Утверждаю
Министр сельского хозяйства
Российской Федерации
Д.Н.ПАТРУШЕВ
11 февраля 2022 г. N ДП-885
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ОБЩЕСТВЕННО
ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, направленных на комплексное развитие сельских территорий, включающих мероприятия по предоставлению государственной поддержки органу местного самоуправления или органу территориального общественного самоуправления, которые расположены на сельской территории субъекта Российской Федерации, на реализацию общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий, в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации - на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий, приведенных в приложении N 7 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 23, ст. 2953; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 30 декабря, N 0001202112300090) (далее соответственно - Госпрограмма, мероприятия по благоустройству, Правила).
2. Настоящие Методические рекомендации предусматривают основные подходы, рекомендуемые к формированию общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий (далее - Проект) и проведению конкурсного отбора Проектов для их дальнейшего включения в перечень Проектов для предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по благоустройству.
II. Основные рекомендуемые подходы к формированию
общественно значимых проектов по благоустройству
сельских территорий
3. Условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках Госпрограммы определены Правилами.
4. Для целей применения настоящих Методических рекомендаций под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
5. Проект представляет собой комплекс мероприятий по благоустройству на территории одного населенного пункта, расположенного на сельских территориях, направленный на повышение комфортности проживания граждан, улучшение санитарного и эстетического состояния территории и ее инвестиционной привлекательности.
В случае необходимости проведения обустройства площадок накопления твердых коммунальных отходов, обустройства общественных колодцев и водозаборных колонок, организации освещения территории в нескольких населенных пунктах одного сельского поселения рекомендуется включать объекты указанных направлений в один Проект.
6. Проекты по благоустройству рекомендуется формировать с учетом:
функционального разнообразия и насыщенности территорий общего пользования;
комфортной организации инфраструктуры транспортного и пешеходного движения;
доступности и комфортной мобильности: наличие сопоставимых по времени и уровню комфорта возможностей доступа к территориям общего пользования в населенном пункте и за его пределами при помощи различных видов транспорта (личного автомототранспорта, различных видов общественного транспорта, велосипеда, средств индивидуальной мобильности) для различных групп населения, в том числе маломобильных групп населения;
весезонности территорий общего пользования: возможность круглогодичного использования для различных групп населения;
экологичности и устойчивого развития: сохранение естественных природных ландшафтов и озеленение, стремление к уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, создание комфортных и безопасных территорий общего пользования, реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;
участия граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в разработке концепции, функциональном зонировании и его дальнейшей реализации;
применения механизма инициативных проектов в соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2020, N 30, ст. 4762).
III. Формирование Проектов для участия в конкурсном отборе
7. При формировании Проекта инициаторами могут являться:
а) население муниципального образования, которое может быть представлено органами территориального общественного самоуправления, общественными организациями и объединениями;
б) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории соответствующего муниципального образования;
в) бюджетные учреждения, в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта и иные некоммерческие организации;
г) иные заинтересованные лица.
8. Инициаторы Проекта могут проводить предпроектное исследование, в рамках которого возможно осуществлять:
а) сбор исходных данных, включая выявление индивидуальных особенностей и проблем территорий, а также предложений граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих либо планирующих осуществлять свою деятельность на территориях;
б) определение границ участка, на котором будет реализовываться Проект, с возможным использованием топографической карты, генерального плана, кадастровой карты с указанием форм собственности недвижимого имущества, проектов планировки территорий, схем расположения инженерных сетей, существующих и планируемых проектов развития территорий муниципального образования, демографических данных, локальных нормативных актов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки территорий, схем территорий с особым режимом использования, схем территорий объектов культурного наследия (в том числе выявленных);
в) выбор преимущественного функционального назначения территории.
9. Обоснование предложений по определению конкретной территории реализации Проекта рекомендуется осуществлять на основе комплексного исследования современного состояния и потенциала развития территории муниципального образования.
К исследованию территории возможно привлечение собственников земельных участков, находящихся в непосредственной близости от территории реализации Проекта и иных заинтересованных лиц (застройщиков, управляющих организаций, объединений граждан и предпринимателей, собственников и арендаторов помещений, находящихся в непосредственной близости от территории реализации Проекта).
10. Для реализации Проекта рекомендуется выбирать активно посещаемые или имеющие очевидный потенциал для посещения территории населенного пункта с учетом объективной потребности в развитии тех или иных территорий общего пользования, экономической эффективности реализации Проекта и планов развития муниципального образования.
В частности, при определении границ участка размещения Проекта рекомендуется исходить из целесообразности реализации Проекта на:
а) территории, на которой сконцентрированы основные объекты в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан, в целях повышения посещаемости таких объектов;
б) территории, имеющей особую значимость в силу расположения, доступности для жителей, историко-культурной или природной значимости либо востребованности у жителей;
в) территории обустройства площадки под жилищную застройку для повышения комфортности и привлекательности проживания на застраиваемой территории;
г) территории, обладающей туристическим потенциалом, для развития туризма, в том числе внутрирегионального, проведения культурно-массовых мероприятий;
д) территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
11. Рекомендуется в зависимости от функционального назначения разделить территории общего пользования на:
а) территории, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов (в том числе с использованием средств индивидуальной мобильности) (далее - улично-дорожная сеть). Улично-дорожную сеть рекомендовано обеспечить пешеходной инфраструктурой с возможностью беспрепятственного передвижения для маломобильных групп населения, соответствующей требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2021, N 27, ст. 5171) и Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 27, 2021, N 24, ст. 4206);
б) территории, на которых расположены объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта, торговли, общественного питания, административных учреждений, объекты делового, финансового назначения, иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан, а также площади, скверы, парки, набережные и иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (далее - точки притяжения).
12. Точку притяжения рекомендуется обеспечивать:
а) многофункциональностью, которая подразумевает возможность использовать территорию в любое время года различными группами населения, наличие на территории одновременно нескольких объектов различного назначения, указанных в подпункте "б" пункта 11 настоящих Методических рекомендаций;
б) возможностью жителям самостоятельно организовывать отдых и досуг, а также создавать условия для размещения постоянно или систематически функционирующих объектов (точки питания, пункты проката и так далее) и проведения мероприятий (спортивные соревнования, творческий досуг, ярмарки, детский досуг, концерты, танцы и так далее);
в) локализацией различных объектов, указанных в подпункте "б" пункта 11 настоящих Методических рекомендаций, в точке притяжения;
г) национально-культурной идентичностью, ранее созданной в точке притяжения. При отсутствии такой идентичности либо невозможности (нецелесообразности) ее сохранения рекомендуется применять современные и (или) оригинальные архитектурные и дизайнерские решения.
13. В зависимости от численности населения, расположения и размера территории один населенный пункт может предусматривать одну или более точек притяжения. В случае если создается одна точка притяжения, многофункциональность территории рекомендуется обеспечить наполнением несколькими направлениями ее благоустройства.
14. Участниками формирования Проекта могут являться:
а) представители органов местного самоуправления, которые формируют техническое задание, выбирают исполнителей и обеспечивают финансирование в пределах своих полномочий;
б) граждане и (или) юридические лица (индивидуальные предприниматели), общественные, включая волонтерские, организации;
в) представители профессионального сообщества, разрабатывающие концепции и проекты благоустройства, рабочую документацию;
г) иные заинтересованные лица.
