См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 5 сентября 2017 года

О ПРОВЕРКАХ,
ПРОВЕДЕННЫХ РОСОБРНАДЗОРОМ В 2017 ГОДУ, В ЧАСТИ СОБЛЮДЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПОРЯДКА ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ

Одной из функций, выполняемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в соответствии с установленными полномочиями, является осуществление федерального государственного надзора в сфере образования за соблюдением образовательными организациями требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Так, федеральный государственный надзор осуществляется, например, в части соблюдения образовательными организациями правил оказания платных образовательных услуг, порядка проведения практики студентов, порядка проведения государственной итоговой аттестации, порядка перевода студентов из одного вуза в другой, полноты информации об образовательной организации, размещенной на ее сайте, внесения сведений о выданных выпускникам документах об образовании в федеральный реестр документов и в части соблюдения других нормативных правовых актов, регламентирующих систему образования.

Федеральный государственный надзор в части соблюдения образовательными организациями порядка приема на обучение в обязательном порядке включается в качестве предмета проверки во все приказы Рособрнадзора о проведении как плановых, так и внеплановых проверок.

В 2017 году Рособрнадзором проведено более 150 проверок по федеральному государственному надзору в сфере образования, в том числе в части соблюдения порядка приема на обучение. Кроме того, в соответствии с поручением председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева в ряде образовательных организаций осуществлены проверки соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, требований, установленных статьей 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в части проведения целевого приема на обучение.

Нарушения порядка приема были выявлены в 41 организации.

Основные нарушения, допускаемые образовательными организациями:

- на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде не размещена обязательная информация или представлена не в полном объеме, например, в части правил приема, информации о количестве мест для приема на обучение, об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов; правил подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний; программ вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, минимального количества баллов, необходимого абитуриенту для поступления;

- приемной комиссией образовательной организации не обеспечено функционирование официального сайта для ответов на обращения, связанные с приемом на обучение;

- правилами приема в организацию не определены:

- сроки начала и завершения приема документов по заочной форме обучения;

- срок завершения проводимых самостоятельно вступительных испытаний;

- срок зачисления на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг;

- перечень учитываемых индивидуальных достижений поступающих и порядок их учета;

- в программах вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, не установлены шкала оценивания и минимальное количество баллов для каждого вступительного испытания;

- в организации не созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе отсутствуют пандусы, подъемники, поручни, расширенные дверные проемы);

- правилами приема на обучение в образовательную организацию установлены преимущественные права на зачисление, не предусмотренные порядком приема;

- отсутствуют положения об экзаменационной и апелляционной комиссиях;

- в правилах приема в организацию отсутствует информация о праве поступающего подавать заявление (заявления) о приеме одновременно не более чем в пять организаций высшего образования;

- в правилах приема в организацию отсутствует информация о необходимости заверения в заявлении о приеме на обучение личной подписью поступающего следующих фактов: ознакомления поступающего с копией лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложением), с копией свидетельства о государственной аккредитации (с приложением) или с информацией об отсутствии указанного свидетельства, с информацией о предоставляемых поступающим особых правах и преимуществах при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, с правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно, с правилами подачи апелляции, датами представления подлинников документов об образовании и др.;

- организация не размещает на официальном сайте и на информационном стенде списки поступающих.

Всем образовательным организациям, в которых были выявлены нарушения порядка приема, выданы предписания Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений, а 10 образовательным организациям в связи с неисполнением предписаний выданы повторные предписания, в отношении должностных лиц этих организаций возбуждены дела об административных правонарушениях.

В 2017 году за неисполнение образовательными организациями выданных Рособрнадзором по результатам проведенных проверок предписаний, в том числе в части несоблюдения порядков приема на обучение, в 42 организации (филиалы организаций) был запрещен прием. Следует отметить, что 33 из 42 таких организаций устранили нарушения установленных требований, и прием в эти организации был возобновлен.

В период проведения приемной кампании Рособрнадзором выявлялись также организации, которые при действующем запрете приема осуществляли прием граждан на обучение. В отношении руководителей этих образовательных организаций возбуждены дела об административных правонарушениях, материалы которых направлены в суды.

В случае принятия судебными органами решения о привлечении должностных лиц образовательных организаций к административной ответственности Рособрнадзор в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе приостановить действие лицензии на осуществление организацией образовательной деятельности и обратиться с исковым заявлением в суд об ее аннулировании.

В целях информирования общественности на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:

- реестры вузов, имеющих действующую лицензию Рособрнадзора (дающую право на осуществление образовательной деятельности), и государственную аккредитацию (дающую право на отсрочку от службы в армии и выдачу документа об образовании государственного образца), с перечнями образовательных программ;

- информация о результатах проведенных проверок в отношении образовательных организаций и выявленных по их результатам нарушениях;

- еженедельный пресс-релиз о мерах, принятых Рособрнадзором по результатам проведенных проверок.

Информация о конкретной образовательной организации, в том числе о проведенных в отношении нее проверках, выявленных нарушениях и принятых по результатам проверок мерах, размещена также на доступном для всех желающих информационном ресурсе "Карта вузов".