Утверждена
приказом Председателя
Верховного Суда
Российской Федерации
от 15 февраля 2021 г. N 9-П

КОНЦЕПЦИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации (далее - Концепция) является основополагающим документом в области информатизации Верховного Суда Российской Федерации (далее - Верховный Суд). Концепция определяет цель, направления и основные задачи информатизации Верховного Суда на период до 2030 года.

Нормативно-правовую основу Концепции составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Концепция разработана с учетом положений указов Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", других постановлений Правительства Российской Федерации в области информационных цифровых технологий, а также постановления Пленума Верховного Суда от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда от 27 сентября 2017 г., других постановлений Пленума Верховного Суда, Президиума Верховного Суда и иных актов Верховного Суда, регулирующих вопросы использования документов в электронном виде в деятельности Верховного Суда.

Во внимание приняты Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7, Паспорт федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденный протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 12 марта 2020 г. N 4, положения "Описания целевого состояния суперсервиса "Правосудие онлайн" <1>, утвержденного президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (п. 2 раздела III Протокола от 20 апреля 2020 г. N 5), Концепция информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 года, утвержденная постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 785.

--------------------------------

<1> Описание целевого состояния суперсервиса "Правосудие онлайн" разработано рабочей группой, образованной Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Участие Судебного департамента в реализации суперсервиса "Правосудие онлайн" одобрено Постановлением Совета Судей Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. N 5 "О суперсервисе "Правосудие онлайн".

При разработке Концепции использован опыт применения информационных технологий в федеральных органах государственной власти, арбитражных судах, судах общей юрисдикции, судах зарубежных государств.

2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА

Приказом Председателя Верховного Суда от 10 декабря 2015 г. N 67-П утверждена Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации.

Данная Концепция стала основой для реализации мероприятий по развитию информационных технологий, обеспечивающих деятельность Верховного Суда, включая:

- развитие и совершенствование информационных технологий судебного документооборота и делопроизводства, судебной статистики;

- развитие и совершенствование информационных технологий общего документооборота и делопроизводства;

- модернизацию внутренней телекоммуникационной инфраструктуры Верховного Суда;

- развитие видео-конференц-связи Верховного Суда;

- развитие и совершенствование защиты информации Верховного Суда.

Информатизация деятельности Верховного Суда осуществляется с использованием Автоматизированной информационной системы Верховного Суда (далее - АИС Верховного Суда).

АИС Верховного Суда представляет собой совокупность информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, сведения о которых внесены в Государственную информационную систему учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов:

1. Информационная система "Судебный документооборот и делопроизводство Верховного Суда Российской Федерации";

2. Система автоматизированного протоколирования судебных заседаний Верховного Суда Российской Федерации;

3. Комплекс видео-конференц-связи Верховного Суда Российской Федерации;

4. Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации;

5. Информационные системы и программные средства автоматизации кадровой работы и управления персоналом Верховного Суда Российской Федерации;

6. Программный комплекс управления финансами и материальными активами Верховного Суда Российской Федерации;

7. Инфраструктура информационного взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации;

8. Комплекс интерактивного отображения информации в зданиях Верховного Суда Российской Федерации;

9. Серверная инфраструктура Верховного Суда Российской Федерации;

10. Рабочие станции общего назначения Верховного Суда Российской Федерации;

11. Средства копирования и печати Верховного Суда Российской Федерации;

12. Внутренняя телекоммуникационная инфраструктура Верховного Суда Российской Федерации;

13. Телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая внешнюю связь Верховного Суда Российской Федерации;

14. Программно-аппаратные комплексы информационной безопасности Верховного Суда Российской Федерации;

15. Прочие подсистемы Верховного Суда.

Ключевыми средствами информатизации являются информационные системы, обеспечивающие процессуальную деятельность Верховного Суда: Информационная система "Судебный документооборот и делопроизводство Верховного Суда Российской Федерации", "Система автоматизированного протоколирования судебных заседаний Верховного Суда Российской Федерации", "Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации", а также "Комплекс видео-конференц-связи Верховного Суда Российской Федерации".

Информационная система "Судебный документооборот и делопроизводство Верховного Суда Российской Федерации" (далее - ИС СДД) обеспечивает общий и процессуальный документооборот Верховного Суда.

Ежегодно в ИС СДД регистрируется более 11 000 судебных дел и более 270 000 жалоб.

Использование судами систем видео-конференц-связи (далее также - ВКС) при проведении судебных заседаний и совершении процессуальных действий предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комплекс видео-конференц-связи Верховного Суда обеспечивает дистанционное участие в судебных заседаниях Верховного Суда, основанное на применении информационной технологии видео-конференц-связь.

На текущий момент в Верховном Суде обеспечена возможность дистанционного участия в судебных заседаниях с использованием видео-конференц-связи более чем с 8000 абонентов территориально разнесенных объектов, включая все федеральные суды общей юрисдикции, все федеральные арбитражные суды, а также следственные изоляторы, тюрьмы, воспитательные и исправительные колонии, колонии-поселения, лечебно-исправительные и лечебно-профилактические учреждения, туберкулезные и психиатрические больницы и прочие учреждения, имеющие комплексы ВКС. С 2018 года проводится работа по подключению к системе ВКС участков мировых судей.

Ежегодно Верховный Суд проводит более 1200 судебных заседаний по видео-конференц-связи с более чем 1400 участниками.

Комплексами ВКС оборудовано 14 залов судебных заседаний Верховного Суда.

В 2019 году началась работа по обеспечению дистанционного участия в судебных заседаниях с использованием технологии веб-конференции. В отличие от видео-конференц-связи, осуществляемой в основном по гарантированным каналам связи на вычислительных мощностях абонентов, веб-конференция проводится с использованием средств вычислительной техники участника судебного процесса через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - Интернет).

Надежность технологий сети Интернет постепенно возрастает, этому способствует, в частности, увеличение пропускной способности каналов связи, а также развитие компьютерной техники, сервисов "государственных услуг".

В Верховном Суде проводится работа по интеграции технологий видео-конференц-связи и веб-конференции для обеспечения возможности участия в одном судебном заседании как с использованием видео-конференц-связи, так и с использованием веб-конференции.

В залах судебных заседаний Верховного Суда развернута и используется Система автоматизированного протоколирования судебных заседаний, интегрированная с Информационной системой "Судебный документооборот и делопроизводство Верховного Суда Российской Федерации", обеспечивающая в том числе:

цифровую звукозапись всех событий в зале суда с привязкой к хронологии событий и возможностью дальнейшего воспроизведения в различных режимах;

регистрацию событий, происходящих в зале суда, и работу секретарей в рамках Информационной системы "Судебный документооборот и делопроизводство Верховного Суда Российской Федерации";

возможность создания протокола судебного заседания.

Ежегодно с использованием Системы автоматизированного протоколирования судебных заседаний составляется более 5 тысяч аудио- и видеопротоколов судебных заседаний.

Один из залов судебных заседаний Верховного Суда оснащен системой автоматизированного протоколирования с возможностью автоматического составления машиночитаемого текста.

Информация на официальном сайте Верховного Суда представлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

В 2019 году более 9 миллионов человек стали посетителями официального сайта Верховного Суда. В настоящее время для посетителей официального сайта Верховного Суда в сети Интернет доступна информация более чем по 5 миллионам судебных дел и жалоб, рассмотренных Верховным Судом.

Личный кабинет на официальном сайте Верховного Суда обеспечивает подачу участниками судебного процесса процессуальных обращений в электронном виде в Верховный Суд, а также получение судебных актов, выполненных в электронном виде. В 2019 году подано более 38 тысяч процессуальных обращений в электронном виде.

Информационные системы и программные средства автоматизации кадровой работы и управления персоналом Верховного Суда состоят из Информационной системы автоматизации кадровой работы Верховного Суда Российской Федерации (далее - ИСАКР) и единой информационной системы Сбор и анализ данных о служебной активности персонала Верховного Суда Российской Федерации (далее - ЕИСАП).

ИСАКР и ЕИСАП комплексно обеспечивают автоматизацию кадровой работы в Верховном Суде, включая управление персоналом, учет рабочего времени, кадровый документооборот, информационно-аналитическую и статистическую работу.

