См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

ИНФОРМАЦИЯ

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ - НЕПРЕРЫВНЫЙ МОНИТОРИНГ

28 февраля 2019 года на заседании Коллегии Минтранса России в качестве направления по усилению эффективности надзора на транспорте было предложено провести эксперимент (пилотный проект) по созданию системы "непрерывного мониторинга" состояния безопасности в предприятиях транспортного комплекса путем анализа выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, являющихся предметов проверки при проведении транспортного надзора.

Ространснадзору было поручено представить предложения по реализации в 2019 - 2020 гг. пилотного проекта (по отдельному(м) виду(ам) транспорта) по непрерывному мониторингу выполнения предприятиями транспорта обязательных требований.

Предложение по проведению в 2019 - 2020 гг. пилотного проекта по непрерывному мониторингу в отношении предприятий морского и внутреннего водного транспорта было поддержано Минтрансом России.

ЧТО ТАКОЕ НЕПРЕРЫВНЫЙ МОНИТОРИНГ?

Непрерывный мониторинг - это опосредованное, без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (предприятия), получение информации об исполнении предприятиями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе международными договорами Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации.

Такая форма наблюдения за исполнением обязательных требований позволит проводить анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований, выявлять предпосылки нарушения обязательных требований и установленных параметров деятельности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также принимать меры по предупреждению и превентивному устранению возможных нарушений.

ЦЕЛЬ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА

Изучение возможности и целесообразности перехода на новый вид надзора - "непрерывный мониторинг" с отказом от проведения плановых проверок в отношении субъектов водного транспорта.

Создание системы, позволяющей Федеральной службе по надзору в сфере транспорта дистанционно осуществлять непрерывный мониторинг исполнения субъектами надзора обязательных требований.

УЧАСТИЕ В ПИЛОТНОМ ПРОЕКТЕ

Участие в пилотном проекте является добровольным. Принять участие в проекте может любое предприятие, осуществляющее деятельность на морском и внутреннем водном транспорте, и заключившее с Ространснадзором соглашение об информационном взаимодействии.

Участие в проекте предусматривает работу в два этапа.

На первом этапе предприятия получают возможность прохождения тестовой самооценки исполнения обязательных требований, применимых к их видам деятельности, в целях самостоятельного выявления и устранения возможных недостатков не дожидаясь проведения Ространснадзором контрольно-надзорных мероприятий.

Тестовая самооценка носит обезличенный характер и служит для подготовки к самооценке в "личном кабинете" предприятия (субъекта надзора).

Второй этап предусматривает работу в "личном кабинете" субъекта надзора, созданном на базе Единой информационной автоматизированной системе Ространснадзора (ЕИАС Ространснадзора). В "личном кабинете" проводится самостоятельная оценка исполнения обязательных требований (аналогичная тестовой самооценке) результаты прохождения которой направляются в ЕИАС Ространснадзора в виде декларирования исполнения обязательных требований.

Декларирование возможно только при положительном результате прохождения самооценки и свидетельствует об исполнении предприятием применимых к его видам деятельности обязательных требований. Периодичность декларирования составляет 1 раз в 6 месяцев.

ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА

Информация, представленная при декларировании, учитывается Ространснадзором при наблюдении за исполнением обязательных требований, анализе и прогнозировании состояния исполнения обязательных требований, а также для выявления предпосылок нарушения обязательных требований в целях принятия мер по их превентивному устранению.

При выявлении в ходе непрерывного мониторинга нарушений или признаков нарушений обязательных требований в предприятие направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Непринятие предприятием мер по устранению изложенных в предостережении нарушений/признаках нарушений обязательных требований и/или параметров деятельности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств может являться основанием для проведения внеплановой проверки предприятия.

Сравнительный анализ представленной при декларировании информации об исполнении применимых обязательных требований и фактического состоянии системы безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предприятия (например, наличие аварийных случаев/транспортных происшествий по вине должностных лиц предприятия, выявление нарушений по результатам проверок по поступившим обращениям, выявление индикаторов, определенных Минтрансом России в качестве индикаторов риска для внеплановых проверок и т.д.), будет использован при подготовке отчетов о состоянии исполнения обязательных требований и принимаемых предприятиями мер по созданию действующей системы управления безопасностью.

Обобщенные результаты отчетов об исполнении обязательных требований будут учитываться при принятии решения о возможности и целесообразности перехода на новый вид надзора - "непрерывный мониторинг" с отказом от проведения плановых проверок в отношении предприятий водного транспорта.