поддержанию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего населения на маршрутах эвакуации, а также в местах размещения в безопасных районах и в зонах возможных разрушений по установленным нормам и нормативам;
пострадавшее население - часть населения, перенесшего воздействие поражающих факторов при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и (или) население, эвакуируемое из зон возможных опасностей и размещаемое в безопасных районах;
поражающие факторы - явления и процессы, которые возникают при воздействии (последствия воздействия) по объектам использования атомной энергии (в том числе ядерным установкам, пунктам хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктам хранения радиоактивных отходов), объектам обороны и безопасности, опасным производственным объектам, особо опасным, технически сложным и уникальным объектам основных (первичных) факторов поражения, присущих обычным средствам поражения, опасным природным явлениям, катастрофам, стихийным и иным бедствиям;
склад (специализированные складские помещения, места хранения) - помещение, предназначенное для хранения, размещения в нем созданных в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и выдачи их в установленном порядке;
средства индивидуальной защиты - это технические средства, предназначенные (необходимые) для предотвращения или уменьшения воздействия вредных или опасных производственных факторов и защиты от загрязнения;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей - комплекс мероприятий по организационному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.
3. Структура создаваемых запасов
3.1. Запасы предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - опасности, возникающие при военных конфликтах).
Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты согласно рекомендуемым нормам обеспечения населения.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты и медицинские изделия.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ), средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
3.2. В соответствии с пунктом 5 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 (далее - Положение), запасы накапливаются заблаговременно в мирное время по номенклатуре и в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями с учетом настоящих методических рекомендаций.
3.3. В соответствии с пунктами 4 и 6.1 Положения федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их созданием, хранением и использованием с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящих методических рекомендаций.
3.4. Финансирование накопления, хранения и использования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.5. Запасы рекомендуется создавать из расчета на 3 суток - в натуральном виде. В дальнейшем обеспечение населения осуществляется в соответствии с Планом нормированного снабжения субъекта Российской Федерации продовольственными и непродовольственными товарами на годовой период военного времени, и созданных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Определение номенклатуры и объемов создаваемых запасов
4.1. В соответствии с пунктом 4 Положения номенклатура и объем создаваемых запасов определяются исходя из количества пострадавшего населения, состава спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, с учетом:
возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации;
величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от военных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
условий размещения организаций в безопасных районах;
природных, социально-экономических, физико-географических и иных особенностей территорий;
потребности в запасах для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
норм минимально необходимой достаточности запасов.
4.2. В соответствии с пунктом 6 Положения создание запасов и определение их номенклатуры и объемов, исходя из потребности осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий - для оснащения аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах;
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от опасностей при военных конфликтах, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах;
организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах.
Федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, находящимися в зонах возможных опасностей, для защиты и обеспечения своих работников (персонала) могут создаваться и другие необходимые запасы.
4.3. В номенклатуру запасов рекомендуется включать:
в зонах возможного катастрофического затопления с учетом наименования материальных средств, приведенного в приложении N 1;
в зонах возможного химического и биологического заражения с учетом наименования материальных средств, приведенного в приложении N 2;
в зонах возможного радиоактивного загрязнения с учетом наименований приведенной в приложении N 2;
в зонах пожаров с учетом наименований приведенной в приложении N 3.
При выборе конкретной марки и модели имущества в соответствии с наименованиями такого имущества, указанного в Примерных нормах оснащения (табелизации) НАСФ специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утвержденных приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999, целесообразно учитывать характеристики указанных марки и модели имущества и их соответствие последствиям военных конфликтов или ЧС природного и техногенного характера, а также физико-географические и иные особенности территорий и организаций.
При выборе конкретной марки и модели имущества в соответствии с наименованиями такого имущества, указанного в Примерных нормах оснащения (табелизации) НФГО специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утвержденных приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701, целесообразно учитывать характеристики указанных марки и модели имущества и их соответствие последствиям военных конфликтов, ЧС природного и техногенного характера, а также срокам и объемам выполняемых задач, возложенных на НФГО.
Для населения из указанных выше зон возможных опасностей рекомендуется предусматривать запасы продуктов питания (рекомендуемая номенклатура обеспечения населения продуктами питания приведена в приложении N 4).
4.4. В номенклатуру средств коллективной защиты населения рекомендуется включать материалы и оборудование для приведения в готовность фонда защитных сооружений гражданской обороны, в том числе заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства согласно планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны), запасы воды и продуктов питания (рекомендуемые нормы обеспечения населения водой приведена в приложении N 5), СИЗ, средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средства специальной обработки, средства связи, санитарно-хозяйственное имущество, а также медицинское имущество в соответствии с приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2003 г., регистрационный N 4317).