Программный комплекс управления финансами и материальными активами Верховного Суда обеспечивает автоматизацию управления его финансово-экономической деятельностью и функционирует на основе отечественного программного продукта ПАРУС, предназначенного для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.

Для осуществления автоматизации финансово-хозяйственной деятельности в Верховном Суде внедрены программные продукты "Парус - Бюджет 7" и "Парус - Сведение отчетности 8".

Для подготовки и предоставления в Федеральное казначейство бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности используется программный продукт "Парус - Сведение отчетности 8", обеспечивающий передачу информации в форматах, утвержденных Федеральным казначейством, и передачу отчетов в подсистему учета и отчетности ГИИС "Электронный бюджет".

Инфраструктура информационного взаимодействия Верховного Суда предназначена для обеспечения доступа судьям и работникам аппарата Верховного Суда к информационным ресурсам, в том числе к информации, предоставляемой средствами массовой информации.

В Комплекс интерактивного отображения информации в зданиях Верховного Суда Российской Федерации входят информационные табло, размещаемые перед залами судебных заседаний, в фойе подъездов в зданиях Верховного Суда, и информационно-справочные киоски. Посредством табло и киосков предоставляется информация для участников судебных процессов, включая информацию о судебных заседаниях текущего дня.

Серверная инфраструктура Верховного Суда состоит из серверов, систем хранения данных, систем резервного копирования и восстановления данных. Основные информационные системы расположены на серверах и системах хранения данных, объединенных в отказоустойчивые кластеры, и используют технологии виртуализации как вычислительных ресурсов, так и дисковых хранилищ, что позволяет обеспечить отказоустойчивость и оперативное перераспределение ресурсов. Ленточные библиотеки являются основным компонентом системы резервного копирования и восстановления данных и обеспечивают защиту критических данных.

Внутренняя телекоммуникационная инфраструктура Верховного Суда обеспечивает доступ к информационным сервисам и ресурсам судей и работников аппарата Верховного Суда и состоит из локальной вычислительной сети и структурированной кабельной системы. Структурированная кабельная система состоит из магистральной и распределительной кабельных составляющих. Магистральная составляющая реализована с помощью многомодовых оптических кабелей и обеспечивает связь помещений аппаратных локальной вычислительной сети на скоростях до 40 Гбайт/с с резервированием, исключающим единую точку отказа магистральной сети.

Распределительная составляющая реализована с помощью медных UTP кабелей категории 5e и выше и обеспечивает подключение рабочих мест судей и работников аппарата, а также другого многопользовательского сетевого оборудования к локальной вычислительной сети на скоростях до 1000 Мбайт/с. Помещения аппаратных локальной вычислительной сети оборудованы системами кондиционирования, автоматическими системами пожаротушения и сигнализации, а также системами бесперебойного электроснабжения.

К телекоммуникационной инфраструктуре, обеспечивающей внешнюю связь Верховного Суда, относятся цифровая телефонная станция, включая DECT-телефонию и систему тарификации телефонных разговоров, услуги связи и др.

Цифровая телефонная станция представляет собой многофункциональную, отказоустойчивую, коммуникационную платформу, решающую задачи коммутации, маршрутизации и трансляции сигнального и голосового трафика по заданным правилам, поддержку различных типов абонентских терминальных устройств, включая аналоговые телефонные аппараты, цифровые телефонные аппараты, IP телефонные аппараты.

DECT-телефония предоставляет мобильность работникам аппарата Верховного Суда для решения оперативных задач.

Программно-аппаратные комплексы информационной безопасности являются важным элементом инфраструктуры АИС Верховного Суда и предназначены для защиты компьютерной информации и средств ее обработки. В состав комплексов входят программно-технические средства защиты информации.

Потребность в повышении эффективности участия в судебных разбирательствах граждан, организаций и органов государственной власти, эффективности судебной деятельности за счет использования современных информационно-телекоммуникационных технологий, а также появление новых информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе биометрическая аутентификация граждан, распознавание речи, вкупе с достигнутым уровнем информатизации Верховного Суда, позволяют перейти к новому этапу информатизации Верховного Суда, на котором информационные технологии должны стать средой осуществления процессуальной деятельности.

