Утверждаю

Руководитель Федеральной

службы по надзору в сфере

защиты прав потребителей

и благополучия человека,

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

23 апреля 2009 года

Дата введения -

20 июля 2009 года

4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ОЦЕНКА

АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В КАБИНАХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

УСЛОВИЙ ТРУДА ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЕ 1 К МУК 4.3.2231-07

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

МУК 4.3.2499-09

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены"; Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН; Министерством транспорта Российской Федерации; ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации.

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 24 марта 2009 г. N 1).

3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 23 апреля 2009 г.

4. Введены в действие с 20 июля 2009 г.

Внести изменения в МУК 4.3.2231-07:

1. В раздел 3. Расчет эквивалентного уровня шума в полете за оцениваемый период летной работы:

пункт 3.4, абзац 1, изложить в следующей редакции:

    "3.4. Эквивалентный уровень звука L     , дБА, рассчитывают по формуле:
                                       Aeq,T

                                                 0,1L
                                  1    n             Aeq,Ti
                 L      = 10lg (----- SUM T  х 10          ),           (1)
                  Aeq,T         T     i=1  i
                                 norm

    где:
    L       - эквивалентный уровень звука в интервале T  (час.);
     Aeq,Ti                                            i
    Т     - норма полетного времени в соответствии с Прилож. 7 (час.);
     norm
    T  - продолжительность оцениваемого периода полета (час.);
     i
    i = 1, 2,... n, где n - номер интервала".

2. Пункт 3.5 изложить в следующей редакции:

"3.5. В случае необходимости уровни звука (дБА), по результатам измерений звукового давления в октавных полосах частот (дБ), рассчитывают в соответствии с Прилож. 5".

3. Изложить прилож. 6 в следующей редакции:

Приложение 6

ПРИМЕР

ОФОРМЛЕНИЯ "ПРОТОКОЛА РАСЧЕТА ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ

ШУМА В ПОЛЕТЕ С УЧЕТОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

ЗА ОЦЕНИВАЕМЫЙ ПЕРИОД ЛЕТНОЙ РАБОТЫ"

                            Иванов Иван Иванович
1. Работник _______________________________________________________________
                              (фамилия, имя, отчество)
                         1952 год
1.1. Год рождения _________________________________________________________
                                                 ОАО "КДА авиалинии"
2. Наименование предприятия (работодателя) ________________________________
123456, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, к. 37, Москва, аэропорт
___________________________________________________________________________
Быково
___________________________________________________________________________
       (полное наименование, юридический адрес, фактический адрес,
ОКПО 23456789, ОКОНХ 56789
___________________________________________________________________________
              форма собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ)
___________________________________________________________________________
                                                            л/о N 36
2.1. Наименование объекта (цеха, участка, мастерской и пр.) _______________
воздушных судов Ту-154
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
                                              2 пилот ВС Ту-154
3. Профессия или должность работника ______________________________________
___________________________________________________________________________
                   (по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94)
                                   29 лет
3.1. Общий стаж работы ____________________________________________________
                                                работал пилотом 27 лет
3.2. Стаж работы в данной профессии (должности) ___________________________
___________________________________________________________________________
3.3.  Стаж  работы  в  условиях  воздействия  опасных,  вредных  веществ  и
                                                             15000 ч
неблагоприятных производственных факторов (налет часов) ___________________
___________________________________________________________________________
                                                      В 1978 г. после
3.4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке) _____________________
окончания л/у назначен на должность 2 пилота, в 1980 г. КВС Ан-2, в 1983 г.
___________________________________________________________________________
переведен на должность 2 пилота ВС Ан-24, в 1991 г. переведен на должность
___________________________________________________________________________
2 пилота ВС Ту-154 по настоящее время
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Таблица

ПОКАЗАТЕЛИ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (ДБА)

