См. Документы Министерства спорта Российской Федерации

Утверждаю
заместитель Министра спорта
Российской Федерации
А.К.СЕЛЬСКИЙ
26 апреля 2021 г.

КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ "ЕДИНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА "ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА И СПОРТ"

I. Общие положения

Концепция создания и функционирования государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" (далее - Концепция) является документом, определяющим и устанавливающим цели, задачи, направления, этапы и ожидаемые результаты информационно-аналитического и телекоммуникационного обеспечения и поддержки процессов управления в сфере физической культуры и спорта (далее - ФКиС).

Положения Концепции распространяются на развитие информационно-аналитического и телекоммуникационного обеспечения и поддержку процессов управления Министерства спорта Российской Федерации, а также на информатизацию субъектов ФКиС в Российской Федерации.

Концепция определяет порядок и принципы создания, функционирования и развития государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" (далее, соответственно - ГИС ФКиС, Система), основные компоненты ГИС ФКиС, а также содержит описание и обоснование критериев оценки ожидаемого социально-экономического эффекта от создания Системы.

Обеспечение соответствия требованиям законодательства Российской Федерации является основой разработки и реализации настоящей Концепции.

Правовую основу настоящей Концепции составляют:

1) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";

2) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

3) Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

4) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

5) Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи";

6) Федеральный закон 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

7) Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";

8) Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

9) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"

10) постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

11) постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";

12) постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

13) постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 62 "О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин";

14) постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 N 302 "Об утверждении государственной Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта";

15) постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1222 "О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия";

16) постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1494 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия";

17) постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";

18) постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

19) постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг";

20) постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных";

21) постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. N 127 "Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений";

22) Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р;

23) Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16);

24) приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 645 "Об утверждении Порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку";

25) приказ Министерства спорта Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 108 "Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной классификации";

26) приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 1034 "Об утверждении Порядка включения физкультурных и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий";

27) приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19 февраля 2020 г. N 152 "Об утверждении положения о присвоении почетных спортивных званий";

28) приказ Федеральной службы государственной статистики от 27 марта 2019 г. N 172 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта";

29) приказ Федеральной службы государственной статистики от 17 августа 2020 г. N 467 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих спортивную подготовку или обеспечивающих спортивную подготовку или обеспечивающих подготовку спортивного резерва";

30) приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах";

31) приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

32) приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 22 декабря 2017 г. N 236 "Об утверждении формы направления сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий";

33) приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 3 апреля 2018 г. N 55 "Об утверждении положения о Системе сертификации средств защиты информации";

34) приказ Федеральной службы безопасности от 31 августа 2010 г. N 416/489 "Об утверждении требований о защите информации, содержащейся в информационных Системах общего пользования";

35) приказ Федеральной службы безопасности от 10 июля 2014 г. N 378 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности".

Перечень указанных законодательных и нормативных правовых актов не является исчерпывающим. Нормативная база определяет широкий спектр актуальных задач, связанных с развитием экономики нового технологического поколения и форсированной цифровизацией государственного управления. Решение этих задач возможно на основе поступательного и взаимосвязанного развития и гармонизации нормативной правовой базы, комплексной оптимизации процессов в сфере ФКиС, модернизации информационно-технологической базы, совершенствования системы кадрового обеспечения.

II. Предпосылки создания Системы

В использовании информационных технологий в сфере ФКиС на данный момент существует ряд аспектов, которые необходимо учесть при создании и внедрении ГИС ФКиС:

нормативно-правовое регулирование деятельности по информатизации в сфере ФКиС требует актуализации;

отсутствует формализованное и утвержденное описание архитектуры информационно-технологического комплекса. Имеется функционирующая информационная и коммуникационная инфраструктура федерального органа исполнительной власти, представленная современным оборудованием и программным обеспечением, однако, в субъектах Российской Федерации, как правило, отсутствует развитая инфраструктура, готовая к взаимодействию с информационными системами на федеральном уровне;

большая часть рабочих процессов Министерства спорта Российской Федерации (далее - Министерство) не поддерживаемся информационными системами и осуществляется с помощью офисного программного обеспечения, что отрицательно сказывается на времени проведения операций и трудозатратах, а также не в полной мере отвечает требованиям информационной безопасности. Единая система нормативно-справочной информации (общие классификаторы, словари и справочники) отсутствует;

отсутствует единое информационное пространство для всех статистических, отчетных и других информационных материалов и, соответственно, возможность их согласованного оперативного обновления ответственными лицами, вследствие чего информация быстро устаревает.

