См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

ИЗМЕНЕНА ЧАСТЬ 6 СТ. 43 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОЛИЦИИ", ПРЕДУСМАТРИВАЮЩАЯ ЕЖЕМЕСЯЧНУЮ ДЕНЕЖНУЮ
КОМПЕНСАЦИЮ ЛИЦАМ, УВОЛЕННЫМ СО СЛУЖБЫ В СВЯЗИ С УВЕЧЬЕМ,
ПОЛУЧЕННЫМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Об актуальных изменениях в нормативно-правовом регулировании социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, получивших повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей.

Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (например, в Постановлении от 6 июня 1995 г. 7-П, определениях от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О и от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О), служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направленной на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих соответствующую службу, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Учитывая специфику, сложность и объем функций, осуществляемых сотрудниками органов внутренних дел, государство (и это мировая практика) берет на себя определенные обязательства по обеспечению сотрудников дополнительными (особыми) гарантиями социальной защиты.

К числу особых дополнительных гарантий лицам, проходящим службу в органах внутренних дел, относится предусмотренная частью 6 ст. 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (в ред. от 12 февраля 2015 г.) "О полиции" (далее - Закон о полиции) ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции (далее - ежемесячная денежная компенсация).

Ранее действовавшая редакция части 6 ст. 43 Закона о полиции предусматривала выплату ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности.

Предлагаемый в ранее действовавшей части 6 ст. 43 Закона о полиции порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации сотрудникам органов внутренних дел в связи со значительным количеством условий для ее назначения (установление стойкой утраты трудоспособности, установление процента утраты трудоспособности, определение группы инвалидности) на практике оказался, к сожалению, не в полной мере эффективным. Кроме того, в процессе правоприменения обозначенного нормативного правового акта было выявлено неоднозначное толкование самих положений части 6 ст. 43 Закона о полиции. Вследствие чего бывшие сотрудники органов внутренних дел были вынуждены обращаться для реализации вышеназванной социальной гарантии в различные судебные инстанции, вплоть до Верховного Суда Российской Федерации (например, определения от 17 ноября 2014 г. N 75-КГ14-8, от 1 декабря 2014 г. N 26-КГ14-57, от 1 декабря 2014 г. N 26-КГ14-62).

В целях исправления сложившейся ситуации и для установления нового механизма предоставления ежемесячной денежной компенсации рассматриваемой категории лиц, а также в соответствии с результатами мониторинга правоприменения, проведенного институтами гражданского общества, содержащимися в докладе Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 год, Договорно-правовым департаментом МВД России (далее - ДПД МВД России) совместно с Департаментом по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России (далее - ФЭД МВД России) с участием заинтересованных подразделений центрального аппарата МВД России и федеральных органов исполнительной власти был разработан, прошел все необходимые согласования, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции" (далее - Закон N 15-ФЗ).

Закон N 15-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ 13 февраля 2015 года и с учетом положений ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" вступил в силу с 24 февраля 2015 года.

В отличие от ранее действовавшего порядка, предусматривающего в части 6 ст. 43 Закона о полиции назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации сотруднику органа внутренних дел исходя из размера утраченного им денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности, Законом N 15-ФЗ устанавливаются размеры выплаты ежемесячной денежной компенсации сотруднику исходя из параметров его денежного довольствия с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от установленной ему группы инвалидности (в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3).

Подобный механизм назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации сотрудникам органов внутренних дел, установленный Законом N 15-ФЗ, обладает целым рядом преимуществ по сравнению с ранее действовавшим порядком, закрепленным в прежней редакции части 6 ст. 43 Закона о полиции.

Например, рассчитаем утраченное денежное довольствие и пенсию по инвалидности для определения примерного размера рассматриваемой ежемесячной денежной компенсации старшего инспектора, капитана полиции, имеющего стаж службы 10 лет, инвалида I группы, со 100% утратой трудоспособности в 2014 году по ранее действовавшему механизму, закрепленному в прежней редакции части 6 ст. 43 Закона о полиции.

Утраченное денежное довольствие

Оклад по должности - 15 тыс. 500 руб.

Оклад по званию - 11 тыс. руб.

Процентная надбавка за выслугу лет - 10 лет (20%) - 5 тыс. 300 руб.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (20%) - 3 тыс. 100 руб.

Иные надбавки (для удобства расчета) - 4 тыс. 500 руб.

Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей (25%) - 6 тыс. 625 руб.

Итого размер денежного довольствия составит 46 тыс. 25 руб.

Расчет пенсии по инвалидности

Оклад по должности - 15 тыс. 500 руб.

Оклад по званию - 11 тыс. руб.

Процентная надбавка за выслугу лет - 10 лет (20%) - 5 тыс. 300 руб.

31 тыс. 800 руб. x 60,05% = 19 тыс. 96 руб. - это денежное довольствие для исчисления пенсии.

