КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
ПРИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ КОМИТЕТЕ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ
Введение
Малое предпринимательство является важным сектором экономики, который способен оказывать влияние на улучшение социально-экономической ситуации в государствах - участниках СНГ. В этой связи значительно возрастают роль и значение правильной организации бухгалтерского учета и аудита малых экономических субъектов.
В целях обмена информацией о практическом опыте регулирования бухгалтерского учета для субъектов малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ, а также о возникающих при этом вопросах и возможностях их решения Координационный совет по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств (далее - Координационный совет) на постоянной основе анализирует ход совершенствования национального законодательства в данной сфере деятельности.
Изучение опыта упрощения ведения бухгалтерского учета и отчетности для малого предпринимательства и выработка на основе этого соответствующих рекомендаций остается актуальным для совершенствования национальных систем бухгалтерского учета государств - участников СНГ.
На XII заседании Координационного совета, состоявшемся 17 - 18 сентября 2015 года, было принято решение о подготовке Информации о рекомендациях по упрощению ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ и рассмотрении соответствующей информации на очередном заседании совета.
Указанная Информация была рассмотрена и одобрена на XIII заседании Координационного совета 18 - 19 октября 2016 года.
Информация об упрощенной системе ведения бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ подготовлена Координационным советом совместно с Исполнительным комитетом СНГ на основе данных, представленных членами Координационного совета.
Отраженные в настоящем документе законодательные и институциональные изменения, произошедшие в государствах - участниках СНГ в сфере упрощения ведения бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, и выработанные на основе этого соответствующие рекомендации могут представлять значительный интерес для использования в опыте других государств - участников СНГ.
Законодательство о малом предпринимательстве государств -
участников СНГ
В государствах - участниках СНГ для целей бухгалтерского учета экономические субъекты признаются субъектами малого предпринимательства, как правило, на основе критериев, устанавливаемых национальным гражданским законодательством. Наиболее распространенными критериями являются численность персонала и величина выручки предприятия (таблица 1).
Таблица 1
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
Государства - участники СНГ, вид предприятия |
Активы в год (денежная единица) |
Выручка в год (денежная единица) |
Численность персонала (человек) |
Другие критерии |
Необходимость одновременного соблюдения нескольких критериев |
|||
в национальной валюте |
в долларах США "1" |
в национальной валюте |
в долларах США "1" |
|||||
Азербайджанская Республика |
Малые |
- |
120 тыс.
|
77 тыс.
|
25
|
- |
Все одновременно |
|
Республика Армения |
Малые |
- |
- |
+ "2" |
- |
|||
Республика Беларусь |
Микро |
- |
- |
15
|
- |
- |
||
Малые |
- |
- |
От 16 до 100 |
- |
||||
Республика Казахстан |
Микро |
- |
300 000 - кратного месячного расчетного показателя "3"
|
1,9 млн
|
15
|
- |
Все одновременно |
|
Малые |
- |
От 16 до 100 |
- |
Все одновременно |
||||
Кыргызская Республика |
Малые |
- |
4 млн
|
92 тыс.
|
- |
- |
- |
|
Республика Молдова |
Микро |
3 млн
|
153 тыс.
|
3 млн
|
153 тыс.
|
9
|
- |
Все одновременно |
Малые |
25 млн
|
1,3 млн
|
25 млн
|
1,3 млн
|
От 10 до 49 |
- |
||
Российская Федерация |
Микро |
- |
120 млн
|
1,6 млн
|
15
|
- |
Наибольший по значению |
|
Малые |
- |
800 млн
|
11 млн
|
От 16 до 100 |
+ "4" |
|||
Республика Таджикистан |
Малые |
- |
500 тыс.
|
71,5 тыс.
|
15 "5" |
- |
- |
|
Республика Узбекистан |
Малые |
- |
- |
200 |
- |
- |
--------------------------------
"1" По курсам национальных валют, установленным национальными (центральными) банками государств - участников СНГ по состоянию на 1 января 2016 года.
"2" В качестве критериев отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства для целей бухгалтерского учета применяются критерии, установленные МСФО для МСП.
"3" На 1 января 2016 года месячный расчетный показатель составляет 2 121 тенге.
"4" Для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств установлены дополнительные условия отнесения к субъектам малого предпринимательства.
Вместе с тем отличия между малыми и крупными предприятиями, как правило, определяются не только количественными, но и качественными факторами. Среди них - организационно-правовая форма, организационная структура, отношения между собственниками и руководством предприятий, доступность капитала, возможность привлечения внешних источников финансирования.
В некоторых государствах - участниках СНГ среди субъектов малого предпринимательства выделяется категория микропредприятий (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация).
В Республике Армения для целей бухгалтерского учета малые и средние предприятия (МСП) не разделены. В качестве критериев отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства для целей бухгалтерского учета применяются критерии, установленные Международным стандартом финансовой отчетности для малых и средних предприятий (МСФО для МСП).
В государствах - участниках СНГ возможность применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета предоставлена не только малым предприятиям (таблица 2). В ряде государств - участников СНГ наряду с малыми предприятиями упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять средние предприятия и некоммерческие организации. Однако в некоторых государствах - участниках СНГ отдельные категории малых предприятий не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные для других субъектов малого бизнеса. Как правило, такой запрет относится к эмитентам публично размещаемых ценных бумаг, микрофинансовым организациям, субъектам, подлежащим обязательному аудиту.
Таблица 2
Субъекты, применяющие упрощенные способы ведения
бухгалтерского учета
Субъекты, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета |
Категории субъектов |
||
Субъекты малого предпринимательства |
Некоммерческие организации |
Субъекты среднего предпринимательства |
|
Субъекты в целом |
Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация "1", Республика Таджикистан, Республика Узбекистан |
Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация "2", Республика Таджикистан |
Республика Казахстан, Республика Таджикистан |
Отдельные виды субъектов: |
|||
эмитенты публично размещаемых ценных бумаг |
Республика Узбекистан |
||
микрофинансовые организации |
Республика Узбекистан |
||
субъекты, подлежащие обязательному аудиту |
Республика Узбекистан |
Азербайджанская Республика |
|
организации государственного сектора |
Азербайджанская Республика, Республика Узбекистан |
Республика Казахстан "3" |
|
иные категории |
Республика Казахстан "4", Кыргызская Республика "5", Республика Таджикистан "6", Республика Узбекистан "7" |
--------------------------------
"1" За исключением организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством, микрофинансовых организаций.
"2" За исключением организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством, микрофинансовых организаций, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы), организаций государственного сектора, политических партий, их региональных отделений или иные структурных подразделений, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
"3" Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного управления.
"4" Юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой.
"5" Юридические лица и индивидуальные предприниматели, годовая выручка которых от реализации товаров, работ и услуг не превышает размера регистрационного порога по налогу на добавленную стоимость согласно налоговому законодательству.
"6" Крестьянские (дехканские) хозяйства.
"7" Фермерские хозяйства, семейные предприятия.
Вопросы бухгалтерского учета малых предприятий входят в сферу регулирования законодательства о бухгалтерском учете, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов государств - участников СНГ (таблица 3). При этом в некоторых государствах, например, в Российской Федерации, такие законодательные акты содержат отдельные нормы, относящиеся непосредственно к субъектам малого предпринимательства. В Республике Армения указанные вопросы регулируются постановлением Правительства Республики Армения. В то же время в ряде государств - участников СНГ изданы специальные акты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства. Как правило, они представляют собой свод правил и рекомендаций по упрощению ведения бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.
Таблица 3
Нормативные правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет
и отчетность для субъектов малого предпринимательства
Государства - участники СНГ |
Нормативный правовой акт |
Азербайджанская Республика |
Закон "О бухгалтерском учете", Правила ведения упрощенного учета в субъектах малого предпринимательства (утверждены постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики) |
Республика Армения |
Закон "О бухгалтерском учете", постановление Правительства Республики Армения "О публикации Международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних организаций" |
Республика Беларусь |
Закон "О бухгалтерском учете и отчетности" |
Республика Казахстан |
Закон "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", приказы Министра финансов "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета", "Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности" |
Кыргызская Республика |
Закон "О бухгалтерском учете", Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства (утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики) |
Республика Молдова |
Законы "О бухгалтерском учете", "О поддержке сектора малых и средних предприятий" Национальные стандарты бухгалтерского учета |
Российская Федерация |
Федеральный закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету, приказ Министерства финансов "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" |
Республика Таджикистан |
Закон "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", распоряжение Министерства финансов "Об утверждении Порядка применения упрощенной системы отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства в Республике Таджикистан" |
Республика Узбекистан |
Закон "О бухгалтерском учете", постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию статистической и финансовой отчетности", приказ Министерства финансов "Об утверждении форм финансовой отчетности и Правил по их заполнению", Положение о сроках представления квартальной и годовой финансовой отчетности, Национальный стандарт бухгалтерского учета (НСБУ N 20) "Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства", Положение об организации упрощенной системы бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах |
Особенности системы бухгалтерского учета
и отчетности для субъектов малого предпринимательства
в государствах - участниках СНГ
В государствах - участниках СНГ малые предприятия ведут бухгалтерский учет и составляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с национальными требованиями, учитывающими историческое развитие, традиции, сложившуюся экономическую и правовую среду.
Во всех государствах - участниках СНГ установлена обязанность малых предприятий вести бухгалтерский учет. В большинстве государств - участников СНГ предусмотрена упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (таблица 4). Особенности применения МСФО субъектами малого предпринимательства установлены лишь в Республике Армения. Ни в одном из государств - участников СНГ нет специализированных органов регулирования бухгалтерского учета непосредственно для субъектов малого бизнеса.
Таблица 4
Особенности системы бухгалтерского учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства
Особенности системы бухгалтерского учета и отчетности |
Азербайджанская Республика |
Республика Армения |
Республика Беларусь |
Республика Казахстан |
Кыргызская Республика |
Республика Молдова |
Российская Федерация |
Республика Таджикистан |
Республика Узбекистан |
Наличие специализированных органов регулирования бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Наличие упрощенной системы бухгалтерского учета |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Наличие упрощенной системы бухгалтерской отчетности |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Наличие особенностей применения МСФО субъектами малого предпринимательства (по сравнению с другими организациями) |
- |
+ "1" |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Наличие отдельного стандарта бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Возможность выборочного применения каждого отдельного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
--------------------------------
"1" Организации, за исключением банков, кредитных организаций, платежно-расчетных организаций, управляющих инвестиционных фондов, подотчетных эмитентов на рынке ценных бумаг, инвестиционных компаний, операторов регулируемого рынка, Центрального депозитария, страховых компаний, перестраховочных компании, страховых брокеров, а также субъектов, применяющих специальный регламент налогового учета, применяют МСФО для МСП.
Субъектами малого предпринимательства государств - участников СНГ наиболее часто применяются следующие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета: ведение только книги учета доходов и расходов, ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи), применение упрощенного плана счетов бухгалтерского учета. Руководителям малых предприятий во всех государствах - участниках СНГ предоставлена возможность принять ведение бухгалтерского учета на себя (таблица 5). Что касается отдельных участков учета, то в государствах - участниках СНГ распространено предоставление малым предприятиям возможности начислять амортизацию объектов основных средств один раз в год (таблица 6). Другие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета в государствах - участниках СНГ не имеют широкого применения.
Таблица 5
Упрощенная система бухгалтерского учета
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета |
Азербайджанская Республика |
Республика Армения |
Республика Беларусь |
Республика Казахстан |
Кыргызская Республика |
Республика Молдова |
Российская Федерация |
Республика Таджикистан |
Республика Узбекистан |
Субъекты малого предпринимательства освобождены от ведения бухгалтерского учета |
- |
- |
- |
- "1" |
- |
- |
- "1" |
- |
- "1" |
Субъекты малого предпринимательства освобождены от ведения бухгалтерского учета в случае применения упрощенного налогообложения |
- |
- |
+ "2" |
- "1" |
- "1" |
- |
- |
- |
- "1" |
Ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи) |
+ |
- |
+ "2" |
- |
- |
+ |
+ "3" |
- "1" |
- "1" |
Ведение только книги учета доходов и расходов |
+ |
- |
+ "2" |
- "1" |
- |
+ "4" |
+ "5" |
+ |
- "1" |
Руководитель субъекта малого предпринимательства принимает ведение бухгалтерского учета на себя |
+ |
- |
+ "6" |
+ "7" |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Применение упрощенного плана счетов бухгалтерского учета |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
--------------------------------
"1" За исключением индивидуальных предпринимателей.
"2" Микропредприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения.
"3" Микропредприятия и некоммерческие организации, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
"4" Крестьянские хозяйства, индивидуальные предприниматели до их регистрации в качестве плательщиков НДС и физические лица, оказывающие профессиональные услуги, организуют и ведут бухгалтерский учет на основе простой системы учета без представления финансовых отчетов.
"5" Если применяют упрощенную систему налогообложения.
"6" Для микропредприятий, товариществ собственников, общественных и религиозных организаций (объединений) при условии, что их руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в Законе "О бухгалтерском учете и отчетности".
"7" Кроме организаций публичного интереса: финансовых организаций (за исключением юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой), акционерных обществ (за исключением некоммерческих), организаций-недропользователей (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые) и организаций, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственных предприятия, основанных на праве хозяйственного ведения.
Таблица 6
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета
для субъектов малого предпринимательства по отдельным
участкам учета
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета |
Азербайджанская Республика |
Республика Армения |
Республика Беларусь |
Республика Казахстан |
Кыргызская Республика |
Республика Молдова |
Российская Федерация |
Республика Таджикистан |
Республика Узбекистан |
|
Применение кассового метода учета доходов и расходов |
- |
- |
- |
- |
- |
- "1" |
+ |
+ |
- |
|
Субъекты малого предпринимательства освобождены от применения оценок, основанных на суждениях (переоценка внеоборотных активов, создание резервов, признание оценочных обязательств, др.) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
|
Признание коммерческих и управленческих расходов в себестоимости продукции в качестве расходов по обычным видам деятельности |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
|
Признание всех расходов по займам прочими расходами |
+ |
- |
- |
- |
- |
- "2" |
+ |
- |
- |
|
Неотражение сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
|
Отнесение стоимости приобретения отдельных категорий основных средств на расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
|
Начисление амортизации объектов основных средств один раз в год |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
|
Иные упрощенные способы ведения бухгалтерского учета |
в отношении учета материальных запасов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
в отношении учета основных средств |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
|
в отношении учета нематериальных активов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
--------------------------------
"1" За исключением крестьянских хозяйств, индивидуальных предпринимателей до их регистрации в качестве плательщиков НДС и физических лиц, оказывающих профессиональные услуги.
"2" За исключением затрат по займам, которые не связаны непосредственно с приобретением, строительством или производством квалифицируемого актива и/или не соответствуют требованиям капитализации, и признаются в качестве текущих расходов в том периоде, в котором они были фактически понесены.
Наиболее распространены следующие упрощенные способы составления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства: составление только бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, включение в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах показателей по группам статей (без детализации показателей по статьям), освобождение от составления промежуточной отчетности (таблица 7).
Таблица 7
Упрощенная система бухгалтерской отчетности для субъектов
малого предпринимательства
Упрощенные способы составления бухгалтерской отчетности |
Азербайджанская Республика |
Республика Армения |
Республика Беларусь |
Республика Казахстан |
Кыргызская Республика |
Республика Молдова |
Российская Федерация |
Республика Таджикистан |
Республика Узбекистан |
Субъекты малого предпринимательства освобождены от составления бухгалтерской отчетности |
+ |
- |
- "1" |
- "2" |
- |
- "3" |
- "2" |
- |
- |
Составление только бухгалтерского баланса |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Составление только бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ "4" |
+ |
- |
+ |
Включение в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах показателей только по группам статей (без детализации показателей по статьям) |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ "4" |
+ |
+ |
- |
Составление бухгалтерского баланса без сравнительных данных |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- "5" |
+ |
- |
Раскрытие в бухгалтерской отчетности меньшего объема информации (по сравнению с другими организациями) |
- |
- |
- |
- |
- |
+ "4" |
+ |
- |
- |
Субъекты малого предпринимательства освобождены от составления промежуточной отчетности |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
Субъекты малого предпринимательства освобождены от ретроспективного пересчета показателей при исправлении ошибок |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
Субъекты малого предпринимательства освобождены от ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
Иные упрощенные способы составления бухгалтерской отчетности |
- |
- |
+ "6" |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
--------------------------------
"1" За исключением микропредприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения.
"2" За исключением индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих ведение бухгалтерского учета.
"3" За исключением крестьянских хозяйств, индивидуальных предпринимателей до их регистрации в качестве плательщиков НДС и физических лиц, оказывающих профессиональные услуги.
"4" Бухгалтерский учет на основе системы учета путем двойной записи с представлением упрощенных финансовых отчетов организуют и ведут субъекты, которые соответствуют следующим критериям за предыдущий отчетный период:
a) среднесписочная численность работников не превышает 9 человек;
b) доходы от продаж не превышают 3 млн. леев;
c) общая бухгалтерская (балансовая) стоимость активов на дату составления отчета не превышает 3 млн. леев.
"5" Планируется ввести для микропредприятий.
"6" Для некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций) сокращен состав бухгалтерской отчетности: годовая и промежуточная бухгалтерская отчетность состоят из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об использовании целевого финансирования и примечаний к бухгалтерской отчетности.
Практически во всех государствах используется дифференцированный подход к установлению упрощенных способов бухгалтерского учета для отдельных категорий субъектов малого предпринимательства. Так, некоторые упрощенные способы допускаются только для микропредприятий или для организаций отдельных видов экономической деятельности (например, для крестьянских хозяйств в Республике Молдова, некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций) в Республике Беларусь).
Применение МСФО субъектами малого предпринимательства ни в одном из государств - участников СНГ не является обязательным. Применение субъектами малого предпринимательства МСФО для МСП является обязательным лишь в Республике Армения (таблица 8). В то же время в некоторых государствах субъекты малого предпринимательства вправе применять МСФО (Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова) или МСФО для МСП (Республика Казахстан, Кыргызская Республика). В случае применения указанных стандартов они освобождаются от применения национальных стандартов.
Таблица 8
Применение Международных стандартов финансовой отчетности
субъектами малого предпринимательства
Особенности применения Международных стандартов финансовой отчетности |
Азербайджанская Республика |
Республика Армения |
Республика Беларусь |
Республика Казахстан |
Кыргызская Республика |
Республика Молдова |
Российская Федерация |
Республика Таджикистан |
Республика Узбекистан |
Обязанность применять полный комплект МСФО наряду с составлением отчетности по национальным стандартам |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Обязанность применять полный комплект МСФО без применения национальных стандартов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Право применять полный комплект МСФО с освобождением от применения национальных стандартов |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ "1" |
- |
- |
- |
Обязанность применять МСФО для МСП наряду с составлением отчетности по национальным стандартам |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Обязанность применять МСФО для МСП без применения национальных стандартов |
- |
+ "2" |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Право применять МСФО для МСП с освобождением от применения национальных стандартов |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
--------------------------------
"1" В случае если в национальных стандартах бухгалтерского учета и других нормативных актах не содержатся отдельные требования, предусмотренные МСФО, поощряется применение субъектом требований МСФО до принятия их правительством.
"2" Организациями, за исключением банков, кредитных организаций, платежно-расчетных организаций, управляющих инвестиционных фондов, подотчетных эмитентов на рынке ценных бумаг, инвестиционных компаний, операторов регулируемого рынка, Центрального депозитария, страховых компаний, перестраховочных компании, страховых брокеров, а также субъектов, применяющих специальный регламент налогового учета.
Бухгалтерская отчетность малых предприятий государств - участников СНГ в общем случае не подлежит обязательному аудиту. Вместе с тем законодательством об аудиторской деятельности государств - участников СНГ установлены специальные условия, при которых отчетность экономических субъектов подлежит обязательному аудиту (эмиссия публично размещаемых ценных бумаг, определенный объем выручки, др.). Таким условиям могут отвечать и субъекты малого предпринимательства (таблица 9).