Использование информационно-телекоммуникационных технологий в сфере ФКиС носит преимущественно локальный характер, что не позволяет существенно улучшить межведомственное и межрегиональное взаимодействие, повысить качество выработки государственной политики и услуг, предоставляемых субъектами ФКиС. Преобладание "ручного" ввода данных о достигнутых результатах повышает риски манипулирования данными (их намеренного искажения). Кроме того, низкая периодичность "ручного" ввода данных (например, отсутствие оперативного мониторинга достижения результатов федеральных проектов и государственных программ) приводит к тому, что данные системы носят, в сущности, реактивный, а не проактивный характер: в лучшем случае они помогают корректно обобщать данные о том, что уже случилось, но не позволяют выбрать оптимальный набор действий на перспективу.

В настоящее время рабочие процессы сферы ФКиС обслуживаются узкоспециализированными информационными системами субъектов ФКиС, не объединенными в единую цифровую платформу. Дальнейшая модернизация имеющихся замкнутых узкоспециализированных информационных систем, их последующая интеграция на уровне внешнего обмена данными приведет к неизбежному дублированию функционала информационных систем, а хаотичная интеграция приведет к усложнению из-за неочевидности влияния изменений в одной информационной системе на данные другой системы.

Отсутствие интеграции информационно-аналитических систем приводит к необходимости повторного ввода одних и тех же данных в различные системы. Интеграция эксплуатируемых в настоящее время в сфере ФКиС информационных систем может решить проблему лишь частично, так как указанные информационные системы не направлены на предоставление данных, необходимых для формирования аналитической информации в требуемом разрезе.

Действующие информационные системы формировались отдельными органами государственной власти или общественными организациями в условиях отсутствия единой концепции, нормативной правовой и технической базы. Содержащиеся в них сведения доступны локально и не могут быть оперативно использованы иными субъектами ФКиС, что приводит к значительным временным и финансовым издержкам, многократному сбору и дублированию информации в различных системах или на бумажных носителях, невозможности актуализации накопленных массивов данных и формирования оперативной отчетности в режиме реального времени.

Отсутствует единый методический информационный ресурс в области физической культуры, спорта и спортивной медицины, а также единая автоматизированная информационная система, обеспечивающая сбор, анализ и распространение для использования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях передового опыта и практик развития сферы ФКиС.

Цифровые технологии должны стать основой для планирования, мониторинга и оценки деятельности в сфере ФКиС. Так, например, использование "больших данных" позволит получать информацию об изменениях в сфере ФКиС практически в режиме реального времени, а использование искусственного интеллекта сделает возможным не ограничиваться несколькими показателями, а обрабатывать тысячи параметров и выбирать оптимальные управленческие решения. Развитие систем идентификации и защиты данных, раскрытие общедоступной информации, формирование "цифровых двойников" повысит качество государственных услуг и электронных сервисов в сфере ФКиС, обеспечит адресность и проактивность их предоставления.

Вследствие этого ключевой задачей цифровой трансформации сферы ФКиС является разработка единого цифрового контура ФКиС, электронного паспорта спортсмена и информационных систем ФКиС в каждом субъекте Российской Федерации с их интеграцией с информационными системами спортивной медицины, науки, образования, что позволит проводить отраслевое статистическое наблюдение за результатами обеспечения многообразных форм физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства, учебы и работы, формировать и развивать спортивную инфраструктуру в шаговой доступности с учетом потребностей граждан Российской Федерации, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также выстраивать адресные коммуникации с конечным потребителем.

Современные технологии предоставляют возможность цифровой трансформации процесса сбора статистической информации, при которой необходимые данные смогут автоматически направляться в ГИС ФКиС на основе взаимодействия информационных систем субъектов Российской Федерации без участия человека.

Необходимо обеспечить открытость Системы для неограниченного числа пользователей с одновременной защитой персональных данных граждан и коммерческой информации организаций, взаимодействующих с ГИС ФКкС; сохранить многоканальность взаимодействия между субъектами сферы ФКиС; обеспечить развитие единой среды доверия, минимизирующей использование услуг "цифровых посредников" (в том числе случаев получения нескольких электронных подписей в нескольких удостоверяющих центрах).

Внедрение современных цифровых технологий и реинжиниринг процессов в сфере ФКиС позволит снизить административные расходы Российской Федерации, организаций и граждан, а также коррупционные риски. Новые подходы к автоматизации задач управления в сложных информационных системах с большим объемом обрабатываемых данных, с возможностью применения облачных вычислительных ресурсов и современных методов компьютерной обработки, моделирования и прогнозирования создают предпосылки к развитию Системы и дальнейшей информатизации сферы ФКиС в целом.