4.5. При определении номенклатуры и объемов запасов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций учитываются имеющиеся материальные ресурсы, созданные:
в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд;
для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
для минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов с применением опасных радиационных, химических, биологических или других веществ, ставших причиной возникновения чрезвычайной ситуации.
4.6. В номенклатуру медицинских средств рекомендуется включать лекарственные препараты и медицинские изделия, зарегистрированные в установленном порядке <1>, а для детей необходимо предусматривать лекарственные препараты в детских дозировках.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий". Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 78 "О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения", от 12 февраля 2016 г. N 46 "О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий".
По истечении сроков годности лекарственные препараты и медицинские изделия, подлежат списанию и уничтожению (утилизации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.7. При расчетах необходимых объемов материальных средств для населения рекомендуется учитывать количество детей дошкольного возраста, обучающихся лиц и неработающее население, проживающее на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
4.8. Необходимый объем запасов медицинских средств индивидуальной защиты (далее - МСИЗ) рекомендуется определять с учетом возрастных категорий населения, подлежащего обеспечению, и прогнозируемой длительности пребывания населения в зонах возможного радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения.
4.9. Материально-технические средства для строительства защитных сооружений, в т.ч. для приведения в готовность имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, а также заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства выделяются в соответствии с планами обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики.
4.10. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям на основе вариантов возможного развития обстановки в мирное и военное время рекомендовано прогнозировать и рассчитывать количество населения, которое может быть подвергнуто опасностям, возникающим при военных конфликтах, и для которого необходимы та или иная защита и (или) вид обеспечения.
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано учитывать и планируемое к эвакуации на данную территорию (безопасный район) население из другого региона (регионов).
4.11. Выбор конкретной марки (модели) СИЗ, МСИЗ и продовольствия для создания запасов рекомендовано осуществлять по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при военных конфликтах, развивающихся по наиболее опасным сценариям.
В соответствии с законодательством Российской Федерации СИЗ подлежат сертификации и гарантируют исключение риска поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий, и по возможности являются универсальными по назначению и защитным свойствам (время защитного действия при различных концентрациях радиоактивных, опасных химических веществ и биологических средств, эргономических свойств, массогабаритных характеристик, показателей надежности и т.д.).
4.12. Комплектация медицинских средств индивидуальной защиты проводится с учетом приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 1164н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2020 г., регистрационный N 61100) для самостоятельного выполнения назначений медицинских работников по профилактике (предупреждению или снижению тяжести последствий) поражений в мирное и военное время.
4.13. Выбор конкретной марки (модели) приборов (технических средств) радиационной, химической и биологической разведки и контроля для создания запасов осуществляется с учетом выполняемых задач, области применения, предназначения и основных технических характеристик. При этом технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля гарантированно функционируют в условиях поражающих факторов, возникающих при военных конфликтах радиационного, химического и биологического характера. Технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля обеспечивают (в зависимости от выполняемых задач) определение: границы зон (зоны) радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения; дозы индивидуального облучения, степень заражения (загрязнения) кожных покровов людей и одежды, зданий, сооружений, техники и территорий радиоактивными, опасными химическими веществами, биологическими средствами и т.д.
4.14. Накопление по установленным нормам запасов осуществляется в мирное время путем закладки их в складские помещения (места хранения) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в целях обеспечения их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечения постоянной готовности к быстрой выдаче.
Хранение запасов может быть организовано на договорной основе в других организациях при условии обеспечения их своевременной доставки по назначению.
4.15. Нормы содержания средств радиационной, химической и биологической защиты в запасах устанавливаются в соответствии с приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2015 г., регистрационный N 36320).
4.16. Хранение продовольственных средств осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2003 г. N 98 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2003 г., регистрационный N 4654).
4.17. Хранение запасов медицинских средств осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 октября 2010 г., регистрационный N 18608).
4.18. Порядок накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2003 г., регистрационный N 4934).
4.19. Порядок накопления, хранения, использования и восполнения запасов технических средств оповещения населения осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденными протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 г. N 1.
4.20. Хранение иных видов запасов, в том числе требования к порядку хранения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-техническими документами.