Таблица 9
Обязательный аудит бухгалтерской отчетности субъектов
малого предпринимательства
Государства - участники СНГ |
Обязательный аудит бухгалтерской отчетности |
Обязательный аудит бухгалтерской отчетности при соблюдении дополнительных критериев |
Азербайджанская Республика |
- |
+ "1" |
Республика Армения |
- |
- |
Республика Беларусь |
- |
+ "2" |
Республика Казахстан |
- |
- |
Кыргызская Республика |
- |
- |
Республика Молдова |
- |
- |
Российская Федерация |
- |
+ "3" |
Республика Таджикистан |
- |
- |
Республика Узбекистан |
- |
+ "4" |
--------------------------------
"1" Если субъекты малого предпринимательства являются публичными организациями (их ценные бумаги обращаются на организованных торгах).
"2" Если объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составил более 5 млн евро.
"3" Если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов); если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
"4" Если субъекты малого предпринимательства относятся к категории субъектов, подлежащих обязательной аудиторской проверке, согласно Закону "Об аудиторской деятельности".
Совершенствование упрощенной системы бухгалтерского
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства
в государствах - участниках СНГ
С точки зрения перспектив развития упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности, для субъектов малого предпринимательства государства - участники СНГ можно условно разделить на две группы (таблица 10):
1) государства, в которых упрощенные способы ведения бухгалтерского учета считаются достаточными (Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Узбекистан);
2) государства, которые признают недостаточность принятых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан).
Таблица 10
Совершенствование упрощенной системы бухгалтерского учета
и отчетности для субъектов малого предпринимательства
Государства - участники СНГ |
Являются ли упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства достаточными |
Планируется ли увеличение/сокращение числа упрощенных способов ведения бухгалтерского учета |
Имеются ли упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, не применяемые в настоящее время, но рассматриваемые для применения в будущем |
Имеются ли проблемы применения упрощенных систем бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства |
Азербайджанская Республика |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Республика Армения |
x |
x |
x |
x |
Республика Беларусь |
Нет |
Увеличение |
Снижение требований к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности |
Нет |
Республика Казахстан |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Кыргызская Республика |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Республика Молдова |
Да |
Увеличение |
Нет |
Нет |
Российская Федерация |
Нет |
Увеличение |
Да |
Нет |
Республика Таджикистан |
Нет |
Нет |
Нет |
В отношении учета доходов и расходов в целях налогообложения |
Республика Узбекистан |
Да |
Нет |
Нет |
Снижение информативности и прозрачности бухгалтерской отчетности, потеря некоторой детализированной информации для принятия управленческих решений |
В ряде из них планируется увеличение числа допустимых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. При этом в Республике Беларусь и Российской Федерации определены дополнительные упрощенные способы, которые предлагается ввести в будущем.
В большинстве государств отсутствуют какие-либо существенные проблемы применения субъектами малого предпринимательства упрощенных способов ведения бухгалтерского учета. Вместе с тем в некоторых странах отмечаются определенное снижение информативности и прозрачности бухгалтерской отчетности, потеря детализированной информации для принятия управленческих решений при ведении упрощенного бухгалтерского учета.
Выводы и рекомендации
В государствах - участниках СНГ большинство субъектов малого предпринимательства применяют упрощенные системы бухгалтерского учета и отчетности. Эти системы сформированы путем установления в общих правилах ведения бухгалтерского учета государств - участников СНГ особенностей применения их субъектами малого предпринимательства.
При разработке и установлении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства могут быть рекомендованы следующие основные принципы:
1) соответствие способов ведения бухгалтерского учета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности экономического субъекта;
2) единство методологических основ упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, установленных для субъектов малого предпринимательства, и способов ведения бухгалтерского учета, установленных для всех экономических субъектов;
3) приоритет информационной функции бухгалтерского учета над его контрольной функцией;
4) обеспечение качества и надежности формируемой в бухгалтерском учете информации, ценности ее для заинтересованных пользователей при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства;
5) исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства;
6) сопоставимость финансовой информации, сформированной упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, с финансовой информацией, сформированной общими способами ведения бухгалтерского учета.