ИВАНОВА ИВАНА ИВАНОВИЧА

┌───────┬─────────┬──────┬──────────┬────────┬──────────┬──────┬───────────┬──────┬──────┐
│ Год и │ Тип ВС  │Уровни│Тип приме-│Акусти- │Фактиче-  │Уровни│Уровни зву-│Lэкв  │Превы-│
│ месяц │         │звука │няемой АГ │ческая  │ское поле-│звука │ка при ак- │(дБА) │шение │
│работы │         │  в   │          │эффек-  │тное время│  с   │тивном про-│      │нормы │
│  ГА   │         │кабине│          │тивность│за месяц  │учетом│слушивании │      │(дБА) │
│       │         │  ВС  │          │АГ (дБА)├────┬─────┤  АГ  │радиоэфира │      │      │
│       │         │(дБА) │          │        │ ч  │мин. │(дБА) │(дБА)      │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│   1   │    2    │  3   │    4     │   5    │ 6  │  7  │  8   │     9     │  10  │  11  │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│1980   │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│январь │Ан-2     │102   │АГ-2      │0,85    │52  │23   │102,85│114,85     │107,75│27,75 │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│февраль│         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│март   │Ан-24    │92    │ГСШ-С12А  │-4,22   │69  │58   │87,78 │99,78      │95,49 │15,49 │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│1981   │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│январь │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│февраль│Ан-2     │102   │ГСШ-А-18  │-10,02  │52  │23   │91,98 │103,98     │96,88 │16,88 │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│март   │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│апрель │Ан-24    │92    │ГСШ-А-18  │-10,02  │69  │58   │81,98 │93,98      │89,69 │9,69  │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│май    │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│1993   │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│январь │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│февраль│Ту-154   │84    │ГСШ-А-18  │-10,02  │75  │57   │73,98 │85,98      │81,69 │1,69  │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│март   │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│апрель │Ту-154 М │77    │ГСШ-А-18  │-10,02  │65  │59   │66,98 │78,98      │74,07 │-5,93 │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│май    │Ил-96-300│77    │ГСШ-А-18 Э│-6,02   │65  │59   │70,98 │82,98      │78,69 │-1,31 │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│июнь   │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
└───────┴─────────┴──────┴──────────┴────────┴────┴─────┴──────┴───────────┴──────┴──────┘

    Расчет  эквивалентного уровня шума с учетом дополнительной акустической
нагрузки,  возникающей  при  прослушивании  эфира и речевом радиообмене, за
анализируемый период летной работы выполнил _______________________________
___________________________________________________________________________
                (должность, наименование отдела, отделения)
                                            Петров Петр Петрович
подпись _________________         _________________________________________
                                            (Ф., И., О. полностью)
                                             3
Расчет эквивалентного уровня шума выполнен в _ экз.
С расчетом эквивалентного уровня шума ознакомлены:

Работодатель                          Работник (доверенное лицо)
              С.С. Сидоров                                      И.И. Иванов
"__" ________ 2009 г.                 "__" _________ 2009 г.

М.П.

4. Дополнить прилож. 7 в следующей редакции:

Приложение 7

┌────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Тип ВС │                Норма летного времени (ч)                │      Норма полетного времени (ч)      │
│        ├─────────────┬───────────────────┬───────────────────────┼────────────────────┬──────────────────┤
│        │   1980 г.   │      1990 г.      │        1992 г.        │       1993 г.      │      2006 г.     │
│        ├─────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│        │  МГА СССР   │     МГА СССР      │  Отраслевое тарифное  │   Постановление    │      Приказ      │
│        │ Положение о │     Указание      │   соглашение между    │   Минтруда России  │   Минтранса РФ   │
│        │   рабочем   │   от 7 августа    │    Правительством     │   от 25 июня 1993  │   от 21 ноября   │
│        │  времени и  │  1990 г. N 369/у  │ Российской Федерации, │      г. N 124      │   2005 г. N 139  │
│        │   времени   │    О введении     │     Департаментом     │   Об утверждении   │  Об утверждении  │
│        │   отдыха    │    в действие     │ воздушного транспорта │Временного положения│   положения об   │
│        │ работников  │  рекомендованных  │Министерства транспорта│  о рабочем времени │   особенностях   │
│        │ гражданской │ нормативов режима │ Российской Федерации, │  и времени отдыха  │  режима рабочего │
│        │   авиации   │  труда и отдыха   │   Советом Федерации   │   членов экипажей  │ времени и времени│
│        │ (вводится в │  членов экипажей  │профсоюзов авиационных │   воздушных судов  │   отдыха членов  │
│        │действие с 1 │  воздушных судов  │работников России и ЦС │ гражданской авиации│экипажей воздушных│
│        │июня 1980 г.)│гражданской авиации│   профсоюза летного   │Российской Федерации│ судов гражданской│
│        │от 4 февраля │                   │  состава Российской   │                    │авиации Российской│
│        │1980 г. N 2/И│                   │ Федерации на 1992 г.  │                    │     Федерации    │
├────────┼───────┬─────┼─────────┬─────────┼───────────┬───────────┼───────────┬────────┼─────────┬────────┤
│   1    │   2   │  3  │    4    │    5    │     6     │    7      │     8     │   9    │   10    │   11   │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│        │в месяц│в год│ в месяц │  в год  │  в месяц  │   в год   │  в месяц  │ в год  │ в месяц │  в год │
├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤
│                                              Самолеты с ТРД                                              │
├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤
│Ту-104  │70     │700  │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ту-124  │-      │-    │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ту-134 А│70     │700  │70       │700      │70         │700        │77         │770     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ту-154 М│-      │-    │70       │700      │70         │700        │76         │760     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ту-154  │70     │700  │70       │700      │70         │700        │76         │760     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ту-144  │50     │300  │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ил-62   │80     │800  │70       │700      │70         │700        │74         │740     │80       │800     │
│(Ил-62  │       │     │         │         │           │           │           │        │         │        │
│М)      │       │     │         │         │           │           │           │        │         │        │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ил-76 Т │80     │800  │70       │700      │70         │700        │76         │760     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ил-76 ТД│80     │800  │70       │700      │70         │700        │76         │760     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ил-86   │60     │600  │60       │600      │60         │600        │66         │660     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ил-96-  │-      │-    │-        │-        │-          │-          │66         │660     │80       │800     │
│300     │       │     │         │         │           │           │           │        │         │        │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Як-40   │70     │700  │70       │700      │70         │700        │79         │790     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Як-42   │70     │700  │70       │700      │70         │700        │78         │780     │80       │800     │
├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤
│                                              Самолеты с ТВД                                              │
├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤
│Ту-114  │-      │-    │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ил-18   │70     │700  │70       │700      │70         │700        │75         │750     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-3    │-      │-    │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-12   │80     │800  │70       │700      │70         │700        │75         │750     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-24   │70     │700  │70       │700      │70         │700        │79         │790     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-26   │80     │800  │70       │700      │60         │600        │67         │670     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-30   │70     │700  │70       │700      │70         │700        │79         │790     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-28   │70     │700  │60       │600      │60         │600        │68         │680     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-74   │-      │-    │-        │-        │70         │700        │76         │760     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Л-410   │70     │700  │60       │600      │60         │600        │70         │700     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Л-410   │-      │-    │60       │600      │60         │600        │70         │700     │80       │800     │
│УВП Э   │       │     │         │         │           │           │           │        │         │        │
├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤
│                                    Самолеты с поршневыми двигателями                                     │
├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤
│Ил-14   │100    │1000 │80       │800      │80         │800        │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-2    │100    │1000 │80       │800      │80         │800        │80         │800     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-14   │-      │-    │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Як-18 Т │80     │800  │80       │800      │80         │800        │75         │750     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ли-2    │-      │-    │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
│(ДС-3)  │       │     │         │         │           │           │           │        │         │        │
├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤
│                                                Вертолеты                                                 │
├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤
│Ми-1    │80     │800  │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-2    │80     │800  │70       │700      │70         │700        │70         │700     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-2 СХ │70     │700  │70       │700      │50         │500        │55         │550     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-4    │80     │800  │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-6    │80     │800  │70       │700      │70         │700        │70         │700     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-8    │80     │800  │70       │700      │70         │700        │77         │770     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-10 К │80     │800  │70       │700      │70         │700        │70         │700     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-26 Т │-      │-    │60       │600      │60         │600        │66         │660     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ка-26   │80     │800  │70       │700      │70         │700        │70         │700     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ка-32   │-      │-    │70       │700      │60         │600        │70         │700     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│В-3     │-      │-    │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
└────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┘

До 1993 г. при проведении расчетов вместо полетного времени используется летное время.

При отсутствии информации о полетном времени за период 1993 - 2005 гг. для определения фактического полетного времени допускается увеличение фактического летного времени на 12%.