Социальные сети, "большие данные", технологии предиктивной аналитики позволят адаптировать государственное регулирование сферы ФКиС к потребностям конкретных адресатов, сделать его гибким и зависящим от фактически достигаемого эффекта в рамках действующей государственной политики.

Цифровые технологии значительно изменяют традиционные подходы к планированию, мониторингу и оценке результатов органов исполнительной власти Российской Федерации. Объединение данных из различных источников, работа с неструктурированными и частично структурированными источниками информации, апробация отдельных инициатив в рамках контролируемых испытаний, интеграция постоянного сбора обратной связи в процесс разработки, мониторинга и оценки государственного регулирования позволяют Российской Федерации более качественно прогнозировать, выявлять и своевременно реагировать на возникающие проблемы.

Цифровая трансформация государственного управления сферы ФКиС должна стать качественным изменением на основе цифровизации содержания государственного управления отраслью, в том числе отдельных процедур, стадий управленческого цикла, государственных функций и их типов, что в дальнейшем обеспечит повышение качества государственного управления, которое направлено достижение "цифровой зрелости" отрасли.

III. Цели и задачи создания системы

Целью создания ГИС ФКиС является повышение эффективности государственного управления в сфере ФКиС за счет формирования и реализации единой политики создания и применения цифровых технологий, совершенствования информационного, технологического и аналитического обеспечения принятия решений на всех уровнях управления, существенного сокращения дублирующих информационных потоков, формирования единого информационно-технологического пространства в сфере ФКиС.

Для достижения поставленной цели Система должна обеспечивать решение следующих задач:

1. Обеспечение нормативно-правового, научно-методического и организационно-технического сопровождения при внедрении информационных технологий в сфере ФКиС;

2. Повышение полноты, корректности и оперативности сбора информации, поддержание целостности данных, гармонизации данных за счет использования единых справочников и классификаторов, в том числе за счет введения единых стандартов для ввода первичных данных;

3. Унификация процессов интеграции различных информационных ресурсов, необходимых для принятия управленческих решений в сфере ФКиС;

4. Создание современных механизмов взаимодействия между субъектами сферы ФКиС, за счет разработки и размещения, в том числе в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (далее - ЕПГУ), электронных сервисов в сфере ФКиС;

5. Обеспечение субъектов сферы ФКиС средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций, в том числе за счет использования онлайн идентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА);

6. Обеспечение качества данных за счет повышения путем представления данных, применения универсальных инструментов извлечения, очистки, преобразования и загрузки данных;

7. Использование широкого набора аналитических инструментов для мониторинга эффективности государственного управления и деятельности участников сферы ФКиС, в том числе за счет применения современных технологий обработки больших массивов данных, включая структурированные и полуструктурированные данные, в режиме реального времени;

8. Предоставление пользователям информационных сервисов, позволяющих использовать данные в различных форматах, в том числе выгружать данные в машинно-читаемых формах, формировать запросы по детализации данных;

9. Внедрение механизмов мониторинга и повышения удовлетворенности граждан, организаций ФКиС и учреждений качеством предоставляемых услуг в сфере ФКиС;

10. Обеспечение безопасности и регламентации прав доступа пользователей к данным ГИС ФКиС и инструментальным средствам их обработки.

Решение указанных задач позволит существенно расширить публичный доступ к централизованной информации, консолидируемой в рамках ГИС ФКиС, увеличит возможности ее использования субъектами сферы ФКиС.

Первоочередной задачей создания ГИС ФКиС является разработка сервисов: "Электронная запись в организации спортивной подготовки", "Единый календарный план", "Звания и разряды", "Автоматизация отчетности", а также модулей, обеспечивающих их полноценное функционирование и межведомственное взаимодействие с иными государственными информационными системами.

ГИС ФКиС предназначена для преобразования рабочих процессов государственного управления в сфере ФКиС для существенного повышения их эффективности за счет перехода к цифровой модели управления и электронному формату взаимодействия с другими участниками сферы ФКиС.

IV. Принципы создания Системы

Создание ГИС ФКиС будет осуществляться на основе следующих организационных и информационных принципах:

1) использование существующих элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов, их развитие и поэтапная замена на современные технологические решения с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе с учетом необходимости использования свободного программного обеспечения или программного обеспечения отечественной разработки;

2) обеспечение централизованного сбора и однократного ввода, поступающей в ГИС ФКиС, информации с возможностью последующего многократного использования информации;

3) сокращение объема взаимодействия по вопросам получения данных и исключения дублирования запросов информации непосредственно из ее источника;

4) обеспечение актуальности, достоверности и непротиворечивости данных, содержащихся в государственных и иных информационных системах, единства терминологии, нормативно-справочной информации, системы показателей, включая прозрачность методик формирования аналитических показателей, и регламентов отчетности;

5) обеспечение открытости государственных и иных информационных систем для интеграции между собой за счет соблюдения единых форматов, протоколов и регламентов информационного взаимодействия;

6) гибкость и адаптивность информационных систем к изменению потребностей пользователей в информации и инструментах ее анализа;

7) обеспечение защиты содержащихся в информационных системах данных и разграничение прав доступа к ним.

