ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
21.10.2013
3.1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ
САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАССОВЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 3.1.0079/2-13
1. Область применения
1.1. В настоящих методических рекомендациях определены приоритетные направления обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период подготовки и проведения массовых мероприятий с международным участием, представлена методика количественной оценки уровня потенциальной эпидемической опасности массовых мероприятий по актуальным инфекционным болезням и комплекс мероприятий по предупреждению реализации ведущих "внешних" и "внутренних" угроз.
--------------------------------
<1> Статья 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2020 N 492-ФЗ).
1.2. Методические рекомендации предназначены для специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и других заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2. Перечень сокращений
ГИС - геоинформационные системы
МО - медицинская организация
ПЭО - потенциальная эпидемическая опасность
СИЗ - средство индивидуальной защиты
СКП - санитарно-карантинный пункт
СПК - санитарно-противоэпидемическая комиссия
СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада
ЧС - чрезвычайная ситуация
3. Общие положения
3.1. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период подготовки и проведения массовых мероприятий с международным участием (далее - Мероприятия) является одной из важнейших задач биологической безопасности государства.
3.2. Мероприятия привлекают участников и гостей из различных стран мира, в том числе неблагополучных по инфекционным болезням. Занос инфекционных болезней приезжающими участниками и гостями в место проведения Мероприятия может привести к чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) санитарно-эпидемиологического характера, значимой как в принимающей стране, так и в международном масштабе [1, 2, 3]. Проведение Мероприятий также сопряжено с "внутренними", обусловленными активизацией местных нозологических форм, и "террористическими" угрозами для санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, во время Мероприятий увеличивается нагрузка на коммунальные системы жизнеобеспечения населения и медицинские службы, что может также способствовать возникновению эпидемиологических осложнений.
3.3. История Мероприятий имеет множество примеров осложнения эпидемиологической обстановки по инфекционным болезням с аэрозольным и фекально-оральным механизмами передачи, что определяет необходимость заблаговременной оценки эпидемиологических рисков в отношении конкретных Мероприятий с целью планирования мер по их минимизации [4].
4. Основные направления организационных,
санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий в период подготовки и проведения массовых
мероприятий с международным участием
Приоритетными направлениями проведения мероприятий являются:
4.1. В рамках организационных мероприятий, санитарной охраны территории и межведомственного взаимодействия:
4.1.1. Корректировка Комплексного плана мероприятий по санитарной охране территории субъекта Российской федерации, введение в Комплексный план дополнительного раздела, касающегося обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в период проведения Мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <3>.
--------------------------------
<3> Пункты 578 - 579 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4 (зарегистрировано Минюстом России 15.02.2021, регистрационный N 62500), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.02.2022 N 5 (зарегистрировано Минюстом России 01.03.2022, регистрационный N 67587); от 25.05.2022 N 16 (зарегистрировано Минюстом России 21.06.2022, регистрационный N 68934) (далее - СанПиН 3.3686-21).
4.1.2. Корректировка комплексных планов мероприятий по отдельным актуальным инфекционным (паразитарным) болезням, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации <4>, оперативных планов проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществление постоянного контроля за исполнением комплексных планов со стороны управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, заслушивание вышеуказанных вопросов на заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии (СПК) при правительстве субъекта Российской Федерации, принятие соответствующих постановлений и распоряжений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор).
--------------------------------
<4> Приложение 11 СанПиН 3.3686-21.
4.1.3. Разработка территориальным органом Роспотребнадзора совместно с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации (далее - Центр гигиены и эпидемиологии) и другими подведомственными организациями Роспотребнадзора детального Плана организационных, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для всех плановых этапов: подготовки, проведения и завершения Мероприятия.
4.1.4. Усиление санитарно-карантинного контроля (далее - СКК) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации <5>. Организация и проведение:
--------------------------------
<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 500 "Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".
- двойного тепловизионного контроля прибывающих лиц;
- анкетирование (в том числе электронное) всех лиц, прибывающих из зарубежных стран;
- выборочное тестирование иностранных граждан.
4.1.5. Нормативно-методическое обеспечение, разработка дополнительных нормативно-методических документов, рекомендаций, памяток и пр.
4.1.6. Подготовка распорядительных документов, планов, соглашений по вопросам межведомственного взаимодействия, по созданию структуры для координации всех мероприятий, по проведению профилактических мероприятий, в том числе дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
4.1.7. Формирование организационной структуры системы управления медицинским и санитарно-эпидемиологическим обеспечением Мероприятия.
4.1.8. Формирование на основании распоряжения органов исполнительной власти Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, реализующих мероприятия по безопасности Мероприятия, Оперативного штаба по обеспечению безопасности проведения Мероприятия.
4.1.9. Формирование межведомственного оперативного штаба медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения Мероприятия, а также оперативных штабов органов и организаций, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) <6>.
--------------------------------
<6> Пункт 7 СанПиН 3.3686-21.
4.1.10. Формирование списков специалистов, осуществляющих дежурства и проводящих обследования на закрепленных за ними объектах Мероприятия, с разработкой инструкции и порядка их надзорных действий.
4.1.11. Организация круглосуточных дежурств специалистов территориальных органов и организаций Роспотребнадзора на объектах проживания и питания основных клиентских групп, в местах проведения Мероприятия, а также контроль объектов поставщиков продуктов питания с кратностью не реже 1 раза в неделю.
4.1.12. Проверка готовности и оснащения санитарно-карантинных пунктов (далее - СКП) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации <7>, в том числе за счет обеспечения проведения перекрестных проверок по организации СКК в пунктах пропуска.
--------------------------------
<7> Приказ Роспотребнадзора от 27.08.2012 N 871 "О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации".
4.1.13. Подготовка специалистов СКП, сотрудников заинтересованных служб и ведомств по вопросам организации и проведения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае выявления больного.
4.1.14. Организация дополнительной теоретической подготовки (инструктаж) сотрудников авиакомпаний (бортпроводниками) по актуальным вопросам проведения профилактических (противоэпидемических) мероприятий при выявлении больного с подозрением на инфекционное заболевание на борту воздушного судна с учетом эпидемиологических рисков.
4.1.15. Проведение тренировочных учений в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации с отработкой механизмов межведомственного взаимодействия.