Возрастание нагрузки на информационные системы и инфраструктуру Верховного Суда требует дальнейшего развития информационных технологий и совершенствования инфраструктуры Верховного Суда.

3. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА

Целью информатизации Верховного Суда является создание, развитие и эксплуатация информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих повышение эффективности судебной защиты прав и законных интересов граждан, организаций, органов государственной власти, повышение качества осуществления правосудия.

На текущий момент АИС Верховного Суда обеспечивает необходимый уровень автоматизации процессов судебного делопроизводства и взаимодействия участников судебного процесса с Верховным Судом.

Действующее процессуальное законодательство предусматривает приоритет бумажных носителей, приоритет бумажного документооборота над электронным документооборотом. Преобладает бумажная форма коммуникации между судами. Базовым является судебное дело на бумажном носителе, отсутствуют электронные судебные дела.

Электронная форма осуществления и закрепления результатов процессуальной деятельности по отношению к форме бумажной постепенно должна стать основной. Требуется ускорить автоматизацию электронного судопроизводства.

Основные направления информатизации Верховного Суда:

1. Обеспечение дистанционных способов осуществления судебной деятельности, включая "правосудие онлайн" <2>:

--------------------------------

<2> Правосудие онлайн представляет собой дистанционное осуществление судом и/или одним или всеми участниками судебного процесса предусмотренных законом всех или отдельных процессуальных действий посредством использования информационных технологий в деятельности судов.

дистанционное обращение в суд в электронном виде;

дистанционное получение информации о судебном процессе (судебные извещения);

дистанционное участие в судебных заседаниях;

дистанционный доступ к материалам судебных дел, получение судебных актов и их копий в электронном виде;

дистанционное участие в мероприятиях, в том числе международных.

2. Совершенствование электронного взаимодействия Верховного Суда с судами и органами государственной власти.

3. Развитие информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

4. Модернизация (развитие) серверной инфраструктуры Верховного Суда.

5. Модернизация (развитие) системы хранения данных серверной инфраструктуры Верховного Суда.

Дистанционное обращение в суд в электронном виде

В настоящее время используются три способа подачи обращения в суд:

подача обращения на бумажном носителе непосредственно в суд заявителем или его представителем;

подача обращения в суд на бумажном носителе посредством почтового отправления или курьерской службы;

подача обращения в суд в электронном виде через личный кабинет на сайте Верховного Суда и через личный кабинет информационной системы "Мой арбитр" (в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда).

Обращения в суд в электронном виде подаются в виде электронного документа или электронного образа документа.

Необходимо обеспечить возможность подачи обращений в суд участниками судебного процесса через информационный ресурс, размещенный в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - личный кабинет ЕПГУ), а также через системы электронного документооборота участников судебного процесса посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).

Дистанционное получение информации о судебном процессе
(судебные извещения)

Участнику судебного процесса судебное извещение (судебная повестка) направляется на бумажном носителе заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, СМС-сообщением, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

По административным делам административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ст. 113 ГПК РФ, ст. 121 - 123 АПК РФ, ст. 96 КАС РФ).

Информация о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда размещает соответствующую информацию также в информационной системе "Картотека арбитражных дел".

В случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, для информирования участников судебного процесса может использоваться электронная почта.

Должна быть реализована возможность направления участнику судебного процесса судебного извещения в электронном виде в личный кабинет ЕПГУ либо через системы электронного документооборота участников процесса посредством СМЭВ.

Дистанционный доступ к материалам судебных дел, получение
судебных актов и их копий в электронном виде

В настоящее время судебные дела в Верховном Суде ведутся на бумажных носителях.

Тексты судебных актов Верховного Суда размещаются в сети Интернет в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", закрепляющим гарантии реализации механизма доведения до сведения общества судебной информации, Положением о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда от 27 сентября 2017 г.

Копии судебных актов, выполненные в форме электронных документов, могут быть предоставлены участникам судебного процесса посредством личного кабинета на официальном сайте Верховного Суда.

