См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 22 октября 2020 г. N ИС-аудит-34

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ

В рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" Минфином России переиздан ряд приказов, регулирующих вопросы аудиторской деятельности:

от 8 июня 2020 N 97н "Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля";

от 26 июня 2020 г. N 121н "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов";

от 29 июня 2020 г. N 122н "Об утверждении Порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, а также перечней включаемых в них сведений".

Данные приказы вступают в силу с 1 января 2021 г. Одновременно утрачивают силу приказы Минфина России от 18 декабря 2015 г. N 203н, от 30 апреля 2009 г. N 41н и от 30 ноября 2009 г. N 111н, взамен которых изданы названные выше акты.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы
аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов

1. Уточнены основные принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее - ВККР). В новой редакции приказа Минфина России к ним отнесены: осуществление ВККР в отношении всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов; независимость ВККР; обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами; прозрачность процедуры назначения контролеров для проведения внешней проверки качества работы; публичность результатов ВККР (ранее - помимо перечисленных указывались принципы: надлежащий уровень профессиональной компетентности контролеров; отчетность о состоянии и результатах ВККР; обеспечение устранения проверенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки).

2. Формулировка требования независимости контролера при осуществлении ВККР приведена в соответствие с формулировками Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Кроме этого, содержание этого требования дополнено положением, согласно которому в проверяемый период и в период проведения контрольного мероприятия контролер не должен быть связан гражданско-правовыми отношениями с объектом ВККР (ранее - только финансовыми отношениями).

3. Перечень требований к организации ВККР дополнен требованием формирования отчетности о состоянии и результатах ВККР.

4. Уточнен ряд вопросов составления программы внешней проверки качества работы:

а) перечень вопросов, включаемых в программу внешней проверки, дополнен вопросами соблюдения аудиторской организации, индивидуальным аудитором обязанностей по информированию Росфинмониторинга, установленных пунктом 3.1 части 2 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

б) из формы программы внешней проверки исключен реквизит "Тема внешней проверки".

5. В число областей деятельности проверяемого субъекта, подлежащих оценке в ходе внешней проверки качества работы, дополнительно включено соблюдение требования независимости аудиторской организацией, индивидуальным аудитором при осуществлении аудиторской деятельности. Основными вопросами такой оценки являются:

а) соблюдение ограничений, установленных частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, при приеме на обслуживание новых клиентов и принятии решения о продлении обслуживания аудируемого лица;

б) соблюдение требований, установленных частью 2 статьи 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", а также условия, согласно которому порядок выплаты и размер денежного вознаграждения за проведение аудита не зависит и не определяется оказанием аудируемому лицу прочих услуг;

в) наличие и эффективность процедур выявления и предотвращения рисков нарушения правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также угроз возникновения конфликта интересов, предусмотренного частью 3 статьи 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

Оценка соблюдения требования независимости будет вестись путем изучения процедур соблюдения правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, применяемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, проверки соблюдения аудиторами и другими работниками аудиторской организации, индивидуального аудитора таких процедур, в частности, рабочей документации аудитора по конкретным аудиторским заданиям.

Порядок ведения государственного реестра саморегулируемых
организаций аудиторов

Упрощена процедура предоставления некоммерческой организацией документов для внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Такая организация может не предоставлять копию свидетельства о государственной регистрации и копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов - юридических лиц. При этом Минфин России самостоятельно запрашивает их по системе межведомственного электронного взаимодействия в ФНС России.

Порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций
саморегулируемой организации аудиторов

1. Упрощена процедура предоставления аудиторской организацией, индивидуальным аудитором документов для внесения сведений о них в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр). При вступлении в члены саморегулируемой организации аудиторов коммерческая организация может не предоставлять сведения о государственной регистрации и идентификационном номере налогоплательщика, а индивидуальный предприниматель - сведения о государственной регистрации. Данные сведения саморегулируемая организация аудиторов самостоятельно получает на официальном Интернет-сайте ФНС России.

2. Изменен механизм обеспечения соответствия данных реестра и его контрольного экземпляра: при несоответствии между сведениями, содержащимися в них, приоритет имеют сведения, содержащиеся в реестре (ранее - ежегодная сверка сведений, содержащихся в реестре и его контрольном экземпляре).

3. Унифицирован подход к раскрытию сведений о мерах дисциплинарного и иного воздействия, принятых к аудиторской организации, аудитору саморегулируемой организацией аудиторов и Федеральным казначейством. При публикации реестра и его контрольного экземпляра на официальных Интернет-сайтах соответственно саморегулируемой организации аудиторов и Минфина России, а также в выписках из реестра, выдаваемых саморегулируемой организацией аудиторов, такие сведения указываются лишь в течение 365 дней с даты внесения их в реестр (ранее - в выписках из реестра сведения указывались без ограничения времени). Исключение составляют случаи, когда до истечения этого срока мера воздействия отменяется органом, применившим ее.

4. Сокращен объем сведений, предоставляемых аудиторской организацией о своем членстве (или ином участии) в международных сетях аудиторских организаций. По каждой международной сети, членом которой является аудиторская организация, указываются сведения о месте, где может быть получена информация об этой сети и ее членах (ранее - адреса (места нахождения) всех членов каждой международной сети, членом которой является аудиторская организация).

Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой
отчетности, аудиторской деятельности,
валютной сферы и негосударственных
пенсионных фондов Минфина России

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области