Приложение N 1
РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА
СОЗДАВАЕМЫХ ЗАПАСОВ В ЗОНАХ ВОЗМОЖНОГО
КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ
N п/п
|
Наименование материальных средств
|
1.
|
Надувные плоты
|
2.
|
Надувные лодки
|
3.
|
Шлюпки спасательные
|
4.
|
Моторы лодочные подвесные
|
5.
|
Помпы (насосы) для откачки воды
|
6.
|
Спасательные жилеты
|
7.
|
Спасательные круги
|
8.
|
Спасательные веревки
|
9.
|
Костюмы водозащитные (прорезиненные)
|
10.
|
Комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты
|
11.
|
Санитарные сумки с укладкой для оказания первой помощи
|
12.
|
Экспресс-лаборатории для определения индикаторными средствами загрязненности воздуха, воды, почвы и продуктов питания
|
13.
|
Комплекты санитарной обработки
|
14.
|
Гидравлический аварийно-спасательный инструмент и оборудование (ножницы, комбинированные кусачки, расширители, цилиндры силовые, источник давления)
|
15.
|
Комплекты шанцевого инструмента (лопаты штыковая и совковая, лом, кувалда, кирка-мотыга, топор плотничный, пила поперечная)
|
16.
|
Грузоподъемные средства (лебедка, тали, домкраты и др.)
|
17.
|
Тросы разные
|
18.
|
Канаты пеньковые
|
19.
|
Блоки разные
|
20.
|
Бензопилы
|
21.
|
Ножницы для резки проволоки
|
22.
|
Радиостанции КВ стационарные
|
23.
|
Радиостанции УКВ автомобильные
|
24.
|
Радиостанции УКВ носимые
|
25.
|
Телефонные аппараты АТС
|
26.
|
Телефонные кабели полевые
|
27.
|
Телефонные аппараты полевые
|
28.
|
Коммутаторы полевые телефонные
|
29.
|
Электромегафоны
|
30.
|
Шлемы защитные пластмассовые
|
31.
|
Подшлемники шерстяные
|
32.
|
Очки защитные
|
33.
|
Рукавицы брезентовые
|
34.
|
Сапоги или ботинки с высокими берцами
|
35.
|
Специальная одежда (зимняя, летняя)
|
36.
|
Пояса спасательные с карабином
|
37.
|
Сигнальная одежда (жилет со светоотражающими нашивками)
|
38.
|
Теплое нижнее белье
|
39.
|
Рюкзаки 60 л
|
40.
|
Фонари налобные
|
41.
|
Фонари карманные электрические
|
42.
|
Осветительные установки
|
43.
|
Тепловые пушки
|
44.
|
Бинокли
|
45.
|
Компасы
|
46.
|
Метеорологические комплекты с электронным термометром (термоанемометром)
|
47.
|
Пневмокаркасные модули
|
48.
|
Запасы продуктов питания
|
Приложение N 2
РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА
СОЗДАВАЕМЫХ ЗАПАСОВ В ЗОНАХ ВОЗМОЖНОГО РАДИОАКТИВНОГО
ЗАГРЯЗНЕНИЯ, ЗОНАХ ВОЗМОЖНОГО ХИМИЧЕСКОГО
И БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ
N п/п
|
Наименование материальных средств
|
1.
|
Противогазы фильтрующие (с защитой от аварийно химически опасных веществ)
|
2.
|
Респираторы от газов (паров) радиоактивных веществ и радиоактивных аэрозолей
|
3.
|
Средства индивидуальной защиты органов дыхания для детей до 1,5 лет
|
4.
|
Самоспасатели фильтрующие
|
5.
|
Дыхательный аппарат изолирующий на сжатом воздухе или кислороде
|
6.
|
Средства индивидуальной защиты кожи изолирующего типа герметичные
|
7.
|
Электронные дозиметры
|
8.
|
Комплекты дозиметров (индивидуальных)
|
9.
|
Дозиметр-радиометр , и излучения (носимый)
|
10.
|
Метеорологические комплекты с электронным термометром (термоанемометром)
|
11.
|
Комплекты носимых знаков ограждения
|
12.
|
Газосигнализаторы автоматические для определения зараженности воздуха и автоматической сигнализации об их обнаружении
|
13.
|
Комплекты отбора проб
|
14.
|
Приборы химической разведки с комплектом индикаторных трубок
|
15.
|
Комплекты специальной обработки транспорта и автомобильной техники
|
16.
|
Комплекты санитарной обработки
|
17.
|
Дегазирующие, дезинфицирующие и дезактивирующие вещества и растворы
|
18.
|
Индивидуальные противохимические пакеты
|
19.
|
Радиопротекторы
|
20.
|
Антидоты
|
21.
|
Костюмы врача-инфекциониста
|
22.
|
Комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты
|
23.
|
Носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные)
|
24.
|
Санитарные сумки с укладкой для оказания первой помощи
|
25.
|
Антибиотики
|
26.
|
Медикаменты для снятия проявлений первичной реакции на поражение, средства перевязочные гидрогелевые противоожоговые стерильные
|
27.
|
Радиостанции КВ стационарные
|
28.
|
Радиостанции УКВ автомобильные
|
29.
|
Радиостанции УКВ носимые
|
30.
|
Телефонные аппараты АТС
|
31.
|
Телефонные кабели полевые
|
32.
|
Телефонные аппараты полевые
|
33.
|
Коммутаторы полевые телефонные
|
34.
