См. Документы Федерального агентства по делам национальностей

Утверждены
приказом Федерального агентства
по делам национальностей
от 29.12.2022 N 199

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по повышению эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 62 раздела VII плана мероприятий по реализации в 2022 - 2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 3718-р, на основе результатов анализа деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере.

2. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью повышения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан и направлены на обеспечение единых подходов к реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан.

3. Методические рекомендации разработаны с учетом следующих положений:

Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";

Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г." (далее - Стратегия национальной безопасности);

Указа Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы";

распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2577-р "Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации";

приказа ФАДН России от 17 ноября 2020 г. N 142 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации");

иных нормативных правовых актов.

4. Социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации (далее - социальная и культурная адаптация) - комплекс мер, направленных на оказание законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданам содействия в:

а) улучшении навыков владения русским языком;

б) изучении истории, особенностей культуры и основ законодательства Российской Федерации;

в) усвоении принятых в российском обществе правил и норм поведения;

г) взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

д) получении доступа к государственным услугам в миграционной, социальной, информационной и иных сферах.

5. Социальная и культурная адаптация осуществляется в целях преодоления иностранными гражданами социальной изоляции, установления ими социальных отношений, способствующих бесконфликтному проживанию в российском обществе, а также обеспечения государственной и общественной безопасности.

6. Социальная и культурная адаптация осуществляется в отношении законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан с целью осуществления трудовой или образовательной деятельности, а также членов их семей.

7. Социальная и культурная адаптация реализуется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, социально ориентированными некоммерческими организациями, национально-культурными автономиями, общественными объединениями, учреждениями культуры и спорта, образовательными, религиозными организациями и работодателями.

II. Рекомендации органам государственной власти
субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления по повышению эффективности реализации
государственной политики в сфере социальной и культурной
адаптации иностранных граждан

8. С целью повышения эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан в субъектах Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входят вопросы социальной и культурной адаптации иностранных граждан, рекомендуется:

8.1. На системной основе организовывать совещания с представителями органов местного самоуправления, в ходе которых рассматривать результаты текущей деятельности в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан, имеющиеся проблемные вопросы, лучшие практики и т.п.;

8.2. Ввести в практику работы совещательно-координационных органов при высших должностных лицах обсуждение актуальных вопросов социальной и культурной адаптации иностранных граждан с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, национально-культурных автономий, общественных объединений, учреждений культуры и спорта, образовательных, религиозных организаций, и работодателей;

8.3. Разработать и утвердить региональные стандарты организации деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, в которых будут четко обозначены цели, задачи, направления деятельности в данной сфере;

8.4. Ежегодно разрабатывать и утверждать региональные планы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, включающие конкретные мероприятия, ответственных исполнителей, сроки исполнения, а также предусматривать мониторинг результатов их исполнения;

8.5. Организовать мониторинг соответствия деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления региональному стандарту, настоящим Методическим рекомендациям и Методическим рекомендациям "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан Российской Федерации";

8.6. Использовать потенциал региональных научных и научно-образовательных учреждений с целью экспертного сопровождения реализации государственной политики по социальной и культурной адаптации иностранных граждан на уровне субъекта Российской Федерации;

8.7. Осуществлять методическую поддержку проектной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, национально-культурных автономий и общественных организаций, реализующих мероприятия в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан, с целью ее приведения в соответствие с содержанием и целями деятельности по данному направлению, обозначенными в пунктах 4 и 5 настоящих Методических рекомендаций;

8.8. Исключить проведение мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, в рамках деятельности по социальной и культурной адаптации иностранных граждан.

9. С целью повышения эффективности реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации рекомендуется:

9.1. Принять во внимание, что в соответствии с подпунктом 16 пункта 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, реализация государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации мигрантов определена одним из механизмов достижения целей обеспечения государственной и общественной безопасности;

9.2. Учитывать, что государственные программы субъектов Российской Федерации должны быть направлены на достижение целей и приоритетов, содержащихся в документах стратегического планирования;

9.3. Учитывать необходимость решения задач по социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации при разработке раздела, отвечающего за целеполагание (определение направлений, целей и приоритетов работы региона, в том числе в части обеспечения национальной безопасности Российской Федерации), в программном документе субъекта Российской Федерации;

9.4. Разработать и включить раздел, направленный на достижение целей социальной и культурной адаптации иностранных граждан, (далее - профильный раздел) в программный документ субъекта Российской Федерации, в котором будут четко обозначены цели, задачи, направления деятельности субъекта Российской Федерации в данной сфере, а также учтены целевые группы (обозначены в пункте 6 настоящих Методических рекомендаций);

9.5. При разработке профильного раздела программного документа субъекта Российской Федерации руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями и Методическими рекомендациями "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации";

9.6. Разработать комплекс мероприятий в рамках программного документа субъекта Российской Федерации, способствующих достижению поставленных целей, задач и соответствующий направлениям, обозначенным в профильном разделе;

9.7. При разработке мероприятий учитывать целевую группу, ее особенности и характеристики (иностранные трудовые мигранты, студенты, несовершеннолетние иностранные граждане и т.д.);

9.8. Принять во внимание, что социальная и культурная адаптация иностранных граждан направлена исключительно на иностранных граждан;

9.9. При разработке комплекса мероприятий учитывать комплексность и межведомственный характер задач, решаемых в рамках реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан;

9.10. Предусмотреть финансовое обеспечение мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан;

9.11. При подготовке перечня мероприятий в программный документ субъекта Российской Федерации руководствоваться прилагаемым к настоящим Методическим рекомендациям примерным перечнем рекомендуемых мероприятий в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан.

