Одобрена
решением Президента
Российской Федерации
от 23 ноября 1995 г. N Пр-1694

КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО
ПРОСТРАНСТВА РОССИИ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Настоящая Концепция разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. N 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации" и включена в Комплексный план действий Правительства Российской Федерации по реализации в 1995 году Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России" и Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах".

Концепция базируется на принятых органами государственной власти решениях, касающихся вопросов информатизации. К ним относятся: "Концепция правовой информатизации России", утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 477; Указ Президента Российской Федерации "Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств" от 27 декабря 1993 г. N 2293; Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31 декабря 1993 г. N 2334; Указ Президента Российской Федерации "Об основах государственной политики в сфере информатизации" от 20 января 1994 г. N 170; Указ Президента Российской Федерации "Вопросы деятельности Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации" от 17 февраля 1994 г. N 328; Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации" от 21 февраля 1994 г. N 361; Закон Российской Федерации "О государственной тайне", Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", ряд других документов, в частности, одобренные руководством Министерства обороны Российской Федерации "Основные направления информатизации Вооруженных Сил Российской Федерации", Концепция создания информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС) ФАПСИ, Концепция создания единой телекоммуникационной системы Минобороны России "Широта".

Настоящую Концепцию следует рассматривать не только как систему взглядов, позволяющую качественно повысить уровень информационно-технического и информационно-аналитического обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, но и как долговременную концептуальную программу, формирующую основные направления информатизации российского общества.

В разработке Концепции приняли участие специалисты Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Госкомстата России, Госкомоборонпрома России, Госстандарта России, Минобороны России, других органов государственной власти, непосредственно связанных с важнейшими направлениями формирования и развития единого информационного пространства, представители администрации г. Тверь, Координационного совета по информатизации Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия "Центральная Россия", а также специалисты общественных объединений и средств массовой информации.

Концепция доработана с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в решении Координационного совета по информатизации от 10 ноября 1994 г.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В последние десятилетия мир переживает период перехода от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность. Целями информатизации во всем мире, в том числе и в России, являются обеспечение организационного, социально-экономического и научно-технического процессов создания оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей и реализации предусмотренных Конституцией прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений путем формирования и использования информационных ресурсов, внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций и на этой основе улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, стабилизация социально-политических отношений в государстве.

В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам. Большинство населения получает информацию традиционным путем - печать, радио, телевидение.

Информационно-телекоммуникационные системы функционируют в основном в интересах государственных органов власти и, как правило, разобщенно. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, как отмечалось, ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней.

Информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал) распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Такое распределение соответствует концентрации основных научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.

Указанные проблемы можно решить только путем формирования единого информационного пространства России.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

средства информационного взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технические средства и организационно - нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру.

Отличительной чертой процесса формирования единого информационного пространства России является не только создание технической и технологической структуры информатизации для обеспечения взаимодействия производителей информации и ее потребителей, распределения знаний, накопленных в информационных банках данных, но и учет социальных, экономических и политических аспектов его формирования и интеграции в мировое информационное пространство. Объективные знания, хранящиеся в информационных банках данных, только тогда могут стать фактором прогрессивных социально-экономических качественных изменений, когда они найдут заинтересованного в них потребителя и будут ему доступны.

Информационная деятельность как совокупность информационных процессов в обществе определяет экономический потенциал общества наравне с материальным производством.

Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства России является преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы - переход от презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации на законодательной и экономической основе. Именно информационный монополизм является питательной средой бюрократизма, волюнтаризма и коррупции.

Юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов служит необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационными пространствами.

Целями формирования и развития единого информационного пространства России являются:

обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;

создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;

обеспечение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;

повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности;

обеспечение контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т.д.;

интеграция с мировым информационным пространством.

Формирование и развитие единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов - проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных и технико-технологических вопросов, значительных затрат и не может быть решена одномоментно. При этом необходим комплексный учет социально-экономических, правовых и политических аспектов информатизации общества, всестороннее использование организационного, технологического, технического и нормотворческого опыта развития информационных пространств ведущих стран.

Для решения проблемы сознания единого информационного пространства необходимо разработать экономико-правовые основы:

законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности юридических и физических лиц по формированию и использованию информационных ресурсов, средств их обработки и доставки;

экономические регуляторы, обеспечивающие стимулирование активного формирования и использования информационных ресурсов.

Формирование и развитие единого информационного пространства России предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны на законном основании предоставляться органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектам и гражданам.

Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально-распределенные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней - печатными и электронными средствами массовой информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами, почтой, телеграфом и пр.

В условиях, когда большинство регионов России недостаточно оснащено современными средствами информатизации, целесообразна организация системы депозитариев государственных информационных ресурсов, создающих возможность открытого доступа к информации традиционными средствами (библиотеки различного вида). Здесь и далее термин "депозитарий" применяется в более широком смысле, нежели это принято в нормативных документах некоторых ведомств.

Современное состояние информационного пространства России препятствует равноправному включению ее в мировое информационное сообщество.

Работы по развитию информационного пространства в передовых странах мира проводились и проводятся по инициативе и под патронажем высших должностных лиц государства. Так, в США со времени окончания второй мировой войны развитие сетей телекоммуникации и связи, вычислительной техники и информационных систем велось по инициативе администрации Президента и при значительной финансовой поддержке из фондов государственного бюджета.

В настоящее время по инициативе Президента Клинтона разворачивается новый этап развития Национальной Информационной Инфраструктуры, призванный укрепить позиции США как наиболее развитого информационного общества в мире.

В России развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект Федеральной целевой программы "Информатизация России", предусматривающей выполнение большого объема работ по созданию систем информатизации различного назначения.

Для координации усилий всех органов государственной власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России необходимо разработать комплекс организационных мероприятий, который должен регламентировать порядок определения основных показателей и этапов формирования и развития единого информационного пространства, очередность разработки законодательных актов и нормативных документов, в том числе стандартов, определяющих функции и правила взаимодействия субъектов этого пространства, стимулирующих физических и юридических лиц на активное формирование и использование информационных ресурсов.

В комплексе мер должны быть предусмотрены мероприятия по пропаганде целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучению граждан основам информационной грамоты. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.

Закрепленное Конституцией Российской Федерации расширение полномочий субъектов Федерации может реализовываться в сфере информатизации в форме региональных программ, учитывающих социально-экономические, общественно-политические и другие особенности регионов. Комплекс мер должен обеспечивать сопряжение информационных пространств субъектов Федерации с информационными системами федеральных органов государственной власти и служить основой формирования информационного взаимодействия стран Содружества Независимых Государств.

В соответствии с решением Координационно-консультативного комитета СНГ создается автоматизированная система информационного обмена между государствами - участниками Содружества (АСИО СНГ). Генеральным заказчиком АСИО СНГ является Исполнительный Секретариат СНГ, Генеральным исполнителем - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. В комплексе мер необходимо предусмотреть увязку работ по формированию и развитию единого информационного пространства России с программой создания АСИО СНГ.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

Государственная политика формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации и должна осуществляться с учетом интересов федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного управления, юридических и физических лиц. Она должна учитывать возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий, продуктов и услуг, реальные возможности отечественной информационной индустрии в условиях рыночной экономики.

Государственная политика формирования информационных ресурсов должна предусматривать решение следующих задач:

обеспечение условий для развития и защиты конституционных прав граждан на информацию, удовлетворение их информационных потребностей;

создание условий для качественного и эффективного удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов;

установление порядка формирования, защиты и использования информационных ресурсов, обязательного для всех субъектов информационных отношений в рамках единого информационного пространства;

интеграция информационных ресурсов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России на базе современных информационных технологий, международных стандартов, общероссийской системы классификации и кодирования информации;

обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации и определение государственных заказчиков, ответственных за создание информационных систем и ресурсов и за их эффективное функционирование в едином информационном пространстве;

определение государственных органов, ответственных за формирование и ведение отдельных государственных информационных ресурсов;

эффективное использование государственными и негосударственными организациями, а также гражданами информационных ресурсов;

создание эффективных систем сертификации информационных технологий, продуктов и услуг и лицензирования информационной деятельности для обеспечения необходимого качества информационных ресурсов;

повышение уровня информационной грамотности;

расширение и укрепление информационных связей между общественными структурами, укрепление доверия, общественного согласия и повышение заинтересованности в коллективных действиях;

обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности предоставления информации организациям и гражданам независимо от их территориального размещения и применение эффективных средств и методов защиты информации в едином информационном пространстве России.

2.1. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
РЕСУРСОВ

Формирование и использование информационных ресурсов - одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию и знания, а также лингвистические средства для описания конкретной предметной области и обеспечения доступа к информации и знаниям. В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, распространение, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту.

По формам собственности информационные ресурсы подразделяются на государственные, межгосударственные, негосударственные (в том числе коммерческие) и смешанной собственности и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Права собственности на информационные ресурсы и отношения между их владельцами регулируются гражданским законодательством России.

Работы последних десятилетий по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и управления, всего общества сосредоточивались главным образом на создании технических средств, соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. При этом априори предполагалось наличие достаточно больших объемов информации и ставилась задача обеспечения возможности ее оперативного и целенаправленного использования на основе внедрения современных информационных технологий.

Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, нужной специалистам и гражданам информации по-прежнему остро не хватает, хотя созданные автоматизированные системы управления, средства передачи и обработки данных нередко недогружены и используются неэффективно.

Информатизация органов государственной власти до сих пор ориентирована на повышение эффективности собственной деятельности, что привело к созданию значительного числа ведомственных (отраслевых) автоматизированных информационно-управляющих систем (локальных и территориальных), предназначавшихся, как правило, для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей. Внедрение новых информационных технологий не давало ожидаемого эффекта.

Формирование единого информационного пространства России позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности на основе использования всей накопленной информации и более динамичной организации информационного взаимодействия при решении комплексных проблем управления обществом.

При всех недостатках информационно-управляющие системы органов государственной власти могут служить основой формирования государственных информационных ресурсов. Для этого требуется решить сложные организационно-технические проблемы, связанные с обеспечением скоординированного формирования и ведения министерствами и ведомствами государственных информационных ресурсов с целью создания необходимых условий для их интеграции и снижения затрат всех видов ресурсов. Это относится в первую очередь к тем органам государственной власти, которые располагают развитыми территориально-распределенными информационными инфраструктурами, ориентированными на сбор информации на всей территории России и ее обработку в интересах граждан Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, а также различных организаций. К ним относятся: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба занятости России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственная налоговая служба Российской Федерации и др. К таким структурам относится также координируемая Министерством науки и технической политики сеть научно-исследовательских институтов и центров научно-технической информации, включая организации, действующие в составе Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития. Именно эти ведомства могут внести решающий вклад в формирование государственных информационных ресурсов. Задача заключается в том, чтобы определить такой порядок взаимодействия министерств и ведомств, который обеспечит эффективное использование уже имеющейся в их распоряжении информации и средств ее обработки и распространения.