Требуется обеспечить дистанционный доступ участников судебного процесса в соответствии с процессуальным законодательством к материалам судебных дел, рассматриваемых Верховным Судом.

Такой доступ может быть обеспечен при создании Судебного портала в рамках реализации суперсервиса "Правосудие онлайн".

Судебный портал должен обеспечить также открытый доступ к сведениям о судебных делах и текстам судебных актов в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Дистанционное участие в судебных заседаниях

На текущий момент дистанционное участие в судебном заседании участников судебного процесса в Верховном Суде обеспечивается посредством видео-конференц-связи.

В рамках развития ВКС должно быть усовершенствовано взаимодействие с удаленными абонентами, внедрено в судебные составы программное изделие ВКС, позволяющее планировать расписание проведения дел с использованием ВКС.

В современных условиях, в том числе в условиях пандемии, требуется создать дополнительные возможности дистанционного участия в судебных заседаниях.

Современный уровень развития информационных технологий позволяет решить вопрос аутентификации (например, по лицу и голосу) участника судебного процесса для дистанционного участия в судебном заседании.

Технологии дистанционной биометрической аутентификации позволяют организовать проведение судебных заседаний с дистанционным участием в них одного или всех участников судебного процесса без привлечения второго суда, оказывающего содействие в проведении судебного заседания с дистанционным участием, с использованием технологии веб-конференции.

Система веб-конференции, в том числе с возможностью биометрической аутентификации, должна обеспечить возможность дистанционного участия в судебном заседании участников судебного процесса из помещений, расположенных вне зданий судов, вне зависимости от их местонахождения.

Доступ к системе веб-конференции должен быть обеспечен из личного кабинета ЕПГУ.

В Верховном Суде должна быть обеспечена интеграция технологий видео-конференц-связи и веб-конференции для обеспечения участия в одном судебном заседании как с использованием видео-конференц-связи, так и с использованием веб-конференции. Это позволит полноценно участвовать в судебных процессах лицам с ограниченными возможностями, что повысит уровень реализации права на судебную защиту таких лиц, позволит повысить эффективность судебной защиты, сократить расходы на участие в рассмотрении судебных дел.

Дистанционное участие в мероприятиях,
в том числе международных

Необходимость обеспечения непрерывности деятельности Верховного Суда в современных условиях, в том числе в условиях пандемии, обусловила актуальность темы дистанционного участия Верховного Суда посредством видеоконференции и веб-конференции в конференциях, совещаниях, заседаниях и иных мероприятиях, включая международные, с учетом методов обеспечения передачи, хранения и представления информации в режиме реального времени с оптимальным использованием информационных ресурсов.

Международные мероприятия с участием Верховного Суда:

- Форум председателей верховных судов стран БРИКС;

- Совещание председателей верховных судов государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС);

- Совет председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики в СНГ;

- Международная конференция Суда ЕАЭС;

- Конференция председателей верховных судов Центральной и Восточной Европы;

- и другие мероприятия.

Мероприятия с участием Верховного Суда:

- пленумы Верховного Суда;

- ежегодное подведение итогов работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

- заседания научно-консультационного совета Верховного Суда;

- заседания Совета судей Российской Федерации;

- заседания Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

- круглые столы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- и другие мероприятия.

Совершенствование электронного взаимодействия Верховного
Суда с судами и органами государственной власти,

в том числе:

с судами общей юрисдикции и арбитражными судами (далее - нижестоящие суды) в целях формирования материалов судебных дел и производств в электронном виде на Судебном портале;

с информационными системами федеральных органов государственной власти посредством СМЭВ;

с федеральными органами государственной власти посредством системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО) для обеспечения обмена документами в электронном виде;

с иными внешними информационными системами.

