См. Документы Федерального агентства лесного хозяйства

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ИНФОРМАЦИЯ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
ПО ВОПРОСУ ПРОКЛАДКИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАЗРЫВОВ В ЦЕЛЯХ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Противопожарные разрывы в соответствии с Перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N 1283-р, относятся к объектам лесной инфраструктуры.

Прокладка противопожарных разрывов в соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) относится к мерам противопожарного обустройства лесов.

Лесным кодексом установлено, что основой осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, а на лесных участках, не переданных в пользование, - в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса. Согласно статье 53.1 Лесного кодекса противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются рубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) и Лесным кодексом.

Статьей 69 Технического регламента определено, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств и лесопарков, на территории лесничеств (лесопарков), а также от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков).

В соответствии со статьей 65 Технического регламента планировка и застройка территорий поселений и городских округов должна осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные указанным Федеральным законом. Состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов должны входить в проектную документацию в виде раздела "Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности".

Пункт 2 части 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что Проект планировки территории должен содержать описание положений, касающихся защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного характера и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 105 Лесного кодекса в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.

Подпунктом "в" пункта 15(3) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан).

В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос).

В соответствии со статьей 53.6 Лесного кодекса проведение сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков в целях создания противопожарных разрывов допускается только на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации. Обеспечение пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, согласно пункту 80(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, осуществляется в соответствии с паспортом населенного пункта, который ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатывается и утверждается в соответствии с разделом XX указанных Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Поправки, внесенные в Правила противопожарного режима в Российской Федерации и в Правила пожарной безопасности в лесах постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 г. N 807, вступившие в силу с 1 марта 2017 года, определяют для органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан, которые владеют, пользуются и (или) распоряжаются территорией, примыкающей к лесу, перечень реализуемых противопожарных мероприятий, направленных на защиту от угроз перехода природных пожаров на земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения и иных категорий.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения). Предложение Министерства лесного комплекса Иркутской области в целях устройства противопожарного разрыва вокруг населенных пунктов путем оформления участков земель лесного фонда по договорам аренды для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Вопросы, связанные с земельными участками граждан, поставленные на кадастровый учет ранее, но попавшие в состав земель лесного фонда, регулируются Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".