|
Электромегафоны
|
35.
|
Комплекты шанцевого инструмента (лопаты штыковая и совковая, лом, кувалда, кирка-мотыга, топор плотничный, пила поперечная)
|
36.
|
Шлемы защитные пластмассовые
|
37.
|
Подшлемники шерстяные
|
38.
|
Рукавицы брезентовые
|
39.
|
Очки защитные
|
40.
|
Сапоги или ботинки с высокими берцами
|
41.
|
Специальная одежда (зимняя, летняя)
|
42.
|
Сигнальная одежда (жилет со светоотражающими нашивками)
|
43.
|
Теплое нижнее белье
|
44.
|
Рюкзаки 60 л
|
45.
|
Мешки прорезиненные для зараженной одежды
|
46.
|
Фонари карманные электрические
|
47.
|
Фонари налобные
|
48.
|
Осветительные установки
|
49.
|
Бинокли
|
50.
|
Компасы
|
51.
|
Пневмокаркасные модули
|
52.
|
Техника РХБ защиты
|
53.
|
Запасы продуктов питания
|
Приложение N 3
РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА
СОЗДАВАЕМЫХ ЗАПАСОВ В ЗОНАХ ПОЖАРОВ
N п/п
|
Наименование материальных средств
|
1.
|
Насосы пожарные шестеренные навесные производительностью не менее 600 л/мин
|
2.
|
Пожарные мотопомпы
|
3.
|
Рукава пожарные
|
4.
|
Огнетушители (различных типов)
|
5.
|
Емкости для воды
|
6.
|
Газодымососы
|
7.
|
Лестницы-штурмовки
|
8.
|
Дыхательные аппараты, изолирующие на сжатом воздухе или кислороде
|
9.
|
Противогазы гражданские фильтрующие с защитой от монооксида углерода (с гопкалитовым патроном)
|
10.
|
Самоспасатели фильтрующие с защитой от монооксида углерода
|
11.
|
Респираторы универсальные
|
12.
|
Комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты
|
13.
|
Комплекты индивидуальные противоожоговые с перевязочным пакетом
|
14.
|
Носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные)
|
15.
|
Санитарные сумки с укладкой для оказания первой помощи
|
16.
|
Наборы перевязочных средств противоожоговые
|
17.
|
Медикаменты при поражении угарным газом и продуктами горения, для снятия проявлений первичной реакции на поражение, средства перевязочные гидрогелевые противоожоговые стерильные
|
18.
|
Комплекты шанцевого инструмента (лопаты штыковая и совковая, лом, кувалда, кирка-мотыга, топор плотничный, пила поперечная)
|
19.
|
Гидравлический аварийно-спасательный инструмент и оборудование (ножницы, комбинированные кусачки, расширители, цилиндры силовые, источник давления)
|
20.
|
Комплекты для резки электропроводов (ножницы для резки электропроводов, резиновые сапоги или галоши, перчатки резиновые)
|
21.
|
Бензопилы с дополнительными цепями
|
22.
|
Механизмы тяговые монтажные
|
23.
|
Лебедки ручные
|
24.
|
Лебедки рычажные
|
25.
|
Домкраты реечные
|
26.
|
Спасательные веревки
|
27.
|
Ножницы для резки проволоки
|
28.
|
Радиостанции КВ стационарные
|
29.
|
Радиостанции УКВ автомобильные
|
30.
|
Радиостанции УКВ носимые
|
31.
|
Телефонные аппараты АТС
|
32.
|
Телефонные кабели полевые
|
33.
|
Телефонные аппараты полевые
|
34.
|
Коммутаторы полевые телефонные
|
35.
|
Электромегафоны
|
36.
|
Пояса пожарные спасательные с карабином
|
37.
|
Боевая одежда пожарного, в том числе шлем, перчатки и сапоги резиновые пожарного
|
38.
|
Каски защитные с ударнопрочным щитком
|
39.
|
Комплекты термозащитной одежды
|
40.
|
Шлемы защитные пластмассовые
|
41.
|
Очки защитные
|
42.
|
Подшлемники шерстяные
|
43.
|
Рукавицы брезентовые
|
44.
|
Сапоги или ботинки с высокими берцами
|
45.
|
Специальная рабочая одежда (зимняя, летняя)
|
46.
|
Сигнальная одежда (жилет со светоотражающими нашивками)
|
47.
|
Теплое нижнее белье
|
48.
|
Рюкзаки 60 л
|
49.
|
Фонари налобные
|
50.
|
Фонари карманные электрические
|
51.
|
Осветительные установки
|
52.
|
Бинокли
|
53.
|
Компасы
|
54.
|
Метеорологические комплекты с электронным термометром (термоанемометром)
|
55.
|
Пневмокаркасные модули
|
56.
|
Специальная пожарная техника
|
57.
|
Запасы продуктов питания
|
Примечание: конструкция СИЗ для спасения населения в зонах пожаров должна быть надежна и проста в эксплуатации, позволять их использование любым человеком без предварительной подготовки.