4.2. В рамках эпидемиологического надзора за актуальными инфекционными болезнями:
4.2.1. Заблаговременное проведение количественной оценки потенциальной эпидемической опасности (далее - ПЭО) массового мероприятия с учетом риска завоза инфекционной болезни участниками и гостями Мероприятия. Подготовка эпидемиологических и эпизоотологических обзоров и прогнозов.
4.2.2. Использование имеющихся (локальных/централизованных) и (или) разработанных специально для Мероприятия автоматизированных информационных систем, облегчающих и ускоряющих процесс сбора, анализа информации и принятия управленческих решений в ходе обеспечения проведения Мероприятия.
4.2.3. Проведение оперативного анализа инфекционной заболеваемости, постоянного мониторинга эпидемиологической ситуации с применением имеющихся/разработанных автоматизированных информационно-аналитических систем.
4.2.4. Осуществление эпизоотологического мониторинга имеющихся на территории природных очагов инфекционных болезней, выдача по результатам мониторинга рекомендаций по мерам неспецифической профилактики, проведению дератизации и дезинсекции, дифференциация территории проведения Мероприятия по уровню ПЭО.
4.2.5. Своевременное и регулярное проведение профилактических обработок (дератизационных, дезинсекционных) как на объектах, задействованных в Мероприятии, так и на прилегающей территории, с проведением контроля их эффективности в соответствии с методическими документами <8>. Последние обработки завершаются не менее чем за 10 дней до начала Мероприятия.
--------------------------------
<8> МР 3.5.0372-25 "Методические рекомендации по организации и проведению дезинфекционных мероприятий на различных объектах в период подготовки и проведения массовых мероприятий", утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03.04.2025.
4.2.6. Организация и проведение иммунизации, медицинского обследования, включая флюорографическое обследование (не ранее 1 года назад) и обучения декретированных лиц, волонтеров и других категорий лиц (клиентских групп), задействованных в обеспечении Мероприятия.
4.2.7. Однократное обследование сотрудников декретированных профессий, непосредственно связанных с организацией питания в ходе Мероприятия, на наличие возбудителей кишечных инфекций, в том числе вирусной этиологии, не ранее чем за неделю до начала работы на Мероприятии.
4.3. В рамках осуществления санитарно-гигиенического мониторинга инфраструктуры и среды обитания:
4.3.1. Усиление надзорных мероприятий в отношении гостиниц, медицинских организаций (далее - МО), поставщиков продуктов питания, предприятий общественного питания; обеспечение взаимодействия с организационными структурами Мероприятия в целях уточнения списка поставщиков продуктов питания, перечня предприятий общепита, согласование меню и порядка питания для организованных контингентов (например, спортсменов, волонтеров).
4.3.2. Определение перечня эпидемиологически значимых объектов.
4.3.3. Обеспечение контроля соответствия участков, выделенных под строительство, материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на строящиеся (реконструируемые) и введенные в эксплуатацию объекты, санитарно-эпидемиологическим требованиям <9>.
--------------------------------
<9> Главы VI - VII СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 (зарегистрировано Минюстом России 30.12.2020, регистрационный N 61953), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.04.2022 N 12 (зарегистрировано Минюстом России 15.04.2022, регистрационный N 68213); от 20.03.2024 N 2 (зарегистрировано Минюстом России 12.07.2024, регистрационный N 7805 (далее - СП 2.1.3678-20).
4.3.4. Проведение лабораторных исследований воздуха закрытых помещений вводимых в эксплуатацию объектов на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям <10>.
--------------------------------
<10> Главы VI - VII СП 2.1.3678-20.
4.3.5. Усиление санитарно-гигиенического и микробиологического контроля за объектами окружающей среды: водой водопроводной и поверхностными водоемами, продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, почвой (пляжами, стадионами и др. местами проведения Мероприятия), атмосферным воздухом, радиационной обстановкой.
4.3.6. Научное обоснование выбора приоритетных загрязнителей объектов окружающей среды (питьевой воды, почвы, атмосферного воздуха), подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю в период проведения Мероприятия.
4.3.7. Создание базы данных фирм - поставщиков продуктов питания на период подготовки и проведения Мероприятия.
4.3.8. Создание реестра перспективных объектов, предназначенных для обеспечения питания участников и гостей Мероприятия, с последующей организацией гигиенического обучения коллективов этих организаций.
4.3.9. Проработка вопросов дезинфекции в период проведения Мероприятия.
4.3.10. Оформление паспортов объектов общественного питания, пищевой промышленности, задействованных в проведении Мероприятия (приложение 1 к настоящим МР).
4.3.11. Составление поименных списков специалистов, проводящих обследования на закрепленных за ними объектах Мероприятия, с разработкой инструкции и порядка их надзорных действий.
4.3.12. Контроль за условиями проживания и водоснабжением участников и гостей Мероприятия <11>.
--------------------------------
<11> Пункты 12 - 15 СанПиН 3.3686-21.
4.3.13. Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз программ производственного контроля гостиниц, МО, предприятий общественного питания <12>.
--------------------------------
<12> Пункты 16 - 17 СанПиН 3.3686-21.
4.3.14. Подготовка волонтеров по общим медицинским, гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим вопросам.
4.4. В рамках обеспечения противоэпидемической готовности органов и учреждений Роспотребнадзора, МО, лабораторной базы:
4.4.1. Определение распорядительными документами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья специализированных МО для госпитализации больных в случае химического, токсикологического, биологического, радиационного поражения при совершении террористического акта.
4.4.2. Оценка готовности МО, органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), к проведению мероприятий в случае выявления больного инфекционной болезнью и регистрации эпидемических очагов с групповой заболеваемостью <13>.
--------------------------------
<13> Глава III МУ 3.4.1030-01 "Организация, обеспечение и оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае завоза или возникновения особо опасных инфекций, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, инфекционных болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения Российской Федерации и международного сообщения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 06.04.2001 (далее - МУ 3.4.1030-01).
4.4.3. Привлечение специалистов из курирующих территорию противочумных институтов к проведению мероприятий для оценки состояния противоэпидемической готовности МО, органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор).
