См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЕСТРА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ

РФ, ПОПАДАЮЩИХ В ЗОНУ ЗАТОПЛЕНИЯ (ПОДТОПЛЕНИЯ) ВЫЗВАННЫХ

РАЗЛИЧНЫМИ ГИДРОЛОГИЧЕСКИМИ И ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМИ

ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В целях реализации приказа МЧС России N 427 от 18 июля 2012 года "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 года N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", а также для оценки возможной обстановки и планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций вызванных различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами, Национальным центром предложено разработать реестр рисков затоплений населенных пунктов для каждого субъекта РФ.

II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Разработка реестра заключается в детальном прогнозировании возможной обстановки, в результате чрезвычайных ситуаций, вызванных различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами.

Формирование реестра проводится совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственной статистики, территориальными органами Ростехнадзора, Росводоресурсов и Росгидромета, органами местного самоуправления, на основании решений комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

В решении соответствующих КЧС и ОПБ должны быть определены:

состав рабочей группы для формирования реестра;

конкретные задачи каждому из членов рабочей группы;

вопросы организации взаимодействия;

ответственные должностные лица.

Разработка реестра осуществляется в соответствии с графиком, являющимся приложением к решению КЧС и ОПБ.

Общее руководство и контроль за разработкой реестра, организацией межведомственного взаимодействия, а также за привлечением к разработке паспортов должностных лиц, осуществляют руководители территориальных органов МЧС России.

III. СОДЕРЖАНИЕ РЕЕСТРА

Реестр включает в себя 4 основных риска затоплений (подтоплений):

1. Риск весеннего половодья;

2. Риск наводнений, формируемых интенсивными дождями и таянием снега в горах;

3. Риск, наводнений формируемых другими гидрологическими явлениями (штормовой нагон, подтопление грунтовыми водами и др.)

4. Риск катастрофического затопления вследствие аварии на ГТС.

Риск весеннего половодья - в состав данного раздела включаются населенные пункты, подверженные угрозе затопления при подъеме уровня воды в водоемах, вызванных весенним таянием снега, льда, зажорными и заторными явлениями.

Риск наводнений, формируемых интенсивными дождями и таянием снега в горах - при формировании данного раздела рассматриваются риски затоплений населенных пунктов, связанных прежде всего с так называемыми дождевыми паводками, вследствие выпадения интенсивных ливневых дождей, а также увеличением водных потоков из-за таяния снега в горах.

Риск наводнений, формируемых другими гидрологическими явлениями (штормовой нагон, подтопление грунтовыми водами и др.) - данный раздел включает в себя сведения о населенных пунктах, подверженных угрозе затоплений (подтоплений) вследствие других гидрологических явлений, таких как штормовой нагон и подтопление грунтовыми водами.

Штормовой нагон - подъем уровня воды в полузамкнутых водоемах, подчас весьма резкий, приводящий к наводнениям. Воздух, движущийся над водой, вследствие трения увлекает ее за собой, и это движение передается вглубь до нескольких десятков метров. У берега, к которому устремляется поток воды, уровень повышается (нагон воды), а у противоположного - понижается (сгон воды). Наибольшие колебания уровня при этом наблюдаются у берегов, к которым подходит пологий подводный склон, а также в длинных, постепенно сужающихся заливах и проливах, в устьях рек. Колебания уровня при этом составляют 2 - 3 м, иногда до 5 м, в сочетании с приливной волной могут достигать катастрофических размеров. При сгонах обнажается дно и мелеет фарватер, при нагонах затапливаются низменные берега, острова, повреждаются портовые сооружения. Сильные наводнения, связанные с нагонами вод с моря, известны в устьях Невы и других рек. Летом сгоны могут вызывать понижение температуры воды, т.к. удаляют от берега теплый верхний слой и вызывают подъем холодных глубинных вод.

Подтопление грунтовыми водами - в основном вызвано изменением уровня грунтовых вод. Характер изменения уровня грунтовых вод зависит: от сезонности (в засушливое время уровень понижается, а в периоды дождей и интенсивного снеготаяния повышается); от гидрометеорологических условий (количества атмосферных осадков, влажности воздуха, температуры и др.); а также в результате утечек воды из водопровода, канализации, бассейнов и др. водонесущих устройств, следствием чего может быть заболачивание местности, подтопление фундаментов и подвальных помещений.

Риск катастрофического затопления вследствие аварии на ГТС - указываются населенные пункты подверженные воздействию волны прорыва или затоплению, в случае прорыва (разрушения, аварии) на гидротехнических сооружений.

Зона вероятного катастрофического затопления (ГОСТ 22.0.03-97) - зона вероятного затопления, на которой ожидается или возможна гибель людей, с\х животных и растений, повреждение или уничтожение материальных ценностей, а также ущерб окружающей среде.

При отработке реестров учитываются следующие особенности:

сведения указываются за каждый населенный пункт в отдельности, при этом указываются его географические координаты;

критический уровень - это уровень, при котором происходит затопление пониженных частей (границ) населенных пунктов, промышленных и транспортных объектов;

при оценке жилых зданий учитывать здания попадающие в зону затопления, в которых проживают люди, в том числе здания, в которых прогнозируется подтопление только подвальных помещений;

при оценке социально значимых объектов учитывать все учреждения системы социальной защиты, здравоохранения и образования, а также образовательные учреждения;

при оценке объектов экономики и потенциально опасных объектов учитывать предприятия или учреждения производственного назначения;

при оценке объектов жизнеобеспечения учитывать объекты по производству электрической и тепловой энергии, тепловые сети, системы газораспределения, водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения.