См. Документы Фонда социального страхования Российской Федерации

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ (ВОПРОС - ОТВЕТ)

Какие документы необходимо предоставлять страховщику для получения путевки на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, и возможно ли самостоятельное приобретение путевки с последующей выплатой компенсации. Нужно ли предоставлять справку 070/у?

В соответствии с Постановлением Правительства N 286 от 15.05.2006 для предоставления путевки на медицинскую реабилитацию должны быть представлены следующие документы:

- программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленная бюро медико-социальной экспертизы по установленной форме;

- заключение врачебной комиссии медицинской организации о наличии у застрахованного медицинских показаний к определенному курсу реабилитации;

- заявление застрахованного (или его доверенного лица - в этом случае нужно будет предъявить документ, подтверждающий его полномочия, т.е. доверенность).

Самостоятельное приобретение путевки с последующей выплатой компенсации, а также предоставление справки по форме 070/у не предусмотрено.

Кто имеет право на получение государственной социальной помощи в виде государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение?

Согласно ст. 6.1 и 6.7 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют граждане следующих категорий, включенные в Федеральный регистр:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах";

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды;

10) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

Граждане, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг (его ведет Пенсионный фонд), имеют право при наличии справки по форме N 070/у, подтверждающей наличие медицинских показаний к санаторно-курортному лечению, обратиться с заявлением о предоставлении путевки. Этот порядок утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328.

Об очередности предоставления путевки на санаторно-курортное лечение

В целях соблюдения равных прав граждан обеспечение путевками идет в зависимости от даты подачи заявления о предоставлении санаторно-курортного лечения и на основании медицинских показаний, указанных в справке по форме N 070/у.

Предоставление в приоритетном порядке путевки федеральному льготнику, относящемуся к одной из девяти категорий, установленных ст. 6.1 и ст. 6.7 Федерального закона N 178-ФЗ, не принимая во внимание ранее зарегистрированные заявления других граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, является грубым нарушением их прав, что противоречит п. 3 с. 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц.

Почему гражданам льготных категорий, проживающих в г. Москве, путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются чаще, чем гражданам, проживающим в "глубинке"?

С 1 января 2009 года в соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Москвы полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте и обратно переданы Правительству Москвы.

В дополнение к этим полномочиям Правительство Москвы вправе за счет средств городского бюджета увеличивать объем, расширять ассортимент и повышать качество услуг в области санаторно-курортного лечения.

О предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение в летнее время в санаторно-курортные учреждения "южного направления" по выбору гражданина

Отбор санаторно-курортных организаций, оказывающих услуги по санаторно-курортному лечению отдельных категорий граждан по различным нозологиям производится региональными отделениями Фонда на конкурентной основе в соответствии с действующим законодательством в сфере госзакупок.

Участие в конкурентных процедурах, объявленных региональными отделениями Фонда, является правом, а не обязанностью санаторно-курортных организаций. Решение об участии в конкурентных процедурах принимается непосредственно руководством здравниц.

Сроки (сезон) санаторно-курортного лечения являются предметом регулирования государственного контракта. Таким образом, при определении сроков заездов и количества путевок учитываются не только интересы обоих сторон.

Санаторно-курортные организации, будучи самостоятельными хозяйствующими субъектами, предоставляют путевки в летний период в ограниченном количестве, в связи с загруженностью номерного фонда по путевкам, проданным по коммерческой цене.

Указанная ситуация особенно характерна для курортов Кавказских Минеральных Вод и Черноморского побережья Кавказа.

Санаторно-курортные организации, в которые предоставляются путевки функционируют круглый год и не являются летними оздоровительными учреждениями. Они не могут предоставить всем нуждающимся санаторно-курортное лечение только летом.

Следует отметить, что вопросы организации детского летнего оздоровительного отдыха, в том числе детей-инвалидов, отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Обращаем внимание, что при оказании услуг по санаторно-курортному лечению, осуществляемому в целях профилактики основных заболеваний, климатический фактор имеет значительно меньшее влияние, чем основные реабилитационные мероприятия в соответствии со специализацией санаторно-курортного учреждения, выполняемые в любой сезон. При этом право выбора гражданином санатория, в который ему будет предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение действующим законодательством не предусмотрено.

О предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение за пределами Российской Федерации

В соответствии с установленным порядком (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328) обеспечение льготных категорий граждан осуществляется путем предоставления им путевок в организации, расположенные на территории Российской Федерации и отобранные на основании результатов конкурентных процедур.

Предусмотрена ли компенсация расходов за самостоятельно приобретенные гражданами льготных категорий путевки на санаторно-курортное лечение?

Законодательством не предусмотрена выплата компенсации расходов за самостоятельно приобретенные гражданами льготных категорий путевки на санаторно-курортное лечение.

О предоставлении Фондом социального страхования Российской Федерации бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно

Организация перевозки граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется:

а) железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда, в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует; вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);

б) водным транспортом третьей категории;

в) автомобильным транспортом общего пользования;

г) авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, предусмотренных пп. а), либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга).

Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения осуществляется только в случаях:

- к месту санаторно-курортного лечения, по путевке, выданной территориальным органом Фонда;

- к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные организации, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- к месту лечения при наличии медицинских показаний на основании направления и Талона N 2, оформленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.