4.4.4. Обеспечение наличия в клинико-диагностических лабораториях МО, предназначенных, в соответствии с Комплексным планом мероприятий по санитарной охране территории, для госпитализации больных с подозрением на инфекционную болезнь, вызванную патогенным биологическим агентом (далее - ПБА) I - II группы патогенности, плана перепрофилирования лаборатории, обеспечивающего выполнение санитарно-эпидемиологических требований <14>.
--------------------------------
<14> Глава IV СанПиН 3.3686-21.
4.4.5. Определение лабораторной базы, порядка забора для лабораторных исследований и доставки в лаборатории проб клинического материала и объектов окружающей среды в период проведения Мероприятия.
4.4.6. Разработка документов (порядков лабораторного обеспечения исследований), регламентирующих объемы и номенклатуру планируемых лабораторных исследований (испытаний) при проведении диагностики инфекционных болезней и лабораторного контроля объектов окружающей среды и пищевых продуктов с учетом логистики отбора, транспортирования проб (в том числе времени доставки) для наиболее рационального использования транспорта и формирования рабочих групп по подготовке и исследованию материала. Порядки лабораторного обеспечения согласовываются руководителями заинтересованных служб и ведомств и утверждаются руководителем Роспотребнадзора (руководителями территориальных органов Роспотребнадзора) <15>.
--------------------------------
<15> Глава 3 МР 4.2.0079/1-13 "Организация лабораторной диагностики инфекционных болезней, лабораторного контроля объектов окружающей среды при проведении массовых мероприятий", утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21.10 2013 (далее - МР 4.2.0079/1-13).
4.4.6.1. Порядок лабораторного обеспечения диагностики инфекционных болезней определяет: перечень МО для первичного обращения больных различных клиентских групп и организации забора материала для исследования на наличие возбудителей инфекционных болезней; перечень синдромов (симптомов), вид исследуемого материала и методы исследования; перечень клиентских групп, подлежащих лабораторному обследованию на наличие возбудителей инфекционных болезней; перечень лабораторий, осуществляющих лабораторную диагностику инфекционных болезней, взаимодействие учреждений и схему передачи информации о результатах исследований клинического материала в период проведения Мероприятия.
4.4.6.2. Порядок лабораторного обеспечения исследований проб окружающей среды определяет: перечень объектов, подлежащих лабораторному контролю во время подготовки и проведения Мероприятия (места проведения мероприятий, проживания и питания участников и гостей Мероприятия, объекты пищевой промышленности (поставщики), декретированные контингенты); количество, виды, объемы и периодичность лабораторно-инструментальных исследований объектов окружающей среды во время подготовки и проведения Мероприятия; перечень лабораторий Центров гигиены и эпидемиологии, специализированных противоэпидемических бригад (далее - СПЭБ) и научно-исследовательских организаций (НИО) Роспотребнадзора (в случае привлечения), проводящих исследования в период подготовки и проведения Мероприятия.
4.4.7. Обеспечение лабораторных исследований средствами диагностики (диагностическими препаратами, питательными средами, расходными материалами) с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации и эпидемиологических прогнозов.
4.4.8. Оценка готовности лабораторных баз МО, Центров гигиены и эпидемиологии, опорных баз Центров индикации возбудителей инфекционных болезней I - II группы патогенности к проведению исследований в соответствии с методическими документами <16>.
--------------------------------
<16> Пункты 3.1 - 3.9 МР 4.2.0079/1-13.
4.4.9. Целенаправленная работа по дополнительной подготовке специалистов по вопросам клиники, эпидемиологии и лабораторной диагностики инфекционных болезней, проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, санитарной охраны территории. Организация дополнительной теоретической подготовки сотрудников скорой медицинской помощи, первичного амбулаторного звена, медицинских пунктов объектов размещения и площадок проведения Мероприятий и медицинских пунктов вокзальных комплексов.
4.4.10. Проведение семинаров, курсов повышения квалификации для специалистов лабораторий МО, органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), по вопросам лабораторной диагностики актуальных инфекционных болезней.
4.4.11. Решение вопросов материально-технического оснащения МО, органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор). Укомплектование МО автотранспортом, средствами для проведения дезинфекции, укладками для забора материала от больных и из объектов окружающей среды средствами индивидуальной защиты (СИЗ) персонала.
4.4.12. Оснащение лабораторной базы органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), и учреждений здравоохранения современным высокотехнологичным лабораторным оборудованием, расходными материалами и диагностическими препаратами.
4.4.13. Проверка и обеспечение готовности специализированных формирований, предназначенных для реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера (санитарно-эпидемиологических отрядов, санитарно-эпидемиологических бригад и групп эпидемиологической, санитарно-химической и радиологической разведки Центра гигиены и эпидемиологии, а также СПЭБ противочумных институтов Роспотребнадзора и других формирований).
4.4.14. Проведение ведомственных и специальных межведомственных учений с участием специалистов здравоохранения, органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) и других заинтересованных ведомств на случай выявления больного опасной инфекционной болезнью или применения биологических патогенов с умышленной целью <17>.
--------------------------------
<17> Подпункт 3.1.1 МУ 3.4.1030-01.
4.4.15. Планирование привлечения дополнительных сил и средств в период проведения Мероприятия (специализированных мобильных формирований санитарно-эпидемиологического профиля), заключение договоров о взаимодействии, составление планов совместных мероприятий; разработка документов, более подробно регламентирующих функции конкретного мобильного формирования в режиме повседневной деятельности и, соответственно, вопросов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия (порядков, регламентов и пр.).
4.5. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности. Комплекс мероприятий по обеспечению радиационной безопасности в период проведения Мероприятия должен включать:
4.5.1. Обеспечение соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям <18>, а также методическим документам <19> по радиационному фактору всех объектов, задействованных в мероприятиях:
--------------------------------
<18> СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 40 (зарегистрировано Минюстом России 11.08.2010, регистрационный N 18115), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.09.2013 N 43 (зарегистрировано Минюстом России 05.11.2013, регистрационный N 30309).
<19> Глава II МР 2.6.1.0333-23 "Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка жилых, общественных и производственных зданий и сооружений по показателям радиационной безопасности", утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.12.2023.