Серьезной проблемой в становлении правового государства является обеспечение юридических и физических лиц правовой информацией. Эта информация должна быть прокомментирована, приближена к пользователю, порядок ее получения должен быть предельно упрощен. Здесь особая роль принадлежит Государственно - правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации, на которые возложены функции по формированию фондов правовой информации и обеспечению доступа к ним организаций и граждан, а также Министерству культуры Российской Федерации, под патронажем которого находится сеть библиотек, непосредственно обслуживающих население. В Федеральном законе Российской Федерации "О библиотечном деле" от 29.12.94 N 78-ФЗ библиотечное дело определено как сфера информационной и просветительской деятельности, реализующей права человека и общества в целом на свободный доступ к информации.

Работы министерств и ведомств в области формирования информационных ресурсов могут координироваться в рамках разрабатываемой Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации программы "Создание и использование федеральных и межотраслевых баз и банков данных".

На темпы формирования информационных ресурсов, совершенствования доступа к ним может весьма отрицательно повлиять недостаточная информационная активность пользовательской среды. Единое информационное пространство должно не только обеспечить удовлетворение информационных потребностей, но и стимулировать деятельность потребителей информации. Для этого необходимо разработать комплекс мер по повышению информационной и компьютерной грамотности населения, включающих чтение курсов в учебных заведениях по овладению навыками поиска и использования информации, широкую пропаганду по радио, телевидению, в печати возможностей получения необходимой информации, издание соответствующей массовой литературы и т.д.

В ходе становления рыночных отношений значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, в котором уже сегодня действуют сотни организаций - производителей информационной продукции и организаций, специализирующихся на информационном обслуживании. Негосударственные организации в настоящее время доминируют на рынке деловой и коммерческой информации. Негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной сферах; это финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также справочная, культурно-историческая и другие виды информации.

В области формирования и использования информационных ресурсов негосударственного сектора экономики государственная политика должна способствовать:

включению негосударственных организаций - производителей информационных ресурсов в единое информационное пространство как субъектов информационных отношений;

предоставлению негосударственным структурам санкционированного доступа в установленном порядке к государственным информационным ресурсам;

предоставление гражданам и организациям доступа к негосударственным информационным ресурсам;

расширению сферы платных информационных услуг.

В особых случаях государство должно иметь право выкупа информационных ресурсов у физических и юридических лиц.

Первоочередную поддержку государство должно оказывать тем негосударственным структурам, которые ориентированы на информационное обслуживание массового пользователя. Негосударственным организациям следует разрешить участвовать в формировании и использовании государственных информационных ресурсов и в информационном обслуживании с использованием этих ресурсов при наличии соответствующей государственной лицензии.

Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно стать их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различных видов.

К государственным информационным ресурсам относятся:

ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;

ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.

Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России и формируются в соответствии со сферами ведения как:

федеральные информационные ресурсы;

информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

Работы по формированию и развитию государственных информационных ресурсов могут выполняться сторонними организациями за счет государственного бюджета по договору с органами государственной власти, выступающими в качестве государственных заказчиков систем информатизации и отвечающими за организацию их формирования, ведения и обеспечение доступа к ним.

Исходя из структуры органов государственной власти целесообразно директивно возложить на компетентные органы ответственность за формирование и ведение информационных ресурсов, предназначенных для обеспечения деятельности различных уровней государственной власти:

Президента Российской Федерации;

Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительства Российской Федерации;

судебных органов Российской Федерации;

федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Эти информационные ресурсы, образуя информационные сектора органов государственный власти, должны развиваться во взаимной увязке с другими секторами единого информационного пространства.

Порядок и правила взаимодействия органов государственной власти при формировании и использовании государственных информационных ресурсов должны быть регламентированы законодательными актами, устанавливающими, в частности, меры ответственности за сокрытие, противоречивость и недостоверность информации.

Один из органов государственной власти следует наделить правами координации формирования и развития всех видов государственных информационных ресурсов и включения в единое информационное пространство негосударственных информационных ресурсов.

Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, должны образовать систему взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта система должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости других создаваемых информационных ресурсов. При этом субъекты, представляющие в обязательном порядке информацию органам государственной власти и организациям, не утрачивают прав на использование этой информации в рамках системы взаимоувязанных информационных ресурсов.

Важнейшим этапом формирования государственной политики в области единого информационного пространства является определение приоритетов для конкретных видов государственных информационных ресурсов. На данном этапе развития к приоритетным государственным информационным ресурсам следует отнести:

правовую информацию, связанную с построением правового государства;

информацию о деятельности органов государственной власти, в том числе о бюджетных расходах, обеспечивающую возможность демократического контроля их деятельности;

информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для обеспечения безопасного существования граждан, населения в целом, а также функционирования производственных объектов;

открытую информацию о предприятиях и организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в государственные органы;

информацию, составляющую научный потенциал и культурное наследие общества (просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).

