См. Документы Министерства финансов Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 24 февраля 2021 г. N ИС-учет-32
УСТАНОВЛЕНЫ ОСОБЕННОСТИ
РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее - ПБУ) определяют объем, содержание и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности организаций.
Приказом Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 287н в ряд ПБУ внесены изменения, которые предоставляют составителю бухгалтерской отчетности возможность раскрывать информацию в ограниченном объеме в определенной ситуации (ранее - такая возможность была установлена ПБУ 8/2010 для раскрытия информации об оценочных обязательствах, условных обязательствах и условных активах). Изменения направлены на снижение рисков отчитывающейся организации, возникающих, когда раскрытие той или иной детализированной информации в бухгалтерской отчетности приводит и (или) может привести к последствиям, нежелательным для организации и (или) иных лиц, в отношении которых организация раскрывает такую информацию.
Исходя из приказа Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 287н, под раскрытием информации в бухгалтерской отчетности в ограниченном объеме понимается:
информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме:
Содержание информации
|
Федеральный стандарт, которым установлены обязанность раскрывать информацию и объем раскрываемой информации
|
О доходах организации
|
ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н
|
О связанных сторонах
|
ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. N 48н
|
О договорах строительного подряда
|
ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. N 116н
|
По сегментам
|
ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", утвержденное приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. N 143н
|
ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, - когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и (или) урону деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон. Например, раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера иностранным государством и (или) государственным объединением, и (или) союзом, и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, в отношении отчитывающейся организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон;
круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, - все организации, составляющие бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации и на которые распространяется действие указанных ПБУ;
часть бухгалтерской отчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, - пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);
допустимый характер ограничения - ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ. При этом под раскрытием информации в ограниченном объеме понимается такое раскрытие, при котором информация приводится в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера и (или) урон деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон. Ограничение объема раскрываемой информации не предполагает и не тождественно исключению какого-то вида информации в полном объеме из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств), пояснений к ним. Ограничение объема раскрываемой информации не касается составления бухгалтерской отчетности.
Случаи допустимого ограничения объема
раскрываемой информации
Объем раскрываемой информации, предусмотренный ПБУ
|
Допустимое ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного ПБУ
|
Доходы организации
|
|
В отношении выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
а) общее количество организаций, с которыми осуществляются указанные договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки;
б) доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями;
в) способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.
|
Не указываются сведения об организациях, на которые приходится основная часть выручки, полученной по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами.
Указываются причины, по которым более подробная информация не раскрывается.
|
Информация о связанных сторонах
|
|
Если в отчетном периоде организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, проводила операции со связанными сторонами, то в бухгалтерской отчетности по каждой связанной стороне раскрывается, как минимум, следующая информация:
характер отношений (в соответствии с пунктом 6 ПБУ 11/2008);
виды операций;
объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;
условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форму расчетов;
величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.
Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы, за исключением случаев, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухгалтерскую отчетность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.
|
Не раскрываются сведения по каждой связанной стороне в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008.
Информация в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008, раскрывается по группе связанных сторон, а также указываются причины, по которым более подробная информация не раскрывается.
|
Договоры строительного подряда
|
|
В бухгалтерской отчетности организации раскрывается следующая информация по каждому договору, не завершенному на отчетную дату:
общая сумма понесенных расходов и признанных прибылей (за вычетом признанных убытков) на отчетную дату;
сумма полученной предварительной оплаты, авансов, задатка на отчетную дату;
сумма за выполненные работы, не предъявленная заказчику до выполнения определенных условий или до устранения выявленных недостатков работы на отчетную дату.
|
Не раскрываются сведения по каждому договору строительного подряда в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008.
Информация в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008, раскрывается по совокупности договоров, не завершенных на отчетную дату, а также указываются причины, по которым более подробная информация не раскрывается.
|
Информация по сегментам
|
|
Организация раскрывает следующую информацию о покупателях (заказчиках), выручка от продаж которым составляет не менее 10 процентов общей выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации:
а) наименование покупателя (заказчика);
б) общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику);
в) наименование отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка.
|
Не раскрываются сведения по каждому покупателю (заказчику) в объеме, предусмотренном ПБУ 12/2010.
Указываются причины, по которым более подробная информация не раскрывается.
|
степень ограничения раскрываемой информации - определяется отчитывающейся организацией самостоятельно, исходя из конкретных условий и обстоятельств ведения хозяйственной деятельности этой организацией и (или) ее контрагентами, и (или) связанными сторонами. При этом имеется в виду, что в приказе Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 287н речь идет лишь об ограничении объема раскрываемой информации, а не об исключении информации из отчетности в полном объеме;
орган, принимающий решение о наличии ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации, - руководство отчитывающейся организации;
орган, принимающий решение о том, какая информация раскрывается в ограниченном объеме, и о степени такого ограничения - руководство отчитывающейся организации.
Обоснованность раскрытия информации в ограниченном объеме, в том числе наличие ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации, допустимость принятой отчитывающейся организацией степени ограничения раскрываемой информации, рассматривается и подтверждается независимым аудитором в ходе аудита бухгалтерской отчетности. В публичных акционерных обществах данный вопрос должен быть предметом рассмотрения комитета по аудиту совета директоров (наблюдательного совета).
Приказ вступает в силу с 27 февраля 2021 г. и подлежит применению, начиная с раскрытия информации в бухгалтерской отчетности за 2020 г.
Разрешено заочное утверждение годовой бухгалтерской
отчетности в 2021 году
Федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлен порядок утверждения годовой бухгалтерской отчетности соответственно акционерного общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО). Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. N 17-ФЗ на период до 31 декабря 2021 г. включительно приостановлено действие положений названных Федеральных законов, устанавливающих запрет на проведение общих собраний в форме заочного голосования.
В связи с этим в 2021 г. годовая бухгалтерская отчетность АО и ООО может быть утверждена решением общего собрания акционеров или общего собрания участников ООО в форме заочного голосования без проведения собрания (совместного присутствия акционеров или участников для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование). Для процедуры заочного голосования по поводу утверждения годовой бухгалтерской отчетности совет директоров АО или исполнительный орган ООО должны предварительно принять решение о форме проведения общего собрания. При этом общее собрание акционеров должно быть проведено не позднее 30 июня года, следующего за отчетным, а общее собрание участников ООО - не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 17-ФЗ вступает в силу 7 марта 2021 г.
Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России