15. Выбор элементов благоустройства и видов работ при формировании Проекта рекомендуется осуществлять с учетом:
а) стратегических задач комплексного развития сельской территории, в том числе формирования возможности для создания новых связей, общения и взаимодействия отдельных граждан и сообществ, их участия в проектировании и реализации проектов по развитию территории и для других форм взаимодействия жителей населенного пункта;
б) показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства территории, установленными в соответствии с частью 5 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2020, N 31, ст. 5023);
в) рекомендаций к элементам благоустройства и видам работ, используемых при формировании Проектов согласно приложению N 1, а также положений нормативных правовых актов и иных актов, предусмотренных в перечне нормативных правовых актов и иных актов, рекомендуемых к учету при формировании и реализации Проектов согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям;
г) существующих целей посещения территории, выбранной в целях реализации Проекта;
д) предложений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность либо планирующих свою деятельность на территории населенного пункта;
е) сочетаемости объектов инфраструктуры на одной территории.
При формировании Проекта рекомендуется оценивать возможности расходов бюджетов муниципальных образований на создание и содержание элементов благоустройства, включаемых в Проект.
16. С целью определения стоимости Проекта рекомендуется разрабатывать сметную документацию, в том числе с возможным применением типовых проектных решений либо типовой документации, разработанной и примененной ранее в других проектах по благоустройству.
С учетом стоимости и характеристик Проекта рекомендуется определять временные сроки реализации Проекта, а также возможные риски при его реализации, бюджетные и внебюджетные источники финансирования.
17. При формировании Проекта рекомендуется обеспечивать активное привлечение граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций в обсуждение Проекта.
Достоверную и актуальную информацию о Проекте, результатах предпроектного исследования целесообразно заблаговременно публиковать в открытых источниках.
18. Рекомендуется проводить открытое обсуждение сформированных Проектов в целях:
а) определения целей и задач по развитию территории, выявления ее проблем и потенциала развития;
б) определения основных функциональных зон территорий общего пользования;
в) выбора типа оборудования, некапитальных строений (сооружений), малых архитектурных форм для реализации Проекта, включая определение их функционального назначения, соответствующих габаритов, стилевого решения, материалов;
г) выбора типов покрытий с учетом функционального зонирования территории, типов озеленения, освещения и осветительного оборудования;
д) одобрения проектных решений участниками процесса проектирования и будущими пользователями;
е) осуществления общественного контроля над процессом реализации Проекта;
ж) осуществления общественного контроля над процессом эксплуатации территории.
19. С целью обеспечения доступности информации и информирования населения о формируемых проектах рекомендуется создавать либо использовать существующие информационные ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в социальных сетях (далее - интернет-ресурсы), а также предоставлять возможность публичного комментирования и обсуждения материалов Проектов, информирования общественности о планирующихся изменениях и возможности участия в этом процессе.
20. Дополнительное информирование рекомендуется осуществлять путем:
а) публикаций в местных средствах массовой информации;
б) вывешивания афиш и объявлений на информационных досках, расположенных в непосредственной близости к проектируемому объекту, объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социального назначения, объектам транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектам делового, административного назначения либо на территории указанных объектов;
в) индивидуальных приглашений участников встречи как лично, так и по электронной почте или по телефону;
г) установки интерактивных стендов с устройствами для заполнения и сбора анкет.
21. Рекомендуется использовать следующие инструменты общественного участия: анкетирование, опросы, интервьюирование, работа с отдельными группами пользователей, организация проектных семинаров, проведение общественных обсуждений, проведение дизайн-игр с участием взрослых и детей, проведение оценки эксплуатации территории.
22. Общественные обсуждения мероприятий Проекта рекомендуется оформлять протокольным решением (соглашение, решение схода граждан), подтверждающим совместное участие органов местного самоуправления, органов территориального самоуправления, граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реализации Проекта. По итогам любых форматов общественных обсуждений рекомендуется сформировать отчет и разместить его в открытом доступе как на информационных ресурсах Проекта, так и на официальном сайте органа местного самоуправления и в средствах массовой информации.
IV. Рекомендуемый порядок конкурсного отбора Проектов
23. В целях проведения отбора Проектов в органах управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации или органах исполнительной власти, являющихся главными распорядителями средств на реализацию мероприятия по благоустройству сельских территорий, рекомендуется создавать комиссии либо рабочие группы по отбору Проектов, представляемых муниципальными образованиями, претендующими на получение субсидии (далее - Комиссия).
24. В состав Комиссии рекомендуется включать экспертов в области архитектуры, градостроительства, охраны культурного наследия, экономики, социологии, антропологии и иных сфер деятельности.
25. К компетенции Комиссии могут быть отнесены следующие функции:
а) рассмотрение документов, представленных муниципальными образованиями в целях проведения отбора Проектов;
б) подготовка предложений по формированию перечня Проектов по благоустройству после окончания приема документов, предусмотренных в подпункте "а" настоящего пункта.
26. Рекомендуемый перечень документов, представляемых муниципальными образованиями на рассмотрение Комиссии:
заявка на участие в отборе Проектов;
паспорт Проекта (рекомендуемый образец паспорта Проекта, заявляемого для участия в софинансировании в соответствующем году, приведен в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям);
копии документов, подтверждающих результаты общественного обсуждения мероприятий Проекта, протокольное решение (соглашение, решение схода граждан), подтверждающее совместное участие органов местного самоуправления, органов территориального самоуправления, граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реализации Проекта;
копии утвержденных муниципальным заказчиком локальных сметных расчетов в ценах, сложившихся по состоянию на год подачи заявки;
результаты проведенного анализа обоснованности представленных в Проекте закупочных цен (с приложением подтверждающих документов) в случае приобретения в рамках реализации мероприятий Проекта транспортных средств, оборудования и иных товаров, включая сведения о соответствии закупаемых товаров требованиям законодательства Российской Федерации, соблюдение которых необходимо для реализации соответствующих мероприятий Проекта;
гарантийные письма, подписанные руководителем уполномоченного органа местного самоуправления, подтверждающие выделение из местного бюджета необходимых объемов бюджетных ассигнований в целях софинансирования Проекта;
письмо уполномоченного органа местного самоуправления, подтверждающее планируемое участие заинтересованных сторон в софинансировании Проекта, с приложением копий подтверждающих документов (протоколы собраний, сходов, опросов граждан, общественных слушаний);
сведения о численности выгодоприобретателей Проекта - жителей, которые получат пользу от проекта, пользователей объектами, созданными (обустроенными) в рамках Проекта.
27. Заседания Комиссии могут проводиться в следующих целях:
а) формирование перечня Проектов для его представления в Минсельхоз России в составе заявочной документации для распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на очередной год и плановый период;
б) формирование перечня Проектов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год, для заключения соглашений с Минсельхозом России на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
в) внесение изменений в перечень Проектов в течение финансового года.
28. При рассмотрении Комиссией заявочной документации рекомендуется осуществлять проверку Проекта на соответствие пунктам 4 - 6 настоящих Методических рекомендаций, а также проверку состава и полноты представленной заявочной документации.
29. В случае выявления несоответствий Проекта принципам и подходам, указанным в пунктах 4 - 6 настоящих Методических рекомендаций, Проект целесообразно не допускать к отбору и направлять на доработку.
Сроки представления, рассмотрения и доработки заявочной документации устанавливаются самостоятельно органами управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации или органами исполнительной власти, являющимися главными распорядителями средств на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий.
30. Решения Комиссии о результатах отбора Проектов рекомендуется оформлять протоколом заседания Комиссии.
31. Протокол заседания Комиссии рекомендуется публиковать на сайте органа управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации или органа исполнительной власти, являющегося главным распорядителем средств на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий, при котором была сформирована Комиссия, не позднее 5 рабочих дней с даты его подписания.
32. Функции Комиссии могут быть возложены на иной коллегиальный орган, созданный органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью решения вопроса по благоустройству территории.
V. Рекомендуемые критерии оценки Проектов
33. Отбор Проектов рекомендуется осуществлять на основании следующих критериев:
а) степень и разнообразие форм участия граждан и общественности на всех этапах подготовки и реализации Проекта;
б) обоснованность выбора места реализации Проекта, синхронизация мероприятий, связанных с реализацией Проекта, с мероприятиями, реализуемыми на территории муниципального образования в рамках государственных и муниципальных программ, иных программ (проектов), востребованность реализуемого Проекта (вид, степень значимости объекта для жителей);
в) качество и обоснованность выбора предлагаемых архитектурных и планировочных решений, современность, эргономичность и использование антивандальных и долговечных материалов, изделий и конструкций;
г) решение задачи сохранения идентичности территории, благоустраиваемой в рамках реализации Проекта, обеспечение взаимосвязи объекта, создаваемого в рамках реализации Проекта, с объектами культурного наследия, культурными ландшафтами, туристскими маршрутами, местами массового отдыха населения, актуальность Проекта для муниципального образования;
д) ожидаемый экономический и социальный эффект от реализации Проекта, доля привлеченных средств внебюджетных источников.
34. Для оценки Проекта рекомендуется применять балльную систему оценок в соответствии с рекомендуемыми критериями отбора Проектов, приведенными в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
При оценке Проекта также могут быть учтены результаты реализации Проектов муниципальным образованием, представившим заявку на участие в отборе Проектов, в году, предшествующем году подачи заявки, включая:
а) обеспечение заключения муниципальных контрактов (договоров) на реализацию Проектов в срок до 1 марта года, предшествующего году подачи заявки;
б) обеспечение реализации Проектов в полном объеме в срок до 1 октября года, предшествующего году подачи заявки.
Конкретный перечень критериев и порядок оценки Проектов устанавливаются органами управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации или органами исполнительной власти, являющимися главными распорядителями средств на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий.
35. Первым в перечень рекомендуется включать Проект, набравший наибольшее количество баллов, далее Проекты рекомендуется включать в перечень в порядке убывания баллов. Итоговую оценку Проектов рекомендуется определять путем суммирования всех набранных Проектом баллов.
В случае если несколько Проектов набрали равное количество баллов, в первую очередь рекомендуется включать Проект с более ранней датой регистрации заявочной документации. В случае если даты регистрации документов совпадают, то Проекты рекомендуется включать в алфавитном порядке. Также преимущество может быть отдано Проекту, имеющему наибольшую сумму средств местного бюджета и внебюджетных источников.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по формированию и проведению
конкурсного отбора общественно
значимых проектов по благоустройству
сельских территорий
РЕКОМЕНДАЦИИ
К ЭЛЕМЕНТАМ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ВИДАМ РАБОТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ
ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
К элементам благоустройства могут относиться:
декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства;
элементы озеленения;
различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений;
малые архитектурные формы;
некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
1. Создание и обустройство детской площадки.
1.1. Общие рекомендации.
Детские площадки, включаемые в Проект, рекомендуется создавать и обустраивать в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 34614.1-2019 (EN 1176-1:2017) "Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 1. Общие требования безопасности и методы испытаний", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2019 г. N 1302-ст, Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" ТР ЕАЭС 042/2017, принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 г. N 21.
Рекомендуется применять примеры решений (проектов) детских игровых площадок установленных в приложении N 3 к методическим рекомендациям по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденных приказом Минстроя России и Минспорта России от 27 декабря 2019 г. N 897/пр/1128 "Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры".
На детской площадке рекомендуется предусматривать следующие элементы благоустройства:
игровое оборудование;
скамьи и урны;
осветительное оборудование;
ограждение, отвечающее требованиям безопасности и удобное в использовании (возможно исполнение в деревянном исполнении, живой изгороди и так далее);
информационный стенд с правилами пользования игровым оборудованием.
Дополнительно рекомендуется предусмотреть наличие туалетов и рукомойников, фонтанчиков для питьевой воды.
При формировании Проекта по созданию и обустройству детской площадки рекомендуется учитывать климатические условия, а также предусматривать возможность использования детской площадки круглогодично. Детские игровые площадки можно обеспечить навесами или крытыми павильонами, а также предусмотреть использование тактильно-контрастных указателей.
1.2. Рекомендации к отдельным элементам.
1.2.1. Мягкие виды покрытия.
Покрытие детских площадок целесообразнее выполнять из современных материалов, обеспечивающих травмобезопасность, экологичность и эстетический вид, таких как: резиновая крошка, резиновые плиты, гранулы, этиленпропиленовый каучук, а также натуральных материалов: опилок, древесная крошка, песка (не содержат загрязнений или частиц глины).
1.2.2. Озеленение.
Рекомендуется предусматривать работы по сохранению и (или) созданию озелененных территорий, высадку зеленых насаждений - деревьев и кустарников, разбивка газонов, цветников, клумб.
С помощью зеленых насаждений рекомендуется разделять различные функциональные зоны детских площадок.
1.2.3. Игровое оборудование.
Рекомендуется устанавливать игровое оборудование, учитывающее особенности естественной среды, разнообразные возможности для игры, доступное для детей разных возрастных групп, в том числе для детей с ограниченными возможностями, обеспечивающее комфорт для детей и их сопровождающих, в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, удобное в технической эксплуатации, эстетически привлекательным. Целесообразно применение модульного оборудования, обеспечивающего вариантность сочетаний элементов.
При обустройстве лестниц и полов детских площадок рекомендуется использовать специальное противоскользящее покрытие. Для защиты детей от падения игровое оборудование рекомендуется оснастить ограждениями. Рекомендуется использовать игровое оборудование без острых углов (рекомендуемый минимальный радиус закругления - 3 миллиметра).
В двигательных комплексах (качели и качалки) рекомендуется применять демпфирующие устройства, снижающие скорость движения и уменьшающие удары и толчки в крайних положениях. Рекомендуемая высота игровых элементов - не более 3 метров. Конструкция оборудования исключает возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка. Поручни оборудования рекомендуется предусматривать таким образом, чтобы полностью охватывались рукой ребенка.
2. Создание и обустройство спортивной площадки.
2.1. Общие рекомендации.
Рекомендуемый перечень элементов благоустройства на спортивных площадках включает: покрытие площадки, элементы сопряжения поверхности площадки с газоном, озеленение, спортивное оборудование, включая уличные тренажеры, скамьи и урны, осветительное оборудование, ограждение, информационный стенд с правилами пользования спортивным оборудованием.
2.2. Рекомендации к отдельным элементам.
2.3. Покрытие спортивной площадки.
Выбор типа покрытия площадки рекомендуется осуществлять в зависимости от вида и специализации площадки (функциональной зоны площадки), природно-климатических условий, экономических возможностей и предпочтений пользователей площадкой.
Для площадок, функциональных зон, предполагающих занятие физкультурой и спортом, рекомендуется применять сертифицированное на соответствие требованиям национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) спортивное покрытие, тип которого зависит от вида и специализации площадки (функциональной зоны площадки), а также требований к покрытиям, предъявляемым в зависимости от вида спорта, для занятий которым организовывается площадка.
2.4. Спортивное оборудование для занятий различными видами спорта.
Спортивное оборудование рекомендуется предусматривать для всех возрастных групп населения. Спортивное оборудование в виде специальных физкультурных снарядов и тренажеров может быть как заводского изготовления, так и выполненным из бревен и брусьев со специально обработанной поверхностью, исключающей получение травм (отсутствие трещин, сколов и т.п.). При размещении следует руководствоваться каталогами сертифицированного оборудования.
3. Создание и обустройство зоны отдыха.
3.1. Общие рекомендации.
При формировании проектов под зоной отдыха понимаются территории, предназначенные и обустроенные для организации активного массового отдыха, купания и рекреации (парки, скверы, пляжи). Для зоны отдыха используется природная или специально организованная территория.
В зоне отдыха рекомендуется предусматривать следующие элементы благоустройства:
твердые виды покрытия проездов, комбинированные дорожки;
сцена и площадка перед ней для проведения культурно-массовых мероприятий;
беседки;
малые архитектурные формы;
скамьи и урны;
освещение (уличные фонари и декоративная подсветка);
ограждение;
озеленение;
оборудование для пляжа (навесы от солнца, лежаки, кабинки для переодевания, туалетные кабины);
площадки для выгула собак.
3.2. Рекомендации к отдельным видам работ и элементам.
3.2.1. Рекомендуется проводить озеленение территории, предусматривающее разбивку газонов, цветников, клумб, посадку саженцев деревьев и кустарников, обеспечивающих формирование среды зоны отдыха с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды.
Саженцы деревьев и кустарников для озеленения территорий рекомендуется применять при благоустройстве в соответствии с ГОСТ 24835-81 "Саженцы деревьев и кустарников. Технические условия", саженцы деревьев декоративных лиственных пород - в соответствии с ГОСТ 24909-81 "Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия", саженцы деревьев хвойных пород - в соответствии с ГОСТ 25769-83 "Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия", саженцы декоративных кустарников - в соответствии с ГОСТ 26869-86* "Саженцы декоративных кустарников. Технические условия", саженцы деревьев и кустарников, садовые, и архитектурные формы - в соответствии с ГОСТ 28055-89 "Саженцы деревьев и кустарников. Садовые и архитектурные формы. Технические условия". Газоны рекомендуется устраивать на полностью подготовленном и спланированном растительном грунте. Работы по озеленению территорий следует производить в зависимости от климатических условий подрайонов в соответствии с СП 131.13330.2020 "СниП 23-01-99* Строительная климатология", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 859/пр.
3.2.2. К малым архитектурным формам относятся: декоративная скульптура, объекты монументального искусства, арт-объекты, фонтаны, питьевые фонтанчики, клумбы, вазы для цветов и озеленения; светильники, информационные стенды.
Малые архитектурные формы рекомендуется включать в проект с учетом:
комплексности, заключающейся в проектировании не отдельных малых архитектурных форм, а их комплексов, проектировании функционально и композиционно взаимосвязанных элементов предметно-пространственной среды;
единой идеи проекта, проектирования комплексов малых архитектурных форм в едином стиле с учетом стилевых особенностей сложившегося образа окружающей застройки;
природных условий и ландшафта проектируемой среды;
сохранения национального колорита, преемственности, культурных традиций;
интересного, запоминающегося художественного образа, соответствие художественного своеобразия малых форм своему назначению;
антивандальной защищенности от разрушения, оклейки, нанесения надписей и изображений;
функционального зонирования;
применения природных материалов создающих комфортную среду;
безопасности для потенциальных пользователей.
3.2.3. Рекомендуется устанавливать скамьи, предусматривающие: спинки (для скамеек рекреационных зон); спинки и поручни (для скамеек дворовых зон); отсутствие спинок и поручней возможно для скамеек транзитных (пешеходных) зон.
3.2.4. Урны, малые контейнеры для мусора рекомендуется устанавливать с учетом следующих параметров:
достаточная высота (минимальная около 100 см) и объем в зависимости от места установки и потребности;
наличие рельефного текстурирования или перфорирования для защиты от графического вандализма;
использование и аккуратное расположение вставных ведер и мусорных мешков.
4. Организация освещения территории, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, в том числе с использованием энергосберегающих технологий.
В рамках данного направления рекомендуется проводить работы по замене и установке уличных фонарей, светильников, ламп, опор наружного освещения (светильников со светодиодными лампами).
При проектировании автоматизированных систем управления наружным освещением, рекомендуется предусматривать:
автоматизацию снятия показаний счетчиков;
дистанционное автоматическое включение пунктов питания;
сигнализацию при обрывах подводящих проводов и кабелей;
сигнализацию при изменении мощности потребления (при перегорании ламп), контроль за самоходом счетчиков.
Рекомендуется предусматривать функциональное, архитектурное и информационное освещение с целью решения утилитарных, светопланировочных и светокомпозиционных задач, в том числе при необходимости светоцветового зонирования территорий муниципального образования и формирования системы светопространственных ансамблей.
При проектировании каждой из трех основных групп осветительных установок (функционального, архитектурного освещения, световой информации) рекомендуется предусматривать:
количественные и качественные показатели, предусмотренные действующими нормами искусственного освещения селитебных территорий и наружного архитектурного освещения, предусмотренными СП 52.13330 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 777/пр;
надежность работы установок согласно разделам 6 и 7 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минтопэнерго России 6 октября 1999 г., безопасность населения, обслуживающего персонала и, в необходимых случаях, защищенность от вандализма.
5. Организация пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, велосипедных дорожек, тропинок.
При проектировании пешеходных коммуникаций на территории населенного пункта рекомендуется обеспечивать: минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями, непрерывность системы пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы граждан, высокий уровень благоустройства и озеленения. В системе пешеходных коммуникаций необходимо выделять основные и второстепенные пешеходные связи.
Кроме того, рекомендуется продольный уклон пешеходных коммуникаций принимать не более 60 промилле, поперечный уклон (односкатный или двускатный) - оптимальный 20 промилле, минимальный - 5 промилле, максимальный - 30 промилле. Уклоны пешеходных коммуникаций с учетом обеспечения передвижения инвалидных колясок рекомендуется предусматривать не превышающими: продольный - 50 промилле, поперечный - 20 промилле. На пешеходных коммуникациях с уклонами 30 - 60 промилле не реже, чем через 100 м рекомендуется устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м. В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные выше уклоны, рекомендуется предусматривать устройство лестниц и пандусов.
В случае необходимости расширения тротуаров рекомендуется предусматривать пешеходные галереи в составе прилегающей застройки.
Рекомендуется обеспечить безопасность при пересечении пешеходных маршрутов с автомобильными проездами (освещенные и приподнятые над уровнем дороги пешеходные переходы) и велосипедными дорожками (зебра через велодорожки).
Рекомендуется применять покрытие пешеходных дорожек удобное при ходьбе и устойчивым к износу, а также качество применяемых материалов, планировка и дренаж пешеходных дорожек, обеспечивающих предупреждение образования гололеда и слякоти зимой, луж и грязи в теплый период.
Рекомендуется при обустройстве пешеходных маршрутов предусматривать освещение в темное время суток.
При планировании пешеходных маршрутов, общественных пространств (включая входные группы в здания) рекомендуется обеспечивать отсутствие барьеров для передвижения маломобильных групп граждан за счет устройства пандусов, правильно спроектированных съездов с тротуаров, тактильной плитки и так далее.
При планировании пешеходных маршрутов рекомендуется предусматривать достаточное количество мест кратковременного отдыха (скамьи и прочее) для маломобильных граждан.
Элементы благоустройства пешеходных маршрутов (скамьи, урны, малые архитектурные формы) и визуальные аттракторы рекомендуется планировать с учетом интенсивности пешеходного движения.
Пешеходные маршруты рекомендуется оформить озеленением.
Основные пешеходные коммуникации рекомендуется разрабатывать с учетом связи жилых, общественных, производственных и иных зданий с остановками общественного транспорта, учреждениями культурно-бытового обслуживания, рекреационными территориями, а также связь между основными точками притяжения.
Трассировку пешеходных коммуникаций рекомендуется осуществлять (за исключением рекреационных дорожек) по кратчайшим направлениям.
Во всех случаях пересечения основных пешеходных коммуникаций с транспортными проездами рекомендуется предусматривать бордюрные пандусы. При устройстве на пешеходных коммуникациях лестниц, пандусов, мостиков рекомендуется обеспечивать создание равновеликой пропускной способности этих элементов.
Рекомендуется предусматривать, что насаждения, здания, выступающие элементы зданий и технические устройства, расположенные вдоль основных пешеходных коммуникаций, не должны сокращать ширину дорожек, а также - минимальную высоту свободного пространства над уровнем покрытия дорожки равную 2 метрам. При ширине основных пешеходных коммуникаций 1,5 метра через каждые 30 метров рекомендуется предусматривать уширения (разъездные площадки) для обеспечения передвижения инвалидов в креслах-колясках во встречных направлениях.
Рекомендуемый перечень элементов благоустройства на территории основных пешеходных коммуникаций включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, урны или малые контейнеры для мусора, осветительное оборудование, скамьи (на территории рекреаций).
Требования к покрытиям и конструкциям основных пешеходных коммуникаций рекомендуется устанавливать с возможностью их всесезонной эксплуатации, а при ширине 2,25 метра и более - возможностью эпизодического проезда специализированных транспортных средств предусматривать мощение плиткой.
Второстепенные пешеходные коммуникации - рекомендуется при проектировании учитывать необходимость связи между застройкой и элементами благоустройства (площадками) в пределах участка территории, а также передвижения на территории объектов рекреации (сквер, бульвар, парк, лесопарк). Рекомендуемая ширина второстепенных пешеходных коммуникаций - 1,0 - 1,5 метра.
Рекомендуемый перечень элементов благоустройства на территории второстепенных пешеходных коммуникаций может включать различные виды покрытия.
На дорожках скверов, садов населенного пункта рекомендуется предусматривать твердые виды покрытия с элементами сопряжения.
На дорожках крупных рекреационных объектов (парков, лесопарков) рекомендуется предусматривать различные виды мягкого или комбинированных покрытий, пешеходные тропы с естественным грунтовым покрытием.
Твердые (капитальные) виды покрытия могут быть монолитные или сборные, из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и подобных материалов.
Не рекомендуется применение в качестве покрытия кафельной плитки, гладких или отполированных плит из искусственного и естественного камня на территории пешеходных коммуникаций, в наземных переходах, на ступенях лестниц.
Мягкие (некапитальные) виды покрытия могут выполняться из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и других), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими.
Газонные виды покрытия рекомендуется выполнять по специальным технологиям подготовки и посадки травяного покрова.
Комбинированные покрытия могут представляться в сочетании покрытий, указанных выше (например, плитка, утопленная в газон).
Рекомендуемое качество при проектировании покрытия: прочное, ремонтопригодное, экологичное, не допускающее скольжения. Выбор видов покрытия рекомендуется осуществлять в соответствии с их целевым назначением:
твердые - с учетом возможных предельных нагрузок, характера и состава движения, противопожарных требований, действующих на момент проектирования;
мягкие - с учетом их специфических свойств при благоустройстве отдельных видов территорий (детских, спортивных площадок, площадок для выгула собак, прогулочных дорожек и других объектов); газонных и комбинированных, как наиболее экологичных.
При сопряжении покрытия пешеходных коммуникаций с газоном рекомендуется устанавливать садовый борт, что защищает газон и предотвращает попадание грязи и растительного мусора на покрытие, увеличивая срок его службы. На территории пешеходных зон возможно использование естественных материалов (кирпич, дерево, валуны, керамический борт и так далее) для оформления примыкания различных типов покрытия.
6. Создание и обустройство мест автомобильных и велосипедных парковок.
Рекомендуемый перечень элементов благоустройства территории на площадках автостоянок включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, разделительные элементы, осветительное и информационное оборудование.
Покрытие площадок рекомендуется проектировать аналогичным покрытию транспортных проездов.
Сопряжение покрытия площадки с проездом рекомендуется выполнять в одном уровне без укладки бортового камня, с газоном.
Разделительные элементы на площадках могут быть выполнены в виде разметки (белых полос), озелененных полос (газонов), контейнерного озеленения.
На территории поселения рекомендуется предусматривать следующие виды автостоянок: кратковременного и длительного хранения автомобилей, уличных (в виде парковок на проезжей части, обозначенных разметкой), внеуличных (в виде "карманов" и отступов от проезжей части), гостевых (на участке жилой застройки), для хранения автомобилей населения (микрорайонные, районные), приобъектных (у объекта или группы объектов), прочих (грузовых, перехватывающих и так далее).
При планировке общественных пространств и дворовых территорий рекомендуется предусматривать физические барьеры, делающие невозможной парковку транспортных средств на газонах.
7. Ремонтно-восстановительные работы улично-дорожной сети и дворовых проездов.
Рекомендуется в Проекте предусматривать следующие виды работ:
ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог;
укрепление обочин;
восстановление и замена дорожных одежд;
укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;
замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах;
замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий, нарезка продольных или поперечных бороздок на цементобетонных покрытиях;
перемощение отдельных участков мостовых с частичной заменой песчаного основания;
восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов.
8. Организация оформления фасадов (внешнего вида) зданий (административных зданий, объектов социальной сферы, объектов инфраструктуры и других), находящихся в муниципальной собственности, а также установка (обустройство) ограждений, прилегающих к общественным территориям, газонных и тротуарных ограждений.
Проекты, включающие в себя направление по организации оформления фасадов зданий, рекомендуется разрабатывать с учетом взаимосвязи с окружающей местностью и застройкой, климатических особенностей территории.
8.1. Ремонтные работы могут включать:
ремонт стен, оконных устройств, балконов, эркеров, лоджий, дымовых труб, элементов входной группы (ступени, крыльца, козырьки, входные группы);
облицовочные работы (работы по обновлению цветовой схемы здания или частей фасадов, замена отделочных и облицовочных материалов);
установка либо ремонт ограждающих конструкций (специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения из сборных железобетонных или металлических конструкций), а также ворот и калиток.
8.2. При проектировании ограждений рекомендуется учитывать следующие требования:
разграничение зеленой зоны (газоны, клумбы, парки) с маршрутами пешеходов и транспорта;
проектирование дорожек и тротуаров проектируются с учетом потоков людей и маршрутов;
разграничение зеленых зон и транзитных путей с помощью деликатных приемов (например, разной высотой уровня или созданием зеленых кустовых ограждений);
использование (в особенности на границах зеленых зон) многолетних всесезонных кустистых растений;
цвето-графическое оформление ограждений рекомендуется применять максимально нейтрально к окружению. Допустимы натуральные цвета материалов (камень, металл, дерево и подобные), либо нейтральные цвета (черный, белый, серый, темные оттенки других цветов).
9. Организация ливневых стоков.
9.1. Рекомендуется предусматривать сооружение ливневой канализации для приема и транспортировки поверхностных сточных вод.
9.2. Рекомендуется максимально предусматривать возможность инфильтрации чистого дождевого стока на самом объекте благоустройства за счет создания устойчивых дренажных систем.
9.3. Наружный водосток, используемый для отвода воды с кровель зданий, там, где это возможно, рекомендуется использовать локально при проведении мероприятий по благоустройству каждой конкретной территории для организации водных сооружений на объекте благоустройства. Рекомендуется при разработке проекта учитывать, чтобы около зданий на тротуарах не образовывались потоки воды, а в холодное время года - обледенение участков возле водосточных труб.
При организации стока рекомендуется обеспечивать комплексное решение вопросов организации рельефа и устройства конструктивных элементов открытой или закрытой системы водоотводных устройств: водосточных труб (водостоков), лотков, кюветов, быстротоков, дождеприемных колодцев (с учетом материалов и конструкций). Проектирование поверхностного водоотвода рекомендуется осуществлять с минимальным объемом земляных работ и предусматривающий сток воды со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы с учетом местоположения существующих нормативов и технических условий.
9.4. Применение открытых водоотводящих устройств допускается в границах территорий парков и лесопарков. Открытые лотки (канавы, кюветы) по дну или по всему периметру рекомендуется укреплять (одерновка, каменное мощение, монолитный бетон, сборный железобетон, керамика и других), угол откосов кюветов рекомендуется принимать в зависимости от видов грунтов.
Минимальные и максимальные уклоны рекомендуется назначать с учетом неразмывающих скоростей воды, которые принимаются в зависимости от вида покрытия водоотводящих элементов. На участках рельефа, где скорости течения дождевых вод выше максимально допустимых, следует обеспечивать устройство быстротоков (ступенчатых перепадов).
Рекомендуется на территориях объектов рекреации предусматривать водоотводные лотки для обеспечения сопряжения покрытия пешеходной коммуникации с газоном, их рекомендуется выполнять из элементов мощения (плоского булыжника, колотой или пиленой брусчатки, каменной плитки и др.), стыки допускается замоноличивать раствором.
В местах понижения проектного рельефа рекомендуется в ливневой канализации устанавливать дождеприемные колодцы.
Устройства водопроницаемых покрытий, открытых задерненных канав рекомендуется использовать с высшей водной растительностью.
10. Обустройство общественных колодцев и водоразборных колонок:
Обустройство общественных колодцев и водоразборных колонок может включать:
ремонт или замена изношенных фасонных частей, водопропускных труб, задвижек, пожарных гидрантов, вантузов, клапанов;
устранение провалов и просадок грунта территорий размещения колонок и колодцев;
организация водоотведения и обустройство покрытия возле колодцев и колонок;
ремонт или замена колодезного домика;
установка скамеек;
обустройство пешеходных коммуникаций;
организацию освещения.
11. Обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Площадку накопления твердых коммунальных отходов (далее - площадка ТКО) рекомендуется обустраивать в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилами благоустройства муниципальных образований и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Обустройство может включать:
твердое водонепроницаемое бетонное или асфальтовое покрытие с уклоном в сторону проезжей части, удобным для выкатывания контейнеров к мусоровозам, а также для удобства подъезда к контейнерам маломобильных групп населения и для отведения талых и сточных вод. Также рекомендуется предусматривать наличие:
подъездного пути с твердым покрытием (бетон, асфальт, асфальтовая крошка) для автотранспорта;
ограждения;
навеса для минимизации попадания атмосферных осадков;
освещения;
контейнеров - мусоросборников, предназначенных для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов.
Площадки для установки мусоросборных контейнеров - специально оборудованные места, предназначенные для сбора твердых коммунальных отходов, рекомендуется планировать с учетом концепции обращения с ТКО, в том числе рекомендуется предусматривать возможность раздельного сбора мусора (по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов), не допускать разлета мусора по территории, иметь сведения о сроках удаления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, и контакты лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов.
Площадки рекомендуется размещать удаленными от окон жилых зданий, границ участков, детских учреждений, мест отдыха, при этом территория площадки должна примыкать к проездам, но не мешать проезду транспорта. При обособленном размещении площадки (вдали от проездов) рекомендуется предусматривать возможность удобного подъезда транспорта для очистки контейнеров и наличия разворотных площадок (12 метров x 12 метров). Рекомендуется проектировать размещение площадок необходимо вне зоны видимости с транзитных транспортных и пешеходных коммуникаций, в стороне от уличных фасадов зданий. Территорию площадки рекомендуется располагать в зоне затенения (прилегающей застройкой, навесами или посадками зеленых насаждений).
Размер площадки рекомендуется определять в соответствии с ее задачами, габаритами и количеством контейнеров, используемых для сбора отходов, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Целесообразно помимо информации на стендах площадки о сроках удаления отходов и контактной информации об ответственном лице, размещать информацию, с предостережением владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда к площадке специализированного автотранспорта, загружающего контейнеры с ТКО.
Покрытие площадки рекомендуется устанавливать аналогичным покрытию транспортных проездов. Уклон покрытия площадки рекомендуется устанавливать составляющим 5 - 10% в сторону проезжей части, чтобы не допускать застаивания воды и скатывания контейнера. Контейнеры, оборудованные колесами для перемещения, рекомендуется обеспечивать соответствующими тормозными устройствами.
Сопряжение площадки с прилегающим проездом рекомендуется осуществлять в одном уровне, без укладки бордюрного камня, с газоном - садовым бортом или декоративной стенкой высотой 1,0 - 1,2 метра.
Функционирование осветительного оборудования рекомендуется устанавливать в режиме освещения прилегающей территории с высотой опор - не менее 3 м. Необходимое осветительное оборудование рекомендуется предусматривать встроенным в ограждение площадки и выполненным в антивандальном исполнении, с автоматическим включением по наступлении темного времени суток.
Мероприятия по озеленению площадок для установки мусоросборников территорий рекомендуется производить только деревьями с высокой степенью фитонцидности, хорошо развитой кроной. Высоту свободного пространства над уровнем покрытия площадки до кроны предусматривать не менее 3,0 метра (высота стандартного штамба дерева из питомника 220 - 225 сантиметров). Допускается для визуальной изоляции площадок применение декоративных стенок, трельяжей или периметральной живой изгороди в виде высоких кустарников без плодов и ягод.
12. Сохранение и восстановление природных ландшафтов и историко-культурных памятников:
12.1. Рекомендуется предусматривать следующие виды работы:
сохранение и восстановление архитектурных форм (стел, монументов, памятных табличек);
обустройство твердыми или комбинированными видами покрытия дорожек (тротуарная плитка, асфальт, газон, гравий);
озеленение (разбивка газонов, цветников, клумб, посадка саженцев деревьев и кустарников);
установка скамеек и ограждений;
освещение территории;
расчистку водоемов и береговых зон, лесных насаждений, относящихся к территории населенных пунктов;
установку информационных стендов.