Развитие информационных систем и компонентов
информационно-телекоммуникационной инфраструктуры,

в том числе:

- модернизация (развитие) серверной инфраструктуры Верховного Суда;

- модернизация (развитие) системы хранения данных серверной инфраструктуры Верховного Суда;

- выполнение работ по развитию Информационной системы "Судебный документооборот и делопроизводство Верховного Суда Российской Федерации";

- выполнение работ по развитию официального сайта Верховного Суда;

- развитие информационной системы автоматизации кадровой работы Верховного Суда;

- модернизация (развитие) комплекса видео-конференц-связи Верховного Суда;

- модернизация (дооборудование) структурированной кабельной системы внутренней телекоммуникационной инфраструктуры Верховного Суда;

- выполнение работ по развитию (модернизации) и сопровождению цифровой телефонной станции Верховного Суда;

- приобретение современных информационных табло и информационно-справочных киосков комплекса интерактивного отображения информации Верховного Суда;

- выполнение работ по совершенствованию информационной безопасности Верховного Суда;

- развитие парка вычислительной техники и средств печати Верховного Суда.

Модернизация (развитие) серверной инфраструктуры
Верховного Суда Российской Федерации,

включая:

- повышение быстродействия и внедрение современных технологических платформ и решений в оборудовании серверной инфраструктуры;

- расширение использования кластерных технологий и средств виртуализации для обеспечения отказоустойчивости и оперативного выделения ресурсов;

- своевременную замену устаревшего и выработавшего срок эксплуатации оборудования.

Модернизация (развитие) системы хранения данных серверной
инфраструктуры Верховного Суда Российской Федерации,

включая:

- увеличение объемов накопителей информации для хранения данных информационных систем;

- повышение сохранности данных за счет внедрения современных аппаратных и программно-аппаратных средств дублирования и репликации данных;

- виртуализацию систем хранения данных для обеспечения оптимального и оперативного выделения дискового пространства.

4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА

Для достижения поставленной цели информатизации Верховного Суда необходимо обеспечить решение следующих основных задач:

создание условий гражданам, организациям и органам государственной власти для удобной и эффективной судебной защиты своих прав и законных интересов;

обеспечение возможности дистанционного выполнения процессуальных действий, в том числе дистанционного обращения в суд в электронном виде, дистанционного получения информации о начавшемся судебном процессе, дистанционного доступа к материалам судебных дел, получения судебных актов и их копий в электронном виде, дистанционного участия в судебных заседаниях, что способствует экономии времени участникам судебного процесса;

повышение открытости и доступности правосудия;

обеспечение электронной формы осуществления и закрепления результатов процессуальной деятельности;

обеспечение юридически значимого электронного судебного документооборота между гражданами, организациями, органами государственной власти и судами;

создание электронных судебных дел, постепенный отказ от пересылки бумажных судебных дел по мере перехода к электронным судебным делам;

обеспечение ограниченного доступа к электронным судебным делам для участников судебного процесса, в том числе ознакомление с материалами судебных дел, включая ознакомление с аудио-видео-протоколами судебных заседаний;

устранение "барьеров" в электронном информационном пространстве судов, участников судебного процесса, а также государственных органов, не являющихся участниками процесса, но предоставляющих информацию судам по запросам либо получающих информацию из судов в случаях, предусмотренных законом;

обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

При реализации Концепции необходимо соблюдать следующие принципы.

1. Сохранение ранее сделанных инвестиций

Данный принцип означает максимизацию использования опыта, решений и результатов предыдущих этапов информатизации.

При выборе: сохранение существующих программно-технических средств или проектирование новой системы/компоненты будут учитываться:

- соответствие существующих программно-технических средств функциональным требованиям и возможности их развития;

- апробирование в мировой практике информационных технологий и реализующих их программно-аппаратных средств, используемых в рамках системы/компоненты;

- уровень стандартизации, массовость производства и уровень сервисной поддержки выбираемых программно-технических решений.

2. Преемственность и стабильность в развитии АИС Верховного Суда

Данный принцип означает максимальное сохранение востребованных пользователями функциональных возможностей ранее разработанного программного обеспечения и сформированных информационных ресурсов.

3. Обеспечение целостности АИС Верховного Суда

В процессе реализации задач по развитию и модернизации АИС Верховного Суда должны быть обеспечены целостность данных, единство, взаимосвязанность и совместимость всех компонентов АИС Верховного Суда на различных объектах автоматизации.