При создании и развитии государственной информационной системы и ресурсов в сфере ФКиС будут соблюдаться базовые системотехнические принципы:

1) экономической целесообразности - выбор таких проектных решений (в том числе программных, технических и организационных), которые при условии достижения поставленных целей и задач обеспечивают минимизацию затрат финансовых, материальных и трудовых ресурсов;

2) максимального использования современных, эффективных подходов, методологий, технических средств, информационных и коммуникационных технологий;

3) типизации проектных решений - унификация и формализация структурных компонентов, процессов функционирования и взаимодействия, ориентация на взаимодействие и кооперацию, а также использование международных правил и протоколов информационного обмена;

4) электронно-административной регламентации - ориентирование на функционирование в промышленном режиме, обеспечивающем массовую поточную обработку информационных документов, регламентируемую стандартами, маршрутными и пооперационными технологиями, нормативами на ресурсные и временные показатели, развитой службой операторов;

5) интеграции (в том числе - технологической, сетевой) единство для всей системы технологий создания, обновления, сохранения и использования информационных ресурсов, ранее созданных разнородных информационных систем и, в частности, однократная обработка данных и их многократное и многоцелевое использование;

6) модульности построения программных компонентов - компоновка структуры Системы из сегментов и входящих в них подсистем, обеспечивающих возможность их замены или изменения с целью совершенствования характеристик функционирования или ее адаптации к новым условиям;

7) адаптивности - компоненты Системы будут обладать свойствами, обеспечивающими приспособление их и Системы в целом к изменениям внешней среды и появлению новых информационно-коммуникационных технологий;

8) консолидации - создания унифицированных хранилищ данных и единого презентационного уровня;

9) технологического единства - информационно-коммуникационная инфраструктура будет развиваться на основе совместимости стандартов, интерфейсов и протоколов, единых правил представления информации;

10) достаточности средств защиты информации - уровень надежности применяемых средств защиты информации будет соответствовать уровню конфиденциальности информации, потребностям пользователей, при этом затраты на обеспечение защиты информации должны быть адекватны величине возможного ущерба от ее несанкционированного использования;

11) централизованного управления функционированием ГИС ФКиС.

Принципы обеспечения защиты информации в ГИС ФКиС должны определяться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации.

V. Общая архитектура Системы

В соответствии с пунктом 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко от 2 марта 2021 г. N ДЧ-П44-22пр система создается на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "Гостех", которая обеспечивает предоставление набора инструментов и компонентов для организации производственного процесса и ведения разработки модулей и сервисов ГИС ФКиС:

набор инструментов, позволяющих автоматизировать подготовку инфраструктуры;

набор инструментов, поддерживающих производственный процесс создания Системы;

набор вспомогательных компонентов и инструментов, облегчающих и ускоряющих реализацию бизнес-логики Системы реализацию различных типов интеграций, организацию хранения и обработку данных, машинного обучения.

Общая архитектура Системы представляют собой модули (реестры, регистры, компоненты) и интеграционные сервисы, взаимодействующие между собой и иными информационными модулями и сервисами, платформами, а также иные, в том числе внешние информационные ресурсы и системы, необходимые для достижения цели создания системы, реализации ее функций и эффективного функционирования. Состав модулей, выполняемые функции и взаимосвязи компонентов системы представлены в техническом задании.

ГИС ФКиС является универсальным платформенным решением, позволяющим интегрировать создаваемые в будущем модули в единую государственную информационную Систему, обеспечивая единство архитектурных и технологических подходов, масштабируемость.

Правовой режим информации, содержащейся в ГИС ФКиС, а также требования к хранению информации, содержащейся в системе представлен в техническом задании.

Система является территориально-распределенной автоматизированной государственной информационной системой, создаваемой в границах Российской Федерации, и строится на основе единой модели данных с учетом сервис-ориентированной архитектуры.

Цифровая трансформация сферы ФКиС осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном (местном) уровнях.

На федеральном уровне создается ГИС ФКиС, позволяющая обеспечить интеграцию с имеющимися на региональном и муниципальном уровнях информационными системами, а при их отсутствии "ручной" ввод данных через личные кабинеты.

