См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ИНФОРМАЦИЯ
О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫБОРОМ ФОРМ
И ПОРЯДКА ОПЛАТЫ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ)
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) была дополнена новой частью 4, предусматривающей установление административной ответственности за "неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)".
Данная норма, вступившая в силу с 1 января 2015 года, взаимосвязана с положениями статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), пункт 1 которой закрепляет обязанность продавца (исполнителя) обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт (см.: http://www.nspk.ru), а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Указанная обязанность распространяется на всех продавцов (исполнителей), у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превысила сорок миллионов рублей. В то же время продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором за предшествующий календарный год составила менее пяти миллионов рублей (понятие торгового объекта дано в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Поскольку содержание терминов "национальные платежные инструменты" и "национальная система платежных карт" (НСПК), используемых в статье 16.1 Закона о защите прав потребителей, раскрывается в положениях Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", то следует иметь в виду, что по смыслу части 2 его статьи 30.1 международные платежные карты национальными платежными инструментами не являются.
Однако данное обстоятельство, имеющее существенное значение для целей правоприменения пункта 1 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей, не создает каких-либо исключений для продавцов (исполнителей) из общего императивного правила, установленного пунктом 4 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей, определившего, что "при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов", несоблюдение которого фактически будет означать наступление для такого продавца (исполнителя) административной ответственности по той же части 4 статьи 14.8 КоАП РФ за "нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)".