СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 30 декабря 2014 г. N 211-51098-14

О ПОРЯДКЕ
ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О СОВЕРШЕННЫХ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ
В ХОДЕ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

В связи с возникающими на практике вопросами о порядке получения сведений о совершенных нотариальных действиях в ходе проверки сообщения о преступлении, в том числе путем производства выемки (до возбуждения уголовного дела), информирую о следующем.

Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", разработанным по инициативе Следственного комитета Российской Федерации, существенно расширен перечень процессуальных средств проверки сообщения о преступлении.

В числе таких средств предусмотрено полномочие следователя истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ).

Между тем указанная в части первой статьи 144 УПК РФ ссылка "в порядке, установленном настоящим Кодексом" не дает правовых оснований для изъятия предметов и документов в рамках следственных действий, производство которых до возбуждения уголовного дела не предусмотрено УПК РФ (в том числе путем производства выемки (статья 183)).

При решении вопроса о получении следователем сведений, составляющих нотариальную тайну (сведения, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением им профессиональной деятельности), посредством процессуальных действий, производство которых возможно до возбуждения уголовного дела, необходимо принимать во внимание следующее.

В соответствии с положениями статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <1> (далее - Основы) нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия, а также по требованию органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными делами. Согласно статье 16 Основ нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности, и только суд может освободить его от обязанности сохранения тайны.

--------------------------------

<1> Утверждены Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 29.06.2004 N 13-П и другие), что независимо от времени принятия законов приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. В данном случае специальным законом, регулирующим нотариальную деятельность, являются названные Основы, обеспечивающие охрану конфиденциальных сведений, связанных с осуществлением этой деятельности, установившие ограничения на получение информации о совершенных нотариальных действиях.

Данные законоположения, направленные на охрану нотариальной тайны, во взаимосвязи с установлениями пункта 7 части второй статьи 29 УПК РФ, регламентирующими порядок изъятия предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, с учетом конституционного истолкования этих установлений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2005 N 10-О) приводят к выводу о том, что получение следователем от нотариуса сведений о совершенных нотариальных действиях возможно только на основании судебного решения вне зависимости от способа их получения.

Наличие возбужденного уголовного дела для получения сведений о совершенных нотариальных действиях не имеет определяющего значения, поскольку действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в сравнении с Основами предусматривает более высокую гарантию охраны нотариальной тайны - получение судебного разрешения.

В связи с изложенным на стадии проверки сообщения о преступлении:

1) при истребовании документов, содержащих нотариальную тайну, их осмотре и изъятии (в ходе осмотра) должны соблюдаться предусмотренные УПК РФ основания и особые условия их производства (получение судебного разрешения);

2) нотариус, разрешая требование следователя о представлении документов, сформированных в процессе осуществления нотариальной деятельности (направленное ему в порядке части первой статьи 144 УПК РФ), вправе не представлять истребованные у него документы без судебного разрешения на их осмотр и изъятие;

3) нотариус, давая следователю объяснение, вправе не сообщать сведения о совершенных им нотариальных действиях без судебного разрешения на их разглашение;

4) следователь вправе осматривать и изымать (в ходе осмотра без судебного разрешения) добровольно представленные гражданами документы, содержащие сведения о совершенных с их участием нотариальных действиях, поскольку в этом случае права граждан не нарушаются.

В целях обеспечения бесспорной легитимности доказательств, собираемых в ходе проверки сообщения о преступлении, рекомендуется придерживаться изложенного порядка.

В случае отказа судов давать разрешения на производство рассматриваемых процессуальных действий информируйте об этом Главное организационно-инспекторское управление Следственного комитета Российской Федерации.

Информационное письмо доведите до сведения подчиненных руководителей и следователей следственных органов городского и районного звеньев.

Первый заместитель Председателя
генерал-полковник юстиции
В.И.ПИСКАРЕВ