В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях - держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также сведения по видам информационной продукции и услуг. Это может быть обеспечено путем создания:

сети федеральных, отраслевых и региональных центров информатизации для накопления сведений о государственных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователя, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;

региональных и межрегиональных государственных и коммерческих центров информатизации для справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц.

Формирование и использование государственных информационных ресурсов следует организовать по принципу прямого доступа.

На федеральном уровне действуют и создаются банки данных, обеспечивающие, как правило, теледоступ к информации. При этом используются автоматизированные локальные и распределенные информационные системы. В этих банках данных необходимо выделить из информационных ресурсов федеральных органов государственной власти открытую часть информации, которая относится к государственным информационным ресурсам, и сделать ее доступной всем организациям и гражданам.

В регионах информационное обслуживание населения следует возложить на распределенную сеть библиотек - депозитариев, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним. На местном уровне в качестве депозитариев информационных ресурсов могут выступать городские и районные библиотеки, а также библиотеки предприятий и организаций, предоставляющие информацию гражданам по заявкам. Информация, входящая в государственный информационный ресурс, должна поступать в них в виде изданий, отчетов и т.д.

Оснащение библиотек - депозитариев соответствующими программно-техническими средствами позволит использовать машиночитаемые издания (особенно перспективными представляются издания на компактных дисках) и работать в режиме удаленного доступа.

При разработке схемы доступа к государственным информационным ресурсам следует обратить внимание на коммерческие информационные центры и телекоммуникационные сети, ориентирующиеся в основном на обслуживание финансовых и предпринимательских структур. Они также могут быть использованы для организации доступа к государственным информационным ресурсам на договорных условиях.

Порядок коммерческого использования государственных информационных ресурсов и включения в депозитарии негосударственных информационных ресурсов требует законодательного решения.

2.2. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Развитие информационной инфраструктуры России во многом определяется современным уровнем развития отечественной индустрии информатизации.

Основными задачами государственной политики в области индустрии информатизации являются:

создание отечественных современных информационных технологий и развитие производства средств для их реализации;

развитие отечественного производства современных систем и средств связи, телекоммуникационных сетей;

содействие внедрению информационных технологий, используемых в зарубежных информационных системах национального и транснационального масштаба (ЭДИФАКТ, СВИФТ, CALS, РАСИП и др.);

подготовка квалифицированных кадров для работы в области информатизации.

Отечественная информационная индустрия должна развиваться с учетом мировых достижений в области информационных технологий и средств телекоммуникационного обмена. Это позволит России выйти на мировой уровень технического развития.

Существенная роль в формировании единого информационного пространства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны путем развития Взаимоувязанной сети связи (ВСС) Российской Федерации, в том числе входящих в ее состав сетей связи общего пользования и ведомственных сетей связи. ВСС должна объединять различные сети и системы электросвязи, обеспечивая потребителям доступ к соответствующим территориально - распределенным информационным ресурсам и возможность обмена информацией, представленной в различной форме (в виде речевых, текстовых и графических сообщений, файлов, изображений и т.д.). При создании такой телекоммуникационной сети в условиях рынка значительное место могут занять коммерческие системы и сети. При этом создание первичных каналов и сетей связи должно опережать формирование телекоммуникационных сетей.

Государственная политика совершенствования информационной инфраструктуры России должна учитывать значительную территориальную протяженность страны, а также различный уровень информатизации в отдельных ее регионах. В условиях ограниченности бюджетных ассигнований целесообразно:

установить приоритеты региональной информатизации;

определить оптимальные средства связи и передачи данных для каждого региона с учетом ожидаемой информационной нагрузки и территориальной удаленности субъектов телекоммуникации (спутниковые каналы связи, оптоволоконные линии связи, радио и радиорелейные, телефонные, телеграфные линии связи и т.д.);

организовать сервисное обслуживание пользователей, применяющих отечественные технологии.

При этом отечественные предприятия информационной индустрии должны взять на себя сопровождение и развитие средств информатизации, приобретенных пользователем, по мере появления новых технических и программных продуктов.

2.3. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО
ПРОСТРАНСТВА В ИНТЕРЕСАХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Формирование информационного пространства России в интересах органов государственной власти должно быть направлено на объединение и развитие существующих информационно-аналитических ресурсов, предназначенных для обеспечения эффективной управленческой деятельности.

Основу информационного пространства органов государственной власти должны составлять информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку принятия решений как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности личности, общества, государства. В качестве таких систем могут быть использованы:

информационно-телекоммуникационная система специального назначения (ИТКС), разрабатываемая Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;

информационно-коммуникационная система (ИКС), разрабатываемая для Государственной Думы;

информационно-телекоммуникационная система Министерства по чрезвычайным ситуациям;

единая телекоммуникационная система Минобороны России "Широта".

Эти системы разрабатывались с учетом следующих требований:

формирование единого информационного пространства России в интересах граждан и органов государственной власти;

исключение монополии на представление информации непосредственно Президенту, Правительству России, Федеральному Собранию Российской Федерации;

обеспечение доступа органам государственной власти и прежде всего Президенту и Правительству ко всем информационным ресурсам;

объединение и развитие независимых источников информации;

защита государственной тайны;

предоставление телекоммуникационных ресурсов в интересах обороны страны;

использование современной телекоммуникационной среды.

Указанные требования предполагается реализовать на четырех уровнях:

информационное обеспечение территориальных органов управления, хозяйствующих субъектов, политических и общественных организаций в установленном законом порядке;

информационное обеспечение руководителей министерств и ведомств, руководства субъектов Российской Федерации;

информационное обеспечение ситуационных центров Президента, Администрации Президента, Правительства, Совета Безопасности России, Федерального Собрания, а также их информационно - аналитических подразделений;

информационное обеспечение решений, принимаемых Президентом и руководством Правительства Российской Федерации, а также законодательными и судебными органами.

Информационное пространство органов государственной власти должно включать информационные ресурсы Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, других министерств и ведомств. Защищенный информационный обмен должен обеспечиваться соответствующими средствами криптографической защиты.

Информационные ресурсы информационного пространства органов государственной власти можно представить в виде трех основных составляющих:

информационный ресурс для оперативного управления в мирное время;

информационный ресурс проблемно-ориентированной информации;

информационный ресурс особого периода.

Информационный ресурс для оперативного управления в мирное время объединяет экономико-статистические и другие данные Госкомстата России, специализированные базы данных для оценки военно-политической обстановки и чрезвычайных ситуаций, а также для выработки стратегических решений.

Информационный ресурс проблемно-ориентированной информации для целевых программ и поддержки стратегических решений в настоящее время только формируется. Его структура, входные и выходные параметры, принципы сбора, обработки и представления информации не полностью отлажены.

Информационный ресурс особого периода включает Государственную базу данных экономической информации мобилизационного назначения (Госбаза России), базу данных военного времени и совокупность баз данных Минобороны. Информационной основой Госбазы России, ведение которой поручено Минобороны и ФАПСИ, являются задания мобилизационного плана страны на расчетный период, разрабатываемые Минэкономики, паспортные данные об объектах народного хозяйства, городах и регионах. В ее составе предусмотрен банк экономико - географической информации. Вся совокупность данных Госбазы России может эффективно использоваться в мирное время в интересах организаций различных форм собственности и граждан.

К этим ресурсам примыкает ресурс специальной информации, формируемый Федеральной службой контрразведки Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Главным разведывательным управлением Генерального штаба Минобороны России, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Особым сектором единого информационного пространства России является информационная инфраструктура, формируемая с участием Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации. Этот сектор призван гарантировать безопасность граждан и обороноспособность страны на основе надежного информационного обеспечения соответствующих органов государственной власти и управления в особый период.

Информатизация в Вооруженных Силах проводится в следующих направлениях:

модернизация существующих автоматизированных систем управления на базе современных информационных технологий;

создание информационно-телекоммуникационной системы Министерства обороны России, обеспечивающей информационную поддержку принятия решений руководством Минобороны и представления должностным лицам любого уровня необходимой информации;

создание единого информационного ресурса в виде интегрированно-распределенной базы данных (базы знаний).

Развертывание работ по созданию целостной информационно - телекоммуникационной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации предполагается осуществить на основе разрабатываемой в настоящее время отраслевой программы. Основными задачами информатизации органов внутренних дел являются:

создание информационно-вычислительных сетей общего пользования и специализированных систем оперативных служб, интегрированных банков данных оперативно-розыскного и справочного назначения на региональном и федеральном уровне;

централизованное оснащение МВД, УВД современной вычислительной техникой, главным образом базовыми программно-техническими комплексами большой и средней мощности для создания информационных систем регионального уровня, включая городские и районное органы внутренних дел;

автоматизация сбора оперативно-справочных данных и перевод ручных картотек на машиночитаемые носители информации в органах внутренних дел с организацией прямого доступа к автоматизированным банкам данных непосредственно с рабочих мест пользователя;

реализация проектов информатизации органов внутренних дел, создание и развитие сети надежной связи, магистральной и региональных систем передачи данных;

создание и развитие системы сервисного обслуживания программно-технических комплексов, эксплуатационно-ремонтной базы средств вычислительной техники, а также организация центров обучения работе в автоматизированных информационных системах.

В рамках реализации Федеральной программы по усилению борьбы с преступностью интеграция автоматизированных информационных систем правоохранительных органов России с информационными системами силовых и других государственных структур позволит обеспечить при необходимости обмен информацией через систему передачи данных с правоохранительными органами стран СНГ, а также через бюро Интерпола в России с полицейскими системами других стран.

Формирование государственных информационных ресурсов силовых структур предполагает создание автоматизированных информационных систем как локальных, так и территориально-распределенных. При этом целесообразно рассмотреть возможность интеграции региональных банков данных, создаваемых различными силовыми структурами в отдельных экономических районах. Такие зональные центры (порядка 10 на территории Российской Федерации) соответствуют экономическим зонам и, обеспечивая интеграцию информационных ресурсов, будут способствовать реальному формированию единого информационного пространства с учетом интересов силовых структур.

Таким образом, информационный ресурс органов государственной власти представляет собой совокупность распределенных баз данных, построенных по ведомственному, территориальному и проблемному принципам.

3. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
РОССИИ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Правовая основа формирования и развития единого информационного пространства призвана регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов государственной власти в едином информационном пространстве и гарантировать, соблюдение конституционных прав и свобод граждан и организаций.

Отношения, возникающие между субъектами, при:

формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения и представления их потребителям;

создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения для функционирования в едином информационном пространстве России;

защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и обмене информацией,

регламентируются Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 года.

3.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

В едином информационном пространстве законодательство должно быть направлено на обеспечение:

конституционного права каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (Конституция Российской Федерации, статья 29, п. 4), в частности, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы;

возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти;

защиты авторского права и права имущественной собственности на информационные ресурсы, информационные технологии и средства их обеспечения;

формирования и использования информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности путем создания информационного рынка и конкурентной среды, проведения государственной антимонопольной политики;

ответственности субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании, в частности персональной ответственности руководителей органов государственной власти за качество формирования государственных информационных ресурсов и организации доступа к ним;

согласованности решений органов государственной власти в области создания и использования единого информационного пространства;

тесного информационного взаимодействия со странами - членами СНГ и активного информационного обмена в системе международного сотрудничества;

информационной безопасности.

Таким образом, законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства (информационное законодательство) должно регулировать весь комплекс общественных отношений, связанных с информацией ее производством, распространением и использованием. Цели, задачи и принципы законодательного обеспечения формирования и развития единого информационного пространства изложены в утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 477 "Концепции правовой информатизации России".

Для обеспечения информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации с субъектами стран ближнего и дальнего зарубежья информационное законодательство должно предусматривать разработку соответствующих нормативно-правовых актов, а также межправительственных соглашений. Основы информационного взаимодействия высших органов власти стран СНГ изложены в подписанном в сентябре 1993 г. "Соглашении об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений" и в утвержденной в феврале 1994 г. "Концепции создания автоматизированной системы информационного обмена Содружества Независимых Государств".

Единое информационное пространство затрагивает все сферы деятельности общества, охватывает все регионы и территории страны. Поэтому нормы права информационного законодательства присутствуют в большинстве законодательных актов Российской Федерации.

Разработка информационного законодательства должна осуществляться по следующим основным направлениям:

защита интеллектуальной собственности на произведенную информацию;

обеспечение информационной безопасности государства, общества, гражданина;

реализация прав юридических и физических лиц на информацию;

защита прав граждан в условиях информатизации;

ответственность за правонарушения в сфере информации и информатизации.

Работы в указанных направлениях нуждаются в координации, без которой невозможно устранить неоправданное дублирование, выявить и ликвидировать пробелы в законодательстве, сократить сроки разработки актов, повысить действенность включенных в них правовых норм.

3.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ
ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Международный опыт подтверждает актуальность проблем информационной безопасности в деле обеспечения национальной безопасности любого государства.

Информационное взаимодействие субъектов в едином информационном пространстве наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер по защите информации. Эти меры должны предусматривать:

предотвращение утечки, утраты и подделки информации;

предотвращение угрозы информационной безопасности личности, общества, государства;

предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима обращения с информацией и документацией как с объектом собственности;

защиту конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

сохранение секретности, конфиденциальности документированной информации;

обеспечение прав хозяйствующих субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

сертификацию создаваемых средств и систем обеспечения информационной безопасности, используемых для создания единого информационного пространства;

подготовку кадров для создания служб информационной безопасности в федеральных и региональных системах;

создание информационно-справочного фонда по проблемам информационной безопасности и информационно-аналитического обеспечения организаций, участвующих в разработке и создании единого информационного пространства.

Правила организационного взаимодействия субъектов единого информационного пространства должны обеспечивать исполнение законов, сохранение государственной и коммерческой тайны. Эти правила должны быть регламентированы законодательством и подзаконными актами.

Проблемы информационной безопасности имеют и геополитические аспекты. Необходимо ограничить информационную экспансию крупных зарубежных фирм, их стремление навязать национальным информационным, и телекоммуникационным сетям и системам собственные условия функционирования в мировом информационном пространстве, которые могут предоставить развитым западным странам односторонние политические и экономические преимущества.

Нарушения установленных правил поведения в едином информационном пространстве способны привести к раскрытию государственной или коммерческой тайны, к нанесению материального или морального ущерба физическим или юридическим лицам, а также к ущемлению прав граждан на доступ к информационным ресурсам. Чтобы предотвратить такие нарушения, правовое обеспечение следует дополнить нормами, предусматривающими ответственность за несанкционированные действия, в том числе уголовную.

Аппаратно-программные средства в едином информационном пространстве должны обеспечивать защиту информации на любом из этапов ее электронной обработки, хранения и приемо-передачи. Аппаратно-программные средства защиты информации должны соответствовать требованиям, установленным Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, другими компетентными органами государственной власти.

Решение указанных задач позволит обеспечить защиту государственных информационных ресурсов, составляющих основу единого информационного пространства, и будет способствовать его эффективному функционированию.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
И РАЗВИТИЮ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

4.1. КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ЕДИНОМ
ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Действия органов государственной власти по всем направлениям создания единого информационного пространства должны быть регламентированы законодательством, определяющим права и обязанности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по созданию государственных информационных ресурсов и организации доступа к ним, а также системой стандартов и унифицированных форм документов, классификаторов, средств информационных технологий, протоколов связи и других средств информатизации.

Важным условием формирования государственных информационных ресурсов является обеспечение кооперативных связей как по горизонтали, так и по вертикали.

Горизонтальная кооперация необходима для создания единой методологии комплексного сбора первичной информации органами государственной власти о различных объектах, таких как юридические лица, географические объекты и др. Целью горизонтальной кооперации данного вида является сокращение затрат на подготовку первичной информации, которая должна представляться в государственные органы в соответствии с законодательством.

