См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 28 декабря 2016 г. N ИС-аудит-12

Примерные формы аудиторского заключения по МСА

Совет по аудиторской деятельности 12 декабря 2016 г. (протокол N 28) одобрил следующие примерные формы аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленные в соответствии с МСА, которые подлежат применению на территории Российской Федерации с 1 января 2017 г. <1>:

--------------------------------

<1> Со всеми названными в настоящем Информационном сообщении документами Совета по аудиторской деятельности можно ознакомиться на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе "Аудиторская деятельность".

а) о годовой бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам (без раскрытия ключевых вопросов аудита);

б) о годовой консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО (с раскрытием ключевых вопросов аудита);

в) о годовой финансовой отчетности, составленной по МСФО (с раскрытием ключевых вопросов аудита);

г) о годовой бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам (с раскрытием ключевых вопросов аудита).

Ограничения на допустимые виды деятельности
аудиторской организации

Совет по аудиторской деятельности 12 декабря 2016 г. (протокол N 28) обобщил практику применения части 6 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в части запрета аудиторской организации заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных статьей 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". В частности, рассмотрена ситуация, когда аудиторская организация сдает в субаренду излишки занимаемых ею площадей.

Оценка такой деятельности может показать, что по своим параметрам, определяемым в соответствии с гражданским законодательством, она явно не является предпринимательской и не влечет за собой возникновение конфликта интересов. К такому выводу могут привести, в частности, такие параметры, как:

направленность деятельности по сдаче помещения в субаренду не на получение прибыли;

систематичность осуществления деятельности по сдаче помещения в субаренду (например, ограниченность определенным временным периодом);

характер определения величины возмещения, получаемого аудиторской организацией как арендодателем от сдачи помещения в аренду;

предмет договора субаренды (например, излишки площадей, используемых для осуществления аудиторской деятельности);

условия заключения аудиторской организацией договора субаренды (например, изменение общей экономической ситуации, сопровождающееся временным сокращением аудиторского бизнеса; невозможность выхода из договора аренды помещения на экономически приемлемых условиях);

стороны договора субаренды (арендатор - лицо, не являющееся и не планирующее быть аудируемым лицом (клиентом) аудиторской организации).

Если анализ указанных параметров в конкретной ситуации показывает, что деятельность аудиторской организации по сдаче помещения в субаренду в качестве арендодателя явно не является предпринимательской и не влечет за собой возникновение конфликта интересов, то такая деятельность в конкретной ситуации может быть признана допустимой.

Обеспечение независимости при оказании общественно
значимому клиенту нескольких услуг

Совет по аудиторской деятельности 12 декабря 2016 г. (протокол N 28) обобщил практику применения Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций в случае, когда аудиторская организация оказывает общественно значимому хозяйствующему субъекту несколько услуг.

Согласно пункту 2.52 Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций предоставление аудиторской организацией аудируемым лицам соответствующих компетентности услуг, связанных с выполнением заданий, не обеспечивающих уверенность, может создавать угрозы независимости аудиторской организации или участников аудиторской группы. Большей частью, это угрозы самоконтроля, личной заинтересованности, заступничества.

Для того чтобы снизить угрозы независимости, аудиторская организация должна принять адекватные меры предосторожности. Примеры таких мер приведены в пунктах 2.52 - 2.65 Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и включают, в частности:

а) предоставление указанных услуг лицом, не являющимся участником аудиторской группы;

б) привлечение лица из руководящего состава аудиторской организации с соответствующим опытом, не являющегося участником аудиторской группы, для проверки выполненной работы;

в) действия, позволяющие убедиться в том, что лицо из состава руководства аудируемого лица оставляет за собой ответственность за формирование значимых суждений и принятие значимых решений (функции руководства) при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

г) обсуждение указанной ситуации с представителями собственника аудируемого лица.

Обязанность юридического лица располагать информацией
о своих бенефициарных владельцах

Статьей 6.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 215-ФЗ) введены следующие новые обязанности юридического лица (включая аудиторскую организацию):

1) располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений: фамилия, имя, а также отчество; гражданство; дата рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты; данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания; идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

2) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

3) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев не менее пяти лет со дня получения такой информации;

4) представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев по запросу Росфинмониторинга, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации;

5) раскрывать информацию о бенефициарных владельцах в своей отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся его учредителями или участниками или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев. При этом физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Согласно статье 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 500000 рублей.

Приведенные нормы вступили в силу 21 декабря 2016 г.

Департамент
регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской
деятельности Минфина России