ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 февраля 2017 г. N 5-МР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОВЫШЕНИИ ВНИМАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ
ОПЕРАЦИЯМ КЛИЕНТОВ

Банк России информирует о том, что результаты надзорной деятельности свидетельствуют о наличии риска вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма при обслуживании клиентов - резидентов Российской Федерации (юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей), осуществляющих переводы денежных средств нерезидентам по заключенным с ними внешнеторговым контрактам, предусматривающим оказание услуг по перевозке (транспортировке) товара.

При этом у грузоотправителя или лиц, исполняющих функции перевозчика по указанным контрактам, как правило, отсутствуют документы, подтверждающие факт наличия перевозимого товара, а также оформленного паспорта сделки.

Возрастающие непропорционально объему импорта товаров в Российскую Федерацию масштабы таких операций позволяют предполагать, что действительными их целями могут являться незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

Указанные выше клиенты - юридические лица, как правило, обладают двумя или более нижеследующими признаками:

а) размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юридического лица соответствующей организационно-правовой формы;

б) учредитель (участник) клиента, его руководитель и (или) лицо, осуществляющее ведение бухгалтерского учета клиента, совпадают в одном лице;

в) в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа клиента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа клиента - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени клиента без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц;

г) постоянно действующий исполнительный орган клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени клиента без доверенности, отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

Для расчетов по таким контрактам клиент кредитной организации использует счета, иные расходные операции по которым, как правило, клиентом не осуществляются либо носят нерегулярный характер. В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности клиента, при этом размер сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемых с заработной платы работников клиента, может свидетельствовать о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы).

Учитывая изложенное, в отношении таких клиентов в рамках реализации кредитными организациями программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма рекомендуется:

уделять повышенное внимание всем проводимым ими операциям;

запрашивать у клиента паспорт сделки и ведомость банковского контроля по контракту, связанному с приобретением перевозимого товара (в случае ввоза товара на территорию Российской Федерации), а также копии договоров (контрактов) по приобретению (отчуждению) перевозимого товара и документы, подтверждающие его наличие у грузоотправителя или перевозчика (перечень запрашиваемых документов определяется кредитной организацией самостоятельно).

В случае непредставления запрошенных документов либо возникновения сомнений в их достоверности рекомендуется:

отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету, подписанных аналогом собственноручной подписи, руководствуясь рекомендациями, предусмотренными письмом Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)" ("Вестник Банка России" от 8 мая 2007 года N 25);

направлять в уполномоченный орган информацию об операциях клиентов на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Рекомендуется возобновлять обслуживание (начинать обслуживание) клиента с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) при условии предоставления клиентом запрошенных кредитной организацией документов, на основании которых кредитная организация сможет сделать вывод об отсутствии у нее подозрений в том, что целью совершения операции является незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России".

Заместитель Председателя
Банка России
Д.Г.СКОБЕЛКИН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области