См. Документы Министерства обороны Российской Федерации

Утверждены

статс-секретарем -

заместителем Министра обороны

Российской Федерации

9 января 2019 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

КОРРУПЦИОННЫХ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ВООРУЖЕННЫХ

СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРОЕ

МОЖЕТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ ОКРУЖАЮЩИМИ КАК ОБЕЩАНИЕ ДАЧИ ВЗЯТКИ

ИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДАЧИ ВЗЯТКИ ЛИБО КАК СОГЛАСИЕ ПРИНЯТЬ

ВЗЯТКУ ИЛИ КАК ПРОСЬБА О ДАЧЕ ВЗЯТКИ

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны взамен Методических рекомендаций по организации в Министерстве обороны Российской Федерации мероприятий по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, утвержденных статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации 13 декабря 2013 г., в целях оказания практической помощи должностным лицам подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - должностные лица) при организации работы по профилактике и искоренению проявлений коррупционного характера среди государственных служащих "*" и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, а также работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - работники) при осуществлении своих должностных (трудовых) обязанностей.

--------------------------------

"*" Здесь и далее в тексте настоящих Методических рекомендаций, если не оговорено особо, к государственным служащим относятся военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральные государственные гражданские служащие, проходящие службу в центральных органах военного управления.

2. Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании следующих нормативных правовых актов:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (статья 9);

Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации" (статьи 290 - 291.2 УК РФ );

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях " (статья 19.28 КоАП РФ);

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 830 "Об утверждении Порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и Перечня сведений, содержащихся в уведомлениях";

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 108 "Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов";

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 1050 "О порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства обороны Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений";

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2017 г. N 18-4/10/В-7931 "Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям".

3. Уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает три вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ ), дача взятки (статья 291 УК РФ ), посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ ).

Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимущества и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействий) либо представлению получению каких - либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

Посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Взяткой могут быть:

Предметы - денежные средства, в том числе валюта, банковские чеки, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические пути поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонорара за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, "случайный" выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, уменьшение процентных ставок по кредиту и т.д.

Размер взятки для наступления уголовной ответственности значения не имеет.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, а также, если лицо добровольно сообщило в правоохранительные органы о даче взятки.

4. Косвенными признаками предложения взятки могут быть:

- разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие "опасные" выражения при этом не допускаются;

- в ходе беседы взяткодатель жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);

- сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю;

- взяткодатель может неожиданно переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

5. В случае предложения или вымогательства взятки государственному служащему или работнику необходимо:

- незамедлительно при возможности доложить о данном факте рапортом (служебной запиской) своему непосредственному начальнику (руководителю) в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 830 "Об утверждении Порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и Перечня сведений, содержащихся в уведомлениях", от 26 февраля 2015 г. N 108 "Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов" и от 28 июня 2011 г. N 1050 "О порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства обороны Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений";

- обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно. В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы. В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о даче взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (областных, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в органы прокуратуры Российской Федерации, осуществляющие прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

6. Для профилактики коррупционных преступлений и правонарушений необходимо придерживаться следующих правил:

- старайтесь всегда вести прием посетителей, обращающихся к вам за решением каких-либо личных или служебных вопросов, в присутствии других лиц;

- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

- уберите с рабочего стола документы и другие предметы, под которые можно незаметно положить деньги;

- если вам против вашей воли пытаются передать денежные средства, вручить какой-либо подарок, открыто, громко, недвусмысленно, словами и жестами выскажите свое негативное к этому отношение (помните, что провокатор взятки может вести скрытую аудиозапись или видеосъемку вашей с ним беседы);

- внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

- не берите инициативу в разговоре на себя, больше "работайте на прием", позволяйте потенциальному взяткополучателю "выговориться", сообщить Вам как можно больше информации;

- если вы обнаружили у себя на рабочем столе, в шкафу, в ящике стола, в карманах одежды и т.д. какой-либо незнакомый вам предмет (пакет, конверт, коробку, сверток и т.п.), ни в коем случае не трогайте его, ограничьте доступ иных лиц в кабинет, либо к рабочему месту. Немедленно проинформируйте своего непосредственного начальника (руководителя);

- обо всех поступивших предложениях и попытках дать вам взятку в письменном виде информируйте своего непосредственного руководителя;

- никогда не соглашайтесь на предложения незнакомых и малознакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных или личных вопросов вне служебного кабинета (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе и т.п.);

- категорически запретите своим родственникам без вашего ведома принимать какие-либо материальные ценности (деньги, подарки и т.п.) от кого бы то ни было.

Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки является неприемлемым для должностных лиц, поскольку позволяет усомниться в их объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.

Для предупреждения подобных негативных последствий всем государственным служащим и работникам следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности, воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одним из основных принципов противодействия коррупции определена приоритетность мер по ее профилактике.

Особая роль в организации работы по данному направлению отводится подразделениям или должностным лицам, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах военного управления, учреждениях (организациях). В целях методической поддержки их деятельности и подготовлен комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению государственными служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки (далее - комплекс мер).

7. Мероприятия, включенные в комплекс мер, рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

- информирование государственных служащих и работников об установленных действующим законодательством Российской Федерации уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица;

- разъяснение государственным служащим и работникам порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

- закрепление в правовых актах этических норм поведения государственных служащих и работников, процедур и форм соблюдения государственными служащими и работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции;

- обеспечение открытости деятельности органов военного управления, включая внедрение мер общественного контроля.

8. Основными задачами осуществления комплекса мер являются:

а) формирование в Вооруженных Силах Российской Федерации негативного отношения к поведению государственных служащих и работников, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки;

б) организация исполнения нормативных правовых актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения государственными служащими и работниками норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.