10. Органам местного самоуправления при реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан рекомендуется:

10.1. Учитывать, что в соответствии с пунктом 6.2 части 1 статьи 15 и пунктом 7.2 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ разработка и осуществление мер, направленных на обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, относятся к вопросам местного значения муниципального района, муниципального и городского округа;

10.2. Принимать решение о необходимости разработки профильного раздела в программном документе органа местного самоуправления, количества включенных в него мероприятий и объема финансирования, исходя из комплексного анализа миграционной обстановки (количества мигрантов в муниципальном образовании по отношению к местному населению, уровня социальной напряженности, состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, процентного соотношения количества несовершеннолетних иностранных граждан, обучающихся в образовательной организации (отдельном классе), к количеству несовершеннолетних граждан Российской Федерации, наличия мест компактного проживания иностранных граждан и т.д.);

10.3. При разработке профильного раздела в программном документе органа местного самоуправления руководствоваться рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации обозначенных в пункте 9 настоящих Методических рекомендаций, а также Методическими рекомендациями "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации".

ФАДН России

Приложение 1
к Методическим рекомендациям
для органов государственной власти
субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления
по повышению эффективности реализации
государственной политики в сфере
социальной и культурной адаптации
иностранных граждан на территории
Российской Федерации
(утв. Приказом ФАДН России
от 29.12.2022 N 199)

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ
АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Наименование мероприятия
Содержание
Мероприятия, рекомендуемые к реализации на региональном и муниципальном уровнях
1. Образовательные мероприятия
1. Организация и проведение занятий по изучению русского языка как иностранного;
2. Организация и проведение занятий по изучению особенностей культуры и традиций региона пребывания и Российской Федерации;
3. Организация и проведение занятий по изучению правил (ответственности за совершение административных правонарушений, миграционного и уголовного законодательств) и норм поведения (правил общежития) в российском обществе, в том числе особенностей отправления религиозных обрядов в Российской Федерации;
4. Организация и проведение занятий по профилактике экстремизма и идеологии терроризма;
5. Организация и проведение занятий по вопросам адаптации иностранных граждан в трудовом коллективе;
6. Организация и проведение занятий по вопросам действий иностранных граждан в экстренных ситуациях.
2. Мероприятия консультативного характера
1. Оказание помощи в оформлении различных видов документов;
2. Организация и проведение консультаций о порядке получения государственных и муниципальных услуг в сферах здравоохранения, образования, социального обеспечения, миграции и т.д.;
3. Организация и проведение юридических консультаций по вопросам защиты трудовых и иных прав иностранных граждан;
4. Оказание помощи в поиске жилья, работы.
3. Проведение тематических встреч по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, миграционного законодательства, правил и норм поведения в российском обществе, особенностей отправления религиозных обрядов и т.д.
1. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями органов государственной власти и местного самоуправления;
2. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями подразделений МВД России по вопросам миграции;
3. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями религиозных организаций;
4. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями национальных объединений;
5. Организация и проведение встреч иностранных граждан с представителями общественных организаций.
4. Мероприятия в информационной сфере
1. Разработка и распространение в социальных сетях и иных каналах распространения информации в среде иностранных граждан материалов о законодательстве Российской Федерации, правилах и нормах поведения, особенностях отправления религиозных обрядов, полезных адресах и контактных данных муниципальных и региональных органов власти, учреждений здравоохранения, миграционных центров, региональных национально-культурных автономий, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, оказывающих помощь иностранным гражданам, и другой необходимой информации.
5. Мероприятия в сфере научно-методического сопровождения
1. Разработка и распространение методических материалов для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, работников образовательных организаций, представителей религиозных организаций и т.д. по различным аспектам осуществления деятельности в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан.
2. Проведение круглых столов, секций в рамках форумных мероприятий по вопросам социальной и культурной адаптации иностранных граждан с привлечением представителей научного сообщества, специализирующихся в указанной теме;
3. Привлечение представителей научных и научно-образовательных организаций к сопровождению деятельности по социальной и культурной адаптации иностранных граждан;
4. Проведение исследований по изучению характеристик структуры миграционного потока;
5. Проведение социологических исследований, направленных на изучение возникающих барьеров и потребностей иностранных граждан в процессе их социальной и культурной адаптации;
6. Проведение социологических исследований, направленных на изучение жизненных стратегий и мотиваций иностранных граждан, практик их жизни, формируемых ими сетей;
7. Составление социального портрета среднестатистического мигранта (иностранного гражданина) в субъекте;
8. Проведение социологических исследований, направленных на изучение интеграционного потенциала принимающего сообщества.
Мероприятия, рекомендуемые к реализации на муниципальном уровне
6. Мероприятия, направленные на включение иностранных граждан в среду принимающего сообщества (для отдельных категорий мигрантов)
1. Проведение командных спортивных мероприятий с участием представителей принимающего сообщества и иностранных граждан (в составе смешанных команд);
2. Привлечение иностранных граждан к мероприятиям, организуемым на уровне территориального общественного самоуправления (благоустройство территории, праздники, конкурсы и т.д.);
3. Привлечение иностранных граждан к участию в мероприятиях, направленных на укрепление единства российской нации;
4. Привлечение иностранных граждан к волонтерской деятельности для помощи соотечественникам.