Вертикальная кооперация основана на том, что на всех уровнях управления используется информация, созданная на местах, а также содержащаяся в межотраслевых банках данных, учитывающих потребности нескольких федеральных ведомств. В этом случае кооперация ставит целью сокращение затрат на обработку информации в различных ведомственных информационных системах.

Важным координирующим элементом единого информационного пространства должен стать механизм государственного заказчика, который должен предусматривать проведение экспертизы проектов (в том числе оценку бюджетных запросов), организацию конкурсов на выполнение проектов, а также информирование общества об их результатах.

Общероссийским инструментом, обеспечивающим учет государственных информационных ресурсов, должен стать государственный информационный регистр, в котором будут представлены описания информационных массивов, баз данных и других видов информационных ресурсов, создаваемых за счет бюджета. Использование Государственного информационного регистра позволит существенно снизить затраты на создание и поддержание государственных информационных ресурсов.

Особо необходима комплексность проведения работ по стандартизации и сертификации средств и систем информатизации на современном этапе для формирования и развития единого информационного пространства России.

Сертификация средств информационных технологий и систем информатизации, являясь выходным этапом оценки их качества и конкурентоспособности, требует полной нормативно-методической и инструментальной поддержки.

Работы по стандартизации целесообразно проводить в рамках единой программы создания нормативной, инструментальной и методической базы сертификации средств и систем информатизации. В этой программе должны быть предусмотрены разработки по развитию комплекса базовых и функциональных стандартов, обязательных для применения при формировании и использовании государственных информационных ресурсов и информатизации органов государственной власти.

Основу нормативной базы должны составлять международные и государственные стандарты и другие нормативные документы. С учетом этих документов должны разрабатываться требования к средствам и системам информатизации на всех стадиях их жизненного цикла, методы контроля качества, верификации, испытаний и сертификации средств и систем информатизации, а также аттестации и сертификации выпускающих их производств.

Формирование и реализация указанной программы является важной формой организации взаимодействия органов государственной власти при реализации государственной политики в сфере информатизации и развития составляющих единого информационного пространства России.

Принципиальная особенность формирования и развития единого информационного пространства России заключается в необходимости установления обязательной для всех жесткой технологической дисциплины при формировании государственных информационных ресурсов.

4.2. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
И РАЗВИТИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

Единое информационное пространство России должно стать важной составляющей мирового информационного пространства. Это требует сотрудничества России в области информатизации с другими странами и международными организациями.

В целях быстрого и существенного уменьшения зависимости России от средств, закупаемых за рубежом и производимых в стране по импортным лицензиям, программы и планы работ, осуществляемых в рамках международного сотрудничества, должны быть увязаны с программами развития отечественной промышленности средств новых информационных технологий. В них следует предусматривать координацию международных связей федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать:

использование организационного и технического опыта передовых стран;

использование зарубежной информации для формирования отечественных информационных ресурсов;

организацию экспорта отечественных информационных ресурсов;

обеспечение возможности доступа юридических и физических лиц России к информационным ресурсам развитых стран мира;

внедрение международных стандартов, регламентирующих формы представления информации, протоколы связи и коммуникаций для обеспечения вхождения пользователей со своих оконечных устройств в международные системы связи и телекоммуникации;

обеспечение участия России в качестве полноправного члена в международных программах и проектах, связанных с формированием мирового информационного пространства созданием новых информационных технологий и информатизацией прикладных направлений мирового сотрудничества (создание и использование мировых систем банковской информации, научно-технической информации и пр.);

обеспечение участия в работе международных организаций при разработке документов, связанных с законодательным, правовым и нормативным регулированием в сфере создания и развития информационных ресурсов, средств информационных технологий, систем телекоммуникаций и связи, систем информатизации;

возможности заключения контрактов с зарубежными фирмами на закупку средств новых информационных технологий, обеспечивающих устойчивое развитие единого информационного пространства России;

закупку лицензий и создание совместных предприятий по производству средств новейших, информационных технологий.

При международном сотрудничестве целесообразно осуществлять информационное сопровождение всех работ - от заключения двусторонних и многосторонних соглашений до закупок средств информационных технологий для федеральных и региональных органов исполнительной власти.

4.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ
ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

Работы по формированию и развитию единого информационного пространства России в настоящее время ведутся федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами по программам, затрагивающим отдельные составляющие этого пространства. Наиболее общей из этих программ является Федеральная целевая программа "Информатизация России", разработанная Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации совместно с заинтересованными федеральными министерствами, ведомствами и администрациями субъектов Федерации.

Для объединения усилий всех органов государственный власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России необходимо разработать комплекс организационных мер по реализации рекомендаций настоящей Концепции.

Как уже отмечалось, формирование и развитие единого информационного пространства является главной целью осуществления государственной политики в области информатизации России. Поэтому разработку указанного комплекса мер целесообразно поручить Комитету при Президенте Российской Федерации по политике информатизации с привлечением заинтересованных органов государственной власти, предприятий, организаций и общественно - политических объединений.

Следует также дополнить функции Координационного совета по информатизации Администрации Президента Российской Федерации функцией координации формирования государственных информационных ресурсов. Этот Совет должен работать в тесном взаимодействии с Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности.

Необходимо также установить порядок взаимодействия федеральных, региональных и межрегиональных коллегиальных органов, создаваемых для координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства России.

Одновременно это позволит:

провести качественный и количественный анализ общего состояния вопросов получения, обработки, накопления и распределения информации в России;

количественно оценить степень удовлетворения информационных потребностей общества;

оценить экономическую и социальную эффективность различных мероприятий и возможных сроков их реализации.

Комплекс мер по реализации Концепции должен обеспечить сопряжение всех федеральных целевых программ, предусматривающих развитие прикладных направлений информатизации, в том числе программ развития производства вычислительной и информационной техники, средств связи и телекоммуникационного оборудования, а также программ информатизации органов государственной власти всех ветвей и уровней, выполняемых ими в настоящее время.

Координацию работ по отдельным направлениям формирования и развития единого информационного пространства России целесообразно возложить на органы государственной власти - государственных заказчиков по направлениям, а работы по формированию и развитию единого информационного обеспечения в целом - на Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации и на Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Следует также определить государственных заказчиков по государственным информационным ресурсам, по системе государственных депозитариев, по средствам телекоммуникации и связи, по вычислительной технике и пр. В качестве государственных заказчиков могут выступать органы всех ветвей государственной власти на федеральном уровне.

Важным условием успешного выполнения в сжатые сроки работ по формированию единого информационного пространства России является законодательное установление персональной ответственности первых руководителей органов государственной власти за информатизацию этих органов, формирование своей части государственных информационных ресурсов и организацию доступа к ним физических и юридических лиц, а также за эффективное использование государственных информационных ресурсов подчиненными подразделениями и организациями.

С целью координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства России необходимо создать федеральные и региональные центры информатизации. Эти центры могут также выполнять на соответствующем уровне функции государственного информационного регистра и проводить работы по информационно - справочному обслуживанию юридических и физических лиц, сертификации систем и их элементов, лицензированию информационной деятельности.

Общие затраты на формирование и развитие единого информационного пространства России будут складываться из затрат на разработку программ развития отдельных направлений и составляющих этого пространства.

По мере развития сферы коммерческих информационных услуг, приватизации предприятий, производящих средства новых информационных технологий, а также демонополизации и приватизации предприятий связи и телекоммуникаций в стране будут созданы конкурентная среда и мощный частный сектор информационной индустрии, который обеспечит подавляющую часть инвестиций, в развитие единого информационного пространства России.

Существенного сокращения расходов бюджетных средств можно достичь путем использования средств информационных технологий двойного применения, разработка и организация производства которых осуществляется за счет оборонного заказа на основе долевого участия силовых и других органов государственной власти.

В комплексе мер по реализации Концепции необходимо предусмотреть разработку процедуры финансирования по отдельным направлениям развития единого информационного пространства России, таким как развитие федеральных систем информатизации, развитие систем информатизации субъектов Российской Федерации, формирование государственных информационных ресурсов широкого использования, развитие систем связи, развитие и обеспечение деятельности сети государственных депозитариев и др.

Источники и объемы финансирования по каждой программе развития составляющих единого информационного пространства должны определяться заказчиком этой программы по согласованию с государственными заказчиками по направлениям развития.

Для выполнения работ по формированию и развитию единого информационного пространства России целесообразно использовать следующие источники финансирования:

средства бюджетов всех уровней, выделяемые в рамках отдельных программ;

средства внебюджетных фондов, выделяемые на отраслевые, региональные и другие программы информатизации;

средства коммерческих структур, привлекаемые на выгодных для них условиях (льготные условия доступа к информации, совместные предприятия с долей государственной собственности, льготные экономические условия);

часть прибыли от предоставления за плату информационных продуктов и услуг государственными организациями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на трудности переходного периода в экономике страны, работы по формированию в сжатые сроки единого информационного пространства России необходимо начать как можно быстрее, ибо без создания приоритетных государственных информационных ресурсов (правовая информация, информация о юридических лицах, информация о деятельности органов государственной власти и некоторые другие виды информационных ресурсов), доступных всем юридическим и физическим лицам, построение в России правового демократического государства с развитой рыночной экономикой оказывается проблематичным.

Первоочередными действиями по формированию и развитию единого информационного пространства России должны стать:

1. Назначение государственных заказчиков по важнейшим направлениям развития единого информационного пространства России по представлению органов государственной власти.

2. Организация межотраслевого, межрегиональных и региональных советов по формированию и использованию государственных информационных ресурсов, создаваемых в Администрации Президента Российской Федерации, Федеральном Собрании Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, Верховном суде Российской Федерации и в органах власти субъектов Федерации.

3. Определение приоритетных видов государственных информационных ресурсов, к которым гарантируется доступ всем гражданам России.

4. Определение организаций - депозитариев государственных информационных ресурсов в субъектах Федерации и в органах местного самоуправления.

5. Определение перечня и обеспечение разработки первоочередных законодательных и нормативных актов, создающих правовую основу формирования и развития единого информационного пространства России, определяющих требования к стандартизации технологических процессов и сертификации технических, программных средств и информационных продуктов.

6. Разработка государственными заказчиками проектов программ по закрепленным за ними направлениям развития единого информационного пространства России.

7. Организация широкого обсуждения проблем формирования и развития единого информационного пространства России с привлечением средств массовой информации. Проведение конкурсов на лучшие предложения, касающиеся развития отдельных направлений единого информационного пространства и информационных технологий.

8. Разработка учебных программ и пособий для обучения граждан России основам информационно-правовой грамоты.