Приложение N 4
РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ
1. Рекомендуемые нормы суточного обеспечения сухим пайком
на одного человека в сутки
N п/п
|
Наименование продуктов
|
Единица измерения
|
Норма
|
1.
|
Печенье, галеты, крекеры
|
грамм
|
370
|
2.
|
Консервы мясные
|
грамм
|
170
|
3.
|
Консервы рыбные
|
грамм
|
125
|
4.
|
Консервы мясорастительные
|
грамм
|
265
|
5.
|
Масло животное
|
грамм
|
30
|
6.
|
Молоко цельное сгущенное с сахаром
|
грамм
|
65
|
7.
|
Сахар
|
грамм
|
60
|
8.
|
Спички
|
коробок
|
0,5
|
Примечание: в зависимости от наличия запасов продовольствия разрешается замена 170 граммов консервов мясных на 250 граммов консервов мясо-растительными, или на 175 граммов консервов рыбных в масле, или на 250 граммов консервов рыбных натуральных.
2. Рекомендуемые нормы суточного обеспечения продовольствием
на одного человека в сутки
N п/п
|
Наименование продуктов
|
Единица измерения
|
Норма
|
1.
|
Хлеб и хлебобулочные изделия
|
грамм
|
460
|
2.
|
Крупа гречневая
|
грамм
|
40
|
3.
|
Крупа рисовая
|
грамм
|
40
|
4.
|
Изделия макаронные
|
грамм
|
40
|
5.
|
Консервы мясные
|
грамм
|
150
|
6.
|
Консервы рыбные
|
грамм
|
100
|
7.
|
Масло животное
|
грамм
|
50
|
8.
|
Масло растительное
|
грамм
|
10
|
9.
|
Продукция молочной и сыродельной промышленности
|
грамм
|
25
|
10.
|
Сахар
|
грамм
|
75
|
11.
|
Чай
|
грамм
|
2
|
12.
|
Овощи, грибы, картофель, фрукты сушеные
|
грамм
|
15
|
13.
|
Консервы плодовые и ягодные, экстракты ягодные
|
грамм
|
100
|
14.
|
Консервы овощные, томатные
|
грамм
|
460
|
15.
|
Соль поваренная пищевая
|
грамм
|
20
|
16.
|
Пряности пищевкусовые, приправы и добавки
|
грамм
|
0,1
|
17.
|
Спички
|
коробок
|
0,5
|
3. Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов
для детей возраста до 1 года
N п/п
|
Наименование продуктов
|
Количество продуктов в граммах по возрастным группам (месяцам)
|
|||
до 3
|
4 - 6
|
7 - 9
|
10 - 12
|
||
1.
|
Хлебопродукты:
|
||||
1.1.
|
хлеб пшеничный (или сухари)
|
10
|
40
|
||
1.2.
|
хлеб ржаной
|
15
|
|||
2.
|
Крупа, макаронные изделия:
|
16
|
18
|
30
|
|
2.1.
|
геркулес
|
8
|
18
|
30
|
|
2.2.
|
рисовая
|
3
|
|||
2.3.
|
манная
|
8
|
4,5
|
3
|
|
2.4.
|
гречневая
|
5
|
|||
2.5.
|
макаронные изделия
|
4,5
|
6
|
||
3.
|
Картофель
|
70
|
70
|
100
|
|
4.
|
Овощи - всего, в том числе:
|
70
|
70
|
100
|
|
4.1.
|
морковь
|
28
|
28
|
30
|
|
4.2.
|
свекла
|
5
|
5
|
10
|
|
4.3.
|
капуста белокочанная
|
28
|
28
|
36
|
|
4.4.
|
перец сладкий
|
1
|
|||
4.5.
|
лук репчатый
|
5
|
|||
4.6.
|
зелень и другие овощи
|
9
|
9
|
13
|
|
4.7.
|
горошек зеленый
|
5
|
|||
5.
|
Фрукты:
|
||||
5.1.
|
фруктовое пюре
|
50
|
100
|
100
|
|
5.2.
|
сок фруктовый
|
10 - 30
|
40
|
50
|
50
|
5.3.
|
сухофрукты
|
10
|
|||
6.
|
Сахар, кондитерские изделия:
|
10 - 15
|
|||
6.1.
|
печенье
|
10
|
20
|
||
7.
|
Масло растительное
|
1 - 2
|
2 - 4
|
4 - 6
|
|
8.
|
Рыба и рыбопродукты
|
30
|
40
|
||
9.
|
Мясо и мясопродукты:
|
||||
9.1.
|
мясо (для бульона)
|
60
|
80
|
||
10.
|
Молоко и молочные продукты:
|
||||
10.1.
|
молочные смеси
|
90
|
70
|
55
|
55
|
10.2.
|
молоко натуральное
|
80
|
180
|
200
|
|
10.3.
|
кефир
|
100
|
100
|
||
10.4.
|
творог
|
40
|
50
|
50
|
|
10.5.
|
масло сливочное
|
2
|
5
|
10
|
|
11.
|
Яйцо
|
1/4
|
1/2
|
1
|
Примечание: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации, - МР 2.3.1.0253-21, утвержденные Роспотребнадзором 22.07.2021.
