МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НОРМИРОВАНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНОЙ СТРУКТУРЫ ТИПОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания помощи федеральным органам исполнительной власти (далее также - Орган) при формировании и совершенствовании организационно-штатной структуры типовых подразделений Органа.

При подготовке Методических рекомендаций учтены требования нормативных правовых актов Российской Федерации, современный федеральный и региональный опыт структурирования органов исполнительной власти и нормирования их численности, а также результаты комплексного анализа организационной структуры и штатных расписаний структурных подразделений (подразделений) центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены типовые функции.

2. Положения настоящих Методических рекомендаций в большей степени ориентированы на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение одного вида федеральной государственной службы - федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и штатное расписание которых формируется с учетом разделов 5, 8, 9 и 11 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 (далее - Реестр).

Иные федеральные органы исполнительной власти могут руководствоваться положениями настоящих Методических рекомендаций при формировании (совершенствовании) своей структуры и штатных расписаний с учетом специфики реализуемых государственных функций и полномочий и особенностей классификации должностей гражданской службы, установленной соответствующими разделами Реестра.

3. Для целей настоящих Методических рекомендаций под типовыми подразделениями Органа понимаются структурные подразделения Органа, на которые возложено исполнение типовых функций по обеспечению их деятельности в сфере кадровой работы и организации прохождения федеральной государственной гражданской службы в Органе, профилактики коррупционных и иных правонарушений, юридического (правового), бухгалтерского (финансового), документационного (делопроизводство, контроль, архив), информационно-технологического, организационно-технического и хозяйственного обеспечения Органа, закупочной и международной деятельности <1>, а также защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и мобилизации.

--------------------------------

<1> Международная деятельность в части организации работы по международному сотрудничеству в установленной сфере деятельности для целей настоящих Методический рекомендаций относится к типовым функциям центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех органов, которые созданы непосредственно в целях осуществления государственных функций в сфере международных отношений, международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности (в частности, МИД России, Россотрудничество, Минэкономразвития России).

4. Положения настоящих Методических рекомендаций носят исключительно рекомендательный характер, а их учет при определении структуры и штатного расписания типовых подразделений Органа позволит сформировать оптимальную организационно-штатную структуру этих подразделений, обеспечивающую оптимизацию кадрового состава, эффективное распределение кадров по группам и категориям должностей с учетом дифференциации должностных (служебных) обязанностей по этим должностям, что в целом способствует повышению качества реализации возложенных на эти подразделения функций.

5. В рамках собственных полномочий руководителя Органа по утверждению структуры и штатного расписания Органа в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников в целях формирования и поддержания оптимальной организационно-штатной структуры Органа руководителем Органа может быть утвержден порядок (правила) формирования штатного расписания и внесения в него изменений, предусматривающий основные подходы и требования к организации и проведению соответствующей работы в Органе.

6. Нормативы численности типовых подразделений Органов и рекомендации по формированию их организационно-штатной структуры, в том числе по группам и категориям должностей, предусмотренные в настоящих Методических рекомендациях, могут быть учтены также при формировании и совершенствовании организационно-штатной структуры иных (профильных) подразделений федерального органа исполнительной власти.

II. Общие рекомендации по нормированию численности
типовых подразделений центральных аппаратов федеральных
органов исполнительной власти

7. Типовые подразделения центрального аппарата Органа создаются в форме департаментов в федеральных министерствах, управлений в федеральных службах и федеральных агентствах <2>, а также самостоятельных отделов в случае возложения на них функций в сфере государственной службы и кадров, по осуществлению внутреннего финансового аудита, по защите государственной тайны, а также по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации (вне зависимости от вида Органа). В департаментах и управлениях Органа образуются отделы <3>.

--------------------------------

<2> В отдельных федеральных органах исполнительной власти военного и правоохранительного (силового) блока, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, предусмотрена более дифференцированная организационная структура, предусматривающая, в том числе, структурные подразделения в форме департаментов, главных управлений, управлений, служб и отделов.

<3> С учетом Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, и Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574.

8. Функции по обеспечению деятельности Органа характеризуются типичностью, однородностью и стандартностью решаемых задач, в связи с чем при определении оптимальной организационно-штатной структуры для обеспечения их реализации целесообразно исходить из принципа их централизации, и, следовательно, структурные подразделения, на которые возложено исполнение функций по обеспечению деятельности Органа, при формировании организационно-штатной структуры Органа и (или) проведении организационно-штатных мероприятий в Органе рекомендуется укрупнять.

