См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ИНФОРМАЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ПОРЯДКУ ПРОДЛЕНИЯ СРОКОВ УСТРАНЕНИЯ ОТЛОЖЕННЫХ ДЕФЕКТОВ
ПЕРЕЧНЯ МИНИМАЛЬНОГО ИСПРАВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
1. Общая часть
1.1. Данные информационные материалы описывают порядок взаимодействия уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориального органа (далее - Уполномоченный орган) и предприятий, эксплуатирующих гражданские воздушные суда (далее - Эксплуатант), при рассмотрении вопросов, связанных с продлением сроков устранения дефектов и неисправностей (отложенный дефект), указанных в перечне минимального исправного оборудования (далее - ПМО/MEL (Minimum Equipment List)) воздушных судов (далее - ВС).
1.2. Информационные материалы разработаны с учетом рекомендательной практики ИКАО (Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации, Часть 1), международной практики (FAA Order 8900.1 Volume 4 Chapter 4, EASA Part-ORO, Part-CAT, CS MMEL), положений статьи 37.1 Воздушного кодекса, Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 и определяют порядок взаимодействия Уполномоченного органа и Эксплуатантов ВС по продлению сроков устранения дефектов ВС, включенных в ПМО/MEL.
1.3. Главный перечень минимального исправного оборудования (ГПМО/MMEL master minimum equipment list) - типовой перечень соответствующего типа ВС, разработанный разработчиком типа ВС, утвержденный ведомством гражданской авиации страны разработчика типа ВС, определяющий компоненты и (или) приборы и (или) оборудование и (или) функции ВС, которые вследствие присущего им конструктивного резервирования и (или) вследствие предписанных процедур и (или) условий и ограничений летной эксплуатации, при соблюдении применимых процедур поддержания летной годности, могут быть временно неработоспособными, обеспечивая возможность продолжения эксплуатации типа ВС с приемлемым уровнем безопасности полетов, предусмотренным применимыми требованиями.
1.4. Перечень минимального исправного оборудования Эксплуатанта (ПМО/MEL) - эксплуатационный перечень конкретных экземпляров типа ВС, подготовленный Эксплуатантом, на основании и не ниже уровня требований ГПМО/MMEL, учитывающий конфигурацию и условия эксплуатации конкретных экземпляров типа ВС, определяющий компоненты и (или) приборы и (или) оборудование и (или) функции экземпляров типа ВС Эксплуатанта, которые могут быть временно неработоспособными, обеспечивая возможность продолжения эксплуатации конкретных экземпляров типа ВС Эксплуатанта с приемлемым уровнем безопасности полетов, предусмотренным применимыми требованиями.
1.5. Отложенный дефект (Deferred Defect) - зарегистрированный и оформленный в установленном порядке дефект, с которым допускается продолжение эксплуатации ВС в сроки и в соответствии с условиями, определенными утвержденным ПМО/MEL Эксплуатанта.
Примечание:
Вопросы временной и (или) подконтрольной эксплуатации ВС в соответствии с допущениями иной эксплуатационной документации (РЭ, РТЭ, РРК, АММ, SRM и т.д.) разработчика типа ВС и (или) разработчика изменений типовой конструкции типа ВС (допустимые такой документацией отклонения при эксплуатации ВС в виде: незначительных капельных утечек гидрожидкости и (или) временные ремонты, в том числе допустимые структурные повреждение и (или) отсутствие индикатора износа тормоза и т.п.), осуществляемой на основании установленных процедур Эксплуатанта, данными информационными материалами не рассматриваются.
1.6. Перенос сроков устранения дефектов зависит от категории откладываемого дефекта, имеющей соответствующий стандартный интервал, установленный в ПМО/MEL, в течение которого отложенный дефект должен быть устранен.
1.7. Перенос сроков устранения дефектов не может превышать период действия, установленный соответствующим пунктом ПМО/MEL.
1.8. Максимальные сроки и условия переноса сроков устранения дефектов соответствующих категорий, указываемые в ПМО/МЕL, не должны превышать сроки и изменять условия, указанные в ГПМО/MMEL и (или) в дополнениях к ГПМО/MMEL, приложениях к документации по поддержанию летной годности типа ВС разработчика типа ВС или разработчика изменений типовой конструкции типа ВС, при этом:
Категория A - дефекты данной категории должны быть устранены в течение интервала времени, указанного в столбце "Remarks or Exceptions/Пояснения и ограничения", утверждённого ПМО/MEL Эксплуатанта экземпляра типа ВС. Если в столбце "Remarks or Exceptions/Пояснения и ограничения" ГПМО/MMEL указаны циклы или налет в часах, то интервал начинается со следующего полета. Если интервал указан в календарных днях, то интервал начинается со дня, следующего за днем обнаружения дефекта.
Категория B - дефекты данной категории должны быть устранены в течение трёх последовательных календарных дней, исключая день обнаружения.
Категория C - дефекты данной категории должны быть устранены в течение 10 последовательных календарных дней, исключая день обнаружения.
Категория D - дефекты данной категории должны быть устранены в течение 120 последовательных календарных дней, исключая день обнаружения.
1.9. Продление сроков устранения отложенных дефектов сверх сроков, устанавливаемых требованиями ПМО/MEL, является исключительным случаем и не может рассматриваться Эксплуатантом как типовая практика, с учетом чего такое продление сроков устранения отложенных дефектов сверх сроков, устанавливаемых требованиями ПМО/MEL должно быть ограничено случаями только когда Эксплуатант, кроме подтверждения обеспечения требуемого уровня безопасности полетов в запрашиваемый срок продления, может объективно обосновать, что он не мог обеспечить устранение ранее отложенного дефекта в установленные ПМО/MEL сроки в связи с обстоятельствами, которые он действительно не мог предвидеть и (или) решить.
1.10. Продления сроков устранения отложенных дефектов на соответствующий аналогичный интервал выполняются по запросам Эксплуатантов с привлечением Уполномоченного органа и рассматриваются по следующему принципу:
- Заявки на продление сроков устранения отложенных дефектов категории "A" - не рассматриваются;
- Заявки на продление сроков устранения отложенных дефектов категории "B" - могут быть рассмотрены с возможностью продления очередного интервала, но не более общего срока 15 суток с момента регистрации неисправности;
- Заявки на продление сроков устранения отложенных дефектов категории "C" - могут быть рассмотрены с возможностью продления очередного интервала, но не более общего срока 50 суток с момента регистрации неисправности;
- Заявки на продление сроков устранения отложенных дефектов категории "D" - могут быть рассмотрены с возможностью продления очередного интервала, но не более общего срока 240 суток с момента регистрации неисправности.
1.11. Продление сроков устранения отложенного дефекта рассматривается Уполномоченным органом для дефектов категорий "B", "C" и "D" на основании получения соответствующего оформленного запроса Эксплуатанта.
1.12. Вся ответственность за соблюдение ограничений и процедур эксплуатации гражданского воздушного судна в период его эксплуатации с продлением сроков устранения отложенных дефектов, установленных разработчиком типа ВС, а также правил эксплуатации воздушного судна, утвержденных федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 37.1 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 30.01.2024), возлагается на Эксплуатанта.
2. Порядок продления сроков устранения отложенных дефектов
Продление сроков устранения отложенных дефектов категории "B", "C" и "D" осуществляется в следующем порядке:
2.1 Откладывание дефекта (перенос срока устранения дефекта) в соответствии с ПМО/MEL.
Перенос срока устранения дефектов выполняется Эксплуатантом на основании срока и условий, определённых в утверждённом ПМО/MEL Эксплуатанта.
2.2. Первое продление срока устранения отложенного дефекта.