4. Нормы замены продуктов при выдаче
пострадавшему населению
N п/п
|
Наименование
|
Количество, грамм
|
|
заменяемого продукта
|
продукта-заменителя
|
||
1.
|
Хлеб из смеси ржаной обдирной муки и пшеничной муки 1 сорта заменять:
|
100
|
|
1.1.
|
сухарями из муки ржаной обойной, пшеничной обойной и 2 сорта
|
60
|
|
1.2.
|
галетами простыми из муки пшеничной обойной и 2 сорта
|
60
|
|
1.3.
|
мукой ржаной обдирной и мукой пшеничной 1 сорта
|
42 + 28
|
|
1.4.
|
хлебом из муки пшеничной 2 сорта
|
95
|
|
1.5.
|
хлебом белым из муки пшеничной 1 сорта
|
90
|
|
2.
|
Хлеб белый из муки пшеничной 1 сорта заменять:
|
100
|
|
2.1.
|
сухарями из муки пшеничной 1 сорта
|
65
|
|
2.2.
|
мукой пшеничной 1 сорта
|
75
|
|
2.3.
|
галетами простыми из муки пшеничной 1 сорта
|
65
|
|
2.4.
|
батонами простыми и нарезными из муки пшеничной 1 сорта
|
95
|
|
2.5.
|
хлебом из муки пшеничной высшего сорта
|
85
|
|
2.6.
|
хлебом из муки пшеничной 2 сорта
|
105
|
|
3.
|
Крупу разную заменять:
|
100
|
|
3.1.
|
макаронными изделиями
|
100
|
|
3.2.
|
концентратами крупяными, крупоовощными и овощами
|
100
|
|
3.3.
|
картофелем свежим
|
500
|
|
3.4.
|
овощами свежими
|
500
|
|
3.5.
|
овощами квашеными и солеными
|
500
|
|
3.6.
|
картофелем и овощами сушеными, пюре картофельным сухим, картофельной крупой, картофелем и овощами сублимационной сушки
|
100
|
|
3.7.
|
консервами овощными первых обеденных блюд без мяса
|
375
|
|
3.8.
|
консервами овощными заправочными
|
250
|
|
3.9.
|
консервами овощными закусочными
|
375
|
|
4.
|
Мясо (говядину, свинину, баранину) заменять:
|
100
|
|
4.1.
|
мясными блоками на костях
|
100
|
|
4.2.
|
мясными блоками без костей
|
80
|
|
4.3.
|
олениной
|
130
|
|
4.4.
|
субпродуктами первой категории
|
100
|
|
4.5.
|
субпродуктами второй категории
|
300
|
|
4.6.
|
мясом птицы потрошеной
|
100
|
|
4.7.
|
мясом птицы полупотрошеной и непотрошеной
|
120
|
|
4.8.
|
мясокопченостями (ветчина, грудинка, рулеты, колбаса полукопченая)
|
60
|
|
4.9.
|
консервами мясными разными
|
75
|
|
4.10.
|
консервами из птицы с костями
|
100
|
|
4.11.
|
рыбой (в охлажденном, мороженом и соленом виде без головы)
|
150
|
|
4.12.
|
консервами рыбными разными
|
120
|
|
4.13.
|
сыром сычужным твердым
|
48
|
|
4.14.
|
сыром плавленым
|
72
|
|
4.15.
|
яйцами куриными (шт.)
|
2
|
|
5.
|
Жиры животные топленые, маргарин заменять:
|
100
|
|
5.1.
|
маслом коровьим
|
67
|
|
5.2.
|
маслом растительным
|
100
|
|
5.3.
|
жиром-сырцом
|
130
|
|
5.4.
|
салом-шпик
|
100
|
|
6.
|
Сахар заменять:
|
100
|
|
6.1.
|
карамелью
|
50
|
|
6.2.
|
вареньем, джемом, повидлом
|
140
|
|
6.3.
|
мармеладом
|
130
|
|
6.4.
|
печеньем
|
100
|
|
6.5.
|
вафлями
|
100
|
|
6.6.
|
халвой
|
120
|
|
6.7.
|
пастилой
|
120
|
|
7.
|
Чай черный байховый заменять:
|
100
|
|
7.1.
|
чаем растворимым
|
80
|
|
7.2.
|
кофейным напитком
|
800
|
|
8.
|
Сигареты пятого, шестого, седьмого классов (шт.) заменять:
|
12
|
|
8.1.
|
папиросами пятого класса (шт.)
|
12
|
Примечание: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации, - МР 2.3.1.0253-21, утвержденные Роспотребнадзором 22.07.2021.
Приложение N 5
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОДОЙ
N п/п
|
Виды водопотребления
|
Единица измерения
|
Количество
|
1.
|
Питье
|
л/чел. сут.
|
2,5/5,0
|
2.
|
Приготовление пищи, умывание, в том числе:
|
л/чел. сут.
|
7,5
|
2.1.
|
приготовление пищи и мытье кухонной посуды
|
л/чел. сут.
|
3,5
|
2.2.
|
мытье индивидуальной посуды
|
л/чел. сут.
|
1
|
2.3.
|
мытье лица и рук
|
л/чел. сут.
|
3
|
3.
|
Удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей человека и обеспечение санитарно-гигиенического состояния помещений
|
л/чел. сут.
|
21,0
|
4.
|
Выпечка хлеба и хлебопродуктов
|
л/кг
|
1
|
5.
|
Прачечные, химчистки
|
л/кг
|
40
|
6.
|
Для медицинских учреждений
|
л/чел. сут.
|
50,0
|
7.
|
Полная санобработка людей
|
л/чел.
|
45,0
|
Примечание:
1. ГОСТ 22.3.006-87В. Нормы водоснабжения населения.
2. В числителе указаны нормы водообеспечения для питья взрослого населения и подростков (от 14 лет и старше), а в знаменателе - нормы для детей от 1 года и до 14 лет и кормящих матерей.
3. Норму для питья людям, выполняющим работу различной категории тяжести, умножают на коэффициенты, приведенные в нижеследующей таблице:
Категория работ
|
Коэффициент
|
Легкая - I
|
1,125
|
Средней тяжести - II
|
|
II а
|
1,330
|
II б
|
1,540
|
Тяжелая - III
|
1,750
|
4. Норму водообеспечения для питья людям, находящимся большую часть суток в помещении с повышенной температурой, умножают на коэффициенты, приведенные в нижеследующей таблице:
Температура воздуха в помещении, °C
|
Коэффициент
|
20 - 22
|
1,00
|
25
|
1,35
|
30
|
2,30
|
35
|
3,35
|
37
|
4,00
|
Приложение N 6
РЕКОМЕНДОВАННЫЙ РАСЧЕТ ПО ОЦЕНКЕ ОБЪЕМОВ ЗАПАСОВ,
СОЗДАВАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
1. Запасы для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения
1.1. Потребность в продуктах питания
(1.1)
где: - потребность в i-ом виде продуктов питания;
NВЗ - численность взрослых, подлежащих обеспечению, чел;
- норма обеспечения взрослых i-ым видом продуктов питания;
N - численность детей, подлежащих обеспечению, чел;
- норма обеспечения детей i-ым видом продуктов питания;
Тоб - продолжительность периода жизнеобеспечения населения, сут., принимается в условиях военных конфликтов - 30 суток.
Численность населения (взрослых и детей), подлежащих обеспечению, определяется по данным плана гражданской обороны и защиты населения (плана гражданской обороны) исходя из возможной обстановки. При отсутствии данных о численности детей, допускается принимать: взрослые - 75%, дети - 25% от общей численности населения, подлежащего обеспечению.
1.2. Потребность в воде
(1.2)
где: ПВ - потребность в воде, л/сут.;
NВЗ - численность взрослых, подлежащих обеспечению, чел;
- норма обеспечения взрослых водой, л/чел.;
N - численность детей, подлежащих обеспечению, чел;
- норма обеспечения детей водой, л/чел.;
Тоб - продолжительность периода жизнеобеспечения населения, сут., принимается в условиях военных конфликтов - до 30 суток;
NЖ - численность сельскохозяйственных животных, голов;
- норма обеспечения сельскохозяйственных животных л/голов.
2. Запасы для оснащения аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
2.1. Средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, накапливаемые из расчета на 1 человека (на 1 единицу техники, 1 формирование)
(2.1)
где: - потребность в i-ом виде средств малой механизации, приборов, оборудования и других средств;
NСМ - численность личного состава (единиц техники, формирований), обеспечиваемых средствами малой механизации, приборами, оборудованием и другими средствами, чел. (ед.);
- норма обеспечения средствами малой механизации, приборами, оборудованием и другими средствами (в соответствии с номенклатурой, определенной приказами МЧС России от 23.12.2005 N 999, от 18.12.2014 N 701), ед./чел. (ед./ед.).