Пенсия инвалида I группы назначается в размере 85% от размера денежного довольствия для исчисления пенсии.

19 тыс. 96 руб. x 85% = 16 тыс. 232 руб.

Учитывая, что ранее действовавший механизм предполагал уменьшение ежемесячной денежной компенсации на сумму пенсии по инвалидности, итоговый размер денежной компенсации в рассматриваемом случае составит:

46 тыс. 25 руб. - 16 тыс. 232 руб. = 29 тыс. 793 руб.

Понятие "утраченное денежное довольствие" не имеет нормативного правового закрепления и, к сожалению, не имеет однозначного толкования в правоприменительной практике.

Статья 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) содержит механизм определения заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья, согласно которому размер такого заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

Таким образом, применение содержащегося в ст. 1086 ГК РФ подхода к определению утраченного денежного довольствия делает определение степени утраты профессиональной или общей трудоспособности лицом, претендующим на получение ежемесячной денежной компенсации, одним из обязательных условий при ее назначении и выплате.

Предлагаемый Законом N 15-ФЗ в части 6 ст. 43 Закона о полиции механизм нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений вводится по аналогии с механизмом, закрепленным частью 13 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ (в ред. от 22 октября 2014 г.) "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Еще одним отличием нового механизма предоставления ежемесячной денежной компенсации является сокращение числа условий для ее назначения.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией части 6 ст. 43 Закона о полиции одним из условий получения ежемесячной денежной компенсации являлась необходимость установления стойкой утраты трудоспособности, порядок определения которой был определен постановлением Правительства Российской Федерации только в 2013 году (постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 70 "О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"). До вступления в силу указанного постановления стойкая утрата трудоспособности сотрудникам органов внутренних дел устанавливалась чаще в судебном порядке.

Согласно новому механизму, закрепленному в Законе N 15-ФЗ, необходимость установления стойкой утраты трудоспособности отсутствует, так как в качестве основного условия определения размера ежемесячной денежной компенсации он закрепляет установление сотруднику органа внутренних дел соответствующей группы инвалидности.

Согласно ранее действующей редакции части 6 ст. 43 Закона о полиции еще одним из условий получения соответствующей ежемесячной денежной компенсации является получение пенсии по инвалидности, размер которой вычитается из размера утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения сотрудника со службы из соответствующего органа внутренних дел.

Подобный порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации исключал возможность выплаты компенсации, в случае если сотруднику органов внутренних дел в установленном порядке была назначена пенсия за выслугу лет. Указанная норма была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобой гражданина П.Ф. Юхименко".

Вместе с тем граждане Российской Федерации, имевшие право на ежемесячную денежную компенсацию в соответствии с действовавшим нормативным правовым регулированием, могут иметь право на получение пенсии за выслугу лет. При этом ст. 16 и 17 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в ред. от 1 декабря 2014 г.) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении) предусмотрено соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет и надбавка к пенсии за выслугу лет инвалидам. С учетом данных увеличений и надбавки размер пенсии за выслугу лет может превышает размер пенсии по инвалидности.

При этом следует учитывать, что согласно части второй ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении денежное довольствие для исчисления пенсии (должностной оклад, оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) с 1 января 2012 года учитывается в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается не менее чем на 2% до достижения 100% его размера. В связи с этим в соответствии с действующим механизмом исчисления ежемесячной денежной компенсации ее величина, начиная с 2013 года, ежегодно уменьшается.

Например, исходя из представленных выше расчетов размер пенсии по инвалидности (I группа) по состоянию на 1 января 2014 года старшего инспектора составляет 16 тыс. 232 руб., а размер ежемесячной денежной компенсации - 29 тыс. 793 руб. Учитывая, что пенсия по инвалидности, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается не менее чем на 2%, на 1 января 2015 года размер пенсии по инвалидности составит - 16 тыс. 791 руб., а размер ежемесячной денежной компенсации - 29 тыс. 234 руб. При этом общая сумму выплат не уменьшается.

Предлагаемые Законом N 15-ФЗ изменения позволят сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на получение ежемесячной денежной компенсации, при наличии у них выслуги лет, дающей право на получение пенсии за выслугу лет, получать ежемесячную денежную компенсацию независимо от выбранной ими пенсии, а также избежать влияния размера получаемой пенсии на размер выплачиваемой им ежемесячной денежной компенсации.

Новый порядок расчета ежемесячной денежной компенсации не предусматривает применение понижающего коэффициента, установленного частью второй ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении.

Кроме того, коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районная, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации, при исчислении ежемесячной компенсации также не учитываются.

Возможны случаи, когда размер ежемесячной денежной компенсации, рассчитанный в соответствии с новым порядком, окажется меньше установленного ранее.