На региональном уровне органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимают решение о развитии собственных информационных систем в сфере ФКиС (далее - региональная информационная система) и обеспечивают их интеграцию с ГИС ФКиС в соответствии порядком информационного взаимодействия, устанавливаемым Министерством.

На муниципальном (местном) уровне субъектами ФКиС с учетом принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений обеспечивается наполнение ГИС ФКиС через личный кабинет или с использованием региональной информационной системы.

При создании ГИС ФКиС учитывается опыт разработки и эксплуатации автоматизированной информационной системы XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 930, и информационных систем в сфере ФКиС, эксплуатируемых в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских спортивных федерациях и иных организациях.

VI. Показатели степени автоматизации процессов

Реализация Концепции до 2023 года позволит:

увеличить долю спортивных разрядов и спортивных званий (включая присвоение знаков отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - ГТО)), присвоение которых осуществляется безбумажным способом посредством ГИС ФКиС, до 50%;

сократить среднее время присвоения спортивных разрядов и званий (включая присвоение знаков отличия ГТО) до 10 дней;

обеспечить электронное взаимодействие в рамках реализации государственной функции "Присвоение спортивных званий и квалификационных категорий" посредством ЕПГУ;

обеспечить внесение всех аккредитованных общероссийских и региональных спортивных федераций в единый цифровой реестр;

увеличить долю кандидатов, записанных на прием в организации спортивной подготовки посредством информационного сервиса онлайн, до 60%;

увеличить долю организаций, реализующих программы спортивной подготовки, осуществляющих прием граждан для прохождения спортивной подготовки в электронном виде до 60%;

увеличить долю организаций, реализующих программы спортивной подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющих прием граждан для прохождения спортивной подготовки в электронном виде до 100%;

увеличить долю данных для сводной статистической отчетности, поступающей путем автоматической загрузки (без ручного ввода) до 65%;

обеспечить мониторинг уровня удовлетворенности пользователей качеством информационных сервисов в сфере ФКиС.

Декомпозиция данных показателей определена в Ведомственной программе цифровой трансформации Министерства спорта Российской Федерации на 2021 - 2023 годы, одобренной протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 21 апреля 2021 г. N 11 (далее - ВПЦТ).

VII. Интеграционное взаимодействие ГИС ФКиС
с внешними информационными системами

Интеграционное взаимодействие ГИС ФКиС и иных информационных систем планируется осуществляться в автоматизированном и (или) автоматическом режиме в едином информационно-технологическом пространстве, в том числе посредством применения единых правил форматно-логического контроля (далее - ФЛК).

Информационное взаимодействие при интеграции ГИС ФКиС, государственных информационных систем в сфере ФКиС субъектов Российской Федерации и информационных систем иных субъектов сферы ФКиС с учетом требований законодательства Российской Федерации осуществляется, в том числе, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) и средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ). К моменту ввода системы в промышленную эксплуатацию должна быть обеспечена готовность ГИС ФКиС к интеграции с существующими информационными системами и платформами в соответствии с техническим заданием.

Целевое состояние процессов интеграции ГИС ФКиС на федеральном уровне с учетом требований законодательства Российской Федерации предусматривает:

разработка единых подходов к формированию правил ФЛК;

применение в сфере ФКиС гармонизированной нормативно-справочной информации Министерства;

интеграция электронных сервисов сферы ФКиС на портале ЕПГУ в отдельном подразделе "Физическая культура и спорт".

Для обмена государственными данными в сфере ФКиС в режиме живого времени формируется ведомственная витрина данных в федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - НСУД).

VIII. Принципы взаимодействия с гражданами и организациями
при использовании электронных сервисов и предоставлении
(исполнении) государственных услуг (функций)

Предоставление государственных услуг, использование электронных сервисов в сфере ФКиС в электронном виде должно быть направлено на:

1) удобство для заявителей (пользователей) и предсказуемость процедур взаимодействия с органами исполнительной власти Российской Федерации и организациями сферы ФКиС, предоставляющими услуги, предоставление услуг (использование электронных сервисов) должно отвечать обоснованным ожиданиям граждан, интерфейсы, реализующие взаимодействие пользователей с ГИС ФКиС, должны быть удобными и интуитивно понятными;

2) минимизацию временных и финансовых расходов, связанных с получением услуг, заявитель должен получить услугу с минимальными временными затратами, включая затраты на подготовку документов, обучение работе с новыми технологиями, посещение организаций и ведомств, ожидание в очереди, ожидание результата услуги, а также с минимальными финансовыми затратами, в том числе сопутствующих неофициальных расходов (обращение к посредникам, приобретение программного обеспечения, консультации и т.п.);