- радиационное обследование земельных участков под строительство;
- обеспечение радиационной безопасности в проекте строительства или реконструкции объекта, включая противорадоновые мероприятия;
- радиационный контроль строительных материалов, конструкций, изделий, использование строительных материалов и изделий для строительства общественных и жилых зданий с удельной активностью до 370 Бк/м3;
- радиационное обследование по окончании строительства, реконструкции (госприемка).
4.5.2. Обеспечение радиационной безопасности и сохранности источников ионизирующего излучения (далее - ИИИ) на радиационных объектах региона.
4.5.3. Обеспечение радиационной безопасности и сохранности ИИИ при их транспортировании или запрет на транспортирование ИИИ и радиоактивных веществ накануне (за 7 дней до начала мероприятий) и в период проведения масштабных Мероприятий. Запрос информации от организаций, работающих с источниками ионизирующего излучения, о завозе на территорию источников ионизирующего излучения как в период подготовки, так и при проведении Мероприятия, и обеспечение контроля за соблюдением маршрутов и сроков перевозок, а также выполнением требований радиационной безопасности при их транспортировке.
4.5.4. Организацию радиационного контроля всего автотранспорта, грузов, пассажиров и их багажа, прибывающих автомобильным, железнодорожным, авиационным, морским транспортом в зону проведения масштабных массовых мероприятий. Радиационный контроль начинается за 7 дней до начала массовых мероприятий и продолжается в течение всего периода их проведения <20>. Следует учитывать, что маршруты выхода прибывающих пассажиров проложены вне залов вокзалов. Следовательно, все системы контроля, установленные в залах вокзалов, не затрагивают потоки прибывающих пассажиров.
--------------------------------
<20> МР 2.6.1.0294-22 "Действия специализированных формирований Роспотребнадзора в случае радиационного инцидента при проведении массовых мероприятий", утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.07.2022.
4.5.5. При размещении систем радиационного контроля и рентгеновских установок для досмотра багажа и товаров контроль отсутствия их взаимного влияния. Проектирование и размещение должны осуществлять организации, имеющие специальные разрешения на данные виды работ (лицензии), с согласованием проектов размещения с органами Роспотребнадзора <21>.
--------------------------------
<21> Глава II СанПиН 2.6.1.3488-17 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.09.2017 N 124 (зарегистрировано Минюстом России 14.11.2017, регистрационный N 48883), с 01.09.2025 глава V СанПиН 2.6.4115-25 "Санитарно-эпидемиологические требования в области радиационной безопасности населения при обращении источников ионизирующего излучения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.03.2025 N 6 (зарегистрировано Минюстом России 21.04.2025, регистрационный N 81916).
4.5.6. Обязательное оформление в установленном порядке <22> лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) и санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам <23> условий эксплуатации и хранения рентгеновских установок для досмотра багажа, товаров и рентгеновских сканеров для персонального досмотра людей на всех объектах зоны проведения массовых мероприятий, включая объекты транспортной инфраструктуры.
--------------------------------
<22> Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 N 45 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)".
<23> СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47 (зарегистрировано Минюстом России 14.08.2009, регистрационный N 14534).
4.5.7. Обеспечение индивидуальным дозиметрическим контролем персонала группы А радиационных объектов, в том числе работающего на рентгеновских установках для досмотра багажа и товаров, а также на рентгеновских сканерах для персонального досмотра людей.
4.5.8. Разработку кратких инструкций для персонала, обслуживающего системы радиационного контроля, и проведение с ним занятий по действиям в случае срабатывания систем радиационного контроля.
4.5.9. Составление плана-схемы размещения в зоне проведения масштабных массовых мероприятий существующих радиационных объектов и мест размещения планируемых радиационных объектов, а также постов радиационного контроля. Проработка вопросов возможного влияния радиационных объектов на работу систем радиационного контроля.
4.5.10. Организацию постов (палаток) радиационного контроля на входе во все объекты, задействованные под массовые мероприятия, в том числе для проживания и питания.
4.5.11. Организацию эффективной системы оперативного радиационного контроля всей поступающей пищевой продукции для участников массового мероприятия на предмет преднамеренного массивного загрязнения радионуклидами.
4.5.12. Подготовку Плана (порядка) действий сил и средств органов исполнительной власти и организаций в случае возникновения в период проведения масштабных массовых мероприятий происшествий (ЧС) радиационного характера.
5. Количественная оценка потенциальной эпидемической
опасности массовых мероприятий
5.1. Важной составляющей на этапе планирования Мероприятия является заблаговременная оценка эпидемиологических рисков, позволяющая целенаправленно подойти к выбору мер и средств предупреждения эпидемиологических осложнений.
5.2. ПЭО Мероприятия состоит из:
1) возможности заноса и распространения инфекционных болезней, в т.ч. ассоциируемых с ЧС, самими участниками, гостями и приезжим обслуживающим персоналом;
2) возможности заноса и распространения инфекционных болезней при существующем обычном ходе международных сообщений стран вне зависимости от Мероприятия, а также по миграционным путям перелетных птиц и других мигрирующих животных, с помощью которых, наряду с человеком, транспортируемыми через границу грузами, животными, осуществляется занос патогенных микроорганизмов. Элементом ПЭО Мероприятия является и возможность "активизации" внутренних для страны и места проведения Мероприятия (эндемичных, энзоотичных) угроз вследствие увеличения концентрации людских контингентов, нагрузки на рекреационные зоны и контактов с факторами риска.
5.3. Уровень ПЭО следует оценивать по отношению к инфекционным болезням, являющимся "внешними" и "внутренними" угрозами биологической безопасности населения при проведении Мероприятия.
5.4. "Внешние" угрозы - оценку уровня ПЭО по актуальным инфекционным болезням, способным вызвать ЧС санитарно-эпидемиологического характера международного значения, для каждой конкретной страны - участницы Мероприятия следует рассчитывать по формуле (1):
, (1)
где: Aстр1 - ПЭО;
Z - средний интенсивный показатель многолетней заболеваемости (на 100 тыс. населения);
K - коэффициент сезонности: K равен 2, если на эндемичной территории заболеваемость не имеет четко выраженной сезонности (регистрируется в течение года); K равен 1, если время проведения Мероприятия не совпало с периодом подъема заболеваемости;
N - количество участников Мероприятия из конкретной страны.
Интерпретация полученных результатов: по принципу квантильного ранжирования [5], все полученные результаты делятся на 4 группы значений, соответствующие градациям эпидемиологического риска: высокий, средний, низкий и минимальный.
5.5. Расчет среднего интенсивного показателя многолетней заболеваемости людей инфекционной болезнью проводится по формуле (2):
, (2)
где: Z - заболеваемость людей в стране - участнице Мероприятия по годам (на 100 тыс. населения);
T - продолжительность анализируемого периода (количество лет).
5.6. K - коэффициент сезонности показывает долю заболеваемости инфекционной болезнью, которая приходится на месяц проведения Мероприятия.
5.7. Расчет показателя Aстр позволяет ранжировать страны-участницы по степени их ПЭО по отношению к конкретной инфекционной болезни с учетом сезонности и количества прибывающих.
5.8. Оценку общего риска завоза конкретной нозологической формы в место проведения Мероприятия следует рассчитывать по формуле (3):
Aобщ = Aстр1 + Aстр2 + ... + Aстрn, (3)
где: Aобщ - общий риск завоза конкретной нозологической формы.
Расчет Aобщ по различным инфекционным болезням позволяет ранжировать их по риску завоза в место проведения Мероприятия.
5.9. "Внутренние" угрозы. Оценку уровня ПЭО по эндемичным для места проведения Мероприятия природно-очаговым инфекционным болезням следует рассчитывать по формуле (4):
, (4)
где: Bинф.бол. - ПЭО для внутренних угроз;
Z - средний интенсивный показатель многолетней заболеваемости (на 100 тыс. населения);
K - коэффициент сезонности.
Интерпретация полученных результатов: по принципу квантильного ранжирования [5], все полученные результаты делятся на 4 группы значений, соответствующие градациям эпидемиологического риска: высокий, средний, низкий и минимальный.
Расчет показателя Bинф.бол. позволяет ранжировать эндемичные для места проведения мероприятия природно-очаговые инфекционные болезни по степени их ПЭО с учетом времени проведения Мероприятия. Результаты оценки используются специалистом-эпидемиологом в целях определения территории риска, характера, объемов и сроков проведения санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий исходя из конкретных условий проведения Мероприятия.
6. Привлечение СПЭБ в период подготовки
и проведения Мероприятия
6.1. Основанием привлечения СПЭБ в ходе подготовки и проведения массовых мероприятий является возникновение (риск возникновения) ЧС санитарно-эпидемиологического характера, являющейся объектом деятельности СПЭБ. Тактика использования СПЭБ в ходе обеспечения проведения массовых мероприятий варьирует в зависимости от эпидемиологической обстановки, наличия эпидемиологических рисков, стоящих перед СПЭБ задач и планируемых объемов исследований. СПЭБ задействуется по приказу руководителя Роспотребнадзора <24>.
--------------------------------
<24> Приказ Роспотребнадзора от 01.04.2015 N 274 "Об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора" (зарегистрирован Минюстом России 26.06.2015, регистрационный N 37785).
6.2. СПЭБ в полном (или усиленном) составе задействуется для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в ходе проведения Мероприятия, когда необходимо решение нескольких задач:
- обеспечение готовности к проведению лабораторной диагностики, противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выявлении больного (подозрительного) на инфекционные (паразитарные) болезни, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, и при регистрации очагов инфекционных болезней с групповой заболеваемостью;
- оказание практической и методической помощи органам и организациям Роспотребнадзора и здравоохранения по вопросам готовности к работе в условиях ЧС санитарно-эпидемиологического характера;
- участие в мониторинге за возбудителями инфекционных болезней в материале от людей и из объектов окружающей среды.
6.3. СПЭБ в полном (или усиленном) составе также может привлекаться в случае осложнения эпидемиологической обстановки в период подготовки или проведения Мероприятия - возникновения ЧС санитарно-эпидемиологического характера (вспышки инфекционных болезней, в том числе новых).
6.4. СПЭБ в виде отдельных лабораторных модулей или групп специалистов задействуется в следующих случаях:
- при необходимости выполнения большого объема исследований за короткий период, индикации возбудителей инфекционных болезней в клиническом материале и объектах окружающей среды в максимально короткие сроки при проведении лабораторного скрининга объектов окружающей среды на наличие ПБА;
- при необходимости усиления местной противоэпидемической службы при осложнении эпидемиологической обстановки в период подготовки к Мероприятию.
7. Информационное обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия при проведении мероприятия
7.1. При подготовке к проведению Мероприятий, а также в рамках эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями и санитарной охраны территорий целесообразно использовать картографические информационные сервисы с целью информационно-справочного сопровождения мероприятий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и поддержки принятия управленческих решений.
7.2. Использование подобных разработок дает возможность ориентироваться на местности, определять границу эпидемического очага, подсчитывать предположительное число контактных лиц и отслеживать информацию о поставках пищевых продуктов. Такой подход позволяет не только эффективно использовать возможности пространственного анализа, но и повысить качество и оперативность проводимых мероприятий.
7.3. В качестве платформы для подобных разработок рекомендуется использовать, например, программное обеспечение геоинформационная система (далее - ГИС) "Аксиома" <25>.
--------------------------------
<25> ГИС "Аксиома": axioma-gis.ru (в свободном доступе).
7.4. Картографический информационный сервис обладает веб-интерфейсом, функции сервиса позволяют осуществлять сбор эпидемиологических данных, которые после добавления в систему доступны для просмотра и редактирования авторизированным пользователям.
7.5. Основу собираемых эпидемиологических данных составляют эпидемически значимые объекты.
7.6. Каждый добавляемый объект вводится в систему в соответствии с принятой номенклатурой, что в дальнейшем позволит упростить работу с накопленными данными. В номенклатуре эпидемически значимых объектов выделяются следующие группы:
- объекты транспортной инфраструктуры (автостанции, вокзалы, аэропорты, морские и речные порты);
- объекты проведения массового мероприятия (стадионы, конференц-залы);
- объекты лечебной инфраструктуры (поликлиники, больницы, лаборатории);
- лаборатории, работающие с ПБА I - IV групп патогенности;
- объекты общественного питания (кафе, столовые, рестораны);
- объекты пищевой промышленности (кейтеринг-организации, пекарни);
- объекты жилой инфраструктуры (общежития, гостиницы);
- рекреационные объекты (пляжи, кемпинги);
- стационарные неблагополучные пункты;
- точки отбора проб воды;
- места эпизоотологического мониторинга;
- прочие.
7.7. Эпидемически значимые объекты, отнесенные к одной из указанных групп, в процессе добавления в систему или при последующем редактировании снабжают атрибутивной информацией.
7.7.1. Так объекты транспортной инфраструктуры включают название объекта, его тип, пропускную способность, адрес, контактную информацию.
7.7.2. Объекты лечебной инфраструктуры содержат название, тип объекта, емкость (пропускную способность, количество койко-мест, количество анализов в сутки), готовность к ЧС санитарно-эпидемиологического характера, адрес, контактную информацию.
7.7.3. Лаборатории, работающие с ПБА I - IV групп патогенности, содержат информацию о названии лаборатории, наличии санитарно-эпидемиологического заключения на работу с определенной группой патогенности, адрес, контактную информацию.
7.7.4. Для объектов общественного питания следует указывать такую информацию как название и тип объекта, количество посадочных мест, наличие аккредитации, адрес, контактную информацию.
7.7.5. Объекты пищевой промышленности в качестве атрибутивной информации содержат название, тип объекта, вид продукции, наличие аккредитации, адрес, контактные данные.
7.7.6. Информация об объектах жилой инфраструктуры содержит название, тип объекта, описание объекта, его емкость (максимальное количество постояльцев), наличие аккредитации, адрес и контактную информацию (при необходимости - сведения о размещении иностранных делегаций: число человек, откуда прибыли).
7.7.7. Данные о рекреационных объектах включают название, тип, описание, информацию об ответственных лицах (управляющая компания/собственник), адрес или ориентир.
7.7.8. Стационарные неблагополучные пункты атрибутируются таким образом, чтобы информация о них включала название, тип, описание, адрес или ориентир.
7.7.9. Объекты окружающей среды снабжаются такой информацией как название или номер объекта, тип объекта, описание, адрес или ориентир.
7.8. Вся добавляемая информация, в соответствии с архитектурой разработанного картографического информационного сервиса, хранится в табличном виде в составе географической базы данных. Такой подход к сбору и хранению информации позволяет осуществлять к ней доступ, как с использованием самого сервиса, так и посредством настольных приложений для работы с геоинформационными системами, в том случае, когда требуется анализ накопленных данных.
7.9. Объекты, введенные в систему, отображаются на электронной карте (приложение к настоящим МР), причем визуализация их не противоречит принятой рубрикации. Интерактивные свойства сервиса обеспечивают пользователю доступ к информации как по отдельным, так и по целой группе объектов, причем информация представлена не только в табличном, но и в графическом виде.
7.10. В период проведения массового мероприятия текущая деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия отображается при помощи веб-сервиса по нескольким направлениям: клинический материал, пробы из объектов окружающей среды, пищевые продукты.
7.11. При выявлении нестандартных лабораторных проб информация о них добавляется на карту с привязкой к эпидемически значимым объектам. В случае поступления пробы, не имеющей пространственной привязки ни к одному из эпидемически значимых объектов, добавляется новый объект.
7.12. Перечень приоритетных эпидемически значимых объектов может меняться в период проведения массового мероприятия при изменении ведущих внешних и внутренних угроз, ассоциируемых с ЧС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
7.13. В случае возникновения ЧС санитарно-эпидемиологического характера информация в режиме онлайн поступает в систему в виде новых объектов (места заражения, места размещения больных (умерших), адреса контактных лиц, места разворачивания провизорного госпиталя, госпиталя для больных и изолятора, а также выявления возбудителя из объектов окружающей среды). Система, накапливая информацию, позволяет в графическом виде оценить динамику выявления больных по нозологиям. Такой подход позволяет в оперативном режиме обнаруживать причинно-следственные связи, устанавливать возможные границы очага, а также число и размещение лиц, находившихся в контакте с больным.
8. Оптимизация мероприятий при реализации основных
направлений по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в районе мероприятия
--------------------------------
<20> Пункты 578 - 581 СанПиН 3.3686-21.
8.1. Оптимизация межведомственного взаимодействия
8.1.1. Межведомственное взаимодействие по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе при проведении мероприятия, осуществляется в рамках комплексных планов мероприятий по санитарной охране территории субъекта Российской Федерации и в рамках функционирования санитарно-противоэпидемических комиссий и комиссий по чрезвычайным ситуациям при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
8.1.2. При ежегодной корректировке комплексных планов мероприятий по санитарной охране территории в период подготовки к проведению мероприятия необходимо предусмотреть наличие дополнительного раздела "Организационные и противоэпидемические мероприятия в период подготовки и проведения массового мероприятия".
8.1.3. Внутриведомственное взаимодействие сетевых структур и мобильных формирований определяется как общими задачами, так и теми, которые ставятся перед мобильными формированиями в конкретной ситуации.
8.1.4. Функции мобильных формирований, направляемых дополнительно для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в период проведения массовых мероприятий, в режиме повседневной деятельности при отсутствии ЧС определяются, прежде всего, соответствующими ведомственными приказами о направлении формирования.
8.1.5. На период проведения мероприятия должны специально разрабатываться документы, которые подробно регламентируют функции конкретного мобильного формирования в режиме повседневной деятельности и, соответственно, вопросы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия (порядки, регламенты и пр.).
8.1.6. Межведомственное взаимодействие при подозрении на биотеррористический акт осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации <26>.
--------------------------------
<26> Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
8.1.7. Правовым актом (приказом) органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан субъекта Российской Федерации должны быть определены специализированные медицинские организации для госпитализации больных в случае химического, токсикологического, биологического, радиационного поражения при совершении террористического акта.
8.1.8. Должна быть заранее продумана и сформирована организационная структура системы управления медицинским и санитарно-эпидемиологическим обеспечением мероприятия.
8.1.9. Вопросы межведомственного взаимодействия в период проведения мероприятия решаются в рамках работы межведомственного оперативного штаба медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения массового мероприятия, а также оперативных штабов органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
8.1.10. Взаимодействие по вопросам обеспечения химической, биологической и радиационной безопасности осуществляется межведомственным оперативным штабом, а также рабочей группой экспертов единой системы радиационного, химического и биологического контроля при межведомственном оперативном штабе на базе Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
8.2. Оптимизация эпидемиологического надзора
за природно-очаговыми инфекциями при проведении мероприятия
8.2.1. Дифференцированный подход к эпизоотологическому мониторингу очаговых территорий (природных, антропоургических и природно-антропоургических очагов).