9. Укрупнение типовых подразделений Органа рекомендуется осуществлять посредством объединения в одном структурном подразделении типовых функций с учетом специфики деятельности Органа, оказывающей непосредственное влияние на сложность и объем выполняемых задач по обеспечению его деятельности (например, в отдельных Органах целесообразно формирование самостоятельного структурного подразделения по вопросам информационно-технологического обеспечения ввиду наличия многочисленных и масштабных информационных систем и технологий в установленной сфере, требующих сопровождения, развития и экспертной поддержки, тогда как в других Органах данные функции ввиду сравнительно небольшого объема могут быть интегрированы в иное типовое подразделение).

10. При формировании и совершенствовании организационно-штатной структуры Органа целесообразно основываться на стремлении к достижению минимальной доли численности типовых подразделений в общей штатной численности Органа при условии недопущения снижения качества реализации типовых функций.

Рекомендуемая доля должностей гражданской службы и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы (далее - работники), в типовых подразделениях центрального аппарата Органа (при условии осуществления в Органе всех типовых функций, перечисленных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций) составляет не более 30% от общей штатной численности федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) и работников центрального аппарата Органа.

При этом превышение данного рекомендуемого норматива (до 40%) может быть обусловлено спецификой деятельности Органа, влекущей, в частности, увеличение объема реализуемых типовых функций, а также изменение, усложнение и (или) предъявление повышенных (дополнительных) требований к формам и методам их осуществления.

11. Рекомендуемая штатная численность типового подразделения центрального аппарата Органа, созданного в форме департамента, составляет не менее 35 единиц, управления - не менее 20 единиц <4>.

--------------------------------

<4> Предлагаемые нормативы численности структурных подразделений центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти соответствуют нормативам, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1094 "О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти" (далее - постановление N 1094).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 г. N 481 "О расширении прав руководителей федеральных органов исполнительной власти в использовании средств на содержание этих органов при сокращении численности работников" (далее - постановление N 481) для федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников не применяются нормативы штатной численности департаментов и управлений, предусмотренные пунктом 2 постановления N 1094.

Учитывая, что при новой структуре и системе федеральных органов исполнительной власти производились мероприятия по общему сокращению численности федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти (последнее - в 2016 г. на 10%), рекомендуемое возможное отклонение (в сторону уменьшения) численности структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти (наиболее характерно для Органов со штатной численностью менее 100 ед.), созданных в форме департаментов и управлений, составляет 5 ед.

12. Рекомендуемая штатная численность типового подразделения центрального аппарата Органа, созданного в форме самостоятельного отдела - не менее 10 единиц.

Ввиду проводимых мероприятий по оптимизации кадрового состава федеральных органов исполнительной власти в условиях целесообразности обособления подразделений Органа, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны, а также обеспечения функциональной независимости внутреннего финансового аудита <5> штатная численность структурных подразделений по защите государственной тайны, по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также по осуществлению внутреннего финансового аудита исходя из объема работы по данным направлениям может отклоняться от предлагаемого норматива.

--------------------------------

<5> В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89".

13. Рекомендуемое количество отделов в составе департамента - не менее 4, в составе управления - не менее 3.

14. Рекомендуемая штатная численность отдела в составе департамента (управления) - не менее 5 единиц (включая должность начальника отдела).

Должность заместителя начальника отдела целесообразно вводить в штат отдела, если штатная численность отдела в составе департамента (управления) не менее 6 единиц. При штатной численности отдела в составе департамента (управления) не менее 11 единиц в отделе может вводиться вторая должность заместителя начальника отдела.

15. В целях организационного обеспечения деятельности руководителя департамента федерального министерства и координации деятельности данного структурного подразделения в штатное расписание департамента федерального министерства целесообразно включать должность референта. Рекомендуемое количество должностей референта в департаменте федерального министерства - 1 единица. При штатной численности структурного подразделения федерального министерства свыше 45 единиц в подразделении может вводиться вторая должность референта.

Должность референта предусматривается в штатном расписании департамента федерального министерства вне его подразделений (отделов).

16. Должности заместителя руководителя структурного подразделения Органа, созданного в форме департамента или управления, вводятся в штатное расписание, в том числе в целях непосредственного руководства деятельностью (курирования) входящих в состав структурного подразделения отделов, планирования работы курируемых отделов и контроля за их деятельностью.

Рекомендуемая минимальная норма управляемости <6> по должности заместителя руководителя департамента (управления) - 10 единиц.

--------------------------------

<6> Для целей настоящих Методических рекомендаций под нормой управляемости понимается количество работников, находящихся в подчинении у руководителя.