На основе опыта государств - участников СНГ по упрощению ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства могут быть выделены следующие важнейшие элементы упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности:
1) обязанность субъектов малого предпринимательства вести бухгалтерский учет и составлять отчетность;
2) дифференцированный подход к определению круга субъектов, имеющих право применять упрощенную систему бухгалтерского учета и отчетности, исходя из общественной значимости информации об их деятельности на основе четких количественных и качественных критериев;
3) право субъекта малого предпринимательства самостоятельно принимать решение о применении упрощенной либо общей системы бухгалтерского учета и отчетности;
4) формирование учетной политики субъекта малого предпринимательства исходя из требования рациональности ведения бухгалтерского учета, учитывающего условия хозяйственной деятельности и ее масштабы;
5) допустимость применения субъектами малого предпринимательства только тех упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, которые не приводят к снижению качества и достоверности бухгалтерской отчетности, потере информативности бухгалтерского учета;
6) выбор упрощенных способов ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства исходя из баланса материальных затрат на их внедрение и выгоды от их использования;
7) право субъекта малого предпринимательства самостоятельно определять, кто ведет бухгалтерский учет: руководитель, штатный бухгалтер, специализированная организация, бухгалтер-специалист (на основании договора возмездного оказания услуг);
8) возможность избирательного применения субъектом малого предпринимательства отдельных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, независимо от применения других способов ведения бухгалтерского учета;
9) регулярная оценка государствами - участниками СНГ достаточности и адекватности упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;
10) систематическая популяризация и информационно-разъяснительная работа в отношении применения субъектами малого предпринимательства упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Допустимыми упрощенными способами ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства могут быть:
1) ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи);
2) применение упрощенного плана счетов бухгалтерского учета;
3) принятие упрощенной системы регистров (упрощенной формы) бухгалтерского учета или ведение бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма);
4) применение кассового метода учета доходов и расходов;
5) первоначальная оценка активов только по цене поставщика (стоимости работ подрядчика) без включения других фактических затрат, связанных с их приобретением (созданием);
6) признание расходов на приобретение (создание) нематериальных активов, а также расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в полной сумме по мере их осуществления;
7) единовременное начисление амортизации при принятии к бухгалтерскому учету производственного и хозяйственного инвентаря в размере его первоначальной стоимости;
8) отражение в бухгалтерском учете суммы амортизации, исчисленной по правилам, установленным для целей налогообложения;
9) начисление амортизации объектов основных средств один раз в год;
10) исключение отражения обесценения активов;
11) признание затрат на производство продукции в составе расходов в полной сумме по мере их приобретения (осуществления);
12) признание всех расходов по займам расходами текущего периода;
13) исключение признания отложенного налога на прибыль;
14) исключение переоценки финансовых вложений по рыночной стоимости;
15) исключение оценок, основанных на суждениях (переоценка внеоборотных активов, создание резервов, признание оценочных обязательств, др.).
Допустимыми упрощенными способами составления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства могут быть:
1) исключение составления промежуточной бухгалтерской отчетности;
2) ограничение состава бухгалтерской отчетности бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах;
3) раскрытие в бухгалтерской отчетности меньшего объема информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций;
4) составление бухгалтерской отчетности без сравнительных данных;
5) самостоятельная разработка форм бухгалтерской отчетности, использование упрощенных форм;
6) включение в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах показателей по группам статей (без детализации показателей по статьям);
7) исключение ретроспективного пересчета показателей при исправлении ошибок;
8) исключение ретроспективного отражения последствий изменений учетной политики.
Заключение
На основе анализа и обобщения существующих в государствах - участниках СНГ особенностей применения упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства сформулированы основные принципы, обеспечивающие системный подход при разработке и установлении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, выделены важнейшие элементы и допустимые упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Результаты проведенного анализа могут быть использованы государствами - участниками СНГ для совершенствования национальных систем бухгалтерского учета.
В целях повышения оперативности и достоверности экономической информации в отношении малого бизнеса представляется целесообразным Координационному совету по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ продолжить анализ методических и организационных подходов к ведению бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса в государствах - участниках СНГ с учетом опыта его практического использования, что позволит своевременно выделять и применять наиболее эффективные наработки, развивать на этой основе подготовку и реализацию совместных предложений по решению актуальных задач совершенствования бухгалтерского учета и отчетности.