См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 27 января 2004 года

Министерство финансов Российской Федерации, как компетентный орган, информирует об отдельных вопросах применения статьи 11 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.95 (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Соглашения проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом Договаривающемся Государстве, но взимаемый налог не должен превышать 10% от общей суммы процентов. Однако в случае любого вида займа, предоставленного банком, такой налог не должен превышать 5% от общей суммы процентов.

Таким образом, если налогообложение в государстве источника дохода в размере, не превышающем 10% от общей суммы процентов, применяется к любому процентному доходу, определяемому в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Соглашения, то налогообложение в размере, не превышающем 5% от общей суммы процентов, применяется только в отношении процентов, возникающих из займов, предоставляемых банками.

1. Термин "любого вида заем, предоставленный банком" включает в себя кредиты, предоставляемые банком заемщику.

2. В отношении сумм, выплачиваемых банкам по векселям и облигациям, необходимо руководствоваться следующим.

В случаях, когда в соответствии с соглашением сторон договора займа заемщик выдает вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить полученные взаймы денежные суммы, проценты по векселю могут рассматриваться как проценты по договору займа. То есть, чтобы проценты по векселю рассматривались в целях применения пункта 2 статьи 11 Соглашения как проценты по займу, необходимо чтобы в основании вексельного обязательства лежал договор займа.

В соответствии со статьей 816 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК России) в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. В таких случаях суммы процентов по облигациям, выплачиваемые их эмитентами, также могут рассматриваться как суммы процентов по договору займа в смысле пункта 2 статьи 11 Соглашения.

3. Действующее гражданское законодательство рассматривает договоры займа и кредита (гл. 42 ГК России) с одной стороны и банковского вклада (гл. 44 ГК России) с другой как отдельные виды договоров, каждый из которых регулируется законом самостоятельно. Некоторые сходства юридических конструкций позволяют диспозитивно применять методы расчета процентов по кредитам также и к договору банковского вклада (абз. 2 п. 1 ст. 838 ГК России), но совпадение отдельных условий договоров не дает оснований для их отождествления. Закон "О банках и банковской деятельности" также рассматривает привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады и их размещение от своего имени и за свой счет как самостоятельные банковские операции (ст. 1 Закона).

С учетом изложенного проценты, выплачиваемые по договорам банковского вклада, не могут рассматриваться как проценты по займам для целей применения пункта 2 статьи 11 Соглашения.