4. Принцип гибкости и адаптивности

При развитии и модернизации АИС Верховного Суда должна предусматриваться возможность адаптации системы и ее компонентов к изменениям внешних условий, в том числе изменениям законодательства, информационных и аналитических потребностей пользователей. Также должна быть предусмотрена возможность корректировки положений Концепции с учетом изменения внешних условий деятельности Верховного Суда.

5. Стандартизация и унификация

Создание информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с заданными свойствами будет обеспечиваться стандартизацией подходов к подготовке требований к системам и компонентам, их проектированию, испытаниям, документированию и вводу в эксплуатацию. Используемые подходы будут основаны на действующих российских стандартах и руководящих документах.

6. Принцип управления рисками

При реализации Концепции возможно проявление следующих ключевых видов рисков:

- увеличение стоимости мероприятий, предусмотренных Концепцией, относительно запланированного уровня;

- превышение плановых сроков реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией;

- неполное соответствие результатов мероприятий выдвигаемым требованиям к качеству;

- торговые ограничения на приобретение отдельных видов информационно-телекоммуникационного оборудования и технологий иностранного происхождения.

Управление рисками реализации Концепции заключается в планировании и осуществлении действий, направленных на предупреждение и нейтрализацию указанных рисков.

В качестве таких действий будут предусмотрены:

- регулярная актуализация плана мероприятий по реализации Концепции, позволяющая учесть изменение факторов внешней среды и их влияние на стоимостные и временные параметры реализации мероприятий;

- детализация требований к объектам закупок, осуществляемых в рамках реализации мероприятий Концепции, а также требований к квалификации участников закупки при подготовке конкурсной и аукционной документации. Детализация указанных требований позволит определить поставщика (подрядчика, исполнителя), способного при прочих равных условиях обеспечить наиболее высокое качество исполнения мероприятий, предусмотренных Концепцией.

6. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Последовательность и сроки решения задач по реализации Концепции определяются их приоритетностью, а также техническими, финансовыми и организационными возможностями.

Приоритетными являются задачи, решение которых непосредственно направлено на выполнение требований законодательства и повышение эффективности деятельности судей и работников аппарата Верховного Суда.

В качестве источников финансирования мероприятий по информатизации Верховного Суда будут использоваться средства федерального бюджета.

Ввод в действие новых информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры необходимо организовать без нарушения текущей деятельности Верховного Суда по осуществлению правосудия и с обеспечением полномасштабной информационной поддержки действующей АИС Верховного Суда.

Мероприятия I этапа будут реализованы в 2021 - 2024 гг. и включают в себя:

- развитие АИС Верховного Суда в целях реализации процессуального законодательства, регламентирующего вопросы дистанционного обращения в суд в электронном виде, дистанционного получения информации о судебном процессе (судебные извещения), дистанционного доступа к материалам судебных дел, получения судебных актов и их копий в электронном виде, дистанционного участия в судебных заседаниях;

- развитие официального сайта Верховного Суда в части интеграции личного кабинета с Единым порталом государственных услуг и с Судебным порталом;

- выполнение работ по развитию официального сайта Верховного Суда в части обеспечения дистанционного участия в судебных заседаниях участников судебного процесса посредством веб-конференций с установлением личности гражданина посредством единой биометрической системы;

- внедрение единого расписания проведения судебных заседаний в режиме видео-конференц-связи во взаимодействии с Судебным департаментом при Верховном Суде;

- дооснащение залов судебных заседаний современными аппаратно-программными комплексами видео-конференц-связи;

- совершенствование нормативной правовой и технической документации в области видеоконференции и веб-конференции;

- модернизацию беспроводной телефонной сети DECT с подключением к современной цифровой телефонной станции Avaya;

- переход к использованию программных средств распознавания речи и автоматизированному формированию протоколов судебных заседаний;

- дальнейшее развитие межведомственного электронного документооборота с федеральными органами государственной власти;

- модернизацию (развитие) серверной инфраструктуры Верховного Суда;

- модернизацию (развитие) системы хранения данных серверной инфраструктуры Верховного Суда;

- модернизацию отображения информации коллективного пользования и информационно-справочных киосков в зданиях Верховного Суда;

- совершенствование нормативной правовой и технической документации в области информационной безопасности Верховного Суда.