Первое продление утверждается Уполномоченным органом и может быть утверждено на период действия срока, установленного соответствующим пунктом ПМО/MEL, при условии положительного рассмотрения запроса и доказательной документации Эксплуатанта, соответствующей условиям пункта 3.
2.3. Второе продление срока устранения отложенного дефекта.
Второе продление выполняется аналогично первому продлению.
2.4. Третье продление срока устранения отложенного дефекта.
Третье продление выполняется аналогично первому продлению, при этом Заявка на третье продление должна быть заверена двумя руководителями Эксплуатанта не ниже уровня заместителя генерального директора по направлениям: поддержание летной годности, летная эксплуатация воздушных судов.
2.5. Четвертое продление срока устранения отложенного дефекта.
Четвертое продление выполняется аналогично первому продлению, при этом Заявка на четвертое продление должна быть заверена тремя руководителями Эксплуатанта не ниже уровня заместителя генерального директора по направлениям: поддержание летной годности, летная эксплуатация воздушных судов, система управления безопасностью полетов.
3. Требования к подготовке обоснования и доказательной документации
Для рассмотрения запроса Эксплуатант обязан подготовить и предоставить в Уполномоченный орган следующую документацию:
1) Сопроводительное письмо-запрос в Уполномоченный орган о рассмотрении возможности продления срока устранения отложенного дефекта;
2) Заявку на продление срока устранения отложенного дефекта на бланке, установленной в РОТО формы Эксплуатанта, подписанную ответственными должностными лицами, установленными требованиями пункта 2, и содержащую следующие данные:
а) Общая информация: Тип ВС, Регистрационный, Заводской N ВС, данные о наработке ВС;
б) Информация по отложенному дефекту: описание дефекта, пункт ПМО/MEL, категория, дата открытия, период действия, плановая дата устранения, запрашиваемый срок продления, причина продления.
3) Перечень всех отложенных дефектов, открытых на заявляемом ВС;
4) Копия страницы бортового журнала ВС с информацией о записи дефекта и переносе срока устранения в соответствии с ПМО/MEL Эксплуатанта, либо эквивалентная информация из автоматизированной системы ПЛГ и ТО ВС Эксплуатанта;
5) Копия страницы ПМО/MEL с применимым для отложенного дефекта пунктом;
6) Заключение Эксплуатанта, подтверждающее отсутствие влияния продления срока устранения отложенного дефекта на продолжение безопасной эксплуатации ВС, утвержденное должностным лицом из числа руководителей направления поддержания летной годности или летной эксплуатации воздушных судов, которое должно содержать следующую информацию:
а) Цель и причины запроса;
б) Описание неисправности;
в) Описание системы ВС, в которой зафиксирована неисправность;
г) Ограничения и их влияние на эксплуатацию ВС (оценка рисков);
д) Компенсирующие мероприятия;
е) Заключение.
Примечание:
Уполномоченный орган вправе потребовать от Эксплуатанта дополнительные данные и документацию для рассмотрения и определения возможности продления отложенного дефекта.
Эксплуатант несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных.
Подача запроса в Уполномоченный орган (по территориальной принадлежности) может осуществляться: либо письмом (с приложениями) через корреспондентский пост (экспедиция), либо направляться на официальный адрес Уполномоченного органа электронной почтой.
4. Сроки рассмотрения запросов
4.1. Запросы о продлении сроков устранения дефектов подлежат рассмотрению Уполномоченным органом в течение не более двух рабочих дней, включая день обращения, с момента его регистрации в установленном порядке.
4.2. Решение Уполномоченного органа об одобрении/отклонении запроса оформляется в заявке Эксплуатанта.
5. Действия Эксплуатанта
5.1. При одобрении Уполномоченным органом запроса о продлении срока устранения дефекта Эксплуатант организует обновление соответствующих данных установленным в организации порядке.
5.2. При отклонении запроса Уполномоченным органом Эксплуатант предпринимает необходимые для устранения отложенного дефекта действия, не допуская дальнейшей эксплуатации ВС.