3) предоставление заявителям "одного окна" к государственным и муниципальным услугам (электронным сервисам) в сфере ФКиС - гражданам и организациям должен быть доступен сервис, обеспечивающий отображение текущего статуса предоставления государственных и муниципальных услуг (использования электронного сервиса), сохранение истории, хранение загруженных документов и данных в электронной форме, единый личный кабинет;

4) максимальный охват целевой аудитории с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включающих официальный сайт и мобильное приложение, Единый методический информационный ресурс в области физической культуры, спорта и спортивной медицины, официальные аккаунты в социальных сетях а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");

5) увеличение доли услуг, оказываемых в электронной форме, в том числе без необходимости личного посещения органов исполнительно власти Российской Федерации и организаций сферы ФКиС.

IX. Классификация Системы в соответствии с требованиями
по защите информации

При создании и функционировании ГИС ФКиС должно быть обеспечено выполнение требований по обеспечению информационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применяемая система защиты информации должна обеспечивать целостность, конфиденциальность и доступность информации, хранящейся и обрабатываемой в ГИС ФКиС.

Класс защищенности ГИС ФКиС должен быть определен в техническом задании в соответствии с пунктом 14.2 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17.

Подсистема информационной безопасности должна быть разработана на базе компонентов Платформы ГосТех и соответствовать приказам ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".

X. Обеспечение информационной безопасности

Задачами обеспечения безопасности информации, формируемой в системе, являются:

1) создание организационных и технических решений, обеспечивающих противодействие угрозам безопасности информации;

2) обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов по защите информации в государственных информационных системах, в том числе по защите персональных данных (далее - ПДн);

3) минимизация рисков нанесения (пресечение, нейтрализация, отражение) субъектам ПДн, интересы которых затрагиваются при использовании объекта защиты, материального ущерба, морального или иного случайного или преднамеренного вреда, а также ущемления их законных прав в результате нарушения заданных характеристик безопасности ПДн;

4) минимизация негативных последствий нарушения одного из свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).

Большинство задач по информационной безопасности может быть централизовано и унифицировано при сервис-ориентированном подходе к созданию ГИС ФКиС. Задачи по управлению пользователями и их полномочиями в различных подсистемах или при доступе к различным наборам данных должны быть сосредоточены в рамках одного или нескольких ответственных лиц, обладающих полномочиями на их изменение, а предоставление доступа пользователям должно осуществляться через единую точку доступа. Для реализации указанной схемы необходимо рассмотреть возможность использования созданного и развиваемого Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации инструмента для безопасной онлайн-идентификации (ЕСИА), цель которой упорядочить и централизовать процессы регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей (физических и юридических лиц, органов государственной власти).

Помимо закрытой части информационных ресурсов ГИС ФКиС предполагается создать наличие компонентов ее инфраструктуры, обращенных к неограниченному кругу пользователей сети "Интернет". Для защиты публичной части ГИС ФКиС от недобросовестных пользователей, пытающихся нарушить ее работу, должны применяться специальные программно-аппаратные решения, также являющиеся общими для всей информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Для работы пользователей с ресурсами ГИС ФКиС могут применяться автоматизированные рабочие места в различных исполнениях (ПЭВМ, моноблок, ноутбук), обеспечивающие возможность работы пользователей через веб-браузер по каналам связи сети "Интернет", защищенных с применением программных СКЗИ.

XI. Основные направления реализации Концепции

Основными направления реализации Концепции являются:

1) совершенствование нормативной правовой и методической базы в области использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере ФКиС - регламентация вопросов автоматизированной обработки персональных данных субъектов сферы ФКиС, перехода к электронному документообороту между субъектами сферы ФКиС, в том числе при предоставлении (исполнении) государственных и муниципальных услуг (функций), использования электронной подписи, обеспечения информационной безопасности;

2) реинжиниринг имеющихся, а также создание и развитие новых процессов в государственном управлении, в том числе при предоставлении (исполнении) государственных услуг (функций) и при реализации Концепции является процесс цифровой трансформации существующих процессов, а также будут создание новых процессов на основе внедряемых цифровых технологий, продуктов, сервисов и платформенных решений, тиражирования успешных практик;

3) формирование нового подхода к управлению данными - формирование и реализация политики по работе с данными, нацеленной на создание экосистемы, и процессов, обеспечивающих максимально быстрое получение, обработку и анализ данных, их безопасное хранение, извлечение максимальной ценности из используемых данных, соблюдение требований законодательства о персональных данных, разработку и внедрение правил обмена данными, в том числе единого электронного формата обмена данными, формирование политики информационной безопасности, формирование системы принятия решений на основе данных, включающей сочетание автоматизированных систем принятия решений и систем поддержки принятия управленческих решений;