Мероприятия II этапа будут реализованы в 2025 - 2027 гг. и включают в себя:

- развитие Информационной системы "Судебный документооборот и делопроизводство Верховного Суда Российской Федерации" в соответствии с мероприятиями настоящей Концепции;

- развитие Информационной системы автоматизации кадровой работы Верховного Суда Российской Федерации;

- выполнение работ по совершенствованию информационной безопасности Верховного Суда;

- развитие парка вычислительной техники, средств печати и цифровой телефонии Верховного Суда;

- модернизацию (развитие) серверной инфраструктуры Верховного Суда;

- модернизацию (развитие) системы хранения данных серверной инфраструктуры Верховного Суда;

- развитие серверной части многоточечной видео-конференц-связи современными аппаратно-программными комплексами;

- модернизацию (дооборудование) структурированной кабельной системы внутренней телекоммуникационной инфраструктуры Верховного Суда.

Мероприятия III этапа

Мероприятия III этапа будут реализованы в 2028 - 2030 гг. и включают в себя:

- модернизацию АИС Верховного Суда, связанную с изменением места размещения Верховного Суда;

- создание информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Верховного Суда в г. Санкт-Петербурге;

- модернизацию серверной инфраструктуры Верховного Суда с учетом размещения основного хранилища данных Верховного Суда в г. Санкт-Петербурге и резервного в здании представительства Верховного Суда в г. Москве;

- оборудование рабочих мест судей и работников аппарата Верховного Суда в г. Санкт-Петербурге современной вычислительной техникой и цифровой телефонией;

- создание полноценного Ситуационного центра Верховного Суда Российской Федерации;

- достижение предусмотренных настоящей Концепцией целей, направленных на совершенствование информатизации Верховного Суда.

Работа по созданию новых информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры должна быть организована с учетом требований российских стандартов и включать в себя все необходимые стадии от обследования и проектирования до опытной эксплуатации и ввода системы в постоянную эксплуатацию.

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

По итогам реализации настоящей Концепции должны быть достигнуты следующие результаты:

1. Созданы условия для дистанционного участия в судопроизводстве с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

2. Созданы условия для применения в судопроизводстве Верховного Суда электронных судебных дел и производств.

3. Обеспечено взаимодействие АИС Верховного Суда с информационными системами и элементами информационных систем, в том числе с личным кабинетом ЕПГУ, СЭД участников судебного процесса, Судебным порталом, позволяющее осуществлять взаимный обмен информацией.

4. Обеспечено эффективное электронное взаимодействие с гражданами и юридическими лицами посредством развития функционала официального сайта Верховного Суда в сети Интернет.

5. Обеспечено совершенствование электронного взаимодействия с федеральными органами государственной власти с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия и системы межведомственного электронного документооборота.

6. Обеспечено повышение качества информационно-аналитической поддержки деятельности Верховного Суда, в том числе путем совершенствования информационного обеспечения предоставления пользователям доступа к информационным ресурсам, включая Судебный портал.

7. Созданы условия для надежного функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Верховного Суда. Повышены качество защиты информации и эффективность использования информационных ресурсов Верховного Суда.

Показатели результативности информатизации Верховного Суда:

а) повышение эффективности деятельности участников судебного процесса, снижение издержек участников судебного процесса посредством использования дистанционных форм участия в судопроизводстве (повышение удовлетворенности участников судебного процесса);

б) повышение эффективности и снижение издержек судебной деятельности, в том числе за счет применения в деятельности Верховного Суда электронных судебных дел и производств, организации информационного обмена между Верховным Судом, судами общей юрисдикции и арбитражными судами, органами государственной власти;

в) повышение доступности и открытости правосудия, которое будет обеспечиваться посредством развития форм дистанционного участия в судопроизводстве, в том числе использования личного кабинета ЕПГУ, СЭД участников судебного процесса, Судебного портала, официального сайта Верховного Суда в сети Интернет, информационно-справочных киосков и информационных табло;

г) повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения иностранного производства;

д) обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Совокупный социальный эффект от реализации Концепции заключается в совершенствовании институциональных условий для повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций.