См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 7 августа 2018 г. N ИС-аудит-24

Установлена обязанность совета директоров публичного
акционерного общества формировать комитет по аудиту

Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" введена обязанность совета директоров (наблюдательного совета) публичного акционерного общества (далее - ПАО) формировать комитет по аудиту (ранее - такая норма отсутствовала).

Комитет по аудиту формируется для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем финансово-хозяйственной деятельности ПАО. Одним из основных направлений деятельности такого комитета является взаимодействие с внешним аудитором общества и систематическое наблюдение за его работой. Данная деятельность комитета по аудиту призвана обеспечить уверенность акционеров ПАО в независимости и качестве аудита отчетности общества, углубленное рассмотрение проблем и рисков деятельности общества, выявляемых внешним аудитором, неформальное, эффективное взаимодействие совета директоров (наблюдательного совета) с внешним аудитором. <1>

--------------------------------

<1> О деятельности комитетов по аудиту совета директоров см. также "Комитеты по аудиту и качество аудита: тенденции и возможные области для дальнейшего рассмотрения" (www.minfin.ru раздел "Аудиторская деятельность - Общая информация - Деятельность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов").

Согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" в отношении внешнего аудитора комитет по аудиту должен в предварительном порядке рассматривать, в частности, следующие вопросы: оценка независимости внешнего аудитора и отсутствия у него конфликта интересов, оценка качества проведения внешним аудитором аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Исходя из Федеральных законов "Об акционерных обществах" и "Об аудиторской деятельности":

независимость внешнего аудитора ПАО - отсутствие имущественной, родственной или иной зависимости внешнего аудитора от общества, его акционеров, руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц в случаях, предусмотренных Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренными Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г.;

конфликт интересов - ситуация, при которой заинтересованность внешнего аудитора может повлиять на его мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО. Случаи возникновения у внешнего аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов установлены Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г.;

качественный аудит - в общем случае результативный аудит, выполняемый эффективно, своевременно и за разумную плату. Качественный аудит обеспечивает аудиторская группа, которая: придерживается надлежащих ценностей, этических норм и подходов; достаточно квалифицирована, опытна и располагает достаточным временем для проведения аудита; применяет строгие процедуры аудита и контроля его качества, соответствующие требованиям законодательства, нормативных правовых актов и применимых стандартов; предоставляет своевременные и полезные отчеты; надлежащим образом взаимодействует с заинтересованными сторонами <2>.

--------------------------------

<2> О качестве аудита см., например, документ "Концепцию качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита", изданный Международной федерацией бухгалтеров (www.minfin.ru раздел "Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита - Документы МСА - Дополнительные документы").

В соответствии с Кодексом корпоративного управления, одобренным Советом директоров Банка России 21 марта 2014 г., к основным задачам комитета по аудиту также относятся:

оценка кандидатов во внешние аудиторы общества, выработка предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов общества, по оплате их услуг и условиям их привлечения;

надзор за проведением внешнего аудита;

обеспечение эффективного взаимодействия между подразделением внутреннего аудита и внешним аудитором общества;

разработка и контроль исполнения политики общества, определяющей принципы оказания и совмещения внешним аудитором общества услуг аудиторского и неаудиторского характера обществу.

Исходя из пункта 3 статьи 64 и подпункта 9.1 пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ) компетенция и порядок деятельности комитета по аудиту определяются внутренним документом общества. Такой документ утверждается советом директоров (наблюдательным советом) ПАО. Совет директоров (наблюдательный совет) ПАО также определяет количественный состав комитета по аудиту, назначает его председателя и членов, а также прекращает их полномочия.

Кодексом корпоративного управления рекомендовано формировать комитет по аудиту только из независимых директоров, причем по крайней мере один из независимых директоров - членов данного комитета должен обладать опытом и знаниями в области подготовки, анализа, оценки и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последнее целесообразно публично раскрывать.

В качестве лучшей практики деятельности комитета по аудиту в Кодексе корпоративного управления отмечено публичное раскрытие информации о подготовленной этим комитетом оценке аудиторских заключений, представленных внешними аудиторами.

Норма Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ о формировании комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) ПАО вступает в силу с 1 июля 2020 г.

В контексте Международных стандартов аудита, обязательных к применению на территории Российской Федерации, комитет по аудиту относится к лицам, отвечающим за корпоративное управление в обществе. Стандарты аудиторской деятельности возлагают на аудитора ряд обязанностей по активному взаимодействию с комитетом по аудиту.

Уточнены требования по соблюдению аудитором
конфиденциальности банковской информации

Федеральным законом от 29 августа 2018 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" внесено изменение в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", которым уточнено требование обеспечения аудиторскими организациями конфиденциальности сведений, составляющих банковскую тайну и полученных ими в процессе деятельности. В частности, установлено, что аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов:

полученные аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг (ранее - полученные в ходе проводимых проверок);

предоставленные аудиторским организациям Банком России в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ранее - такая норма отсутствовала).

Одновременно случаи, в которых аудиторская организация вправе раскрыть третьим лицам сведения, составляющие банковскую тайну, дополнены случаем, когда такие сведения получены от Банка России, и аудиторская организация имеет предварительное согласие в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, на указанное раскрытие (ранее - указывалось лишь, что исключения составляют случаи, предусмотренные федеральными законами).

Аудиторские организации несут ответственность за неправомерное разглашение сведений, составляющих банковскую тайну. Разглашение банковской тайны может повлечь уголовную ответственность (например, статья 183 Уголовного кодекса Российской Федерации) или административную ответственность (например, статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности).

Норма Федерального закона от 29 августа 2018 г. N 263-ФЗ о соблюдении аудитором конфиденциальности банковской информации вступила в силу с 30 июля 2018 г.

Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России