4) внедрение цифровых технологий и платформенных решений - внедрение цифровых технологий и платформенных решений субъектами отрасли, формирование сервисов по определению потребности субъектов отрасли, выстраивание каналов цифрового взаимодействия с ними;

5) обеспечение комплексной информационной безопасности в целях своевременного приведения информационных ресурсов сферы ФКиС к соответствию требованиям законодательства Российской Федерации;

6) обеспечение информационного, интеграционного взаимодействия ГИС ФКиС с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства;

7) создание единой цифровой экосистемы отрасли - создание механизмов консультационной, методической и экспертной поддержки отрасли по вопросам внедрения цифровых решений и сопровождения процессов цифровой трансформации, формирование базы знаний в сфере цифровых технологий; формирование регуляторных "песочниц" и пилотных зон внедрения (отработки применения) цифровых технологий, формирование системы обучения информационным технологиям и информационной безопасности в отрасли;

8) стимулирования субъектов сферы ФКиС к использованию информационных технологий, популяризация использования специализированных спортивных информационных ресурсов и сервисов - необходима выработка комплекса мер по стимулированию персонала общероссийских спортивных федераций, спортивных организаций, спортсменов и граждан, занимающихся физической культурой, к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности и при занятиях ФКиС, использованию электронных сервисов для взаимодействия с государством и организациями сферы ФКиС.

XII. Развитие ГИС ФКиС

Концептуально целевое состояние информационно-аналитического обеспечения и поддержки процессов управления сферы ФКиС с учетом требований законодательства Российской Федерации предусматривает:

1) информационно-технологическое взаимодействие субъектов сферы ФКиС (от муниципального до федерального уровня) в едином информационно-технологическом пространстве, в том числе посредством использования ГИС ФКиС;

2) информационное и интеграционное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в едином информационно-технологическом пространстве с использованием СМЭВ, в том числе посредством существующих видов сведений;

3) обеспечение информационной безопасности и защиты информации, обрабатываемой в ГИС ФКиС;

4) определение наборов открытых данных сферы ФКиС и электронных сервисов, размещаемых на портале на ЕПГУ;

5) развитие информационной поддержки принятия решений в сфере ФКиС;

6) автоматизацию процессов в сфере ФКиС путем создания подсистем специализированной деятельности, обеспечивающих:

совершенствование СМЭВ с целью использования информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;

мониторинг деятельности субъектов сферы ФКиС для повышения эффективности государственного управления отраслью;

гармонизацию нормативно-справочной информации в сфере ФКиС с федеральной государственной информационной системой "Единая система нормативной справочной информации" и НСУД;

совершенствование процессов аутентификации и идентификации пользователей в целях расширения перечня государственных услуг и электронных сервисов, предоставляемых без личного посещения органов исполнительной власти Российской Федерации и организаций сферы ФКиС;

автоматизацию централизованного динамического анализа данных сферы ФКиС на федеральном и уровне субъектов Российской Федерации сферы ФКиС позволит исключить дублирование информации, обеспечить возможность осуществления одномоментной верификации данных, определить уровень своевременности обработки информации и формировать отчеты по требуемым признакам и критериям;

информационную безопасность и защиту информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

преимущественное использование инфраструктуры государственной единой облачной платформы;

интеграцию с платформами онлайн образования и развитие онлайн-курсов для специалистов в области ФКиС;

поэтапный переход на свободное программное обеспечение и программное обеспечение российского производства при реализации мероприятий создания и развития информационных ресурсов ГИС ФКиС с учетом требований запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

XIII. Основные этапы создания Системы

Создание Системы осуществляется в три этапа.

На первом этапе в 2021 году планируется обеспечить:

разработку нормативного правового и методического обеспечения создания и функционирования Системы;

создание основных модулей общего назначения, обеспечивающих функционирование Системы;

разработку единых правил ФЛК;

разработку сервиса "Электронная запись в организации спортивной подготовки", обеспечивающего подачу и обработку заявлений в организации спортивной подготовки посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

разработку сервиса "Единый календарный план", обеспечивающего автоматизированный процесс представления предложений для включения спортивных мероприятий, внесения изменений и дополнений в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также их рассмотрение и принятие по ним решения;

разработку сервиса "Звания и разряды", обеспечивающего автоматизированный процесс подачи представлений и документов для присвоения спортивных званий и спортивных разрядов, а также их рассмотрение и принятие по ним решений;

разработку сервиса "Автоматизация отчетности", обеспечивающего сбор, обработку и анализ статистических данных;

создание модуля обеспечения информационной безопасности и контроля доступа к данным, обрабатываемым в Системе;

ввод ГИС ФКиС в опытную эксплуатацию;

разработку единых информационно-технологических подходов к интеграции с государственными информационными системами в сфере ФКиС субъектов Российской Федерации.

На втором этапе в 2022 - 2023 годах планируется обеспечить:

аттестацию ГИС ФКиС по требованиям информационной безопасности;

ввод ГИС ФКиС в промышленную эксплуатацию;

продолжение работ по разработке нормативного правового и методического обеспечения внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в сфере ФКиС, стандартизации в области цифровизации процессов отрасли;

сопровождение интеграции с Системой информационных систем, эксплуатируемых в органах исполнительной власти ФКиС субъектов Российской Федерации;

подключение всех органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов ФКиС к прикладным электронным сервисам Системы;

сопровождение и развитие Системы, развитие информационных систем субъектов ФКиС на основе единой модели обмена данными;

реализацию мер стимулирования внедрения информационных технологий в сфере ФКиС и популяризацию разработанных электронных сервисов.

На третьем этапе в 2024 - 2025 годах планируется обеспечить:

продолжение работ по разработке нормативного правового и методического обеспечения внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в сфере ФКиС;

сопровождение и развитие Системы, развитие информационных систем субъектов ФКиС на основе единой модели обмена данными;

реализацию мер стимулирования внедрения информационных технологий в сфере ФКиС и популяризацию разработанных электронных сервисов.

Состав и распределение перечисленных мероприятий по этапам может быть уточнен, в том числе в зависимости от объемов выделяемого финансирования.

XIV. Оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов

Основным источником финансирования создания ГИС ФКиС являются средства федерального бюджета, выделяемые в рамках реализации мероприятий ВПЦТ и Федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

При необходимости доработки и развития информационных систем, интегрируемых с ГИС ФКиС, необходимо предусмотреть следующий порядок их финансирования:

государственные информационные системы субъектов Российской Федерации - за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств, выделяемых в рамках реализации федерального проекта;

иные информационные системы - за счет средств собственников таких систем, а также за счет иных источников финансирования.

Для оценки стоимости работ по созданию сервисов ГИС ФКиС было подготовлено технико-экономическое обоснование мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию и эксплуатации информационных систем информационно-коммуникационной инфраструктуры, предусмотренных Концепцией создания и функционирования государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" (Приложение 1).

XV. Ожидаемый эффект от внедрения Системы

Ожидаемый эффект от внедрения ГИС ФКиС для граждан Российской Федерации:

повышение качества и доступности государственных услуг и муниципальных услуг, сервисов в сфере ФКиС в цифровом виде за счет их персонализации и унификации интерфейсов СМЭВ;

сокращение сроков оказания (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций);

повышение удобства получения государственных услуг и муниципальных услуг для граждан Российской Федерации благодаря снижению количества предоставляемых гражданином документов за счет развитой сети межведомственного взаимодействия.

Ожидаемый эффект от внедрения ГИС ФКиС для представителей бизнеса и отрасли в сфере ФКиС:

повышение производительности и эффективности деятельности за счет использования дополнительных источников государственных данных и сервисов предоставления государственных данных;

повышение управляемости коммерческими организациями за счет использования оперативных, актуальных и достоверных государственных данных:

снижение неоправданной и избыточной административной (отчетной) нагрузки на представителей коммерческих организаций и некоммерческого сектора.

Ожидаемый эффект от внедрения ГИС ФКиС для органов исполнительной власти Российской Федерации и организаций государственного сектора:

повышение эффективности исполнения государственных и муниципальных функций и решения государственных задач вследствие снижения количества ошибок, связанных с низким уровнем полноты, достоверности и оперативности государственных данных в государственных информационных системах;

повышение достоверности собираемых данных и их охвата в рамках информационного взаимодействия с юридическими лицами и физическими лицами;

увеличение точности планирования и прогнозирования, скорости и качества принимаемых управленческих решений в рамках задач государственного управления в сфере ФКиС;

повышение эффективности бюджетных расходов на создание, эксплуатацию и развитие (модернизацию) государственных информационных систем, благодаря внедрению единых требований, отказу от сложной интеграции участников взаимодействия, сокращения дублирования данных;

устранение коррупциогенных факторов во взаимодействии граждан Российской Федерации и Российской Федерации, а также субъектов всех уровней в сфере ФКиС.