2.2. Топливо (автомобильный бензин и дизельное топливо)
(2.2)
где: ПГСМ - потребность в горючем, (отдельно рассчитывается потребность в автомобильном бензине и дизельном топливе), л;
Nk - количество техники, осуществляющей выдвижение к местам проведения АСДНР и обратно своим ходом, ед.;
Nl - количество техники, участвующей в проведении АСДНР, ед.;
Nm - количество средств малой механизации и электрических генераторов (для работы средств малой механизации и осветительных устройств), ед.;
- расход топлива (по пробегу), л/100 км;
- расход топлива (по моточасам), л;
tсут - работы единицы техники в сутки, ч. (принимается равным 20 ч.: 2 смены по 10 ч. работы и 2 раза по 2 ч. на обслуживание и заправку техники);
kр - коэффициент перевода километров пробега в моточасы (из расчета:
для колесной техники 1 моточас = 50 км,
для гусеничной техники 1 моточас = 15 км);
ТАСДНР - время проведения АСДНР, ч, принимается в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны).
3. Оценка количества населения в зоне возможного затопления
Суммарное количество населения, оказавшегося в зоне возможного затопления рассматриваемого населенного пункта, определяется по формуле:
Nзат = qчел · Sзат (3)
где Nзат - количество населения в зоне возможного затопления (чел);
Sзат - площадь возможной зоны затопления (км2);
q - плотность населения в рассматриваемом районе (чел/км2).
Количество потерь населения в данном случае не рассчитывается из-за отсутствия волны прорыва.
4. Методика расчета средств для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнениях и катастрофических затоплениях
4.1. Потребное количество плавсредств необходимых для эвакуации населения из зон затопления
(4.1)
где - численность населения, эвакуируемого i-м плавсредством, чел.;
m - количество типов плавсредств, привлекаемых для проведения эвакуации;
- вместимость i-го плавсредства, чел.;
- продолжительность рейса i-го плавсредства, ч;
Т - планируемая продолжительность эвакуации, ч;
КТ - коэффициент использования плавсредств, = 1,2.
4.2. Продолжительность рейса плавсредства
(4.2)
где Lмэ - протяженность маршрута эвакуации, м.;
V - скорость движения плавсредства по воде, м/мин;
VT - скорость течения, м/с;
tвп - время на погрузку и выгрузку плавсредства, мин.
В среднем продолжительность рейса плавсредства может быть определена по данным таблицы 1.
Таблица 1
Средняя продолжительность рейса плавсредства
Скорость течения м/с
|
Продолжительность рейса мин, при протяженности маршрута, м
|
||||||
100
|
150
|
200
|
250
|
300
|
400
|
500
|
|
Для ПТС, ПТС-2П
|
|||||||
До 0,5
|
7
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
0,5 - 1,0
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
13
|
15
|
1,0 - 1,5
|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
16
|
1,5 - 2,0
|
8
|
10
|
11
|
13
|
15
|
18
|
20
|
2,0 - 2,5
|
9
|
12
|
14
|
16
|
18
|
22
|
26
|
2,5 - 3,0
|
11
|
14
|
17
|
20
|
22
|
28
|
34
|
Паромы понтонного парка
|
|||||||
До 0,5
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
0,5 - 1,0
|
10
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
1,0 - 1,5
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
18
|
20
|
1,5 - 2,0
|
12
|
13
|
15
|
16
|
18
|
22
|
25
|
2,0 - 2,5
|
13
|
15
|
17
|
20
|
22
|
26
|
36
|
2,5 - 3,0
|
15
|
18
|
22
|
25
|
28
|
35
|
44
|
При расчете количества плавсредств для эвакуации рассчитывается вместимость 0,3 м2 на человека и 1,5 м2 для крупного рогатого скота, 0,3 м2 для мелких животных.
4.3. Расчет потребного количества автотранспорта для вывоза населения из угрожаемой зоны и пунктов высадки с плавсредств до района расселения
(4.3)
где - численность населения, эвакуируемого i-м автосредством, чел.;
m - количество типов автосредств, привлекаемых для проведения эвакуации;
- вместимость i-го автосредства, чел.;
- продолжительность рейса i-го автосредства, ч;
T - планируемая продолжительность эвакуации, ч;
4.4. Расчет потребности сил и средств для проведения работ по оборудованию пунктов посадки и высадки
(4.4)
где - количество инженерных подразделений необходимых для оборудования причалов;
10 - трудоемкость оборудования одного причала;
Nзн - число людей подлежащих вывозу, чел.;
300 - численность населения на затопленной территории для которой оборудуется 1 причал;
П - средняя численность личного состава привлекаемых инженерных подразделений, чел.;
Т - планируемая продолжительность работ, ч.