8.2.2. Обнаружение эпизоотий на территориях повышенной эпидемической значимости путем сбора и исследования полевого материала на зараженность возбудителями природно-очаговых инфекционных болезней.
8.2.3. Оценка параметров эпизоотий (размеры и границы пораженных территорий, интенсивность процесса и ее динамика, спектр вовлеченных в эпизоотию видов животных и т.д.).
8.2.4. Оценка состояния основных факторов энзоотии на территории проведения массовых мероприятий (погодные условия, фенологические явления, антропогенное воздействие на природные биоценозы, уровень, динамика численности и пространственное размещение поселений носителей и переносчиков, их физиологическое и генеративное состояние и др.).
8.2.5. Составление краткосрочного и долгосрочного прогнозов развития эпизоотологической ситуации по результатам анализа комплекса данных о факторах энзоотии, погодно-климатических условиях, биоценотических и других факторах.
8.2.6. Определение объемов профилактических и противоэпидемических мероприятий по результатам оценки параметров эпизоотии; контроль качества проводимых обработок.
8.2.7. Объемы профилактических мероприятий (дезинфекции, дератизации, дезинсекции), в том числе кратность и площади обработок, должны определяться с учетом результатов дифференциации очаговых территорий по степени потенциальной эпидемической опасности.
8.2.8. Упреждающий характер проведения профилактических мероприятий, заблаговременная обработка активных участков очагов зоонозных инфекций по результатам обследования.
8.2.9. Применение дезинфектологических технологий с использованием дезинфицирующих и стерилизующих, инсектицидных, родентицидных и репеллентных средств и устройств, обеспечивающих уничтожение возбудителей инфекционных болезней, их переносчиков и природных резервуаров инфекции.
8.2.10. Оздоровление сочетанных очагов зоонозных инфекций с помощью профилактических мероприятий в комплексе с агротехническим и лесотехническим преобразованием ландшафта.
8.2.11. Внедрение системы поддержки принятия управленческих решений на основе ГИС-технологий для упрощения работы с большим объемом данных в их картографическом представлении с целью оптимизации сроков, объемов, территории и контингентов, в отношении которых проводится комплекс профилактических (противоэпидемических) мероприятий.
8.3. Оптимизация СКК при проведении Мероприятия
8.3.1. Оценка возможных рисков, связанных с завозом инфекционных болезней, в режиме реального времени во всех пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляется посредством автоматизированной информационной системы "Периметр" <27>.
--------------------------------
<27> Приказ Роспотребнадзора от 30.12.2022 N 728 "О вводе в постоянную эксплуатацию автоматизированной информационной системы оценки рисков, связанных с завозом опасных инфекционных болезней и санитарного контроля пассажиров в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации".
Дифференциация риска, с учетом данных системы, позволяет сотрудникам СКП, основываясь на достоверных сведениях, своевременно принимать решения о необходимости проведения СКК и исключить ошибочные действия в необходимом комплексе мероприятий в рамках осуществления СКК, при этом позволяя минимизировать субъективизм в отношении принятия решения и затрачиваемое на проведение СКК время.
8.4.1. В связи с многократно возрастающим риском завоза инфекционных болезней при организации и проведении на территории Российской Федерации Мероприятия с международным участием в системе реализуется возможность принудительного оповещения сотрудника СКП об актуальных рисках завоза из стран - участниц Мероприятия. При этом система автоматически маркирует рейс из указанных стран согласно высокому риску завоза болезни с пометкой "усиление мер в связи с проведением массового мероприятия".
Приложение
к МР 3.1.0079/2-13
(рекомендуемый образец)
ПАСПОРТ ОБЪЕКТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Наименование юридического лица
|
|
Наименование объекта
|
|
Юридический адрес
|
|
Фактический адрес
|
|
ОГРН, ИНН
|
|
Ф.И.О. руководителя
|
|
Ф.И.О. заместителей, ответственных лиц за организацию питания
|
|
Контакты (почтовый адрес, телефон, факс, e-mail)
|
|
Год введения в эксплуатацию
|
|
Год проведения ремонта
|
|
Размещение объекта
|
|
Количество посадочных мест
|
|
Площадь предприятия общая/обеденного зала
|
|
Ассортимент вырабатываемой и реализуемой продукции
|
|
Форма обслуживания
|
|
Водоснабжение
|
Централизованное/нецентрализованное
|
Канализование
|
Централизованное/выгреб
|
Вентиляция
|
Естественная/механическая/локальные вытяжки
|
Отопление
|
Центральное/местное
|
Освещение
|
Естественное/искусственное
лампы накаливания/люминесцентные
|
Организация загрузки продуктов
|
Отдельный вход имеется/отсутствует
|
Набор производственных помещений
|
Горячий цех ________________________________
доготовочная _______________________________
холодный цех/участок ________________________
мучной цех/участок __________________________
мясной цех/участок __________________________
овощной цех/участок _________________________
кондитерский цех/участок _____________________
участок для обработки яйца ___________________
моечная для столовой посуды _________________
моечная для кух. посуды ______________________
другие помещения ___________________________
|
Организация раздачи готовой пищи
|
Линия раздачи/по заказу официант/выдача через окно
|
Наличие складских помещений
|
|
Наличие санитарно-бытовых помещений для персонала (подчеркнуть)
|
Туалет, комната приема пищи, санузел, гардероб
|
Наличие санитарно-бытовых помещений для посетителей
|
Санузел имеется/отсутствие
|
Обеспеченность холодильным оборудованием
|
|
Поточность технологического процесса
|
|
Обеспеченность технологическим оборудованием и производственным инвентарем
|
|
Условия для мытья кухонной и столовой посуды
|
Количество раковин
мытья столовой ___________
для мытья кухонной посуды ___________________
наличие посудомоечной машины _______________
|
Состояние и содержание производственных, складских и вспомогательных помещений
|
|
Организация поставки сырья, полуфабрикатов и пищевых продуктов
|
|
Организация сбора, временного хранения и вывоза твердых бытовых и пищевых отходов
|
|
Количество сотрудников (штатная численность)
|
Всего ______ в смену ___________
|
Организация обязательного медицинского осмотра и гигиенического обучения
|
|
Вакцинация
|
|
Организация и проведение производственного контроля
|
ППК ____________
Протоколы лаб. испытаний за _____________
|
Организация и проведение мероприятий по защите объекта от синантропных насекомых и грызунов
|
Договор N ____ от ___________ с _____________
|
Организация централизованной стирки спецодежды
|
Договор N ____ от ___________ с _____________
|
Наличие и ведение необходимой документации
|
|
Обеспеченность моющими и дез. средствами
|
Наименование дез. средств ____________________
|
Процедуры ХАССП
|
Разработаны/не разработаны
|
Процедуры ХАССП
|
Внедрены/не в полном объеме/не внедрены
|
Даты проверок
|
НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2. Федеральный закон от 30.12.2020 N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
4. Указ Президента Российской Федерации от 23.12.2008 N 1810 "О подготовке к проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 500 "Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 N 45 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)".
7. СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
8. СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)".
9. СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)".
10. СанПиН 2.6.1.3488-17 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками".
11. СанПиН 2.6.4115-25 "Санитарно-эпидемиологические требования в области радиационной безопасности населения при обращении источников ионизирующего излучения".
12. СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".
13. Приказ Роспотребнадзора от 01.04.2015 N 274 "Об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора".
14. Приказ Роспотребнадзора от 08.12.2010 N 440 "Об утверждении плана мероприятий по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в период подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани".
15. Приказ Роспотребнадзора от 27.08.2012 N 871 "О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации".
16. Приказ Роспотребнадзора от 04.02.2013 N 45 "О санитарно-эпидемиологическом обеспечении XXVII Всемирной Универсиады 2013 года в г. Казань".
17. Приказ Роспотребнадзора от 25.04.2013 N 236 "Об организации эпидемиологического надзора за холерой в период подготовки и проведения Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани".
18. Приказ Роспотребнадзора от 30.12.2022 N 728 "О вводе в постоянную эксплуатацию автоматизированной информационной системы оценки рисков, связанных с завозом опасных инфекционных болезней и санитарного контроля пассажиров в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации".
19. МУ 3.1.1.2488-09 "Организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий против Крымской геморрагической лихорадки".
20. МУ 3.1/4.2.4069-24 "Эпидемиологический надзор, лабораторная диагностика и профилактика лихорадки Западного Нила".
21. МУ 3.4.1030-01 "Организация, обеспечение и оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае завоза или возникновения особо опасных инфекций, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, инфекционных болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения Российской Федерации и международного сообщения".
22. МУ 3.4.2552-09 "Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения".
23. МУ 3.4.3008-12 "Порядок эпидемиологической и лабораторной диагностики особо опасных, "новых" и "возвращающихся" инфекционных болезней".
24. МР 01/15701-8-34 "Организация мониторинга заносов и распространения гриппа птиц в природных условиях на территории Российской Федерации".
25. МР 3.3.1.0058-12 "Профилактическая иммунизация лиц, принимающих участие в массовых международных спортивных мероприятиях на территории Российской Федерации".
26. МР 4.2.0079/1-13 "Организация лабораторной диагностики инфекционных болезней, лабораторного контроля объектов окружающей среды при проведении массовых мероприятий".
27. МР 2.6.1.0333-23 "Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка жилых, общественных и производственных зданий и сооружений по показателям радиационной безопасности".
28. МР 3.5.0372-25 "Методические рекомендации по организации и проведению дезинфекционных мероприятий на различных объектах в период подготовки и проведения массовых мероприятий".
29. МР 2.6.1.0294-22 "Действия специализированных формирований Роспотребнадзора в случае радиационного инцидента при проведении массовых мероприятий".
30. Методические рекомендации по организации и проведению дезинфекции, дератизации и дезинсекции на территориях, вышедших из зоны подтопления, на объектах, представляющих наибольший риск распространения инфекций в период наводнения.
31. ГОСТ Р 52551-2016 "Системы охраны и безопасности. Термины и определения".
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Глобальные массовые мероприятия: их значение и возможности для обеспечения безопасности здоровья в мире. Доклад ВОЗ.
2. Dapeng J., Ljungqvist A., Troedsson Н. The Health Legacy of the 2008 Beijing Olympic Games. Successes and Recommendations. - WHO, 2008. - 191 p.
3. WHO. Communicable disease alert and response for mass gatherings: key considerations, 2008.
4. Попова А.Ю., Балахонов С.И., Горяев Д.В., Дмитриева Г.М., Филатова С.А., Шаракшанов М.Б., Вишняков В.А., Миронова Л.В., Хунхеева Ж.Ю., Сидорова Е.А., Севостьянова А.В., Куликалова Е.С., Витязева С.А., Перевалова М.А., Русин М.В., Кострыкина Т.В., Сорокина О.В., Чепижко Т.Г., Андаев Е.И., Чеснокова М.В., Носков А.К. Оценка рисков завоза и распространения опасных инфекционных болезней в период проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в Красноярске. Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2018; 6:4 - 11.
5. Паклин Н.Б., Орешков В.И. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. Учебное пособие 2-е изд., - СПБ.: Питер, 2013 г. - 704 с. 978-5-459-00717-6 (на стр. 165).
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В настоящих МР используются следующие термины и определения:
внутренняя биологическая угроза - биологическая угроза (опасность), находящаяся на территории Российской Федерации <28>;
--------------------------------
<28> Статья 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 492-ФЗ.
внешняя биологическая угроза - биологическая угроза (опасность), находящаяся за пределами территории Российской Федерации <29>;
--------------------------------
<29> Статья 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 492-ФЗ.
террористическая угроза - совокупность условий и факторов, создающих опасность преднамеренного противоправного уничтожения или нанесения ущерба объекту, гибели людей, причинения им значительного имущественного ущерба с применением холодного, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ либо наступления иных общественно опасных последствий <30>.
--------------------------------
<30> ГОСТ Р 52551-2016 "Системы охраны и безопасности. Термины и определения", введенный приказом Росстандарта от 22.11.2016 N 1743-ст.