Законом N 15-ФЗ предусматривается возможность сохранения размера ежемесячной денежной компенсации сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на получение ежемесячной денежной компенсации, назначенной до вступления его в юридическую силу, в случае если указанный размер окажется больше.

Коэффициенты, предусмотренные новой редакцией части 6 ст. 43 Закона о полиции, рассчитаны в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете МВД России на выплату ежемесячной денежной компенсации, с учетом сотрудников органов внутренних, которые в установленном порядке приобрели право на получение указанной компенсации.

Например, рассчитаем утраченное денежное довольствие и пенсию по инвалидности для определения примерного размера рассматриваемой ежемесячной денежной компенсации старшего инспектора, капитана полиции, имеющего стаж службы 10 лет, инвалида II группы, со 100% утратой трудоспособности в 2015 году по ранее действовавшему механизму, закрепленному в прежней редакции части 6 ст. 43 Закона о полиции.

Утраченное денежное довольствие

Оклад по должности - 15 тыс. 500 руб.

Оклад по званию - 11 тыс. руб.

Процентная надбавка за выслугу лет - 10 лет (20%) - 5 тыс. 300 руб.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (20%) - 3 тыс. 100 руб.

Иные надбавки (для удобства расчета) - 4 тыс. 500 руб.

Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей (25%) - 6 тыс. 625 руб.

Итого размер денежного довольствия составит 46 тыс. 25 руб.

Расчет пенсии по инвалидности

Оклад по должности - 15 тыс. 500 руб.

Оклад по званию - 11 тыс. руб.

Процентная надбавка за выслугу лет - 10 лет (20%) - 5 тыс. 300 руб.

31 тыс. 800 руб. x 62,12% = 19 тыс. 754 руб. - это денежное довольствие для исчисления пенсии.

Пенсия инвалида II группы назначается в размере 85% от размера денежного довольствия для исчисления пенсии

19 тыс. 754 руб. x 85% = 16 тыс. 790 руб.

Учитывая, что ранее действовавший механизм предполагал уменьшение ежемесячной денежной компенсации на сумму пенсии по инвалидности, итоговый размер денежной компенсации в рассматриваемом случае составит:

46 тыс. 25 руб. - 16 тыс. 790 руб. = 29 тыс. 235 руб.

Как уже было отмечено, новый механизм расчета предполагает исчисление ежемесячной денежной компенсации исходя из размеров оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением соответствующих коэффициентов (в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3).

Таким образом, сумма ежемесячной денежной компенсации, в соответствии с новой редакцией части 6 ст. 43 Закона о полиции, при аналогичных условиях составит:

31 тыс. 800 руб. x 0,5 = 15 тыс. 900 руб.

В указанном случае на основании ст. 2 Закона N 15-ФЗ сотруднику органов внутренних дел будет сохранен прежний (29 тыс. 235 руб.) размер ежемесячной денежной компенсации.

Вместе с тем отметим, что Закон N 15-ФЗ является законодательным актом прямого действия и для производства перерасчета ежемесячной денежной компенсации в настоящее время имеются все правовые основания.

Таким образом, назначение и перерасчет ежемесячной денежной компенсации следует производить с момента вступления в силу Закона N 15-ФЗ.

Кроме того, реализация положений Закона N 15-ФЗ потребует внесения соответствующих изменений в приказ МВД России от 18 июня 2012 г. N 590 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам" (далее - Инструкция), которые в оперативном порядке готовятся совместными усилиями специалистов ФЭД и ДПД МВД России.

Проектом приказа предусматривается исключение из Инструкции излишних в настоящее время условий и документов, подлежащих представлению для выплаты ежемесячной денежной компенсации.

Учитывая, что новый механизм назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации не предусматривает установление стойкой утраты трудоспособности, внесение каких-либо изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 70 "О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" не планируется.

Необходимо учитывать, что в целях недопущения двойной выплаты ежемесячной денежной компенсации лицам, которым она назначена на основании решения суда, ее перерасчет должен осуществляться на общих основаниях в случае отказа взыскателя от взыскания с соблюдением правил, установленных ст. 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. (с изм. и доп.) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также статьями 439 и 440 ГК РФ.

В заключении можно констатировать, что вопросы обеспечения социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе и по окончании прохождения ими службы, продолжают находиться в зоне повышенного интереса как законодателей, так и правоприменителей.

Необходимость дальнейшего совершенствования уже существующих и принятия новых нормативных правовых актов как законодательного, так и подзаконного уровней, направленных на более детальную проработку и более качественную реализацию различных видов социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел является сегодня крайне важной и сомнений не вызывает.

Рассмотренные нами изменения, установленные Федеральным законом от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции", являются лишь определенным этапом в деле совершенствования механизмов социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, в том числе при получении сотрудником инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с исполнением им своих служебных обязанностей, и исключающей возможность дальнейшего прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел.

Служебно-правовое управление
ДПД МВД России