При определении количества должностей заместителя руководителя департамента (управления) в штатном расписании структурного подразделения целесообразно исходить из того, что на каждую должность заместителя руководителя должно приходиться не менее 2 курируемых отделов.

17. Должность заместителя руководителя департамента (управления) - начальника отдела (при условии курирования только одного отдела) может быть включена в штатной расписание структурного подразделения Органа при штатной численности отдела в составе департамента (управления) не менее 9 ед.

III. Общие рекомендации по нормированию численности
типовых подразделений территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти

18. Структура и штатное расписание аппарата территориального органа федерального органа исполнительной власти утверждаются руководителем территориального органа в пределах установленного фонда оплаты труда и численности на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти с учетом Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации <7>.

--------------------------------

<7> В соответствии с пунктом 1.5 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.

19. Типовые подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, как правило, создаются в форме отделов. Отделы территориальных органов внутренних подразделений не имеют <8>.

--------------------------------

<8> Описанная структура в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, характера для большинства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Специфическую организационную структуру имеют территориальные органы ФТС России и МВД России.

20. С учетом современных тенденций к оптимизации структуры сети территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при формировании (изменении) организационно-штатной структуры территориальных органов следует исходить из целесообразности централизации типовых подразделений, на которые возлагается исполнение обеспечивающих функций, на межрегиональном (региональном) уровне или в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти <9>.

--------------------------------

<9> С учетом методических рекомендаций по оптимизации структуры, штатной численности и финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, по определению и мониторингу достижения показателей результативности и эффективности их деятельности, прилагаемых к поручению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N ДК-П36-8855.

При проведении анализа возможности централизации обеспечивающих функций следует учитывать пространственную удаленность территориальных органов от планируемого центра размещения типовых подразделений, а также производить оценку потребности в непосредственном взаимодействии с сотрудниками территориальных органов, требующем личного присутствия, в целях осуществления обеспечивающих функций, рисков, связанных с возникновением избыточных расходов на командирование сотрудников, и ожидаемого эффекта от реализации оптимизационных мероприятий.

При сохранении обеспечивающих функций в территориальном органе данные функции рекомендуется централизовать на уровне одного структурного подразделения территориального органа.

21. При формировании и совершенствовании организационно-штатной структуры территориального органа целесообразно основываться на стремлении к достижению минимальной доли численности типовых подразделений в общей штатной численности территориального органа при условии недопущения снижения качества реализации типовых функций.

Рекомендуемая доля должностей гражданской службы и работников в типовых подразделениях территориального органа (при условии осуществления в территориальном органе всех типовых функций, перечисленных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций) составляет не более 20% от общей штатной численности гражданских служащих и работников территориального органа.

В случае если обеспечивающие функции в отношении отдельных территориальных органов централизованы в рамках одного или нескольких территориальных органов вышестоящего уровня, то рекомендуемый максимальный показатель численности типовых подразделений органа, в котором централизованы указанные функции, может быть выше предлагаемого норматива, а органов, функции по обеспечению которых централизованы, соответственно, ниже данного норматива.

Превышение указанного рекомендуемого норматива (до 30%) может быть обусловлено спецификой деятельности территориального органа, влекущей, в частности, увеличение объема реализуемых типовых функций, а также изменение, усложнение и (или) предъявление повышенных (дополнительных) требований к формам и методам их осуществления (например, в части информатизации и автоматизации контрольно-надзорной деятельности).

22. Рекомендуемая штатная численность отдела территориального органа (включая должность начальника отдела) межрегионального (окружного) уровня - не менее 6 единиц, в субъекте Российской Федерации (далее также - территориальный орган регионального уровня) - не менее 5 единиц, а межрайонного и городского (районного) уровня - не менее 4 единиц.

При соответствии штатной структуры отдела территориального органа указанным выше рекомендуемым нормативам в отделе может предусматриваться должность заместителя начальника отдела.

IV. Рекомендации по нормированию численности
и структурированию типовых подразделений федеральных
органов исполнительной власти по направлениям деятельности

23. При планировании организационно-штатной структуры центрального аппарата и территориального органа федерального органа исполнительной власти в части определения штатной численности для кадрового обеспечения реализации основных направлений деятельности типовых подразделений рекомендуется первоначально руководствоваться нормативами, указанными в таблицах N 1 и N 2 соответственно.

Данные нормативы представляют собой рекомендуемую штатную численность гражданских служащих для обеспечения реализации каждой из типовых функций, перечисленных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, определенную в процентах от общей рекомендуемой численности типовых подразделений в общей штатной численности центрального аппарата/территориального органа федерального органа исполнительной власти, рассчитанной в соответствии с пунктами 10 и 21 настоящих Методических рекомендаций и принимаемой равной 100%.

Таблица N 1. Рекомендуемые нормативы штатной численности по направлениям деятельности типовых подразделений центрального аппарата Органа

N п/п
Основное направление деятельности типовых подразделений центрального аппарата Органа
Рекомендуемый норматив штатной численности (%)
1.
Бухгалтерское (финансовое) обеспечение
25
2.
Юридическое (правовое) обеспечение
23
3.
Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив)
10
4.
Кадровая работа и организация прохождения гражданской службы
9
5.
Информационно-технологическое обеспечение (включая информационную защиту)
9
6.
Профилактика коррупционных и иных правонарушений
5
7.
Организационно-техническое и хозяйственное обеспечение
5
8.
Защита государственной тайны, организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации
5
9.
Международная деятельность
5
10.
Государственные закупки
4

Таблица N 2. Рекомендуемые нормативы штатной численности по направлениям деятельности типовых подразделений территориального органа Органа

N п/п
Основное направление деятельности типовых подразделений территориального органа Органа
Рекомендуемый норматив штатной численности (%)
1.
Бухгалтерское (финансовое) обеспечение
20
2.
Юридическое (правовое) обеспечение
20
3.
Информационно-технологическое обеспечение (включая информационную защиту)
15
4.
Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив)
10
5.
Организационно-техническое и хозяйственное обеспечение
10
6.
Кадровая работа и организация прохождения гражданской службы
10
7.
Профилактика коррупционных и иных правонарушений
5
8.
Государственные закупки
5
9.
Защита государственной тайны, организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации
5

24. Указанные в таблицах N 1 и N 2 нормативы могут использоваться в качестве ориентировочных значений при определении кадровых ресурсов на реализацию соответствующих типовых функций. При этом с учетом приоритетных задач, стоящих перед Органом, а также специфики реализуемых государственных функций и полномочий возможно иное распределение штатной численности между обозначенными направлениями деятельности в Органе.

Так, например, в Органах (преимущественно федеральные службы и федеральные агентства), реализующих государственные функции в сфере контроля и (или) надзора, а также предоставления государственных услуг (особенно юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), которые связаны с большим коррупционным риском, большее внимание должно уделяться работе по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в связи с чем штатная численность гражданских служащих для обеспечения реализации этой типовой функции может превышать предусмотренные таблицами N 1 и N 2 значения.

Иное распределение штатной численности между типовыми функциями в Органе может обосновываться и другой спецификой деятельности, в том числе уровнем информатизации и автоматизации процессов и процедур, реализуемых в рамках исполнения функций, количеством и масштабностью проектов, реализуемых в сфере информационных технологий и требующих сопровождения, развития и экспертной поддержки, степенью внедрения современных методов управления кадровыми ресурсами, количественными характеристиками работы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, количеством подведомственных Органу организаций, в отношении которых Орган осуществляет функции по организации контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью, и иные особенности.

25. При структурировании типовых подразделений в Органе в части определения возлагаемых на каждое из таких подразделений функций целесообразно во взаимосвязи учитывать установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации требования к организации и осуществлению отдельных функций (например, требования к организации работы со сведениями, составляющими государственную тайну), их объем, обусловленный спецификой деятельности Органа и возложенных на него государственных функций и полномочий, профессиональный уровень и квалификацию управленческих кадров, замещающих должности в соответствующих типовых подразделениях или планируемых к назначению на эти должности, а также совместимость и однородность типовых функций.

Рекомендации по группированию типовых функций с учетом оптимальной совместимости приведены в таблице N 3.

Таблица N 3. Рекомендации по группированию типовых функций с учетом совместимости

Наименование типовой функции
Оптимальная совместимость
Хорошая Совместимость
Бухгалтерское (финансовое) обеспечение
Государственные закупки
Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив)
Организационно-техническое и хозяйственное обеспечение
Юридическое (правовое) обеспечение
Международная деятельность
Государственные закупки
Профилактика коррупционных и иных правонарушений
Кадровая работа и организация прохождения гражданской службы
Международная деятельность
Юридическое (правовое) обеспечение
Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив)
Государственные закупки
Бухгалтерское (финансовое) обеспечение
Юридическое (правовое) обеспечение
Профилактика коррупционных и иных правонарушений
Кадровая работа и организация прохождения гражданской службы
Юридическое (правовое) обеспечение
Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив)
Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив)
Информационно-технологическое обеспечение (включая информационную защиту)
Организационно-техническое и хозяйственное обеспечение
Защита государственной тайны, организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации
Кадровая работа и организация прохождения гражданской службы
Бухгалтерское (финансовое) обеспечение
Международная деятельность
Профилактика коррупционных и иных правонарушений
Кадровая работа и организация прохождения гражданской службы
Профилактика коррупционных и иных правонарушений
Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив)
Юридическое (правовое) обеспечение
Информационно-технологическое обеспечение (включая информационную защиту)
Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив)
Организационно-техническое и хозяйственное обеспечение
Защита государственной тайны, организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации
Организационно-техническое и хозяйственное обеспечение
Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив)
Информационно-технологическое обеспечение (включая информационную защиту)
Бухгалтерское (финансовое) обеспечение
Защита государственной тайны, организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации
Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив)
Информационно-технологическое обеспечение (включая информационную защиту)

V. Общие рекомендации по формированию штатной структуры
типовых подразделений центральных аппаратов федеральных
органов исполнительной власти, в том числе по группам
и категориям должностей

Федеральные министерства

26. Рекомендуемая доля должностей гражданской службы категории "руководители" высшей группы (должности руководителя структурного подразделения и его заместителей) в типовых подразделениях центрального аппарата Органа, созданных в форме департамента, составляет не более 12% от общей штатной численности типового подразделения.

27. Рекомендуемая доля должностей гражданской службы категории "специалисты" главной группы (должности начальника отдела и референта) в типовых подразделениях центрального аппарата Органа, созданных в форме департамента, составляет не более 20% от общей штатной численности типового подразделения.

28. Рекомендуемая доля должностей гражданской службы категории "специалисты" ведущей группы в типовом подразделении центрального аппарата Органа не должна превышать 50% от общей штатной численности типового подразделения.

29. Должности категории "обеспечивающие специалисты" включаются в штатное расписание структурного подразделения Органа для организационного, информационного, документационного, хозяйственного и иного обеспечения его деятельности <10>.

--------------------------------

<10> С учетом положений части 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Доля должностей категории "обеспечивающие специалисты" в типовом подразделении Органа определяется в зависимости от объема работы по обеспечению деятельности подразделения. Рекомендуемое значение данного показателя - не менее 1 штатной единицы или 5% от общей штатной численности типового подразделения.

Федеральные службы и федеральные агентства,
руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации или Правительство Российской
Федерации, а также федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные федеральным министерствам

30. Рекомендуемая доля должностей гражданской службы категории "руководители" главной группы (должности руководителя структурного подразделения и его заместителей) в типовых подразделениях центрального аппарата Органа, созданных в форме управления, составляет не более 14% от общей штатной численности типового подразделения.

31. Рекомендуемая доля должностей гражданской службы категории "специалисты" ведущей группы в типовом подразделении центрального аппарата Органа, созданного в форме управления, не должна превышать 60% от общей штатной численности типового подразделения.

32. Должности категории "обеспечивающие специалисты" включаются в штатное расписание структурного подразделения Органа для организационного, информационного, документационного, хозяйственного и иного обеспечения его деятельности.

Доля должностей категории "обеспечивающие специалисты" в типовом подразделении Органа определяется в зависимости от объема работы по обеспечению деятельности подразделения. Рекомендуемое значение данного показателя - не менее 1 штатной единицы или 5% от общей штатной численности типового подразделения.

VI. Общие рекомендации по формированию штатной структуры
типовых подразделений территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, в том числе по группам
и категориям должностей

33. Рекомендуемая доля должностей гражданской службы категории "руководители" ведущей группы (должности руководителя структурного подразделения и его заместителей) в типовых подразделениях территориального органа федерального органа исполнительной власти межрегионального (окружного) уровня составляет не более 34% от общей штатной численности типового подразделения, территориального органа регионального уровня - 40%, территориального органа межрайонного, городского (районного) уровня - 50%.

34. В типовом подразделении территориального органа федерального органа исполнительной власти межрегионального (окружного) уровня количество должностей гражданской службы категории "специалисты" ведущей группы не должна превышать количество должностей этой категории, отнесенных к старшей группе.

35. Рекомендуемая доля должностей гражданской службы категории "специалисты" старшей группы в типовом подразделении территориального органа федерального органа исполнительной власти межрегионального (окружного) и регионального уровня - не менее 40% от общей штатной численности типового подразделения, территориального органа межрайонного, городского (районного) уровня - не менее 30%.

36. Должности категории "обеспечивающие специалисты" включаются в штатное расписание структурного подразделения территориального органа для организационного, информационного, документационного, хозяйственного и иного обеспечения его деятельности. Доля таких должностей в типовом подразделении территориального органа определяется в зависимости от объема работы по обеспечению деятельности подразделения.