Ограждение территорий памятников историко-культурного наследия рекомендуется выполнять в соответствии с регламентами, установленными для данных территорий.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по формированию и проведению
конкурсного отбора общественно
значимых проектов по благоустройству
сельских территорий
Рекомендуемая форма
ПАСПОРТ
общественно значимого проекта по благоустройству сельских
территорий, заявляемого для участия в софинансировании
в ____ году
__________________________________________________________
(полное наименование органа местного самоуправления)
I.
|
Общая характеристика общественно значимого проекта по благоустройству сельских территорий, заявляемого для участия в софинансировании (далее - Проект)
|
Наименование Проекта
|
|
Направления реализации Проекта <1>
|
|
Количественные показатели (показатель) результатов Проекта по объектам и мероприятиям, включенным в Проект <2>
|
|
Адрес или описание местоположения
|
|
ОКТМО населенного(-ых) пункта(-ов)
|
|
Численность населения на 1 января года подачи заявки в населенных пунктах, в котором реализуется Проект, чел.
|
|
Благоустраиваемая площадь, на которой реализуется Проект, кв. м
|
|
Описание состава инициативной группы <3>
|
|
Продолжительность реализации Проекта (количество месяцев)
|
|
Планируемая дата начала и дата окончания реализации Проекта
|
|
Общие расходы по Проекту, тыс. руб.:
|
|
в том числе за счет средств:
|
|
государственной поддержки (федерального и регионального бюджетов)
|
|
местного бюджета
|
|
внебюджетных источников (вклад граждан, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций, юридических лиц) (обязательное условие)
|
|
из них:
вклад граждан, тыс. руб.:
|
|
денежные средства
|
|
трудовое участие
|
|
предоставление помещений
|
|
предоставление технических средств
|
|
вклад общественных, включая волонтерские, организаций, тыс. руб.:
|
|
денежные средства
|
|
трудовое участие
|
|
предоставление помещений
|
|
предоставление технических средств
|
|
вклад юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), тыс. руб.:
|
|
денежные средства
|
|
трудовое участие
|
|
предоставление помещений
|
|
предоставление технических средств
|
|
Расчет трудового участия:
N
|
Описание работ
|
Трудовые затраты, количество человеко-часов
|
Стоимость одного человека-часа, руб.
|
Стоимость трудовых затрат, руб.
|
1
|
||||
2
|
||||
Всего:
|
Целевая группа:
Численность населения, проголосовавших за Проект, чел.
|
|
Численность сельского населения, подтвердившего участие в реализации Проекта, человек
|
|
Количество выгодоприобретателей <4>, чел.
|
|
в том числе:
|
|
молодежь до 35 лет, чел.
|
|
маломобильная группа, чел.
|
II. Описание Проекта
1. Цель и задачи Проекта, описание проблемы, на решение которой направлен Проект с приложением эскизного Проекта размещения элементов благоустройства (карта-схема расположения объектов благоустройства в населенном пункте), сценарии использования объектов Проекта.
2. Описание мероприятий государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 23, ст. 2953; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 30 декабря, N 0001202112300090), и других программ Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных программ, мероприятия которых реализуются на территории реализации Проекта и взаимосвязаны с ним.
3. Соответствие нормам безопасности и законодательству Российской Федерации, включая ссылки на соответствующие нормативы, в случае использования типовой проектной документации дается информация о ее источнике.
4. Формы проведения процедур по выбору подрядчика либо закупок.
5. Мероприятия по поддержанию и (или) развитию полученных в рамках Проекта результатов, механизмы содержания и эксплуатации объектов по благоустройству.
План реализации мероприятий Проекта
Наименование мероприятия
|
Сроки реализации
|
Ответственный исполнитель
|
1. Подготовительные работы:
|
||
2. Приобретение оборудования:
|
||
3. Ремонтно-строительные работы:
|
||
4. Прочая деятельность (указать наименование):
|
III. Смета расходов по Проекту (руб.)
Статьи сметы расходов
|
Общие расходы по Проекту
|
Запрашиваемые средства государственной поддержки
|
Внебюджетные средства
|
Всего
|
Глава (глава администрации) муниципального образования
|
|||
(М.П., подпись)
|
(расшифровка подписи)
|
||
Исполнитель:
(должность, контактный телефон)
|
|||
(подпись)
|
(расшифровка подписи)
|
--------------------------------
<1> В соответствии с приложением N 7 к Госпрограмме.
<2> Указывается краткое наименование: детская площадка, спортивная площадка, зона отдыха, площадка для лиц с ограниченными возможностями здоровья, освещение территории, подсветка зданий, пешеходный тротуар, велосипедная дорожка, автомобильная парковка, велосипедная парковка, ремонт дороги, ограждение, оформление фасада, ливневый сток, колодец, колонка, площадка накопления твердых коммунальных отходов, природный ландшафт, водоем, памятник.
<3> а) население муниципального образования, которое может быть представлено органами территориального общественного самоуправления, общественными организациями и объединениями; б) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории соответствующего муниципального образования; в) бюджетные учреждения, в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, общественные организации и иные некоммерческие организации.
<4> Количество жителей, которые получат пользу от проекта, пользователи объектами, созданными (обустроенными) в рамках проекта.
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по формированию и проведению
конкурсного отбора общественно
значимых проектов по благоустройству
сельских территорий
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КРИТЕРИИ
ОТБОРА ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (ДАЛЕЕ - ПРОЕКТ)
N
|
Наименование критерия
|
Описание критерия
|
Характеристика критерия
|
Балльная оценка
|
1.
|
Комплексность и качество предпроектного исследования территории
|
При формировании Проекта проведено предпроектное исследование территории, в рамках которого выявлены основные предпочтения жителей по реализации Проекта
|
проведен сбор исходных данных по населенному пункту
|
1
|
определены точки притяжения в населенном пункте
|
1
|
|||
определены границы участка размещения объектов
|
1
|
|||
определена группа пользователей, заинтересованных в развитии территории
|
1
|
|||
определены проблемы по благоустройству территории, требующие решения
|
1
|
|||
проведен опрос (голосование) жителей с целью определения приоритетных направлений развития территории
|
1
|
|||
2.
|
Вовлечение граждан в проектирование
|
В формировании Проекта активно участвовали представители различных социальных групп населения
|
проведена информационная кампания по привлечению граждан в формирование Проекта
|
1
|
организовано общественное обсуждение Проекта
|
1
|
|||
показаны/описаны механизмы согласования выбора направлений для включения в Проекты, приводится информация, подтверждающая участие в этом процессе граждан
|
1
|
|||
в обсуждении Проекта приняли участие представители различных некоммерческих организаций, бюджетных учреждений, учреждений образования и культуры, религиозных организаций, активных групп жителей, бизнес-сообщества и др.
|
1
|
|||
к разработке Проекта привлечены архитектурные и ландшафтные дизайнеры, специалисты по благоустройству, представлен разработанный ими эскиз Проекта
|
1
|
|||
по итогам обсуждения составлен и опубликован отчет
|
1
|
|||
3.
|
Соответствие задачам развития населенного пункта
|
Выбор мероприятий и территории реализации Проекта обеспечивает реализацию целей и задач развития населенного пункта
|
показаны и обоснованы изменения, которые произойдут в населенном пункте в течение 3 - 5 лет в случае реализации Проекта
|
1
|
благоустраиваемая территория является или будет являться зоной активного пешеходного транзита
|
1
|
|||
на благоустраиваемой территории находятся здания и (или) зоны, расположенные в точках притяжения населенного пункта
|
1
|
|||
благоустраиваемая территория связана или будет связана с туристскими маршрутами, местами массового отдыха населения
|
1
|
|||
имеется потенциал для размещения объектов предпринимательской и социальной активности
|
1
|
|||
4.
|
Качество и обоснованность архитектурных и планировочных решений
|
Выбор архитектурных и планировочных решений обусловлен запросами участников формирования Проекта, экономически эффективен и обоснован
|
решения отражают функции территории в соответствии с результатами предпроектного исследования
|
1
|
решения позволяют использовать территорию более 6 месяцев в году
|
1
|
|||
решения учитывают интересы различных социальных и возрастных групп жителей населенного пункта, предусматривая востребованные ими сценарии использования территории
|
1
|
|||
решения соответствуют техническим регламентам, правилам и нормам по благоустройству территорий (СНиП, ГОСТ, ПЗЗ и др.), а также рекомендациям к элементам благоустройства и видам работ для включения в перечень Проектов согласно приложению N 1 настоящих методических рекомендаций
|
3
|
|||
при подготовке Проекта использована типовая или повторного применения проектная документация
|
1
|
|||
предпочтение отдается качественным, природным, экологическим материалам, энергосберегающим технологиям
|
1
|
|||
5.
|
Комплексный подход к повышению качества жизни на сельских территориях
|
Реализация Проекта синхронизирована с мероприятиями, реализуемыми на территории муниципального образования в рамках государственных программ
|
в населенном пункте реализуются мероприятия государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 23, ст. 2953; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 30 декабря, N 0001202112300090)
|
5
|
в населенном пункте на благоустраиваемой территории или в непосредственной близости от нее реализуются мероприятия в рамках государственных или муниципальных программ в сфере в сфере ЖКХ, благоустройства, ремонта дорог, туризма, образования, культуры и др., показаны механизмы осуществления синхронизации и возможные синергетические эффекты
|
5
|
|||
6.
|
Ожидаемый экономический эффект от реализации Проекта
|
Осуществлены расчеты экономической эффективности реализации Проекта
|
представлен поэлементный укрупненный расчет затрат на реализацию проекта
|
1
|
представлен расчет ежегодных эксплуатационных расходов на содержание предлагаемого к созданию проекта
|
1
|
|||
7.
|
Доля финансирования Проекта из местного бюджета
|
Доля средств бюджета муниципального образования в общем объеме финансирования Проекта
|
до 5%
|
1
|
от 5 до 15%
|
3
|
|||
более 15%
|
5
|
|||
8.
|
Доля финансирования Проекта из внебюджетных источников
|
Доля денежных средств граждан в общем объеме финансирования Проекта
|
Средства граждан
|
|
до 5%
|
1
|
|||
от 5 до 15%
|
3
|
|||
более 15%
|
5
|
|||
Доля средств юридических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) в общем объеме финансирования Проекта
|
Средства юридических лиц
|
|||
до 10%
|
1
|
|||
от 10 до 30%
|
3
|
|||
более 30%
|
5
|
|||
9.
|
Доля граждан, юридических лиц, участвующих в Проекте
|
Доля граждан населенного пункта, подтвердивших участие в реализации Проекта в форме трудового участия, предоставления оборудования, техники, помещений и другое
|
до 10%
|
1
|
от 15 до 30%
|
3
|
|||
более 30%
|
5
|
|||
10.
|
Доля молодежи, участвующей в Проекте
|
Доля граждан в возрасте до 35 лет, подтвердивших свое участие в реализации Проекта, от общего числа участвующих граждан
|
до 15%
|
1
|
от 15 до 30%
|
3
|
|||
более 30%
|
5
|
|||
11.
|
Доля выгодоприобретателей
|
Доля граждан, которые станут регулярными потребителями результатов реализации Проекта от общей численности населенного пункта, в котором реализуется Проект
|
до 30%
|
1
|
от 30 до 60%
|
3
|
|||
более 60%
|
5
|
|||
12.
|
Комплексный характер Проекта
|
Проект включает в себя реализацию объектов по нескольким направлениям благоустройства
|
1 направление
|
1
|
2 - 3 направления
|
3
|
|||
более 3 направлений
|
5
|
|||
13.
|
Социально-культурная идентичность Проекта
|
Проект имеет привязку к историко-культурным особенностям населенного пункта
|
Проект отражает архитектурные и визуальные традиции населенного пункта
|
1
|
Идея Проекта связана с историей населенного пункта
|
1
|
|||
Проект реализован на территории, подчеркивающей географическую особенность расположения населенного пункта
|
1
|
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по формированию и проведению
конкурсного отбора общественно
значимых проектов по благоустройству
сельских территорий
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ АКТОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К УЧЕТУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ
ПРОЕКТОВ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
1. Технический регламент Евразийского экономического союза от 17 мая 2017 г. N 21 "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017).
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2021 г.).
3. Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (Ведомости СНД и ВС РФ, 18 февраля 1993 г., N 7, ст. 245; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 14, ст. 2012).
4. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4473; 2011, N 30, ст. 4596).
5. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2021, N 27, ст. 5184).
6. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2008, N 52, ст. 6223).
7. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2016, N 52, ст. 7480).
8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2021, N 27, ст. 5117).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 47, ст. 6640; 2021, N 13, ст. 2242).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 37, ст. 5746).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6622).
12. Приказ Минстроя России и Минспорта России от 27 декабря 2019 г. N 897/пр/1128 "Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры".
13. Приказ Минстроя России от 19 декабря 2019 г. N 824/пр "Об утверждении Изменения N 2 к СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
14. Приказ Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 913/пр "Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды".
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. N 599н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по благоустройству и озеленению территорий и объектов" (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2020 г., регистрационный N 60258).
16. Приказ Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (зарегистрирован Минюстом России 24 мая 2013 г., регистрационный N 28505).
17. Распоряжение Минпросвещения России от 5 декабря 2019 г. N Р-124 "Об утверждении Методических рекомендаций по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
18. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
19. СП 31-115-2006 "Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения", одобренный приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 3 июля 2006 г. N 407.
20. СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 5 июля 2011 г. N 320.
21. СП 113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 776/пр.
22. СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 777/пр.
23. СП 82.13330.2016 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. N 972/пр.
24. СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр.
25. СП 440.1325800.2018 "Спортивные сооружения. Проектирование естественного и искусственного освещения", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 830/пр.
26. СП 475.1325800.2020 "Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 января 2020 г. N 26/пр.
27. СП 476.1325800.2020 "Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 33/пр.
28. СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 859/пр.
29. ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования", принятый постановлением Госстандарта Российской Федерации от 18 марта 2003 г. N 80-ст.
30. ГОСТ Р 52025-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей", принятый постановлением Госстандарта Российской Федерации от 18 марта 2003 г. N 81-ст.
31. ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст.
32. ГОСТ Р 52167-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 г. N 333-ст.
33. ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. N 1148-ст.
34. ГОСТ Р 52168-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 г. N 334-ст.
35. ГОСТ Р 52300-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний каруселей. Общие требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 г. N 179-ст.
36. ГОСТ Р 52299-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качалок. Общие требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 г. N 180-ст.
37. ГОСТ Р ЕН 1177-2013 "Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Определение критической высоты падения", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 г. N 181-ст.
38. ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 г. N 182-ст.
39. ГОСТ Р 55677-2013 "Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2013 г. N 1282-ст.
40. ГОСТ Р 55678-2013 "Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний спортивно-развивающего оборудования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2013 г. N 1283-ст.
41. ГОСТ Р 55679-2013 "Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность при эксплуатации", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2013 г. N 1284-ст.
42. ГОСТ 33602-2015 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Термины и определения", введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 мая 2016 г. N 326-ст.
43. ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст.
44. ГОСТ Р 59010-2020 "Оборудование и покрытия игровых площадок. Дополнительные требования безопасности и методы испытаний универсальных игровых площадок", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2020 г. N 653-ст.
45. ГОСТ 33150-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования", введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1206-ст.